Налоговые ставки и налоговые льготы России, США, Канады

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является проведение анализа налоговых ставок и налоговых льгот России, США, Канады. Для достижения этой цели в работе представлены следующие задачи:
- раскрыть особенности подоходного налогообложения в России, США и Канаде;
- сравнить налоговые ставки и налоговые льготы в данных странах;
- рассмотреть влияние налога на экономическое развитие стран; Актуальность изучения зарубежного опыта, сравнения его с системой подоходного налогообложения в России заключается в том, что он применим в современных условиях в нашей стране. В целом современная налоговая система США и Канады достаточно типичны для государств с развитой рыночной экономикой.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 83.36 Кб (Скачать)

                                       Введение.

Проблема налогов одна из наиболее сложных и противоречивых в мировой практике ведения народного  хозяйства, так как налоги – основной источник бюджетных поступлений  и финансирования социальных и общегосударственных  программ. Формирование и движение бюджетных средств занимает центральное место в реализации экономической политики России, США и Канады. В США и Канаде налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления, направляются в федеральный бюджет, к которым относится и подоходный налог с физических лиц. Центральное место в системе налогообложения физических лиц принадлежит налогу на доходы физических лиц. С помощью налогового механизма государство влияет на экономическое развитие страны, поведение хозяйствующих субъектов, распределение средств между физическими лицами. Экономический эффект от подоходного налога физических лиц заключается в стабилизации потребительских расходов, изменении в размещении ресурсов в сторону потребления, стимулировании предпринимательской деятельности. Целью данной курсовой работы является проведение анализа налоговых ставок и налоговых льгот России, США, Канады. Для достижения этой цели в работе представлены следующие задачи:

- раскрыть особенности подоходного налогообложения в России, США и Канаде;

- сравнить налоговые ставки и налоговые льготы в данных странах;

- рассмотреть влияние налога на экономическое развитие стран;  Актуальность изучения зарубежного опыта, сравнения его с системой подоходного налогообложения в России заключается в том, что он применим в современных условиях в нашей стране. В целом современная налоговая система США и Канады достаточно типичны для государств с развитой рыночной экономикой.

 

Глава 1. Сущность налога с физических лиц в России, США и Канаде.

§1.1 Значение и роль НДФЛ в России.

Рассматривая существующую систему  налогообложения доходов физических лиц в налоговой системе Российской Федерации необходимо прежде всего определиться с теоретическими аспектами сути процесса.

Одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые отношения в обществе, является налоговая система. Она  призвана обеспечить государство финансовыми  ресурсами, необходимыми для решения  важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот  и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство  воздействует на экономическое поведение  предприятий, населения, создавая при  этом равные условия всем участникам общественного производства.

Налоговые платежи с населения  являются частью финансово-экономических  отношений, образуя подсистему налогов  с физических лиц в единой налоговой  системе. Существование налогов  с физических лиц, наряду с другими  налогами, объясняется, прежде всего, необходимостью создания дополнительного доходного  источника для государственной  казны, поэтому выполнение ими фискальной функции очевидно. Налоги с населения, кроме выполнения фискальной функции, регулируют уровень доходов граждан, стимулируют или ограничивают трудовую активность населения, выполняют функцию социальной защиты населения.

Налогообложение граждан основывается на классических принципах:

- всеобщность - обязательное участие  гражданина в поддержке государства  частью своих доходов обеспечивается  обязанностью платить законно  установленные налоги;

- справедливость - граждане с большими  доходами должны нести большее  налоговое бремя, чем граждане  с малыми доходами, то есть  соразмерность взимаемых платежей реальным доходам с учетом семейного прожиточного минимума;

- определенность - в налогообложении  граждан должны быть определены  законом виды налогов, их основные  элементы и правила взаимоотношений  между налогоплательщиком и государством  в целях защиты прав граждан  на получение доходов;

- удобность - налоги с граждан  взимаются у источника выплаты  дохода, исчисляются налоговыми  агентами;

- социальная справедливость в  свою очередь обеспечивается  государством перераспределением  части доходов в пользу социально  незащищенных слоев населения;

- налогообложение личных доходов  граждан определяет уровень обложения  другими налогами;

- принцип экономности и достаточности  необходимого минимума поступлений  денежных средств в бюджет соответствующего территориального образования обеспечивается в основном за счет налогов с граждан, проживающих на данных территориях.

Центральное место в налогах  с физических лиц принадлежит  налогу на доходы физических лиц, который составляет 98% в платежах с населения по РФ.

Подоходное налогообложение охватывает практически все категории населения  и экономически возможные формы  дохода, что наделяет его потенциальной  справедливостью - сумма налога зависит  от платежеспособности плательщика.

Ни в одной стране мира совокупный годовой доход налогоплательщика  не совпадает с налогооблагаемым доходом, к которому применяется  действующая шкала ставок подоходного  налога. Налогооблагаемый доход по сравнению с совокупным годовым  доходом всегда меньше на сумму разрешенных  в соответствии с законодательством вычетов. Система разрешенных вычетов способствует увеличению прогрессивности налога на доходы физических лиц.

Обязанность уплачивать налоги определена в конституциях всех стран. В частности  ст. 57 Конституции Российской Федерации  гласит: «Каждый обязан платить законно  установленные налоги».

