Налоговые льготы как инструмент модернизации экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы является определение налоговой льготы как инструмента модернизации экономики.
Соответственно поставленной цели задачами курсовой работы являются:
- исследование экономической сущности налоговых льгот, их понятие и классификация;
-определение роли налоговых льгот в модернизации экономики России;
- проведение инвентаризации налоговых льгот;
- определение оценки эффективности налоговых льгот.

Оглавление

Введение…………………………………………………………..………….

Глава 1. Налоговые льготы. Понятия. Сущность. Классификация.
Глава 2. Налоговые льготы в модернизации экономики России.
Глава 3. Инвентаризация налоговых льгот.
Глава 4. Оценка эффективности налоговых льгот.
Заключение……………………………………………………………….…
Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

Налоговые льготы как инструмент модернизации экономики.doc

— 296.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………..………….

 

Глава 1. Налоговые льготы. Понятия. Сущность. Классификация.

Глава 2. Налоговые льготы в модернизации экономики России.

Глава 3. Инвентаризация налоговых льгот.

Глава 4. Оценка эффективности налоговых льгот.

Заключение……………………………………………………………….…

Список литературы………………………………………………………...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Налоговые льготы служат одним из инструментов налогового стимулирования модернизации экономики.

Необходимость сокращения налоговых льгот вызвана обилием экономически необоснованных и неэффективных налоговых льгот, содержащихся в ранее действовавшем налоговом законодательстве как на федеральном,  так и на региональном уровне. Учитывая то,что   в современном налоговом законодательстве параллельно существуют разные явления, устанавливающие определенные преимущества для налогоплательщиков, актуальным становиться приведение в соответствие их формы и содержания, а также разграничение схожих  явлений, и в частности норм налоговых льгот. Такое разграничение становится необходимым условием для дальнейшей оптимизации всей системы налогового льготирования   как инструмента модернизации экономики, что и обусловило  актуальность данной темы курсовой работы.

Цель данной курсовой работы является определение налоговой льготы как инструмента модернизации экономики.

Соответственно поставленной цели задачами курсовой работы являются:

- исследование экономической сущности  налоговых льгот, их понятие и  классификация;

-определение роли налоговых  льгот в модернизации экономики России;

- проведение инвентаризации налоговых  льгот; 

- определение оценки эффективности  налоговых льгот.

Предметом исследования в курсовой работе   стала проблема применения налоговых льгот и их роль в модернизации экономики.

Методологической и информационной основой курсовой работы являются законодательные акты по налоговым льготам.

Структура работы  определена логикой   и задачами курсовой работы.

Курсовая работа  состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных нормативных актов и научной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Налоговые льготы. Понятия. Сущность. Классификация

 

Налоговые льготы, как формы практической реализации стимулирующей функции налогов, служат одним из инструментов налогового стимулирования модернизации экономики. С помощью налоговых   льгот   государство   оказывает   определенное   воздействие   на процессы расширенного воспроизводства для стимулирования предпринимательской, инвестиционной и трудовой активности, ускоренного накопления капитала в наиболее приоритетных отраслях экономики, развития прикладной науки и техники.

Налоговые льготы могут косвенно воздействовать на социально-экономические процессы через поощрение определенных видов деятельности (например, экспорта), регулирование внутрихозяйственного распределения прибыли (прежде всего в целях стимулирования ее производительного использования), оказание поддержки определенным социальным группам, влияние на ценообразование и т.д.

Всю совокупность налоговых льгот, по мнению Бадьиной СВ., можно разделить   на   три   большие   группы:   инвестиционные,   на   поддержку   и развитие бизнеса, социальные . Причем эффективность налоговых льгот рассматривается в кратко- и долгосрочной перспективе1.

Льготы инвестиционного характера в краткосрочном плане способствуют финансированию инвестиций, в долгосрочном - снижению себестоимости продукции, увеличению налоговой базы и темпов экономического роста.

Льготы на поддержку и текущее развитие бизнеса в краткосрочном периоде обеспечивают финансирование текущих бюджетных расходов государственных предприятий, поддержку бизнеса посредством целевого финансирования недостатка оборотного капитала (своевременной выплаты заработной платы, приобретения сырья), поощрение деятельности, связанной с наращиванием ее объемов, в долгосрочном - за счет снижения себестоимости продукции происходит расширение налогооблагаемой базы, развитие конкурентоспособных и эффективных производств.

Льготы социального характера в краткосрочном периоде способствуют финансированию текущих социальных расходов организаций и учреждений, удерживанию роста цен на социально значимые товары, обеспечению занятости, повышению уровня доходов населения и его платежеспособного спроса. В долгосрочной перспективе они способствуют улучшению социального климата в обществе, повышению производительности труда, сокращают бюджетные расходы на поддержание правопорядка, на борьбу с загрязнением  среды  (экологические  льготы)   и  ликвидацию   последствий социальной напряженности в обществе.

С. В. Барулин и А.В. Макрушин предлагают другую классификацию налоговых льгот. С их точки зрения все налоговые льготы можно разделить на три основные группы: налоговые освобождения, налоговые скидки и налоговые кредиты   .

Несмотря на то, что Налоговый кодекс РФ (п. 1 ст. 56) запрещает льготы, носящие индивидуальный характер, некоторые положения действующего налогового законодательства, устанавливающие льготы и освобождения, имеют близкий к индивидуальному смысл. В частности, это касается льгот по налогу на прибыль организаций в виде ускоренной амортизации, предоставляемых при финансовом лизинге (п. 7 ст. 259 НК РФ), невключения в налоговую базу доходов государственной корпорации — банка развития (подп. 34 п. 1 ст. 251 НК РФ) , а также доходов от размещения временно свободных средств некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (подп. 38 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Налоговая льгота в виде полного освобождения от уплаты налога отдельных категорий плательщиков, действует, например, для организаций -участников Олимпийских игр в Сочи, организаций, получивших статус партнеров инновационного Центра Сколково и др.

