Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 07:16, реферат

Краткое описание

Актуальность данного вопроса обосновывает выбор темы нашей работы: «Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста».
Цель исследования: выявить педагогические условия воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
Объект исследования: процесс воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
Предмет исследования: педагогические условия воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
1.2 Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности»
1.3 Критерии и уровни нравственной воспитанности младших школьников
Выводы по 1 главе
Глава 2. Педагогические условия воспитания нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста
2.1 Использование метода этической беседы как средства воспитания нравственных ценностей
2.2 Методы и приемы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
2.3 Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста
2.4 Педагогический эксперимент
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста.docx

— 108.51 Кб (Скачать)

  В целом работать с ребятами понравилось, они охотно шли на контакт, вступали в дискуссии, делали свои выводы. К  тому же ребята оказались творческими (артистичными) личностями. На наш взгляд нужно проводить и дальнейшую работу в классе в этом направлении (нравственное воспитание), это позволит сплотить класс, развить у них культуру общения, поведения. В целом класс творческий, любят разыгрывать разные сценки, которые придумывают сами или на основе произведений, поэтому дальнейшую работу можно направить и на развитие творческого потенциала у детей. Если в дальнейшем в классе будет проводиться такая работа с детьми, то ребята вырастут культурными, высоко нравственными людьми.

  В рамках контрольного этапа педагогического  эксперимента мы провели аналогичную  диагностику и составили таблицу  с критериями нравственной воспитанности  или «Сводный лист» (см. Приложение таблицу 3).

  Рассмотрим  показатели УНВ в сравнительной  гистограмме представленной на рис.2.

  Рисунок 2 – Сравнительные показатели уровней  нравственной воспитанности на контрольном  и заключительном этапах эксперимента

  Как видно из данной гистограммы динамика роста нравственной воспитанности  у младших школьников очевидна.

  Сократилось до нуля количество испытуемых относящихся  к первому уровню, количество испытуемых относящихся ко второй группе увеличилось  на 3 (74%), а также на 1 увеличилось  количество учащихся 3 уровня (26%).

  Таким образом, наша исследовательская работа показала, что у детей данного  класса средний уровень нравственного  воспитания. Однако теоретические знания преобладают над практическими  умениями. Мы видим, что работу по формированию нравственности надо продолжать.

  Выводы  по 2 главе

  Нравственное  воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для решения этой задачи учителю  требуется не только знание предметов  начальных классов и методики их преподавания, но и умение направить  свою деятельность на формирование нравственного  воспитания детей. Вопросы нравственного  воспитания, совершенствования ребенка  волновали общество всегда и во все  времена. Особенно сейчас, когда все  чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного  воспитания становится все более  актуальной.

  Нравственное  воспитание, ориентированное на воспитание нравственных ценностей, рассматривается  в педагогике в качестве важнейшей  цели воспитания на основе воспитания, развития, саморазвития жизненного опыта  и его осмысление усилиями самого воспитанника. В различные исторические периоды развития в обществе складываются многообразные нравственные ценности, их объединяет то, что они обращены к человеческому началу, основаны на личностном опыте, представляют собой  совокупность общих принципов, норм поведения учащихся по отношению друг к другу, природе, обществу во имя добра (во благо). Сформированные нравственные ценности позволяют определить ценностные нравственные ориентиры младших школьников, стремление к идеалу, они выполняют регулирующую функцию в жизнедеятельности учащихся.

  В современных условиях воспитание нравственных ценностей в деятельности классного  руководителя может быть успешным при  условии ориентации на системный, деятельностный, проблемно-целевой и личностный подходы к воспитанию; соответствующего уровня педагогической культуры классного руководителя, родителей; использование специального педагогического инструментария для диагностики сформированности нравственных ценностей учащихся и определения уровня воспитанности школьников.

  Проведенное нами исследование показало, что работа проделанная в ходе формирующего этапа исследования способствовала повышению уровня нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста: сократилось до нуля количество испытуемых относящихся к первому уровню, количество испытуемых относящихся ко второй группе увеличилось на 3 (74%), а также на 1 увеличилось количество учащихся 3 уровня (26%). Следовательно, можно сделать следующий вывод, что теоретические знания у ребят преобладают над практическими умениями и стала явной необходимость продолжения работы по формированию нравственной воспитанности детей. 

