Налоги в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 11:53, курсовая работа

Краткое описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Оглавление

Введение............................................................................................................................3
1 Налоги в экономической системе................................................................................5
1.1 Становление теории налогов и принципов налогообложения...............................5
1.2 Формирование основных видов налогов...............................................................13
1.3 Основные виды налогов в Республике Беларусь и их функции..........................22
1.4 Элементы налоговой системы; принципы современной налоговой системы....24
1.5 Регулирование налоговых отношений в Республике Беларусь...........................27
2 Макроэкономический анализ Республики Беларусь...............................................29
2.1 Понятие и структура государственного бюджета.................................................29
2.2 Дефицит государственного бюджета.....................................................................31
2.3 Государственный бюджет в настоящее время.......................................................41
3 Пути совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.................44
3.1 Построение налоговых систем в зарубежных странах.........................................44
3.2 Основные недостатки налогообложения в Республике Беларусь и пути совершенствования налоговой системы......................................................................49
Заключение.....................................................................................................................54
Список использованных источников...........................................................................57

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 334.50 Кб (Скачать)

где Вцикл – циклический дефицит госбюджета;

Y -  фактический ВВП за данный год.

Рассмотрим, что в конечном итоге происходит с дефицитом бюджета, когда в период экономического спада государство проводит политику инъекций в национальную экономику и вынуждено увеличивать размер государственных расходов. Первоначально уровень возросших государственных расходов увеличивает объем бюджетного дефицита, но уровень государственных расходов и ставка налогообложения могут воздействовать не только на величину бюджетного дефицита, но и на уровень совокупного спроса, следовательно, на объем ВВП. Возросший объем государственных закупок увеличивает объем доходов, тем самым увеличивает общий объем налоговых поступлений в казну, следовательно, уровень бюджетного дефицита должен, наоборот, сократиться.

Однако налоги влияют на величину совокупного спроса через мультипликатор. Поэтому изменение равновесных доходов (D’-D) равно изменению государственных расходов (G’-G), умноженному на величину мультипликатора (МРС). Так как изменение уровня доходов может быть записано как изменение величины ВВП (Y’-Y), то:

 

Y’-Y =  MPC (G’-G)                                                                                       (3)

 

Известно, что изменение  бюджетного дефицита (B’-B) равно изменению уровня государственных расходов минус изменения суммы налоговых поступлений t (Y’-Y), которое имело место в результате изменения уровня доходов:

 

B’-B = G’-G-t*(Y’-Y)                                                                                     (4)

 

Таким образом, прирост  государственных расходов будет  способен вызвать оживление экономической активности, при котором сумма взимаемых налогов превысит данный прирост государственных расходов. При сбалансированном бюджете сумма всех сбережений (S) и чистых налогов (Т) равна сумме правительственных закупок (G) и инвестиций (I), а мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1:

 

S + T  =  G + I                                                                                                 (5)

 

В период экономических  спадов государство допускает увеличение дефицита государственного бюджета. При анализе зарубежными экономистами стабилизационных фискальных мероприятий было обнаружено, что прирост дефицита государственного бюджета на равную величину оказывает разное влияние на совокупный спрос в стране – в зависимости от того, финансировался прирост дефицита бюджета за счет снижения налогов либо за счет изменения государственных закупок. При снижении налогов домашние хозяйства часть увеличившегося располагаемого дохода направляют на сбережения, поэтому первоначальный прирост потребления оказывается меньше величины снижения налогов. В результате прирост дефицита госбюджета, финансируемый за счет налогов, оказывает большее влияние на прирост совокупного спроса. Это явление открыл лауреат Нобелевской премии Т. Хаавельмо. Оно получило название теоремы Хаавельмо. Суть его состоит в следующем.

Если рост государственных  расходов финансируется за счет роста  подоходных налогов, то конечный прирост  национального дохода равен первоначальному  приросту государственных расходов. Мультипликатор сбалансированного бюджета при этом равен 1.

В механизме действия изменения налогов на уровень  ВВП налоговый мультипликатор показывает чистое влияние на величину ВВП роста  налоговых сборов на 1 доллар. Тем  не менее, изменение налогов сопровождается обычно изменением величины государственных расходов. Такое комбинированное влияние на ВВП отражает мультипликатор государственных расходов.

Мультипликатор устанавливает, что прирост правительственных  расходов  d(G), сопровождаемый равным по величине приростом налоговых поступлений d(Т), имеет своим результатом рост выпуска продукции (ВВП). Такое явление возникает при одновременном действии встречных эффектов:

  • Прирост правительственных расходов (dG) ведет к увеличению совокупного спроса (dAD) на такую же величину;
  • Прирост налогов (dT) сокращает уровень потребительского спроса на гораздо меньшую величину (с учетом МРС), падение совокупного спроса с учетом располагаемого дохода будет равно МРС (Y-dT) + a  =  MPC * Y(1 – t) + a.

Представим значение мультипликатора математическим способом. Представим функцию совокупного спроса в виде

AD = Y = MPC * Y + a + I                                                                             (6)

 

Введем в ее формулу  математические значения G, T, TR, характеризующие степень вмешательства государства в экономику страны. При этом чистые налоги равны T – TR (налоговые поступления минус социальные бюджетные выплаты), а государственные закупки G равны государственным расходам минус транcфертные платежи TR:

 

Y = MPC (Y – T + TR) + G + a + I                                                                  (7)

Раскроем скобки и  представим налоговые поступления  в бюджет как 

Т =  Y*t, при условии, что это – пропорциональные налоги:

 

Y = MPC*Y – MPC*t*Y + MPC*TR + G + a + I                                           (8)

 

Соберем вместе слагаемые  функции, не зависящие от Y, обозначим их А (автономное потребление в экономике):

 

Y – MPC*Y + MPC*Y*t = A + I,                                                                    (9)

где А = МРС * TR + a + I                        

           

                (A + G)

Y =                                 ,                                                                                (10)


            1 – MPC(1-t)

 

Выражение 1/1-МРС(1-t) и есть мультипликатор государственных расходов.

Мультипликатор государственных  расходов давно применяется в  макроэкономическом моделировании, в  частности в модели делового цикла Хикса – Самуэльсона. 

Смысл  этой модели состоит в выравнивании «волн» циклических колебаний экономики с помощью регулирования величины государственных расходов путем варьирования налоговой ставкой пропорционального налога и изменения величины государственных расходов (неокейнсианский подход).

 

      ВВП(Y)


 


                                                                                    1

                                             ВВП потенц.                               2                        

 

                                                                          2

                                                       1     

 

                                           2                                 

                        1


                    1. время (Т)

 

 

Рисунок 3. Влияние стимулирующей 2 и сдерживающей 1 фискальной политики на стабилизацию темпов роста ВВП соответственно при спаде и экономическом подъеме

 Примечание – Источник: собственная разработка

 

Существует три способа  финансирования бюджетного дефицита:

  • путем дополнительной эмиссии денег;
  • за счет кредитов ЦБ;
  • посредством заимствований у населения и фирм.

Каждый из этих способов имеет свои плюсы и минусы.

Преимущества первых двух заключаются в том, что их использование дает возможность  избежать вытеснения частных инвестиций государственными, поэтому расходы  бизнеса и личное потребление  не будут уменьшаться. Однако их применение чревато увеличением инфляции.

В результате государственных  займов формируется государственный  долг. Он может принимать форму  внутреннего и внешнего долга. Обычно займы размещаются в первую очередь  внутри страны, но часть из них может быть размещена и за границей.

Та часть, которую государство  занимает за рубежом для покрытия дефицита государственного бюджета, будет, таким образом, входить как в  государственный, так и в иностранный  долг.

Внешний долг ложится  тяжелым грузом на страну (хотя многие должны друг другу) – надо отдавать ценные товары, оказывать услуги, чтобы оплатить процент и погасить долг. Кроме того, иногда кредитор ставит определенные условия.

Внутренний государственный  долг  приводит к перераспределению  доходов среди населения страны. Выплаты государственного долга приводят к тому, что, как правило, деньги из карманов менее обеспеченных слоев переходят к более обеспеченным, так как именно они покупают государственные облигации.

Бюджетный дефицит и  государственный долг тесно связаны: нарастание бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга. Но абсолютная величина бюджетного дефицита, а, следовательно, государственного долга, незначительна для экономического анализа.

Надо знать, какие процессы обслуживает бюджетный дефицит, какие изменения в воспроизводственном цикле он отражает. Кроме того, очень важно измерять изменения государственного долга по отношению к изменениям ВВП.

Последствия государственного долга:

  • возможность банкротства нации;
  • переложение долгового бремени на другие поколения.

Первая опасность невозможна, поскольку никто не может запретить правительству выполнять свои должностные обязательства по обслуживанию  государственного долга. Эти обязательства складываются из:

а) рефинансирования (при наступлении срока погашения государственных облигаций правительство продает новые государственные облигации и использует выручку для выплаты стоимости погашаемых облигаций);

б) взимания налогов (для выплаты процента по долгу и его суммы)

в) выпуска новых денег в обращение.

 

 

 

2.3 Государственный бюджет в настоящее время

 

Согласно Закона Республики Беларусь от 26 октября 2012 г №432-3 «О республиканском  бюджете на 2013 год», республиканский бюджет утвержден в размере 121 720 312 608, 0 тыс. руб. Предельный размер дефицита республиканского бюджета установлен в сумме 0 (ноль) рублей.

По предварительным  данным, по состоянию на 1 июля 2013 г. налоговыми органами собрано свыше 65 трлн. руб., в том числе в республиканский  бюджет – 23,6 трлн. руб., местные бюджеты – 41,4 трлн. руб.

