Шпаргалка по "Налогам и налогообложению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 15:08, шпаргалка

Краткое описание

1.Предпосылки возникновения налогообложения
2. Этапы развития налогообложения
...
56.Водный налог.
61.Системы налогообложения для сельхох.товаропроизводитлей.

Файлы: 1 файл

ответы.docx

— 209.74 Кб (Скачать)

 Практика законотворчества  исходит из закрепления перечня  льгот в соответствующем законодательном  нормативном акте. Это гарантирует  плательщику получение преимуществ  на относительно длительный период  времени Однако необходимо регулировать и стоимостный объем льгот, поэтому при утверждении бюджета законодательно устанавливаются максимальные размеры дотации, субсидий, субвенций и величина бюджетного дефицита, при этом необходимо определить приблизительную сумму, которую можно отнести к льготам.

 Правовое регулирование налоговых  льгот осуществляется на двух  уровнях Первый — налоговые  законы, закрепляющие принципиальные  исключения для определенных  категорий плательщиков или отраслей  Второй — подзаконные акты, осуществляющие  тактические цели по отношению  к конкретным субъектам и решающие  более узкие цели.

 Спорным является вопрос  об отраслевом выделение льгот. Часто создается целый ряд льгот, в области бюджетного регулирования (через дотационные выплаты и т.д),пред оставление налоговых освобождений, выделение налоговых кредитов. Важно закрепить категорический запрет на предоставление индивидуальных налоговых льгот с тем, чтобы исключить законодательное закрепление дискриминации плательщиков Нормы налогового законодательства, определяющие основы, порядок и условия применения налоговых льгот, не могут носить индивидуальный характер. Не допускается устанавливать правовую основу для применения правовой льготы таким образом, чтобы этой налоговой льготой мог пользоваться только один налогоплательщик.

 Налогоплательщик вправе использовать  налоговую льготу с момента  возникновения соответствующих  оснований для ее применения  и в период всего срока ее  действия самостоятельно, без предварительного  уведомления налоговых органов

 Льготное налогообложение остро  ставит проблему заявительного  характера налоговых льгот, который  сводится к следующему; обязан  ли налогоплательщик заявлять  о намерении использовать (или  отказаться от использования)  налоговую льготу, в какой форме  должно быть это заявление  и в какие сроки предоставлено  в налоговые органы. Налоговые  органы настаивают на исключительно  заявительном характере предоставления  налоговых льгот. Напротив, неиспользование  льготы при составлении налоговой  декларации за конкретный налоговый  период рассматривается ими как  отказ от ее использования  в данном периоде. Однако, видимо, более обоснованно под отказом  понимать активные действия налогоплательщика  — путем подачи соответствующего  заявления При этом неучег льготы при составлении налоговой отчетности не должен означать отказ от использования налоговой лыогы в соответствующем налоговом периоде Считаться отказавшимся от использования льготы или приостановившим ее использование налогоплательщик может только в том случае, если он подал в налоговый орган соответствующее заявление. При этом очень важным является следующее уточнение: правомерно отказавшийся от применения льготы налогоплательщик не вправе требовать возврата из бюджета уплаченной суммы налога или ее части.

^ 14.2. Система налоговых льгот

 Систему льгот по налогам  необходимо разделить на две  группы. Первая включает относительно  традицонные и стабильные освобождения от налога, независимо от изменения обстоятельств и даже государственного устройства.

 Например, освобождение от уплаты  налога отдельных лиц или групп  плательщиков. Финансовое право  Российской империи в качестве  субъекта освобождения от уплагы выделяло главу государства, так как «...он и вся его деятельность и без этого принадлежит государству» . К подобным традиционным льготам можно отнести и то положение, при коюром « . убогие или имеющие только минимум того, что необходимо для существования, освобождаются от уплаты. . налогов, так как в другом случае им пришлось бы отказаться от самого необходимого»2.

Вторая группа льгот характеризируется  определенной кратковременностью по отношению  к конкретным объектам В современных условиях, при становлении налоговых систем и быстро меняю­щейся хозяйственной и политической ситуации эта группа отличается большим количеством льгот и постоянным их изменением. Видимо, закон о налоговой системе должен прежде всего включать первую группу льгот, лишь касаясь второй, которая будет детализироваться при регулировании конкретного налогового платежа.

