Налоговые льготы как инструмент модернизации экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы является определение налоговой льготы как инструмента модернизации экономики.
Соответственно поставленной цели задачами курсовой работы являются:
- исследование экономической сущности налоговых льгот, их понятие и классификация;
-определение роли налоговых льгот в модернизации экономики России;
- проведение инвентаризации налоговых льгот;
- определение оценки эффективности налоговых льгот.

Оглавление

Введение…………………………………………………………..………….

Глава 1. Налоговые льготы. Понятия. Сущность. Классификация.
Глава 2. Налоговые льготы в модернизации экономики России.
Глава 3. Инвентаризация налоговых льгот.
Глава 4. Оценка эффективности налоговых льгот.
Заключение……………………………………………………………….…
Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

Налоговые льготы как инструмент модернизации экономики.doc

— 296.00 Кб (Скачать)

Инновация (нововведение) - реализованное новшество; результат инновационного процесса (цикла), представленный в виде конечного продукта (товара, услуги, технологии).

Под инновацией также понимается «инвестиция в новацию» как результат практического освоения нового процесса, продукта или услуги.

В отечественных исследованиях встречаются и обобщенные определения инновации или нововведения, указывающие, что это -«результат научного труда, направленный на совершенствование общественной практики и предназначенный для непосредственной реализации в общественном производстве».

В экономическом смысле инновация определяется «как результат деятельности по обновлению, преобразованию предыдущей деятельности, приводящей к замене одних элементов другими либо дополнению уже имеющихся новыми».

С понятием инновации тесно связано понятие инновационной деятельности.

Инновационную деятельность можно характеризовать как деятельность, направленную на использование результатов научных исследований с целью получения нового или значительно усовершенствованного продукта, способа его производства или совершенствования в социальной или финансовой сфере.

В современной мировой практике налоговое стимулирование осуществляется различными методами, в частности такими, как понижение или повышение ставок налогов; введение налогов на некоторые виды деятельности, товары и услуги; уменьшение налоговой базы; налоговые каникулы; создание особых социально-экономических зон с комплексными льготами6.

Государство использует при этом, как прямые, так и косвенные виды налоговых инструментов.

Примером прямого воздействия налогового стимулирования на экономические процессы служит полное или частичное освобождение от налогов через использование налоговых льгот или преференций. Полное освобождение от уплаты отдельных налогов, базой которых служит доход или прибыль, используется, как правило, для развития новых отраслей экономики или сфер деятельности, для стимулирования инвестиций в малоосвоенные или неблагоприятные регионы страны.

Подобные налоговые освобождения практикуются, в основном, на определенный срок, обычно на три - пять лет.

В отличие от полного освобождения частичное налоговое освобождение представляет собой систему налоговых льгот для определенной части предпринимательского дохода, что обеспечивает избирательность и гибкость применяемых форм государственного регулирования экономики. В частности, в этом случае используются такие методы, как ускоренная амортизация, уменьшающая амортизационный период против общих правил, или дифференцированная налоговая ставка, отсрочка и рассрочка уплаты налога, создание освобожденных от налогообложения различных резервных, инвестиционных и других фондов, другие конкретные виды налоговых льгот и преференций.

Достижение цели формирования необходимых финансовых ресурсов 
для органов власти всех уровней обеспечивается путем установления в 
общегосударственном законодательстве системы федеральных, региональных и местных налогов. Широкое применение во многих экономически развитых странах получила практика предоставления права регионам и муниципалитетам устанавливать надбавки к общефедеральным налогам.

Формами практической реализации стимулирующей функции налогов являются: налоговая ставка, налоговые льготы, инвестиционная поддержка (инвестиционный налоговый кредит, налоговый кредит и др.).

Важной формой осуществления политики государства в области налогового стимулирования является налоговая ставка. Изменяя ее, государство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные ставки, осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей и групп предприятий. Ставка налога обеспечивает мобильность финансового законодательства, позволяет государству быстро и эффективно осуществлять смену экономических приоритетов.

Снижение налоговых ставок может привести к увеличению налоговых поступлений не только в будущем на основе наращивания объемов производства за счет дополнительных вложений в основной капитал и увеличения его эффективности, но и непосредственно вслед за снижением налогов за счет уменьшения недоимок и сокращения неплатежей, выхода из тени и увеличения налогооблагаемой базы7.

Механизмы налогового стимулирования модернизации экономики, прежде всего, связаны с крупнейшими налоговыми нововведениями XX века, кардинально изменившими налоговую систему развитых стран. В результате введения налога на доход (личный и корпоративный) и налога на фонд заработной платы (взносы на социальное страхование) резко возросли бюджетные доходы государств.

 

 

Глава 3. Инвентаризация налоговых льгот

 

Льготирование в налоговой сфере является неотъемлемым элементом налоговой политики государства. Идеально оно находится в области достижения социального и экономического результата. Основная суть налоговой льготы это индивидуального вида преференция, освобождение отдельно взятой категории налогоплательщиков от обязанности, которая есть у всех остальных. Она может быть представлена как на федеральном, так и на региональном уровнях.

 Наличие любой льготы по налогам вызывает повышенный интерес в целях использования ее механизмов для минимизации налогообложения или полного от него освобождения. С появлением и развитием налоговой системы России появились и налоговые льготы, которые в большом количестве предоставлялись организациям, преследующим благородные цели - помощь инвалидам, безработным, ветеранам боевых действий; а также организациям, созданным с целью содействия развитию отечественного спорта, каких-либо отраслей промышленности, производства, науки, религии и т.д.

 Практика показала, что это вызвало три негативные тенденции. Во-первых, большинство организаций обладающих налоговыми льготами, использовали их для сокрытия прибыли от коммерческих сделок, которые подчас не соответствовали их уставам и льготируемому виду деятельности. Во-вторых, часто должностные лица льготных организаций использовали средства и имущество этих организаций в своих корыстных целях. В-третьих, организации, имеющие льготы, использовались другими организациями в схемах по минимизации и уклонению от уплаты налогов.(8-9

 Благодаря складывающейся негативной практике государство при определении основных направлений налоговой политики стало постепенно отказываться от предоставления льгот. Кроме того, с льгот для конкретных юридических лиц или узкой категории налогоплательщиков стали переходить к общеэкономическим и социальным налоговым льготам, а также внешнеэкономическим льготам, направленным на стимулирование экспорта.


 С развитием информационных технологий и аналитических служб появилась возможность в проведении мониторинга применения той или иной льготы, оценки ее эффективности и последствий применения. Тем не менее, в действующем налоговом законодательстве по-прежнему четко не прописано само понятие льготы. При этом, объем предоставляемых государством льгот растет: общий объем налоговых льгот и преференций в 2012 г. составил 5,5 трлн рублей, в 2011 году - 3,7 трлн рублей, что в 1,8 раза больше, чем в 2010 г. Большую часть приведенных сумм составляют льготы на товары, реализующиеся на территории нашей страны.8


График 1. Рост предоставленных льгот по налогам в РФ в 2010-2012 г.

 

 Специалисты Счетной палаты РФ заинтересовались данным вопросом и по итогам проведенного анализа было признано, что существование целого ряда налоговых льгот экономически неэффективно и неоправданно, эти льготы часто не увязываются с конкретными действиями налогоплательщика, которые должны дать определенный социально-экономический эффект. Резонанс вызвали и цифры налоговых освобождений: порядка 200 млрд рублей по налогу на прибыль, 475 млрд рублей - таможенных льгот. А все вместе - это практически половина федерального бюджета.

 Примером использования неэффективных льгот контролирующие органы приведено право налогоплательщика на уменьшение базы в текущем периоде на сумму убытка за прошлый период, а также по особым экономическим зонам, где действует особый порядок по налогу на прибыль организаций-резидентов и есть возможность переноса их убытков на будущие налоговые периоды. Кроме того по результатам работы налоговых органов было выявлено, что только в 2011 году недобросовестные налогоплательщики претендовали почти на 3 млрд рублей налоговых преференций без законных на то оснований.

 Предоставляя налоговые льготы государство рассчитывает на некий стимулирующий эффект в той или иной области. Например, обычной практикой является предоставление послаблений начинающим инвесторам: они получают льготы на время строительства производства и выхода на окупаемость. Но далеко не всегда оказывается так, что льготы приносят результаты и напрямую увязываются с будущими инвестициями. Отсутствие четко прописанных требований к льготополучателям позволяет заинтересованным компаниям получать экономию на налоге, при этом ничего на практике не инвестируя.

Таблица 1. Структурные освобождения бюджетной системы по налогам в РФ за 2010 – 2012 г.(млн. руб.)