Объемы контролируемых налоговыми органами платежей в консолидированный  бюджет по сравнению с аналогичным  периодом 2012 г. возросли в текущих  ценах на 37,8 %, или на 17,8 трлн. руб., в том числе в республиканский  бюджет – на 37,6 %, или на 6,4 трлн. руб., местные – на 37,9 %, или на 11,4 трлн. руб.

В сопоставимых ценах (с  учетом ожидаемого индекса-дефлятора  ВВП 111 %) темп роста поступлений в  консолидированный бюджет составит 124,1 %, республиканский – 124 %, местные – 124,2% (14, с.9-10).

 

 

 

 

Таблица 2 - Доходы консолидированного бюджета РБ, 2010-2012, млрд. Br

Доходы

2010

2011

2012

Налоговые доходы

44653

50512

129894

Налоги на доходы и  прибыль

11258

12911

30312

Подоходный налог

5381

6027

15354

Налог на прибыль

5580

6547

14151

Налоги на доходы

297

337

807

Налоги на собственность

1850

1891

2871

Земельный налог

675

719

1504

Налог на недвижимость

1141

1143

1328

Налоги на товары (услуги, работы)

22478

26590

67579

НДС

16226

19137

47128

Другие налоги и сборы  от выручки от реализации товаров (работ, услуг)

1296

1479

2871

Акцизы

4350

5371

11337

Налоги и сборы на отдельные виды деятельности.

145

159

346

Экологический налог

330

329

562

Налог на добычу (изъятие) природных ресурсов

72

74

5227

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

5776

7264

25378

Вывозные таможенные пошлины

1656

2357

11830

Ввозные таможенные пошлины, поступившие от государств –членов  Таможенного союза

1224

4274

12433

Другие налоги, сборы (пошлины) и другие налоговые доходы

3290

1856

3755

Отчисления в инновационные фонды

1706

1236

2731

Неналоговые доходы

3992

4841

11609

Доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  собственности

1758

2795

6721

Проценты за пользование  денежными средствами бюджетов.

629

761

2619

Дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале.

1129

2033

4106

Доходы от осуществления  приносящей доходы деятельности.

1127

1122

3461

Доходы от сдачи в  аренду земельных участков.

129

123

195

Доходы от сдачи в  аренду иного имущества.

183

161

1

Компенсация расходов государства.

457

476

996

Доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты  интеллектуальной собственности.

235

231

648

Доходы от имущества, конфискованного и иным способом обращенного в доход государства.

76

81

128

Доходы от продажи земельных участков в частную собственность.

36

38

56

Штрафы, удержания

288

300

347

Прочие неналоговые  доходы

819

625

1081

Безвозмездные поступления

110

168

307

Всего доходов

48754

55521

141810

Доходы государственных  целевых бюджетных фондов

2492

2126

4617

В том числе инновационные  фонды

2159

1426

4188

Фонд национального  развития

334

700

429


Примечание - Источник: Материалы к проекту бюджета Республики Беларусь на 2012 год

 

Таблица 3 – Основные доходные источники консолидированного бюджета (без учета ФСЗН) Республики Беларусь, % от дохода бюджета

Вид налога

2010 г

2011 г

2012 г

2013 г

Налог на прибыль

30

50

50

50

НДС

30

30

30

30

Экологический налог

30

-

60

-

Налог за добычу (изъятие) природных  ресурсов

100

-

15

-


Примечание – Источник: собственная разработка

 

План, который определен  бюджетом на 2013 год, не выполнен (по заявлению  первого заместителя Министра по налогам и сборам). Несмотря на некоторое  снижение сбора налога на прибыль  по отношению к запланированным  показателям, темп поступлений данного налога в первом полугодии 2013 года составил около 104 % к достаточно высокому показателю сбора налога в прошлом году. Причины недобора налога: рост продукции отечественных предприятий на складах и более низкий по сравнению с запланированным рост ВВП страны в 2013 г. При исключении этих факторов, в бюджете могло дополнительно оказаться, в первом случае – 2,6 трлн. руб., во втором – 1,3 млрд. руб. (налоги беларуси).

Нужно сказать, что в последние годы Правительство проводит жесткую бюджетно-налоговую политику. Даже в период обострения мирового кризиса в 2009-2010 годах бюджетный дефицит не превышал 2 % к ВВП. В 2011 году благодаря решительным действиям Правительства достигнут профицит в размере 3 % к ВВП. Бюджет 2012 года также исполняется с профицитом 2 % к ВВП.

 

 

 

3 Пути совершенствования  налоговой системы в Республике  Беларусь

 

3.1 Построение  налоговых систем в зарубежных  странах

 

Налоги в разных стран  мира предстают в виде различных  форм с множеством национальных особенностей. В своей совокупности различные налоговые формы (акциз, налог на имущество, налог на доходы и др.) и способы управления ими в рамках конкретного государства образуют налоговую систему данной страны.

Налоговая система по своей структуре и природе  является сложнейшим механизмом, неправильная работа которого может сильно повлияет на многие другие явления и процессы в экономике страны, а также граждан – плательщиков обязательных платежей.

Информация о работе Налоги в РБ