Регулирующая функция налогов и ее реализация в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 20:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что в сложное для нашей страны время налоги играют немалую роль в укреплении экономической позиции России. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Цель курсовой работы, это рассмотреть регулирующую функцию налогов и ее реализацию в современных условиях
Исходя из цели, следуют задачи:
• дать понятие регулирующей функции налогов;
• рассмотреть концепции налогового регулирования;
• выяснить положение современной налоговой системы РФ

Файлы: 1 файл

КУРСЮ..doc

— 200.00 Кб (Скачать)

       Особым видом налоговых льгот  является инвестиционный налоговый  кредит, который представляет собой  такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи.

     Инвестиционный  налоговый кредит предоставляется  по налогу на прибыль (доход), а также по региональным и местным налогам на срок от 1 года до 5 лет. В каждом отчетном периоде суммы, на который уменьшаются платежи по налогу, не могут быть больше 50% общей суммы платежей. Размер кредита недолжен превышать 30% стоимости оборудования.

     Инвестиционный  налоговый кредит предоставляется  на основании заявления организации  и оформляется договором установленной  формы. В договоре указаны порядок  уменьшения налоговых платежей, сумма  кредита, срок действия, начисляемые  на сумму кредита проценты, порядок погашения кредита.

     Кроме рассмотренных общих льгот, по каждому  конкретному налогу устанавливаются  специальные преференции, которые  снижают налоговую базу и, следовательно, оклад налога.

     В связи с большим разнообразием  налоговых льгот по конкретным налогам, которые не только сокращают налоговые поступления, но значительно осложняют расчеты налоговой базы, в России уменьшают их количество. Особенно это касается таких налогов, как налог на прибыль, НДС.   

Понятие дестимулирующей (сдерживающей) подфункции как системы таможенного регулирования

      Основная  задача государства в области  международной торговли - помочь экспортерам  вывезти как можно больше своей  продукции, сделав их товары более конкурентными  на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспорта.

     Наиболее  распространенными средствами служат таможенные тарифы, целями использования  которых являются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для  развивающихся стран), регулирование  внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).

     Именно  поэтому важно оценить эффективность  таможенного налогообложения, дать общую характеристику таможенных пошлин, а также проанализировать таможенные тарифы как реестр налогооблагаемых товарных позиций.

      В Таможенном кодексе РФ (Статья 11О) определены следующие виды таможенных платежей:  
* таможенная пошлина;  
* налог на добавленную стоимость; 
* акцизы;  
* таможенные сборы за таможенное оформление;  
* таможенные сборы за хранение товаров; 
* таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;  
* плата за информирование и консультирование;  
* плата за принятие предварительного решения;  
* плата за участие в таможенных аукционах;  
* сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление действия лицензий;  
* сборы за выдачу квалификационного аттестата по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата. 

      Таможенные  пошлины - косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета. В настоящее время в развитых странах преобладают таможенные пошлины на товары, ввозимые в страну. 

      Таможенная  пошлина - это одна из разновидностей косвенных налогов, которым облагается внешнеторговый оборот при перемещении товаров через таможенную границу. Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер.

      Взимаются таможенные пошлины по ставкам, предусмотренным  в таможенном тарифе, который содержит наименование ввозимых иностранных  или вывозимых национальных товаров, единицы обложения товаров и ставки пошлин. Ставки устанавливаются чаще в определенном проценте к стоимости товара (адвалорная таможенная пошлина) и реже в твердой сумме с единицы измерения товара (специфическая таможенная пошлина).

     По  адвалорным ставкам облагаются сырье, продовольствие, по специфическим ставкам - готовые изделия. В некоторых  странах сочетаются обе ставки. Обычно в таможенном тарифе предусматривается  несколько ставок для одного и  того же товара - двухколонные, трехколонные, тарифы, говоря иначе, это - минимальные, максимальные и льготные. Минимальные применяются к сырью и некоторым другим товарам; максимальные - к готовым изделиям обрабатывающей промышленности, а также ко многим видам сельскохозяйственной продукции; льготные - к отдельным товарам или странам на основе межправительственных соглашений3. 

     В зависимости от цели таможенные пошлины подразделяются на:

     1.фискальные, выступающие в качестве средства пополнения бюджетных доходов;

  2.протекционистские и сверхпротекционистские, защищающие внутренний рынок от проникновения иностранных товаров;

     3.антидемпинговые (разновидность протекционистских), применяемые к импортным товарам, которые продаются внутри страны по более низким ценам, чем аналогичные национальные товары;

     4.преференциальные  льготные, устанавливаемые на определенный товар или на весь импорт по договору и др. 