  Заключение

  Специфика воспитания нравственных ценностей  у младших школьников заключается  в возрастных особенностях развития учеников, закономерностях, механизмах и логике данного процесса.

  Логика  формирования нравственных ценностей  включает в себя следующие звенья: поиск, оценка, выбор и проекция (или  актуализация ценности в совместной деятельности).

  Благоприятны  для развития нравственных ценностей  детей младшего школьного возраста следующие особенности деятельности: добровольность участия, активность и  самостоятельность детей, привлекательность  содержания деятельности, творчество; личностная ориентированность работы педагога, опора на ценностные отношения, сотрудничество сверстников и представителей разных возрастов; системность, предполагающая взаимодействие ряда средств, методов, приемов и форм, взаимосвязь в  целостном педагогическом процессе учебной и внеучебной деятельности.

  В подтверждение теоретических положений  нами был проведен педагогический эксперимент, на основе результатов которого нами сделаны следующие выводы. Эффективность воспитания нравственных ценностей школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационного, содержательного, операционного.

  Проведенные мероприятия дали динамику развития нравственных ценностей детей младшего школьного возраста в сторону  увеличения.

  Опытная работа в школе №8 г.Ленинска-Кузнецкого показала необходимость проведения занятий по нравственному воспитанию с младшими школьниками. Хотя в опытном 3 «А» классе теоретические знания преобладают над практическими умениями, все же работу по формированию нравственности надо продолжать, чтобы теоретические знания вошли в зону "актуального развития".

  Этой  работой мы подтвердили "закономерность нравственного воспитания, которую  сформулировал В.А. Сухомлинский: "Если человека учат добру - ...в результате будет добро". Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

  Воспитание  нравственных ценностей младших  школьников может способствовать повышению  уровня воспитательной подготовки учащихся в школе, обеспечивая развитие нравственных качеств личности.

  И наши дети, воспитанники станут высоконравственными  личностями: вежливыми, внимательными  к другим людям, научатся бережно  относиться к труду. 

  Список  литературы  

  1. Абрамова, Г.С. Практическая психология [Текст]/Г.С. Абрамова. - Москва, 2004.- 471с.

  2. Бабанский, Ю.К. Педагогика [Текст]/ Ю.К. Бабанский. – Москва, 1999.-374с.

  3. Богданова, О.С. Этические беседы  с школьниками [Текст]/О.С.Богданова. – Москва, 2007.-310с.

  4. Божович, Л.И., Нравственное формирование личности школьника в коллективе [Текст]/Л.И. Божович. - Москва, 2000.-468с.

  5. Волков, Б.С., Детская психология  развития [Текст]/Б.С. Волков. - Москва, 2000.-576с.

  6. Григорович, Л.А. Педагогика и  психология [Текст]/Л.А.Григорович. - Минск, 2004.-312с.

  7. Каиров, И.А. Азбука нравственного воспитания [Текст]/И. А. Каиров. – Москва, 2006.- 201с.

  8. Каиров, И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания [Текст]/ И.А. Каиров. - Москва, 2005.-213с.

  9. Калюжный, А.А. Роль учителя в  нравственном воспитании школьников [Текст]/ А.А. Калюжный. – Москва, 2008.-205с.

  10. Колдунов, Я.И. Нравственное воспитание  личности школьника [Текст]/Я.И.Колдунова. - Калуга, 2007.-197с.

  11. Кузнецова, Л. В. Гармоническое  развитие личности младшего школьника  [Текст]/Л.В.Кузнецова. – Москва, 2008.-241с.

  12. Лихачёв, Б.Т. Педагогика [Текст]/Б.Т.  Лихачев. – Москва, 2006.-601с.

  13. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]/А.Г.Малков. - СПб., 2004.-318с.

  14. Малиночкин, Э.Т. Педагогика [Текст]/Э. Т. Малиночкин. – Москва, 2002.-430с.

  15. Марьенко, И.С. Нравственное становление личности [Текст]/И.С. Марьенко. - Москва, 2005.219с.

  16. Натанзон, Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика [Текст]/Э.Ш. Натанзон. – Москва, 2001.-349с.

