Шпаргалка по "Налогам и налогообложению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 15:08, шпаргалка

Краткое описание

1.Предпосылки возникновения налогообложения
2. Этапы развития налогообложения
...
56.Водный налог.
61.Системы налогообложения для сельхох.товаропроизводитлей.

Файлы: 1 файл

ответы.docx

— 209.74 Кб (Скачать)

 В некоторых странах плательщику  предоставляется возможность налоговой  оптации - выбора способа уплаты  налога на свое усмотрение. Так,  в Японии получатель доходов  от операций с ценными бумагами  сам решает, что ему выгодно'  уплатить 20% с дохода от всех  операций с ценными бумагами  или 1% с сумм продажи ценных  бумаг, которая зарегистрирована  на фондовой бирже1.

13. Порядок и способы исчисления уплаты

Согласно статье 52 Налогового кодекса  « налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот» ( например, при исчислении налога на прибыль организаций). Обязанность по определению суммы налога также может быть возложена на налоговый орган (в случае расчета налога на землю для физических лиц) или третье лицо — налогового агента, например, при исчислении налога на доходы физических лиц.

В статье 54 Налогового кодекса отражены принципы разрешения общих вопросов определения налоговой базы. Согласно положениям этой статьи «налогоплательщики-организации  исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета  и ( или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением»:

индивидуальные предприниматели  используют для этих целей данные учета доходов и расходов и  хозяйственных операций;

физические лица как налогоплательщики  исчисляют налоговую базу на основе получаемых от организаций сведений об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов

Существу ют rM'f системы исчисления налога:

некумулятивная система (обложение  налоговой базы предусматривается  по частям);

кумулятивная система (исчисление налога производится

нарастающим итогом с начала периода).

Российским законодательством  предусмотрено применение обеих  систем, а также их сочетания ( например, при расчете НДС используется некумулятивная система, а при исчислении налога на прибыль организаций — кумулятивная система).

14.Сроки уплаты налога.

Сроки уплаты налогов. Льготы по налогам.

Порядок исчисления налога состоит в определении суммы налога (так называемого налогового оклада), подлежащего к уплате в бюджет (внебюджетный фонд). Налог может быть исчислен: 1) самим налогоплательщиком; 2) налоговым агентом; 3) налоговым органом. 

В зависимости от вида налоговой  ставки исчисление налога производится: 1) как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы — для твердых налоговых ставок; 2) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы — для процентных (адвалорных) налоговых ставок; 3) в комбинированной форме — для комбинированных налоговых ставок. 

Налог может исчисляться по итогам налогового периода без учета ранее уплаченных налоговых платежей либо нарастающим итогом. В последнем случае размер подлежащего к уплате налога определяется путем вычитания из суммы налога, исчисленной по итогам налогового (отчетного) периода, ранее уплаченных ежемесячных (ежеквартальных) авансовых платежей. 

Налоговый орган исчисляет  ряд налогов, уплачиваемых физическими лицами (транспортный налог, налог на имущество физических лиц, земельный налог). В данном случае законодатель стремится освободить граждан от сложной и трудоемкой работы по исчислению налогов, требующей знания налогового законодательства и специальной квалификации. 

Исчислив налог, налоговый  орган не позднее 30 дней до наступления  срока платежа направляет налогоплательщикууведомление, где должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Если налогоплательщик уклоняется от получения налогового уведомления, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. 

Порядок и сроки уплаты налога. Сроки уплаты устанавливаются применительно к каждому налогу и определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. 

Налог должен быть уплачен  до 24 часов последнего дня срока, установленного для его уплаты. Если документы либо денежные суммы были сданы на почту или на телеграф до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным. В случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. 

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо по частям (авансовые платежи  в течение налогового периода). Налог  может быть уплачен в наличной или безналичной форме. 

Обязанность по уплате налога исполняется в национальной валюте РФ. Иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте. 

 

15. Метод  налогообложения

Под этим понимается порядок изменения  ставки налога в зависимости от роста  налоговой базы.

Метод налогообложения близко связан со ставкой налога. Существует три  метода налогообложения: равное, пропорциональное и прогрессивное.

При равном налогообложении устанавливается  одинаковая сумма налога для каждого  налогоплательщика без учета  налогооблагаемой базы, имущественного положения налогоплательщика и  т. п. Данный метод более широко применялся в прошлом, когда, например, устанавливалась  одинаковая сумма сбора для всех жителей государства при необходимости  выкупа короля из плена.

Пропорциональное налогообложение  характеризуется одинаковой налоговой  ставкой для каждого налогоплательщика, и размер ее не зависит от роста  или уменьшения налоговой базы, чего нельзя сказать о сумме налога, которая соответственно изменению  налоговой базы возрастает или уменьшается. Сегодня метод пропорционального  налогообложения применяется в  отношении доходов физических лиц: вне зависимости от размера дохода, подоходный налог взимается по ставке 13%.