Обязанность уплачивать налоги закреплена и в Налоговом кодексе РФ ст. 3 «Каждое лицо должно уплачивать законно  установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности равенства  налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая  способность налогоплательщика  к уплате».

В Налоговом кодексе РФ дается и  определение налога, в котором  под налогом понимается «обязательный  индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им по праву собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств с целью финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований».

Отличительными признаками налога является смена формы собственности. Посредством налогов часть собственности индивидуума в денежной форме переходит в государственную, при этом образуется централизованный денежный фонд (бюджетный фонд). Суммы налогов поступают только в бюджетный фонд, в котором обезличиваются. Поэтому налоги не являются целевыми отношениями. Этот признак позволяет отличить их от сборов (целевой сбор на содержание правоохранительных органов, сбор на нужды образовательных учреждений, курортный сбор).

Важный отличительный признак  налогов - безвозвратность и безвозмездность, т.е. оклад налога никогда не возвращается субъекту налога и последний при  этом не получает ничего взамен: ни права  участия в каких-либо хозяйственных  операциях, ни права пользования  материальными и нематериальными  объектами.

Одним из важных элементов  начатой в 1990 г. реформы стала  реорганизация системы налогообложения  физических лиц, НДФЛ должен был обеспечить поступление в доходы государственного и местного бюджетов значительных сумм. Налоги с населения влияют на уровень  и структуру спроса и предложения  и через механизм спроса могут  содействовать развитию или сдерживать производство, способствовать оздоровлению денежного обращения, помогать ослабить процессы роста инфляции. Основы современного подоходного налогообложения физических лиц были заложены в России с принятием закона РФ от 07.12.91 № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц».

В августе 2000 года была опубликована II часть Налогового кодекса Российской Федерации, которая введена в  действие с 1 января 2001 года.

С введением в действие с 1 января 2001 года положенной главы 23 «Налог на доходы физических лиц» часть II НК РФ, утрачивает силу Закон РФ от 07.12.1991 г. № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» в отношении доходов, полученных физическими лицами по правоотношениям, возникшим с 1 января 2001 года и вводится уплата налога на доходы физических лиц.

В части первой Налогового кодекса  Российской Федерации доход определяется как экономическая выгода. Налоговый  кодекс РФ сформировал законодательно правила единой налоговой правовой базы.

Налог считается установленным  лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

- налогоплательщики; 

- объект налогообложения;

- налоговая база;

- налоговый период;

- налоговая ставка;

- налоговые льготы;

- порядок исчисления налога;

- порядок и сроки уплаты налога.

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами  Российской Федерации.      Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.

Объект налогообложения

   Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

    1) налоговыми резидентами  РФ - от источников в Российской  Федерации и (или) от источников  за пределами Российской Федерации;

    2) не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации - от источников в Российской Федерации.

    Полный перечень доходов от источников в Российской Федерации и вне ее приведен в статье 208 НК РФ.        При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды (статья 212 НК РФ).  Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Налоговая база в зависимости от типа доходов и налоговых ставок, применяемых к таким доходам, определяется по следующим правилам:

по ставке 13% - налоговая  база определяется как денежное выражение  доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых  вычетов (статьи 218 - 221 НК РФ).

   Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, подлежащих налогообложению, за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов, подлежащих налогообложению, не переносится.

по иным ставкам - налоговая  база определяется как денежное выражение  доходов, подлежащих налогообложению. При этом налоговые вычеты не применяются.

   Доходы (расходы, принимаемые к вычету) налогоплательщика, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения доходов (на дату фактического осуществления расходов).

Доходы физических лиц, не подлежащие налогообложению см. Приложение 1.

   Налоговым периодом признается календарный год.

Порядок и сроки уплаты НДФЛ

   Обязанность исчисления, удержания и уплаты налога на доходы физических лиц лежит на налоговых агентах или на предпринимателях, осуществляющих деятельность без образования юридического лица (ПБОЮЛ), либо занимающихся частной практикой (статьи 226, 227 НК РФ).

   Налоговые агенты - российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы.

Налоговая декларация

   Налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227 и 228 НК РФ, не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

 

Несмотря на то, что НДФЛ является федеральным налогом, данный платеж имеет большое значение для  регионального и местного бюджета. В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ НДФЛ поступает в  бюджеты субъектов, поселений и муниципальных районов  РФ. Доход консолидированного бюджета  РФ от поступлений налога на доходы физических лиц в 2011 г. составил 1995,8 млрд. руб.

§1.2 Характеристика подоходного налога в США и Канады.

Самый крупный в США  налог - подоходный налог на население  – взимается по прогрессивной  шкале. Он поступает как в федеральный  бюджет, так и в бюджеты штатов.1 В результате налоговой реформы 80-х годов прошлого века прогрессивность этого налога была заметно снижена (максимальная ставка упала с 70 до 35%), необлагаемый минимум увеличен. В США налоги с экономически активного населения представляют собой главный источник финансовых поступлений в федеральный бюджет и одновременно важнейший канал контролируемого федеральным правительством перераспределения национального дохода. Налоговая система США состоит из трех уровней:

Информация о работе Налоговые ставки и налоговые льготы России, США, Канады