 Едва ли является правомерной  попытка сформулировать в окончательном  виде систему льгот по налогам,  даже при стабилизации экономической  ситуации, на длительную перспективу.  Нельзя исключать появления новых  налогов или сборов, отмены существующих  или появление тенденций, связанных  с реализацией политических или  других целей Кроме этого, система льгот должна дополняться (прямо или опосредовано) определенными санкциями. В основном они, вероятно, должны быть сосредоточены на контроле за использованием освобожденных льготных средств. Например, в Швеции акционерные общества при начислении чистого дохода имеют право исключать суммы, предназначенные для внесения в общий фонд капиталовложений. Данная льгота выполняется с помощью жесткого государственного контроля и ответственности налогоплательщиков за расходованием этого фонда. Если фонд используется не по назначению, соответствующая сумма не только облагается налогом, но и увеличивается как база налогообложения еще на 20%'.

 Характеристика налоговых льгот  должна быть основана на равенстве  в области налогообложения, и  при предоставлении льгот критерием  должно быть материальное положение  субъекта налогообложения. Вряд  ли являются правомерными основания  для предоставления льгот, если  они не связаны с имущественным  положением. Классификация налоговых  льгот может осуществляться по различным принципам.

 Чаще всего налоговая льгота  определяется путем"

1) налогового отчисления, уменьшающего  базу налогообложения при начислении  налога;

2) уменьшения налоговой обязанности  после начисления налога;

3) установления пониженной ставки налогообложения.

^ 14.3. Виды налоговых льгот

1. Отчисление (изъятие) — вид  льготы в области налогообложения,  при которой осуществляется выделение  отдельных составных частей из  общего объекта налогообложения  с целью уменьшения на их  величину объекта при начислении  и уплате налога.

 Этот вид льготы характеризируется  тем, что механизм предоставления  льгот: проецируется на объект  налогообложения, который непосредственно  уменьшается;. Подобные уменьшения объекта с целью налогообложения можно классифицировать:

 а) по видам плательщиков.

 полные - предоставляются всем плательщикам; частичные - предоставляются определенным категориям плательщиков;

 б) по срокам'.

 постоянные - действующие постоянно на протяжении длительного периода времени,

 временные - действующие на  протяжении определенного, заранее  ограниченного периода (предприятия  с иностранными инвестициями);

 чрезвычайные - предоставляются в связи с появлением определенных внезапных обстоятельств;

 в) по элементам объекта:

 имущественные - отчисление определенной части налогооблагаемого имущества;

 прибыльные отчисления - применяются  к части дохода плательщика;

 в зависимости: от вида  деятельности.

^ 2: Скидка — вид льготы в  области налогообложения, уменьшающая  сумму налога на определенные  величины. Совокупность этих величин,  составляющих основу скидки, определяется  суммой расходов плательщика,  которые законодатель выводит  из-под налогообложения путем  уменьшения на эквивалентную  сумму налоговой базы. Таким образом реализуется заинтересованность общества в определенной деятельности плательщика, стимулируются его расходы в определенном направлении.

 Здесь можно применить классификацию  отчислений (изъятий) в области  налогообложения (по видам плательщиков; по срокам, по элементам налоговой  базы)

а) лимитированные скидки, размер которых  ограничен прямо или опосредованно;

 б) нелимитированные — скидки, при которых налоговая база может быть уменьшена на всю сумму затрат налогоплательщика .

 

 Личные скидки дают право  плательщику исключить из налогооблагаемого  дохода расходы, направленные  на личное обустройство В Канаде к подобным расходам относятся накопления для приобретения собственного дома. В США налогоплательщик может заменить личные отчисления стандартной скидкой в размере 10% от суммы налогооблагаемого дохода, но не более 1000 долларов на супружескую пару При этом семейные скидки зависят от состава семьи В основе лежит регулирующая функция налогов, и особенное значение такие скидки имеют для мало­обеспеченных слоев населения Так, Кодекс прямых налогов Алжира (ст 96) определяет размер снижения налогового платежа в 1200 динаров на первого ребенка и за каждого следующего ребенка по 800 динаров при условии, что общая сумма этих уменьшений не будет превышать 3600 динаров2

^ 3. Налоговый кредит — вид  льготы налогообложения, при которой  освобождение касается общей  суммы налогового платежа, начисленной  для уплаты Такая формулировка данной льготы в некоторой мере условна, так как «налоговый кредит» находится на своеобразной границе между понятием «кредитование» и «финансирование». Так, если обычный налоговый кредит реализует основные принципы кредитования (срочность, платность, возвратность, целевой характер), то инвестиционный налоговый кредит реализуется на принципах финансирования.