  17. Немов, Р. С. Психология [Текст]/Р.С.Немов – Москва, 2000.-691с.

  18. Щукина, Г.И. Педагогика школы  [Текст]/ Г.И.Щукина. – Москва, 1998.-291с.

  19. Подласый, П.И. Педагогика [Тест] / П.И. Подласый. – Москва, 2001.-437с.

  20. Рахимов, А.З. Роль нравственного  воспитания в формировании личности [Текст] / А.З. Рахимов. - СПб., 2008-169с.

  21. Реан, А.А., Психология и педагогика [Текст] / А.А. Реан.– СПб., 2000.-263с.

  22. Рожков, М. И. Организация воспитательного  процесса в школе [Текст]/И.И.Рожков. – Москва, 2000.-309с.

  23. Рубинштейн, С. Л. Психолого–педагогические проблемы нравственного воспитания школьников [Текст]/С.Л. Рубинштейн. - Москва, 1996.-350с.

  24. Сенько, В. Г. Воспитание у младших школьников норм поведения [Текст] / В.Г.Сенько. – Минск, 2006.-190с.

  25. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]/В.А.Сластенин. - Москва, 2002.-405с.

  26. Толкачёва, Л. Всех выше должно  стоять образование нравственное [Текст]/ Л.Толкачева.- Минск, - 2002.-291с.

  27. Трофимова, Н. М. Нравственные  ориентиры младшего школьника  [Текст]/Н.М. Трофимова. – СПб., 2007. -266с.

  28. Урумбасарова, Э. А. Проблема нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки [Текст]/Э.А. Урумбасарова. – Алмата, 1999.-364с.

  29. Филонова, Г.Н. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника [Текст]/ Г.Н.Филонова. – Москва, 2003.-382с.

  30. Фридман, Л. М. Психологический  справочник учителя [Текст]/Л.М.  Фридман. – Москва, 2001.-173с.

  31. Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание  школьников: Пособие для клас. Руководителей [Текст]/И.Ф. Харламов. – Москва, 2003.-415с.

  32. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]/И.Ф.  Харламов. – Москва, - 2002.-386с.

  33. Шилова, М.И. Проблема ценностей  и цели воспитания [Текст] / М.И.  Шилова. - Москва, - 2001.-329с.

  34 Щуркова, Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология [Текст]/Н.Е.Щуркова. – Москва, 2001.-257с.

  35. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание  и эмоциональная сфера личности [Текст]/М.Г.Яновская. – СПб., - 2003.-413с. 

  Приложение

  Таблица 1

  Уровни  нравственной воспитанности (методика М.И. Шиловой)

  Основные  отношения

  Показатели  воспитанности

Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)
Отношение к обществу
1. Патриотизм
1. Отношение  к родной природе   3 - любит и  бережет природу, побуждает к  бережному отношению других;

  2 - любит  и бережет природу;

  1 - участвует  в деятельности по охране природы  под руководством учителя;

  0 - природу  не ценит и не бережет.

2. Гордость  за свою страну   3 - интересуется  и гордится историческим прошлым  Отечества, рассказывает об этом  другим;

  2 - интересуется  историческим прошлым;

  1 - знакомится  с историческим прошлым при  побуждении старших;

  0 - не  интересуется историческим прошлым.

3. Служение  своими силами   3 - находит  дела на службу малому Отечеству  и организует других;

  2 - находит  дела на службу малому Отечеству;

  1 - участвует  в делах на службу малому  Отечеству при организации и  поддержке со стороны учителей;

  0 - не  принимает участия в делах  на пользу малому Отечеству

4. Забота  о своей школе   3 - участвует  в делах класса и привлекает  к этому других

  2 - испытывает  гордость за свою школу, участвует  в делах класса;

  1 - в  делах класса участвует при  побуждении;

  0 - в  делах класса не участвует,  гордости за свою школу не  испытывает.