     Таможенное  законодательство и опыт его применения в зарубежных государствах были учтены при разработке Закона РФ "О таможенном тарифе", который вступил в силу с 1 июля 1993 года. В нем регламентированы положения, связанные с формированием и применением таможенного тарифа Российской Федерации. 

     Основными целями таможенного тарифа (Статья 1 Закона РФ "О таможенном тарифе") являются: 

    • рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;  
    • поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;
    • создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РФ;
    • защита национальной экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, обеспечение условий для эффективной интеграции российской экономики в мировую экономику. 

     Таможенный  тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых  к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Таможенный тариф применяется в отношении ввоза (импорта) товаров на таможенную территорию РФ и вывоза (экспорта) товаров с этой территории.  
Ввозные таможенные пошлины. Правительство РФ определяет ставки ввозных таможенных пошлин в пределах, установленных данным Законом (ст. 3, пункт 2).  Так например, в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет режим наиболее благоприятствуемой нации, предельные ставки ввозных таможенных пошлин определялись Верховным Советом РФ. В соответствии с этим Постановлением ВС РФ № 5005-1 от 21 мая 1993 г. (в этот день Президентом РФ был подписан Закон РФ "О таможенном тарифе") предельные ставки ввозных таможенных пошлин для указанной категории стран были установлены в размере 100% от таможенной стоимости товара. 

     В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, либо страна-производитель которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин, определенные на основании настоящего Закона, увеличиваются вдвое (статья 3, пункт 2), за исключением случаев предоставления РФ тарифных льгот (преференций) на основании соответствующих положений Закона (ст. 34-37). 

     В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей  схемой преференций РФ (Приказ ГТК  РФ от 24.06.96 №258), применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от установленных.

     Ставки  вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, к которым они применяются, а также нетарифные меры внешнеэкономического регулирования, устанавливаются Правительством РФ (Статья 3, пункт 3).  
В Российской Федерации применяются следующие виды ставок пошлин: 

    • адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; 
    • специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров; 
    • комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения. 

      Кроме того, для оперативного регулирования  ввоза и вывоза товаров Правительство  РФ может устанавливать сезонные пошлины (Статья 6), срок действия которых  не может превышать шести месяцев в году. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные Таможенным тарифом, не применяются.  И, наконец, к ввозимым на таможенную территорию РФ товарам могут временно применяться особые виды пошлин: специальные, антидемпинговые, компенсационные (Статья 7-10). 

      Специальные пошлины могут применяться в  двух случаях: как защитная мера, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количестве и на условиях, наносящих  или угрожающих нанести ущерб  отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров, как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы России со стороны других государств или их союзов. 

      Антидемпинговые пошлины применяются в случаях  ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит ущерб или угрожает нанесением материального ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в России. 

      Компенсационные пошлины применяются в случаях  ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит  ущерб или угрожает нанесением материального ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ. 

      Ставки  особых пошлин устанавливает правительство  РФ. Следует отметить, что применение особых видов пошлин довольно затруднительно, т. к. требует предварительного и сложного расследования, осуществляемого по инициативе государственных органов управления РФ. 

      Своего  рода несущей конструкцией Закона РФ "О таможенном тарифе" является таможенная стоимость товара, используемая для:  
обложения товара пошлиной, внешнеэкономической и таможенной статистики применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в соответствии с законодательными актами РФ (Статья 5, пункт 6). Из положений, характеризующих порядок определения таможенной стоимости товара, порядок и условия ее декларирования и др. (ст. 12-17), особо выделим следующие: 

    1. система определения таможенной стоимости (таможенной оценки) товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию РФ; 
    2. порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, устанавливает правительство РФ. Порядок применения системы таможенной оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, устанавливает также правительство РФ, но на основании положений данного Закона; 
    3. таможенная стоимость товара заявляется (декларируется) декларантом таможенному органу РФ при перемещении товара через таможенную границу РФ. Заявляемая декларантом таможенная стоимость и предоставляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации; 
    4. при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения таможенной стоимости, либо при наличии оснований полагать, что представленные декларантом сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган РФ может самостоятельно определить таможенную стоимость декларируемого товара, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости, установленные данным Законом; 
    5. начисление, уплата и взимание пошлины на товар производится на основе его таможенной стоимости в соответствии с Таможенным кодексом РФ. 

Информация о работе Регулирующая функция налогов и ее реализация в современных условиях