Шпаргалка по "Налогам и налогообложению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 15:08, шпаргалка

Краткое описание

1.Предпосылки возникновения налогообложения
2. Этапы развития налогообложения
...
56.Водный налог.
61.Системы налогообложения для сельхох.товаропроизводитлей.

Файлы: 1 файл

ответы.docx

— 209.74 Кб (Скачать)

Информирование  и воспитание налогоплательщиков. Информирование (пропаганда) - деятельность финансовых и налоговых органов по доведению  до налогоплательщиков информации, необходимой  для правильного исполнения ими  налоговых обязанностей. В данном случае имеется в виду информация о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и сроках уплаты и т.п.

Воспитание  имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного  исполнения ими своих налоговых  обязанностей и предполагает осуществление  просветительской работы по разъяснению  необходимости налогообложения  для государства и общества.

Налоговое консультирование сводится к разъяснению  финансовыми и налоговыми органами лицам, ответственным за исполнение налоговых обязанностей, положений  законодательства о налогах и  сборах, применение которых на практике вызывает у них затруднения [7].

Налоговым кодексом РФ предусмотрены определенные меры по обеспечению налогового консультирования путем проведения разъяснительной  работы с налогоплательщиками.

Льготирование - это деятельность финансовых органов  по предоставлению отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) возможности не уплачивать налоги или  сборы [8].

Контролирование представляет собой деятельность налоговых  органов с использованием специальных  форм и методов по выявлению нарушений  законодательства о налогах и  сборах, в конечном счете нацеленную на достижение высокого уровня налоговой дисциплины среди налогоплательщиков и налоговых агентов [8.

Принуждение - это деятельность налоговых органов  по принудительному исполнению налоговых  обязанностей посредством применения в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и других санкций [8].

Исполнение  обязанности по уплате налогов и  сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пени, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика.

21.Налоговая доктрина

Налоговая политика как система мероприятий, осуществляемых государством при налогообложении  определяется налоговой доктриной  государства ( концептуальными основами налогообложения данного государства в данный период). Налоговая доктрина государства является гарантом от непредсказуемого вмешательства в налоговое законодательство и представляет собой обобщенное выражение основных принципов, норм и правил, являющихся базой в рамках принятой общей финансово-экономической политики. Налоговая доктрина государства должна иметь силу при всех текущих изменениях налогового законодательства

Налоговая доктрина обычно отражается в стабильно  и долговременно отстаиваемых государственной  властью позициях по таким вопросам, как:

роль  и значение налогов в финансовой системе страны;

доля  налогов в ВНП ( ВВП) и общей сумме доходов бюджетной системы;

соотношение прямых и косвенных налогов, определение  крайних пределов налоговых изъятий  для отдельных отраслей и сфер деятельности, для отдельных слоев  и классов населения;

прогрессивность (регрессивность) налогообложения 

• налоговые режимы для накопления и инвестиций, роль и значение налогов  с корпораций, пределы компетенции  налоговых органов при« исправлении», для налоговых целей, финансовых результатов тех или иных коммерческих сделок и операций, формы контроля и надзора налоговых органов  за деятельностью налогоплательщиков и т.д.

На  основе налоговой доктрины формируется  налоговая политика, которая может  временами отходить достаточно далеко от принятой налоговой доктрины и  даже противоречить ей, повинуясь  требованиям конкретного момента  или произвольным действиям отдельных  ветвей законодательной или исполнительной власти, но в длительной перспективе  должна всегда соответствовать провозглашенной  налоговой доктрине ( или должна соответственно меняться налоговая доктрина). Налоговая политика находит свое выражение в налоговом праве — нормативных налоговых актах и инструкциях, которые устанавливают основные обязанности налогоплательщиков и в налоговой технике, которая представляет собой совокупность правил и средств, используемых налоговыми органами для сбора налогов и для поддержания общей налоговой дисциплины в стране».

Таким образом, концепция налогообложения  выработанная исходя из сложившихся  в экономике и в финансовой системе обстоятельств, лежит в  основе налоговой политики государства  Кроме того, при разработке налоговой  политики определяющими (исходными) моментами  выступают государственные приоритеты в налогообложение которые и  определяют направления ( аспекты) налоговой политики ( фискальное, экономическое, социальное и организационное). Фискальный, как обычно еще говорят финансовый аспект, характеризует налоги с точки зрения источников доходов государства. Экономический аспект характеризует влияние налогов на развитие производства и предпринимательской деятельности Социальный аспект определяет степень справедливости обложения налогами юридических и физических лиц. Организационный аспект налоговой политики связан с механизмом налогообложения, его внешними организационно-техническими формами и методами.

Если  государство отдает предпочтение какому-нибудь одному направлению (аспекту), например фискальному, то это означает, что  цели и задачи налоговой политики подчинены только обеспечению государства  налоговыми доходами А это приведет к усилению тяжести налогового бремени налогоплательщика и формированию социально несправедливой налоговой системы. Поэтому предпочтительность всех вышеуказанных аспектов налоговой политики сегодня становится объективно необходимым условием формирования эффективной системы налогообложение поскольку социально справедливая, правильно организованная налоговая система является одним из условий перехода к гражданскому обществу.