Отношение к умственному труду
2. Любознательность
5. Познавательная  активность   3 - сам много  читает и знает, обсуждает с  друзьями узнанное;

  2 - сам  много читает;

  1 - читает  при побуждении взрослых, учителей

  0 - читает  недостаточно, на побуждения учителя  не реагирует

6. Стремление  реализовать свои интеллектуальные  способности   3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим;

  2 - стремится учиться как можно лучше

  1 - учиться  при наличии контроля;

  0 - плохо  учится даже при наличии контроля

7. Саморазвитие   3 - есть любимое  полезное увлечение, к которому  привлекает товарищей;

  2 - есть  любимое полезное увлечение;

  1 - нет  полезного увлечения, во внеурочной  познавательной деятельности участвует  при наличии побуждения со  стороны учителя;

  0 - во  внеурочной деятельности не участвует.

8. Организованность  в учении   3 - работу на  уроке и домашнее задания выполняет  внимательно, аккуратно, помогает  товарищам;

  2 - работу  на уроке и домашнее задания  выполняет внимательно, аккуратно

  1- Работу  на уроке и домашнее задания  выполняет под контролем;

  0 - на  уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет

Отношение к физическому труду
3. Трудолюбие
9. Инициативность  и творчество в труде   3 - находит  полезные дела в классе, школе  и организует товарищей на  творческий труд;

  2 - находит  полезные дела в классе, школе,  выполняет их с интересом;

  1 - участвует  в полезных делах в классе, в школе, организованных другими;

  0 - в  полезных делах не участвует,  позитивную инициативу и творчество не проявляет.

10. Самостоятельность   3 - хорошо трудится  без контроля со стороны старших  и побуждает к этому товарищей;

  2 - сам  хорошо трудится, но к труду  других равнодушен;

  1 - трудится  при наличии контроля;

  0 - участия  в труде не принимает

11. Бережное  отношение к результатам труда   3 - бережет  личное и общественное имущество,  стимулирует других;

  2 - бережет  личное и общественное имущество;

  1 - требует  контроля в отношении к личному  и общественному имуществу;

  0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.

12. Осознание  значимости труда   3 - осознает  знание труда, сам находит работу  по своим силам и помогает  товарищам;

  2 - осознает  значение труда, сам находит  работу по своим силам;

  1 - не  имеет четкого представления  о значимости труда; при выполнении  работ по силам нуждается в  руководстве;

  0 - не  осознает значимости труда, не  умеет и не любит трудиться.

Отношение к людям
4. Доброта  и отзывчивость
13. Уважительное  отношение к старшим   3 - уважает  старших, не терпит неуважительного  отношения к ним со стороны  сверстников;

  2 - уважает  старших;

  1 - к  старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;

  0 - не  уважает старших, допускает грубость.

14. Дружелюбное  отношение к сверстникам   3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;

  2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;

  1 - проявляет  дружелюбие, нуждается в побуждении  со стороны товарищей и старших;

  0 - груб  и эгоистичен

15. Милосердие   3 - сочувствует  и помогает слабым, больным, беспомощным  и настраивает на это других;

  2 - сочувствует  и помогает слабым, больным;

  1 - помогает  слабым, больным при условии поручения,  наличия контроля

  0 - неотзывчив, иногда жесток

16. Честность  в отношениях с товарищами  и взрослыми   3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других

  2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми;

  1 - не  всегда честен;

  0 - нечестен

Отношение к себе
5. Самодисциплина
17. Самообладание  и сила воли   3 - проявляет  самообладание и силу воли  в добрых поступках, стремится  развивать ее, побуждает к этому  других; 2 – сам проявляет добрую  волю, стремится развивать ее, но  безразличен к безволию своих  товарищей;

  1 - развивает  волю в организованных взрослыми  ситуациях, нередко подчиняясь  воле других;

  0 - силой  волей не обладает и не стремится  ее развивать.

18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения   3 - добровольно  соблюдает правила культуры поведения,  требует этого от других;

  2 - добровольно  соблюдает правила культуры поведения,  не заботится о других;

  1 - нормы,  правила поведения соблюдает  при наличии контроля;

  0 - нормы  и правила не соблюдает

19. Организованность  и пунктуальность   3 - своевременно  и качественно выполняет любое  дело, требует этого от других;

  2 - своевременно  и качественно выполняет свои  дела;

  1 - при  выполнении дел и заданий нуждается  в контроле;

  0 - начатые  дела не выполняет

20. Требовательность  к себе   3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

  2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

  1 - не  всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

  0 - к  себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.

Информация о работе Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста