Налоговые льготы как инструмент модернизации экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы является определение налоговой льготы как инструмента модернизации экономики.
Соответственно поставленной цели задачами курсовой работы являются:
- исследование экономической сущности налоговых льгот, их понятие и классификация;
-определение роли налоговых льгот в модернизации экономики России;
- проведение инвентаризации налоговых льгот;
- определение оценки эффективности налоговых льгот.

Оглавление

Введение…………………………………………………………..………….

Глава 1. Налоговые льготы. Понятия. Сущность. Классификация.
Глава 2. Налоговые льготы в модернизации экономики России.
Глава 3. Инвентаризация налоговых льгот.
Глава 4. Оценка эффективности налоговых льгот.
Заключение……………………………………………………………….…
Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

Налоговые льготы как инструмент модернизации экономики.doc

— 296.00 Кб (Скачать)

В то же время более 90% выпадающих доходов составляют потери, связанные с применением налоговых освобождений, обусловленных структурой налогов и использованием общих принципов налогообложения отдельных операций.10

 Среди основных причин недополучения доходов бюджетами бюджетной системы Российской Федерации являются положения законодательства о налогах и сборах, предусматривающие освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость финансовых и банковских операций. Такие механизмы являются по своей сути не льготами, а базовыми элементами действующей налоговой системы, соответствующей принципам налогообложения аналогичных операций в налоговых системах стран ОЭСР.

  Указанные суммы не могут быть признаны налоговыми расходами бюджетов, направленными на достижение тех или иных целей.

Среди основных налоговых расходов бюджетов, направленных на стимулирование экономического развития, по итогам 2010 года выделяются следующие льготы по направлениям стимулирования:

Инвестиционная деятельность (354 млрд. руб.)

- амортизационная премия по налогу на прибыль организаций в размере 10 и 30% (одномоментное уменьшение базы налога на прибыль организаций до начала амортизации основных средств) - 112 млрд. руб. (налог на прибыль организаций);

- налоговые каникулы по налогу на добычу полезных ископаемых для добывающих компаний в отношении новых месторождений и сверхвязкой нефти и ряду других - 176 млрд. руб.;

- предоставление отдельным категориям налогоплательщиков пониженной ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации - 51 млрд. руб.

- ускоренная амортизация по налогу на прибыль организаций некоторых видов амортизируемого имущества - 15 млрд. руб.

Инновационная деятельность (12,2 млрд. руб.)

- освобождение от НДС операций по реализации исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности - 8,2 млрд. руб.;

- освобождение от НДС операций по выполнению организациями НИОКР - 3,5 млрд. руб.;

- вычет расходов из базы налога на прибыль организаций с повышающим коэффициентом 1,5 - 0,5 млрд. руб.

Отраслевое развитие (252 млрд. руб.)

- льготы по налогу на имущество организаций в отношении линейных объектов (в отношении имущества железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи) - 134 млрд. руб;

- нулевая ставка по налогу на прибыль организаций для сельхозпроизводителей -15 млрд. руб.;

- освобождение от НДС операций и имущества, связанных с оказанием медицинских услуг - 41 млрд. руб.;

- освобождение от НДС операций по перевозке пассажиров - 29 млрд. руб.;

- освобождение от НДС образовательных услуг - 33 млрд. руб.11

Принятие решений по вопросам сохранения тех или иных льгот, а также введения новых необходимо осуществлять по результатам анализа практики их применения, администрирования и результативности.

В пределах реализации Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010 - 2012 годах и в целях расширения налоговой автономии региональных и местных властей в прошедший период проводится работа по инвентаризации установленных на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам, которая позволит определить эффективность указанных льгот.

С целью оптимизации налоговых преференций, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в 2013-2015 годах будет продолжена работа по оценке их эффективности.

В обязательном порядке проводится работа по систематизации действующих налоговых льгот и их оценке, проблем администрирования и определения налоговых льгот, которые наиболее востребованы в целях модернизации производства и внедрения инноваций.

Разработать методику правительство поручило в мае 2014 года. П о мнению Александра Брагина, директора направления « Открытое правительство» центра « Форум» - льгот много, а насколько широко они используются и как влияют на инвестиции, не всегда понятно.

По данным Минфина (проект доклада на основе заключений экспертов), к началу 2013 г. в России действовало 290 льгот, которые стоили бюджету 1,6 трлн руб. По сравнению с 2010 г. их число выросло почти на 50%, цена — на треть. Не все налоговые преференции прямо называются в законодательстве льготами, рассказывает , есть налоговые вычеты, доходы, не учитываемые при исчислении налога на прибыль, различные коэффициенты амортизации, нулевой НДС при экспорте. Евсей Гурвич , руководитель экономической экспертной группы подсчитал ,что из-за прямых льгот государство теряет около 5% налоговых сборов.12

В настоящее время преференции оцениваются исключительно с точки зрения бюджета — сколько денег недополучит государство, а положительный эффект от роста инвестиционной активности такая модель не учитывает, отмечает Брагин. Минэкономразвития предлагает оценивать эффективность льгот в два этапа: сначала экспертами, затем путем расчета специального коэффициента. При этом даже полезные льготы можно признать неэффективными, если их использует слишком мало налогоплательщиков или если компании слишком часто ими злоупотребляют.

По проекту методики эксперты оценивают льготу по семи критериям, присваивая баллы. 12 баллов получают высокоэффективные льготы, менее – требующие изменений, 0 баллов означает необходимость ликвидировать льготу. Коэффициент эффективности (от 0 до 1) рассчитывается в зависимости от целей льгот: техническая (оптимизация денежных потоков), социальная (поддержка населения) или стимулирующая бизнес.

Инвентаризация льгот уже идет. Монополии лишились льготы по налогу на инфраструктуру — ставка будет расти постепенно, дополнительные доходы бюджета в 2013-2019 гг. составят 1,3 трлн руб.

Минфин алгоритм поддерживает, следует из письма ведомства, но просит учесть позицию ФНС. А налоговая служба критикует документ: для оценки льготы нужно анализировать более продолжительный период, чем год, не все нормативы обоснованы, а статистических данных недостаточно для анализа, говорится в письме ФНС.

РСПП в целом поддерживает методику, следует из его отзыва на проект. Но есть и замечания: методика не учитывает мнения предпринимателей и недостаточно эффективна для оценки универсальных льгот, показатели не «очищаются» от влияния косвенных факторов (цены, курсы валют, тарифы), а данные нужно брать минимум за два года действия льготы.13

На основании данных предоставленных Минфину наибольшие потери бюджет от прямых налоговых льгот: в 2012 году они составили 71,7% всех налоговых расходов. Наиболее дорогие льготы- по НДПИ для выработанных-0,25% от ВВП и новых 0,14% от ВВП месторождений, амортизационная премия -0,22% ВВП, снижение прибыли на убытки -2,21% ВВП и нулевая ставка по дивидендам российских компаний – 0,13% ВВП.

Вполне возможно, правительство и Дума сделают вывод, что надо не отменять льготы, а , наоборот , вводить новые – считает директор налогового департамента Минфина Илья Трунин – Минфин пока лишь хочет создать инструмент для анализа налоговых расходов. Для анализа будет создана специальная группа с участием Счетной палаты, Минэкономразвития , ФСТ, и РСПП.

Не всем льготам необходима оценка эффективности. Она не нужна для социальных льгот, а экономическую отдачу надо определять по стимулирующим льготам: был ли эффект для бизнеса, сопоставимый с потерями бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящее время определение налоговой льготы дано в статье 56 Налогового кодекса Российской Федерации: это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками ,возможность не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере.

Цель поставленная в курсовой работе достигнута. При написании курсовой работы была изучена литература по налогообложению, в частности по налоговым льготам.

По результатам курсовой работы можно сделать следующие выводы:

В первой главе рассмотрены вопросы определения налоговых льгот, их понятие, сущность, дана классификация налоговых льгот.

Во второй главе рассмотрена роль налоговых льгот в модернизации экономики России. Особое место в налоговом стимулировании модернизации экономики занимают налоговые льготы поощряющие направления деятельности корпораций, развитие которых необходимо с точки зрения государства. С помощью налогового стимулирования модернизации экономики государство обеспечивает обновление ,расширение и укрепление научно-технической кооперации компаний, приоритетных секторов экономики.

В третьей главе проводится инвентаризация налоговых льгот.

С развитием информационных технологий и аналитических служб появилась возможность в проведении мониторинга применения той или иной льготы, оценки ее эффективности и последствий применения. Тем не менее, в действующем налоговом законодательстве по-прежнему четко не прописано само понятие льготы. При этом, объем предоставляемых государством льгот растет: общий объем налоговых льгот и преференций в 2012 г. составил 5,5 трлн рублей, в 2011 году - 3,7 трлн рублей, что в 1,8 раза больше, чем в 2010 г. Большую часть приведенных сумм составляют льготы на товары, реализующиеся на территории нашей страны.