№ п/п

Наименование льготы (статистическая налоговая отчетность)

2010

2011

2012

Льготируемая часть налогооблагаемой базы

Выпадающие доходы бюджетной системы РФ

Льготируемая часть налогооблагаемой базы

Выпадающие доходы бюджетной системы РФ

Льготируемая часть налогооблагаемой базы

Выпадающие доходы бюджетной системы РФ

1

Итого по льготам

119332,0

1192,0

113400,9

1491,5

202197,6

1815,4

2

Итого по налогу на прибыль

5009,6

371,1

8207,8

498,5

11142,1

615,0

Продолжение таблицы 1

 

В т.ч. налоговые льготы, преференции и освобождения

3008,2

371,1

4231,7

498,5

4931,7

615,0

 

Элементы налоговой системы

2001,4

-

3976,1

-

6210,4

-

3

Итого по НДС

114332,4

276,3

105193,0

331,3

191055,5

414,4

 

В т.ч. итого по операциям не признанным объектом налогообложения

64993,8

0

42400,0

0

40613,2

0

 

Итого по операциям не подлежащим налогообложению

49328,6

276,3

62793,0

3313

150442,2

414,4

4

Налог на добычу полезных ископаемых

-

176,1

-

262,9

-

323,9

5

Налог на имущество организаций

-

306,3

-

324,6

-

365,6

6

Транспортный налог (юр. лица)

-

1,5

-

1,5

-

1,5

7

Транспортный налог (физ. лица)

-

4,7

-

5,4

-

6,3

8

Земельный налог (юр. лица)

-

42,1

-

50,0

-

68,6

9

Земельный налог (физ. лица)

-

1,5

-

1,6

-

1,9

10

Налог на имущество (физ. лица)

-

12,3

-

15,7

-

18,2


 

 Проанализировав данные таблицы можно сделать вывод: общая сумма предоставленных льгот по налогообложению из года в год растет с 119332,0 млн. руб. в 2010 году до 202197,6 млн. руб. в 2012 году, или практически на 69,4%, одновременно с этим увеличивается доля выпадающих доходов бюджетной системы с 1192,0 млн. руб. в 2010 году до 1815,4 млн. руб. в 2012 году или на 52,3%.

Такой же рост предоставленных льгот выявляется по отдельным видам налогов, в том числе:

- по налогу на прибыль – с 5009,6 млн. руб. в 2010 году до 11142,1 млн. руб. в 2012 году или на 122,4%;

- НДС – со 114332,4 млн. руб. в 2010 году до 191055,5 млн. руб. в 2012 году или на 67,1%.

Такая же тенденция наблюдается и по другим видам налогов, представленным в таблице 1.

Из предполагаемых мер по исправлению ситуации предлагается обязать Минфин обосновывать предоставляемые налоговые льготы и преференции. Для этого необходима методика мониторинга и оценки эффективности налоговых льгот, предусматривающая проведение расчетов по их бюджетной, социальной и экономической (целевой) эффективности. Применяться она будет на начальной стадии оценки налоговых преференций, с целью определения перспектив эффективности той или иной предлагаемой льготы. Это не исключает проведения в дальнейшем более глубокого анализа с применением балльного метода. В настоящее время работу над данной методикой завершает Минэкономразвития.9

 При анализе целесообразности установления или сохранения налоговых льгот необходимо учитывать следующие моменты: механизм нормативно-правового регулирования, механизм самого льготирования, исключающий возможность злоупотреблений в целом и коррупционных проявлений в частности, механизм контроля за целевым расходованием, в том числе и со стороны общества.

Минфин России инициировал проведение инвентаризации налоговых льгот. Данная работа должна завершиться к весне 2014 года с учетом того, чтобы успеть разработать проект соответствующих изменений в действующее законодательство. Это позволит планировать бюджетные поступления на 2015-2017 годы без учета неэффективных налоговых льгот.

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Оценка эффективности налоговых льгот

 

В настоящее время в российской налоговой системе действует около 200 различных льгот и преференций - по налогу на прибыль организаций, налогу на добавленную стоимость, налогу на добычу полезных ископаемых, налогу на имущество организаций, земельному и транспортному налогам.

Даже если предоставление налоговых стимулирующих механизмов и налоговых льгот напрямую не влечет расходования бюджетных средств, указанные меры оборачиваются сокращением доходов бюджетной системы Российской Федерации и тем самым уменьшают ресурсы государства, необходимые для решения поставленных перед ним задач. Поэтому правомерно рассматривать налоговые льготы, освобождения и прочие стимулирующие механизмы в качестве "налоговых расходов" бюджетной системы Российской Федерации.

Информация о работе Налоговые льготы как инструмент модернизации экономики