Регулирующая функция налогов и ее реализация в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 20:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что в сложное для нашей страны время налоги играют немалую роль в укреплении экономической позиции России. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Цель курсовой работы, это рассмотреть регулирующую функцию налогов и ее реализацию в современных условиях
Исходя из цели, следуют задачи:
• дать понятие регулирующей функции налогов;
• рассмотреть концепции налогового регулирования;
• выяснить положение современной налоговой системы РФ

Файлы: 1 файл

КУРСЮ..doc

— 200.00 Кб (Скачать)

      • налоги и их функциональные элементы (категории 
налогоплательщиков, объект налога, налоговая база, налоговые 
ставки и льготы);

      • способы исчисления и сроки уплаты налогов, сборов. 
Налоговое   регулирование может осуществляться следующими способами:

  1. кардинальное или частичное реформирование структуры налоговой системы;
  2. варьирование уровнем налогообложения отдельных видов деятельности, видов доходов и имущества, отдельных категорий налогоплательщиков и регионов;
  3. реструктуризация налоговых обязательств;
  4. предоставление инвестиционного налогового кредита и/или отсрочки/рассрочки налогов;
  5. ужесточение /смягчение штрафных санкций за нарушение налогового законодательства.
 
 

      Способы налогового регулирования:

      1. Кардинальное или частичное реформирование  структуры налоговой системы, предполагает:

  • изменение соотношения федеральных, региональных, местных налогов и сборов;
  • изменение видов федеральных, региональных, местных налогов и сборов;
  • изменение видов регулирующих и закрепленных налогов;
  • изменение распределения налоговых поступлений по регулирующим налогам между бюджетами различных уровней;
  • введение целевых налогов;
  • изменение соотношения прямых и косвенных налогов и их видов;
  • введение новых налогов и/или отмена прежних налогов;
  • установление специальных налоговых режимов для определенных видов деятельности, для малого бизнеса и регионов.

      2. Варьирование уровнем налогообложения отдельных видов деятельности, видов доходов и имущества, отдельных категорий налогоплательщиков и регионов осуществляется посредством:

  • повышения/понижения налоговых ставок;
  • изменения видов ставок и типов прогрессии ставок налогов (прогрессивные, регрессивные, пропорциональные, эффективные и

      т.д.);

  • увеличения/сокращения количества налоговых льгот;
  • изменения видов налоговых льгот (пониженная или нулевая ставка, полное или частичное освобождение от налога, «налоговые каникулы», налоговые вычеты, налоговые скидки и т.д.);
  • изменения совокупной величины предоставляемых налоговых льгот (в процентах от налоговой базы);
  • перенесения сроков уплаты налогов на более поздний срок в виде отсрочки/рассрочки, инвестиционного налогового кредита;
  • изменения способов исчисления налогов, сборов и налогового периода;
  • предоставления права регионам устанавливать размеры ставок и льготы по региональным и местным налогам.

      Для достижения цели решаются следующие  задачи налогового регулирования:

      Варьируя  налоговыми инструментами и соответственно изменяя фискальное бремя:

  • стимулировать предпринимательскую деятельность в регионе, в отрасли экономики,
  • выравнивать уровень социально-экономического развития регионов,
  • сглаживать резкую дифференциацию уровня жизни различных категорий населения,
  • развивать передовые технологии, приоритетные отрасли экономики, социально значимые сферы деятельности.

      Механизм  налогового регулирования включает:

  1. принятие налогового законодательства, внесение изменений и дополнений в налоговые законы, которые увеличивают или уменьшают налоговую нагрузку определенных категорий налогоплательщиков, видов деятельности или регионов;
  2. контроль исполнения налогового законодательства, выявление причин налоговых правонарушений и несовершенства налогового законодательства;
  3. прогноз влияния предполагаемых изменений в налогообложении или в налоговой базе на финансы государства, регионов и налогоплательщиков;
  4. анализ и мониторинг последствий для налогоплательщика и регионов внесенных изменений в налогообложение;

      5) планирование налоговых поступлений  по уровням бюджетной системы и разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и налоговой системы.

      При переходе к рыночной экономике в  России изменилась роль налогов и налоговой системы, возникла потребность в использовании не только их фискальной, но и регулирующей функции. Однако налоги стали одним из кризисообразующих факторов по следующим причинам:

      • Отсутствие экономически обоснованной политики налогового 
регулирования и несоответствие осуществляемых принципов налогообложения уровню развития национальной и региональной экономики.

  • Несогласованность налогового, бюджетного, кредитно-денежного механизмов и вытеснение налоговых регуляторов, которые применяются в рыночной экономике, нормативами межбюджетных отношений.
  • Медленные темпы формирования рациональной организационной структуры управления налогообложением и несогласованность действий законодательной и исполнительной властей, несвоевременное принятие налогового законодательства.
  • Не использование в государственном регулировании мониторинга и прогнозирования экономических последствий изменений в налогообложении.
  • Неподготовленность кадров управления и налогоплательщиков и, как следствие, несовершенство налогового законодательства и налоговой системы.
  • Нестабильность налоговой системы, изменение порядка исчисления и уплаты налогов в течение отчетного/налогового периода.
  • Несоответствие налоговой системы социально-экономическим реализациям, одновременное увеличение количества налогов и повышение их ставок привело к нарушению допустимой границы налогообложения в 1990-е годы.

      • Некомпетентное использование инструментов налогового регулирования, вследствие чего негативные последствия на финансовое положение предприятий и населения оказали многочисленные 
налоги, объектом обложения которых являлись реализация товаров 
(работ, услуг) и фонд оплаты труда. Указанные налоги вызвали рост 
цен, инфляции, препятствовали уравновешиванию предложения и 
спроса. Организации были обязаны их уплачивать независимо от 
финансовых результатов своей деятельности.