^ 14.4. Формы налоговых льгот

 Льготы по налогу являюгся исключениями из общей схемы начистения конкретного вида налога, закреплены в нормативном акте и учитывают особенности, характеризующие плательщика, объект, ставку или другие условия При этом льготы зачастую являются полным или частичным освобождением от налога Совокупность льгот, которая претендует на закрепление в основном законе, регулирующем налоговую систему, может содержать следующие формы

1. ^ Необлагаемый \шним\м объекта налога. Привязываться к абсолютной величине денежной суммы в условиях инфляции не имеет смысла Именно поэтому законодатель выделяет величину, кратную минимальной заработной плате, которая утверждается Верховной Радой Украины и автоматически увеличивается при изменении минимума зарплаты

 

2. ^ Изъятие из обложения определенны\  пементов объекта налогообложения Чаще всего это часть дохода или других объектов налога, направляемая на цели, в реализации которых заинтересовано государство или местные органы самоуправления природоохранные мероприятия, освоение новых технологий

 Представляе I интерес термин «налоговая помощь», который вводится румынским налоговым законодательством. Юридические лица имеют право на отчисление из их налога на доход в пользу государства суммы, равной налоговой помощи, которая выплачивается из-за границы, на основании документов иностранных финансовых организаций, подтверждающих платеж Эта сумма не может превышать налог на доход, который рассчи ган согласно румынскому законодательству для доходов из всех источников с учетом связанных с этим затрат1.

3. ^ Освобождение от уплаты налога  отдельных лиц или катего-рий тателъщиков Таким образом законодагель открывает большие возможности для получения реальных доходов при уменьшении налоговых изъятий, так как нередко средства на содержание данных субъек-т ов выделяются из бюджета, и этот канал несколько упрощает движение средств от налогоплательщиков в бюджет, а потом в обратном направлении, к лицам, которым они требуются. Достаточно развитая система льгот схожего вида предусмотрена Законом Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты», которая вступила в силу с 1 января 1994 года (п 18ст12, п23ст13. п. 17 ст. 14, п 19 сг. 15 Закона). Согласно им наиболее защищенной в этом плане является категория инвалидов войны, которые полностью освобождаются от уплаты налогов, сборов и таможенной пошлины всех видов.

 Некоторая терминологическая  неопределенность подобных форм  порождает много неточностей  при применении налогового законодательства. Так, льготами по > плате НДС  при импорте товаров пользуются  предприятия, объединения и организации,  расположенные в зонах гарантированного  добровольного отселения и усиленного  радиологического контроля. Возникает  вопрос: что означа­ет «расположенные»? В данной ситуации предприятие может быть зарегистрировано в одном месте, а осуществлять деятельность в другом Возникает основание для конфликтной ситуации между плательщиком и налоговой инспекцией Конечно, налоговые органы исходят из необходимости регистрации предприятия по месгу основной деятельности, однако •это не всегда реализуется

4. ^ Снижение налоговых ставок. Этот вид льгот отражает как  государственное так и региональное значение вида деятельности, подпадающей под пониженную ставку

5. Отчисление из налогового  оклада. Предусматривает прежде всего изъятие из налогового оклада, которое осуществляется за определенный расчетный период.

6. Целевые налоговые льготы. Могут  включать различные формы отсрочки  взимания налогов. В качестве  наиболее характерного примера  можно выделить механизм использования  налогового кредита.

^ 7. Другие налоговые льготы (налоговые  каникулы и т.п.).

 В качества своеобразной  льготы можно рассматривать и  некоторые особенности уплаты  налога, формы перерасчета, хотя  это уже частный вопрос, который  должен регулироваться на уровне  инструкций Много проблем было связано с фискальным характером авансовых платежей, однако подобный механизм уплаты может обеспечить и ряд удобств для плательщика.

Информация о работе Шпаргалка по "Налогам и налогообложению"