Из предполагаемых мер по исправлению ситуации предлагается обязать Минфин обосновывать предоставляемые налоговые льготы и преференции. Для этого необходима методика мониторинга и оценки эффективности налоговых льгот, предусматривающая проведение расчетов по их бюджетной, социальной и экономической (целевой) эффективности. Применяться она будет на начальной стадии оценки налоговых преференций, с целью определения перспектив эффективности той или иной предлагаемой льготы. Это не исключает проведения в дальнейшем более глубокого анализа с применением балльного метода. В настоящее время работу над данной методикой завершает Минэкономразвития.

В четвертой главе оценивается эффективность налоговых льгот.

Несмотря на то, что предоставление налоговых стимулирующих механизмов и налоговых льгот напрямую не влечет расходования бюджетных средств, они оборачиваются сокращением доходов бюджетной системы Российской Федерации и тем самым уменьшают ресурсы государства. Поэтому правомерно рассматривать налоговые льготы, освобождения и прочие стимулирующие механизмы в качестве "налоговых расходов" бюджетной системы Российской Федерации.

С целях оптимизации налоговых преференций, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в 2013-2015 годах будет продолжена работа по оценке их эффективности.

При этом также проводится работа по систематизации действующих налоговых льгот и их оценке, проблем администрирования и определения налоговых льгот, которые наиболее востребованы в целях модернизации производства и внедрения инноваций.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: приняты Государственной Думой 16.07.1994 и 10.07.2000 г. ( с учетом изм. и доп.)

2. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 года плановый период 2015-2016 годы.\ Проект.

 3. Волков М.В. Сущность применения упрощенной системы налогообложения // Юридический мир-2007.-№ 8

4. Зобнина С.В., Балта Е.Ю. Налоговые льготы и преференции в сфере инновационной деятельности // Налоговый вестник.-2010.-№6

5. Ильин А.В. Налоговая нагрузка в России // Финансы -2009.-№ 12

6. Мамедов А.А. Инновационная деятельность в России: проблемы правового регулирования // Налоги.-2009.№ 5

7. Молотков Е.О. Приоритетные направления совершенствования механизма налогового стимулирования // Бизнес в законе.-2-12.-№ 3

8. Пансков В.Г. Взаимоотношения государства и налогоплательщиков //Финансы.-2011.-№ 2

9. Соловьев И. А. Ревизия налоговых льгот: время пришло // Новости бизнеса –источник: Клерк. ru: новости

10. Титов С. А. Чиновники проведут инвентаризацию налоговых льгот // Ведомости.-10 сентября 2013

 

1 Кирова Е.С. Налоговая нагрузка: проблемы и пути решения. // Экономист. - 2010. - №5.

 

2 Ильин А.В. Налоговая нагрузка в России. // Финансы- 2009. - № 12.

 

3 Волков М.В. Сущность применения упрощенной системы налогообложения // Юридический мир. - 2007. - №8.

 

4 Зобнина СВ., Балта Е.Ю. Налоговые льготы и преференции в сфере инновационной деятельности // Налоговый вестник. - 2010. - № 6.

 

5 Мамедов А.А. Инновационная деятельность в России: проблемы правового регулирования // Налоги. - 2009. - № 5.

 

6 Пансков В.Г. Взаимоотношения государства и налогоплательщиков // Финансы.- 2011. - № 2. - С. 31-35

 

7 Молотков Е.О. Приоритетные направления совершенствования механизма налогового стимулирования // Бизнес в законе. - 2012. - № 3.

 

8 Титов С. А. Чиновники проведут инвентаризацию  налоговых льгот // Ведомости.-10 сентября 2013

9 Титов С. А. Чиновники проведут инвентаризацию  налоговых льгот // Ведомости.-10 сентября 2013

10 Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 года плановый период 2015-2016 годы.\ Проект.

 

11 Соловьев И. А. Ревизия налоговых льгот: время пришло // Новости бизнеса –источник: Клерк. ru: новости

 

12 Соловьев И. А. Ревизия налоговых льгот: время пришло // Новости бизнеса –источник: Клерк. ru: новости

 

13 Титов С. А. Чиновники проведут инвентаризацию  налоговых льгот // Ведомости.-10 сентября 2013

 

 

 


Информация о работе Налоговые льготы как инструмент модернизации экономики