Прогрессивное налогообложение. Существование  такого метода налогообложения обусловлено  существенной несправедливостью предыдущего, пропорционального метода по отношению  к низкообеспеченным слоям населения по сравнению с лицами, имеющими более высокий доход. Дело в том, что доля дохода, употребляемого на удовлетворение первоочередных потребностей, у этих двух категорий существенно отличается. Так, лица с низкими доходами зачастую всю заработную плату пускают на приобретение продуктов питания, в то время как более обеспеченные слои затрачивают на эти цели не более 5% дохода. Поэтому уплата налога с одинаковой налоговой ставкой более обременительна для первых, чем для последних. Для устранения этой несправедливости применяется прогрессивный метод налогообложения, суть которого заключается в увеличении ставки налога с ростом налоговой базы.

 Существуют несколько  видов прогрессивного налогообложения:

простая поразрядная прогрессия. В  данном случае налогооблагаемая база (например, 100 тыс. руб.) подразделяется на разряды и для каждого разряда  устанавливается твердая сумма  налога (оклад в абсолютной сумме).

Для получения суммы налога необходимо правильно определить разряд. Неудобство данного метода заключается в  неравномерности обложения лиц, получающих доходы, близкие к границам разряда. Например, суммы в 49 тыс. и 51 тыс. руб. будут облагаться соответственно 10 тыс. и 20 тыс. руб. налога;

простая относительная прогрессия. Налогооблагаемая база в данном случае также делится на разряды, но эта  дифференциация используется лишь для  определения ставки налога, которая  затем применяется ко всей сумме;

сложная прогрессия. Налогооблагаемая база делится на разряды, для каждого  из них устанавливается отдельная  ставка. Однако в отличие от других видов прогрессивного налогообложения  здесь каждый разряд существует самостоятельно, облагается по своей ставке. Суммы  налога, определенные для каждого  разряда, затем складываются, и таким  образом определяется итоговая сумма  налога.

Сложная прогрессия на сегодняшний  день в мире применяется наиболее широко, что обусловлено повышенной плавностью налогообложения;

скрытые системы прогрессии. Эффект прогрессии в данном случае достигается  не путем манипуляции со ставками, а иными методами, например путем  предоставления неодинаковых налоговых  льгот.

16.Параметры и основные понятия налоговой системы

 
В действующем законодательстве понятие  налоговой системы отсутствует, ранее же в Законе от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 "Об основах налоговой  системы" налоговая система определялась как совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых  в установленном порядке. Подобное определение, представляется, слишком  узким, так как в нем все  сведено к простой совокупности налогов, взимаемых на территории Российской Федерации. В широком же смысле налоговая  система может быть определена, как  основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов. Элементами этой системы являются не только налоги и сборы, но и налогооблагающие субъекты, действующие от их имени налоговые (финансовые, таможенные) органы, органы государственных внебюджетных фондов, сборщики налогов, органы налоговой полиции, налогоплательщики и налоговые агенты, их права и обязанности. Кроме того, налоговая система включает в себя принципы ее организации и функционирования, а также нормы налогового права. Все эти элементы неразрывно взаимосвязаны.

В структуре налоговой системы  выделяются отдельные подсистемы (составы). К их числу относятся:

- система принципов налогообложения;

- налогооблагающий состав;

- система налогов и сборов (налоговый  состав);

- состав налогоплательщиков (податный состав);

- система налогового контроля;

- система налоговой безопасности.

- система налогового права;

- состав прав и обязанностей  субъектов налогового права.

Важнейшими параметрами, позволяющими охарактеризовать налоговую систему, в первую очередь являются:

- налоговый потенциал государства  и его территорий;

- доля налогов и сборов в  доходах бюджетов;

- общее количество налогов и  сборов;

- стабильность налогового состава;

- соотношение прямых и косвенных  налогов;

- уровень налогообложения (налоговое  бремя);

- собираемость налогов и сборов;

- налоговая способность физических  лиц и организаций;

- уровень налоговой культуры  населения;

- состояние налоговой дисциплины.

 

17. Принципы организации и функционирования налоговой системы

Организация и функционирование налоговой  системы подчинено определенным принципам. В частности, выделяются следующие организационные и  функциональные принципы:

- единство налоговой системы;

- разграничение полномочий налогооблагающих субъектов;

- справедливость налогообложения;

- достаточность налогообложения;

- подвижность (эластичность) налогообложения;

- стабильность налоговой системы;

- удобность налогообложения.

Единство налоговой системы, прежде всего, означает единство: правовой базы налогообложения; порядка ведения  бухгалтерского (налогового) учета; валюты, в которой должны уплачиваться налоги и сборы; органов, осуществляющих налоговый  контроль и обеспечивающих налоговую  безопасность; санкций за нарушения  законодательства о налогах и  сборах.

Принцип разграничения полномочий налогооблагающих субъектов предполагает четкое определение пределов их компетенции по установлению и введению налогов (сборов) на своих территориях.

Справедливость означает, что при  установлении налогов должна учитываться  фактическая способность налогоплательщика  к уплате налога;

Достаточность налогообложения означает, что сумма средств, получаемых в  результате взимания налогов и сборов, должна обеспечивать необходимое финансирование публичной власти.

Подвижность (эластичность) налогообложения  означает, что налоговая система  должна гибко учитывать перемены социально-экономического характера  в жизни общества. При определении  условий налогообложения обязательно  должны приниматься во внимание изменения  в составе налогоплательщиков, их налоговая способность, отношение  к своим налоговым обязанностям и т.д.

Информация о работе Шпаргалка по "Налогам и налогообложению"