      • В условиях системных преобразований, стагнации/неустойчивости экономики, финансового кризиса в стране или мирового 
финансового кризиса возрастает необходимость государственного 
регулирования развития экономики, так как обострены проблемы 
рыночной экономики (инфляция, безработица, бедность).

      Противоречивое  воздействие на состояние национальной и региональной экономики оказало налоговое регулирование посредством реформирования налогообложения в 1992-2004 гг. Преобладали мотивы «политической целесообразности», а не экономической эффективности в разграничении налоговых и расходных полномочий регионов, что привело к неравномерным налоговым нагрузкам регионов, тенденции децентрализации России (1992-1998 гг.).

      Обострились региональные различия не только в  экономическом развитии, но и в возможностях налогового стимулирования инвестиционной и предпринимательской деятельности, что ещё более ухудшило положение депрессивных регионов.

      Действующая структура налоговой системы, утвержденная в Налоговом Кодексе, не способствует формированию региональных и местных бюджетов.

      Наблюдается несоответствие налоговой и социальной политики. В структуре налоговой системы преобладают косвенные налоги. Основная тяжесть налогообложения переложена на население. Для малообеспеченного населения бремя таких налогов непосильно. Несмотря на это, при резкой дифференциации уровней жизни населения тяжесть налогообложения перенесли с высоко обеспеченных категорий населения на малообеспеченные.

      Анализ  главных тенденций налогового регулирования  в России показал необходимость  корректировки концепции и инструментов налогового регулирования.

      Практика  налогового регулирования показывает необходимость создания целостного механизма налогового регулирования, отвечающего современным требованиям и масштабам поставленных задач. Для обеспечения эффективности воздействия налоговых инструментов структура механизма налогового регулирования должна включать:

    • налоговую систему, адекватную современным социально-экономическим условиям;
    • налоговое законодательство, обеспечивающее баланс интересов государства и налогоплательщиков;
    • реалистичное налоговое прогнозирование и планирование;
    • действенный налоговый контроль;
    • рациональную организационную структуру управления налогообложением.

      Вследствие  длительности процесса от разработки и принятия налогового законодательства до получения экономических результатов, меры налогового регулирования запаздывают, в то время как налоговое прогнозирование позволяет работать на опережение и предупреждать негативные последствия налогообложения.

      В государственном управлении для  достижения главной цели экономического роста и улучшения благосостояния населения следует учитывать такие важные задачи, как обеспечение национальной безопасности, политической и социальной стабильности, соблюдение нравственных ценностей общества.

      Вследствие  этого налоговое регулирование  в Российской Федерации должно быть направлено не только на подъем национальной экономики, ее структурные и институциональные преобразования, но и выравнивание уровней социально-экономического развития регионов, снижение безработицы, сокращение бедности для сохранения политической и социальной стабильности общества. 
 

2.2. Стимулирующая и дестимулирующая подфункции как помощники                   регулирования 
 

     В рамках регулирующей функции проявляется:

  1. стимулирующая  подфункция,  которая  реализуется  через   систему

налоговых льгот;

  1. дестимулирующая       (сдерживающая)        подфункция,       которая

реализуется посредством повышенных таможенных пошлин в отношении отдельных  товаров, вводимых или выводимых  с таможенной территории РФ, других налоговых механизмов.

      Рассмотрим  подробнее эти подфункции. 

Понятие стимулирующей подфункции как системы налоговых льгот

      Налоговый кодекс РФ (ст. 56) так определяет налоговые  льготы: «Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками  и плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньших размерах». Предоставление индивидуальных налоговых льгот не допускается.

      По  всем федеральным налогам и сборам льготы устанавливаются НК РФ. При введении регионального налога законодательными органами субъекта РФ кроме установленных НК могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

      Налоговые льготы имеют большое экономическое и социальное значение для страны. Они используются государством как важный инструмент регулирования экономических процессов. Изменяя их размер, государство положительно или отрицательно воздействует на воспроизводство. Кроме того, налоговые льготы улучшают материальное положение физических лиц и ослабляют их неравенство. Однако чрезмерно благоприятный налоговый режим может вызвать ограничение доходов бюджета, что в последствии  отрицательно скажется на Федеральных и муниципальных образований (школ, больниц и т.д.).

      Проводя политику налоговых льгот, государство  должно учитывать интересы трех субъектов:

  1. государства,   чтобы     налоговые   льготы   не  снизили  доходности

бюджета;

  1. юридических     лиц,    чтобы     налоговые     льготы    не    вызывали

сокращения производства и не влияли на темпы экономического роста;

  1. население,  чтобы  налоговые  льготы  не  приводили  к  социальным

конфликтам  ввиду неравномерности их распределения.

      В соответствии с НК по налогам и  сборам предоставляются следующие  виды льгот:

  • необлагаемый минимум объекта налога, т.е. минимальная часть объекта, которая исключается из налогообложения;
  • изъятие из обложения налогом определенных элементов объекта налогообложения;
  • освобождение отдельных категорий плательщиков от уплаты налогов;
  • понижение налоговых ставок;
  • целевые налоговые льготы, включая отсрочку или рассрочку по уплате налога.
 

     Отсрочка  или рассрочка – особенно важный вид налоговых льгот в условиях нехватки у предприятий средств.  Отсрочка или рассрочка по уплате налога – это изменение срока уплаты налога (при наличии оснований) на срок от 1 до 6 месяцев с единовременной или по этапной налогоплательщика суммы задолженности.

Информация о работе Регулирующая функция налогов и ее реализация в современных условиях