Российская  налоговая доктрина и соответственно и налоговая политика пока находятся  в стадии становления. По многим принципиальным моментам ведутся споры, некоторые нормы и правила сохранились от прежней административной системы, по вновь принятым и действующим на сегодня налоговым режимам сохраняются противоречия, обусловленные, прежде всего, практикой функционирования рыночной экономики и целями провозглашенной экономической и социальной политики. Поэтому при устранении этих противоречий важно или правильно избрать исходную позицию, или постепенно адаптировать налоговые режимы к задачам проводимой экономической политики, или« вдавливать» экономическую реальность в рамки устаревших и мешающих развитию налоговых правил и механизмов.

22.Стратегия и тактика  налоговой политики

Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических  и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства  и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка  взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических  отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая  политика — это не автоматическое выполнение предписаний налоговых  законов, а их совершенствование.

Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, — это налоговая  стратегия, а на текущий момент —  налоговая тактика Тактика и стратегия незаменимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы. Это не только препятствует реализации налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства. Исходя из этого с учетом прогнозов ученых, касающихся тенденций экономического развития, объективной действительности, состояния социального положения в обществе разрабатываемая государством налоговая стратегия должна преследовать следующие задачи:

 

• экономические — обеспечение  экономического роста, ослабление цикличности  производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов социальные — перераспределение  национального дохода в интересах  определенных социальных групп путем  стимулирования роста прибыли и  недопущения падения доходов  населения;

фискальные  — повышение доходов государства;

международные — укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.

Противоречия  между тактическими действиями управленческих структур и общей стратегией налогообложения, утвержденной конституционными правовыми  актами государства, приводят к разбалансированности бюджета, сбоям в хозяйственном  механизму торможению воспроизводственныхпроцессов, и в конечном итоге — к экономическому кризису.

Обоснованность  тактических действий при проведении налоговой политики играет огромную роль в формировании доходов бюджета.

Бюджетные задания на очередной финансовый год должны согласовываться с  общей стратегией налогообложения. Этого требуют положения Конституции  РФ о разграничении полномочий федерального центра и регионов. Конституционные  права субъектов РФ определяют характер их отношений с федеральной властью  при установлении правовых норм разграничения  налогов по звеньям бюджетной  системы.

23.Механизм реализации  налоговой политики государства.

осударство проводит свою налоговую политику через механизм ее реализации, представляющий собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, форм налогового контроля и налогового механизма. Практическое применение механизма реализации налоговой политики осуществляется посредством налогового законодательства, регламентирующего организационно-правовые нормы и методы управления налогообложением, налоговый механизм (налоговые ставки, льготы, вычеты, способы обложения, формы и виды налогового контроля и т.д.).

Механизм  реализации налоговой политики в  зависимости от конкретного места  и периода проведения этой политика различается в пространстве и  времени. Неравнозначны полномочия государственных органов в области  налогообложения на разных уровнях  управления На разных этапах общественного развития государства проводили разнохарактерную налоговую политику. Механизм реализации налоговой политики как совокупность практических действий государства в области налогообложения есть система условий и правил реализации на практике положений налогового законодательства. Поэтому налоговые законы должны приниматься исходя из объективно сложившихся социально-экономических, демографических, экологических, политических условий. При этом любые действия государственных органов в области налогообложения не соответствующие этой объективной основе, должны оцениваться как субъективистское вмешательство в воспроизводственные процессы, которые неминуемо приведут к их деформации.

Основанный  на теоретической базе налогообложения  и на налоговом законодательстве механизм реализации налоговой политики позволяет систематизировать налоговые  отношения, складывающиеся при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Всю систему  налоговых отношений можно разграничить на три подсистемы:

отношения, возникающие при налоговом планировании (складываются на уровне как бюджетов, так и хозяйствующих субъектов);

отношения, возникающие при налоговом регулировании (складываются на микро- и макроэкономическом уровнях);

отношения, возникающие при налоговом контроле (складываются на всех уровнях государственного управления налогообложения ).

Эффективность использования механизма реализации налоговой политики зависит от того, как государство учитывает сущность налогов ( природу категории« налог»), как полностью используется ресурс каждой функции этой категории.

В налоговой политике проявляется  относительная самостоятельность  государства. В современных условиях налоговый механизм является наиболее универсальным инструментом воздействия  политической надстройки общества на базисные (экономические) отношения. Изменяя  налоговую политику, манипулируя  налоговым механизмом, государство  получает возможность стимулировать  экономическое развитие или сдерживать его. Однако главной целью налоговой  политики современного государства  является создание благоприятствующего  налогового климата для внутренней, внешней и инвестиционной деятельности организаций.

Налоговая политика и механизм реализации налоговой  политики определяют роль налогов в  обществе. Эта роль постоянно меняется в зависимости от изменения роли самого государства в общественной жизни.

В основу налоговой политики должна быть заложена, как уже было сказано, господствующая в обществе налоговая концепция (налоговая доктрина государства).

24.Налоговая реформа,  и ее взаимосвязь с налоговой  политикой государства.

В условиях плановой экономику действовавшей  в нашей стране, налоговая система  не играла роли эффективного регулятора экономических процессов и тенденций. В определенной мере отсутствие реально действующей налоговой системы обусловило системный кризис советской экономики в конце 1980-х годов.

Как известно, налоговая система является необходимым элементом рыночного  механизма Поэтому в РФ с 1 января 1992 г. введена в действие новая налоговая система, которая и стала одним из шагов российского правительства к переводу российской экономики на рыночные отношения. В течение первого года, после ввода в действиеновой налоговой системы, правительствуудавалось обеспечить достаточно высокий уровень налоговых поступлений Связано это со следующим

Информация о работе Шпаргалка по "Налогам и налогообложению"