Регулирующая функция налогов и ее реализация в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 20:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что в сложное для нашей страны время налоги играют немалую роль в укреплении экономической позиции России. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Цель курсовой работы, это рассмотреть регулирующую функцию налогов и ее реализацию в современных условиях
Исходя из цели, следуют задачи:
• дать понятие регулирующей функции налогов;
• рассмотреть концепции налогового регулирования;
• выяснить положение современной налоговой системы РФ

Файлы: 1 файл

КУРСЮ..doc

— 200.00 Кб (Скачать)

     Несмотря  на критику со стороны отдельных  экономистов концепции взаимосвязи величины налоговой ставки и сумм фактических поступлений налогов в бюджет, графически выраженной в известной кривой Лаффера, есть все основания для признания научной истинности теории налогового предела, как общей методологической основы построения эффективной налоговой политики. Однако лафферова теория налогового предела требует своего уточнения. Она основана на выводе о том, что налоговый предел не может быть одинаков во временном аспекте и для всех стран. Даже для благополучных западных стран, на примере которых Лаффер делал свои расчеты, последние применимы к рыночно развитой экономике конца 70-х годов только в среднем, не говоря уже о современной России, где рыночные отношения находятся ещё на стадии развития. Поэтому успешная практическая реализация теории налогового предела требует конкретных расчетов предельных и оптимального значений налогового бремени по каждой стране в отдельности и па определенном временном отрезке, и только на основе полученных результатов следует строить налоговую стратегию и тактику.

     Эту мысль, взятую на вооружение стониками  концепции экономики предложения, поясняет так называемая налоговая кривая американского экономиста А.Лаффера, выражающая зависимость налоговых поступлений в государственный бюджет от уровня налоговых ставок. 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 1. Кривая Лаффера  I 

     х — налоговая ставка (в % от налогооблагаемой базы); у — среднегодовой объем налоговых поступлений в бюджет; ч Х0оптимальная ставка налога, при которой поступления в бюджет достигают максимума — У0. 

      Рост  налоговых ставок лишь до определенного  предела поддерживает рост налоговых поступлений, затем этот рост замедляется. Далее происходит либо такое же плавное снижение доходов бюджета, либо их резкое падение. Таким образом, когда налоговая ставка достигает определенного уровня, губится предпринимательская инициатива, сокращаются стимулы к расширению производства, уменьшаются доходы, предъявляемые к налогообложению, вследствие чего часть налогоплательщиков переходит из «легального» в «теневой» сектор экономики. По теории А. Лаффера, развитие теневой экономики имеет обратную связь с налоговой системой, т.е. повышение налогов увеличивает размеры теневой экономики, легальное и нелегальное укрытие от налогов, при котором большая часть имеющегося дохода не декларируется. Эта теория также хорошо объясняет причины утечки капиталов в оффшорные зоны и увеличивающиеся из года в год масштабы оффшорного бизнеса.

     Влияние изменения уровня налогообложения  на экономическую активность и необлагаемую базу Лаффер представил в виде кривой (рис. 2).

     Кривые  Лаффера, представленные на рис. 1 и 2, отражают одну и ту же мысль: чем больше налоговая ставка, тем больше доходов хозяйственные субъекты скрывают от уплаты налогов и тем меньше становится база налогообложения, а после достижения пороговой налоговой ставки, сокращаются и поступления в бюджет. 

     

     Рис. 2. Кривая Лаффера  II 

     НБ  — база для начисления налога; Нналоговая ставка;

     Линия А — доходы, подлежащие налогообложению; Линия В — реально облагаемые доходы; Область между линиями А и В — доходы скрываемые от налогообложения. 

      Проблема  пороговой ставки налогообложения  давно волнует политиков, ученых и практиков. Как заметил французский  философ Монтескье, ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которая у них остается.

     А.Лаффер считает, что оптимальная ставка налогообложения (налоговое бремя) находится где-то между 20%, предложенными  Д.Кейнсом, и 40%, предложенными бывшим французским президентом В.Жискар д'Эстеном. В ходе неоконсервативных  налоговых реформ, которые прошли под влиянием идей экономики предложения в 1980—1990-х гг., предельные ставки подоходных налогов были действительно снижены5.

     Для оценки «разумности» уровня налогообложения  используется критерий эластичности налоговой  системы. Согласно ему ставки налогов должны быть столь высокими, чтобы предотвратить инфляцию, но в то же время столь низкими, чтобы стимулировать вложения капитала и обеспечивать развитие производства, т.е. чтобы налоги были не тяжким бременем для налогоплательщиков, а одним из стимулов развития экономики.

     Действительно, объективно существует оптимальная  доля изъятия прибыли в бюджет. Но, чтобы ее найти, необходимо провести исследование активности предприятий в случае применения тех или иных налоговых ставок. Их уровень, однако, не должен быть минимален, иначе не будут соблюдены требования бюджета и будет поставлено под угрозу нормальное функционирование общественного хозяйства, а сами налоги перестанут выполнять функции экономического регулятора.