Льготы по налогу на прибыль в отношении расходов предусмотрены п. 2 ст. 262 Налогового кодекса. Впервые в России расходы налогоплательщика разработки (в том числе не давшие положительного результата) по перечню, установленному правительством РФ, включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5. При действующей ставке налога на прибыль организаций в 20%, по сути это означает субсидирование через налоговую систему в размере 10% соответствующих расходов2.

В уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль идут также расходы на НИОКР, осуществляемые в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития и иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» . Эти расходы принимаются для целей налогообложения в пределах 1,5% доходов налогоплательщика по мере их фактического осуществления. Следует отметить, что данный механизм не получил широкого распространения, поскольку у предприятий отсутствует заинтересованность в этом. Усилить стимулирующую роль этой льготы возможно, когда наряду перечислением сумм в указанные фонды дополнительно будет уменьшаться налоговая база по налогу на прибыль, например, в пропорции 3:1.

Налоговые льготы по налогу на прибыль организаций также могут иметь форму пониженных ставок налога. В частности, п. 1 ст. 284 НК РФ предусмотрено, что ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов федерации, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков с 18 до 13,5%. Таким образом, существует возможность предоставления региональных льгот по налогу на прибыль организаций в виде пониженной ставки.

 

Глава 2. Налоговые льготы в модернизации экономики России

 

Признание финансовой наукой регулирующей функции налогообложения явилось прямым отражением процессов, происходивших в финансовой государственной политике. Так, Ф. Нитти в начале прошлого века писал: «... во всех современных странах налог преследует две цели: а) фискальную, б) экономическую или хозяйственную (запретительную или ограничительную). В современных условиях налоги выполняют роль запретительной или ограничительной меры по отношению к тем формам производства и обмена, которые признаются вредными, и покровительственной - относительно таких, которые считаются полезными, Чтобы вызвать к жизни новые отрасли, пользуются косвенным налогом как средством защиты: цель налога не фискальная, хотя он может быть доходным».

Несмотря на разные взгляды отдельных групп ученых на роль государства и на государственное регулирование экономики (например, кейнсианская теория спроса, предполагающая высокие налоги, и неоклассическая теория, обосновывающая снижение налогового бремени), налоги рассматриваются как инструмент регулирования экономических процессов, а следовательно, и как средство влияния на модернизацию экономики3.

Особое место в налоговом стимулировании модернизации экономики занимают налоговые льготы, поощряющие направления деятельности корпораций, развитие которых необходимо с точки зрения государства. По мнению Савиной О.В., к ним относятся льготы, стимулирующие научно-технический прогресс, экспорт и деловую активность инновационного бизнеса.

Государство при помощи налогов, стремится стимулировать долгосрочные, дорогостоящие проекты модернизации экономики. Налоговое стимулирование модернизации экономики связано с поддержкой в данном направлении как крупного бизнеса (зачастую в конкретных отраслях), так и малого и среднего предпринимательства4.

С помощью налогового стимулирования модернизации экономики государство обеспечивает обновление, расширение и укрепление научно-технической кооперации компаний приоритетных секторов экономики и т.д.

Теория и практика налогового стимулирования модернизации экономики ставит на повестку дня вопрос о необходимости четкого определения объекта стимулирования и соответствующих понятий. В первую очередь это касается содержания терминов «модернизация экономики», «модернизация производства».

В Современном экономическом словаре под модернизацией (от греч. moderne — новейший) подразумевается усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества.

Модернизация экономики предполагает как технологическое обновление действующего производственного потенциала, так и ускоренное развитие высокотехнологичных видов деятельности. Она призвана превратить технологические и организационные нововведения в главный фактор развития экономики. Иными словами, модернизация может осуществляться только на основе динамичного освоения национальных и заимствованных технологических инноваций. Инновационный аспект, таким образом, является определяющим в модернизации экономики (хотя модернизация как комплексный многоплановый процесс не сводится только к инновационной деятельности и включает множество других взаимосвязанных составляющих - структурную, инвестиционную и др.).

Модернизация связана с мотивацией хозяйствующих субъектов на постоянное генерирование новых организационно-экономических отношений связанных с инновационной деятельностью, с разработкой, созданием, распространением новых продуктов и технологий, развитием современных производственных мощностей, с созданием новых сверхсовременных предприятий5.

Понятие «модернизации» включает такие понятия как «инновация», «инновационная деятельность», «инновационная компания» и др.

Термин «инновация», в современном его понимании, первым стал применять И. Шумпетер. Под инновациями он понимал появление новых и улучшенных процессов и продуктов, появление новых организационных форм, открытие новых рынков и ресурсов, применение существующей технологии к новым областям, изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности .

В отечественной и зарубежной экономической литературе существует огромное количество определений инноваций. К примеру, Б. Санто определяет инновацию следующим образом: "это такой общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам технических изделий, и в случае, если она ориентируется на выручку, на прибыль, ее появление может принести добавочный доход. Следовательно, инновация охватывает все секторы деятельности - от исследования и разработок до маркетинга". Маренков Н.Л. и Золотарева М.Л. определяют инновации как конечный результат деятельности по реализации нового или усовершенствованию реализуемого на рынке продукта, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практике.

Информация о работе Налоговые льготы как инструмент модернизации экономики