      Теория  монетаризма, разработанная американским экономистом, профессором Чикагского университета М.Фридменом, приверженцем идеи свободного рынка, предлагает ограничить роль государства только той деятельностью, которую кроме него никто не может осуществить: регулированием массы денег в обращении. Делается также ставка и на снижение налогов. В то же время по теории монетаризма одним из основных средств регулирования экономики является изменение денежной массы и процентных банковских ставок. Так как государство с каждым годом увеличивает свои расходы, влекущие дополнительный рост инфляции, его нельзя допускать к регулированию объемов производства, занятости и цен. Однако оно может помочь в регулировании денежной массы — изъяв лишнее количество денег из обращения, если не с помощью займов, так с помощью налогов. Таким образом, сочетание снижения налогов с манипулированием денежной массой и процентной ставкой позволяет достичь стабильности функционирования финансового механизма государства и предприятий.             

      Основная  идея неоклассических теорий заключается в поисках методов снижения инфляции и предоставления большего количества налоговых льгот корпорациям и той части населения, которая формирует потребительский спрос на рынке. Несмотря на популярность и практическое использование приемов неоклассического направления, полной замены кейнсианских методов регулирования экономики не произошло. 
 

      2.4. Совершенствование налоговой системы

      В настоящее время налоговая система РФ довольно самодастаточно справляется с проблемами регулирования. Сконцентрировались необходимые финансовые ресурсы в федеральном бюджете:

  • для инвестирования стратегически важных отраслей и объектов, обеспечивающих национальную безопасность;
  • для инвестирования федеральных, местных, региональных органов власти, государственных и муниципальных образований.
  • для оказания финансовой поддержки и создания точек роста в 
    проблемных регионах.

      Но, несмотря на это, налоговая система  регулирования несовершенна:

  • кардинально изменилась структура форм собственности, преобладает не государственная, а частная форма собственности, вследствие этого возросла в структуре инвестиций доля собственных средств частных предприятий;
  • Т.к. региональные и местные бюджеты дефицитны, поэтому в структуре инвестиций доля бюджетных средств сократилась;
  • остается большим (39,8%) удельный вес убыточных предприятий, не имеющих собственных средств для развития;
  • для проблемных регионов, имеющих дефицит инвестиций и невыгодное сочетание индустриальных и инфраструктурных элементов развития, единственным условием привлечения инвестиций является создание благоприятного налогового климата для предпринимательской деятельности;

      Рассмотрев   ситуацию в целом сделаем выводы. Для совершенствования налоговой системы нужно:

  1.   Обеспечить автономность региональных бюджетов. Распределить налоговые полномочия с учетом расходных обязательств регионов и необходимости предоставления кредитов для развития важных для региона отраслей экономики.

     2. Предоставить самостоятельность и повысить ответственность региональных органов власти в проведении инвестиционной и налоговой политики

     3.  налог на прибыль должен выполнять не только фискальную, но и регулирующую функцию, для этого необходимо дифференцировать в зависимости от сферы деятельности (производство, торговля, финансовая сфера) льготы по налогу на прибыль или ставки налога;

     4. освободить от налогообложения инвестиции, направленные на развитие производства;

     5.  установить дифференцированную ставку налогообложения прибыли банков в зависимости от коэффициента вложенных средств в производственную сферу или целевые налоговые льготы по инвестициям в сферу производства, что позволит изменить финансовые потоки в необходимом для государства направлении;

  1. установить в крайне бедных регионах льготный режим налогообложения прибыли предприятий, в части перечисляемой в федеральный бюджет, с целью привлечения инвестиций;

     7. осуществлять постоянный мониторинг использования всех источников инвестиций по регионам для определения имеющихся у них резервов и объема ресурсов, которые предстоит выделить из федерального бюджета для их экономического развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

     Налоговое регулирование является главным  признаком существования государства, т.к. система налогов и сборов служит механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничить деловую активность, а следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности; создать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке. С помощью налогов можно проводить протекционистскую экономическую политику или обеспечить свободу товарному рынку. Налоги создают основную часть доходов государственного, региональных и местных бюджетов, обеспечивая возможность финансового воздействия на экономику через расходную часть.

     Основная  задача налогов:

  • рост доходной базы городов (под этим подразумевается укрепление налоговой базы);
  • сохранение существующих предприятий и имеющихся рабочих мест;
  • достижение сбалансированного качественного роста экономики;
  • развитие индустриальной и коммерческой базы;
  • уничтожение трущоб и развалин;
  • помощь беднейшим районам.

      Следовательно, налоги являются незаменимым фактором поддерживающим стабильность, функционирование и развитие государства.

Информация о работе Регулирующая функция налогов и ее реализация в современных условиях