Налоги в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 11:53, курсовая работа

Краткое описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Оглавление

Введение............................................................................................................................3
1 Налоги в экономической системе................................................................................5
1.1 Становление теории налогов и принципов налогообложения...............................5
1.2 Формирование основных видов налогов...............................................................13
1.3 Основные виды налогов в Республике Беларусь и их функции..........................22
1.4 Элементы налоговой системы; принципы современной налоговой системы....24
1.5 Регулирование налоговых отношений в Республике Беларусь...........................27
2 Макроэкономический анализ Республики Беларусь...............................................29
2.1 Понятие и структура государственного бюджета.................................................29
2.2 Дефицит государственного бюджета.....................................................................31
2.3 Государственный бюджет в настоящее время.......................................................41
3 Пути совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.................44
3.1 Построение налоговых систем в зарубежных странах.........................................44
3.2 Основные недостатки налогообложения в Республике Беларусь и пути совершенствования налоговой системы......................................................................49
Заключение.....................................................................................................................54
Список использованных источников...........................................................................57

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 334.50 Кб (Скачать)

 

1.5 Регулирование налоговых  отношений в Республике Беларусь

Для регулирования налоговых отношений  государство разрабатывает налоговое  право. Налоговое право – совокупность юридических норм, определяющих виды налогов в данном государстве и порядок их взимания.

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области  налогового регулирования, направленного  на установление оптимального уровня налоговой нагрузки в зависимости  от характера поставленных в данный момент времени макроэкономических задач. В основе формирования налоговой политики лежат два взаимосвязанных аспекта: использование налоговых платежей как основного элемента доходной части государственного и местных бюджетов при решении фискальных задач и налогового инструмента в качестве метода регулирования экономической деятельности. Таким образом, конечная цель и задачи налоговой реформы связаны с необходимостью создания налоговой системы и соответствующих законов, которые обеспечили приемлемый уровень доходов бюджета, способствовали росту и развитию экономики, создали нормальные правовые условия налогообложения, обеспечив его стабильность, предсказуемость, нейтральность, гибкость и экономическую эффективность. Поставленные цели достигаются комплексом конкретных мероприятий относительно состава и количества налогов, методологии построения каждого из них, а также применения определенных юридических норм, регулирующих порядок взимания налогов и правила установления налоговых льгот.

Комплекс первоочередных мер налоговой  реформы предполагает:

  1. Укрепление и развитие законодательных основ налогообложения. Особое внимание требуется уделить повышению эффективности работы государственной налоговой службы, укреплению ее кадрового и технического потенциала.
  2. Сокращение количества налогов за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений в бюджетные и внебюджетные фонды.
  3. Пересмотр и сокращение налоговых льгот по всем применяемым налогам и сборам. Механизм предоставления налоговых льгот должен использоваться исключительно в целях создания равных условий налогообложения для всех категорий налогоплательщиков, а не для создания льготных режимов одним за счет других. Льготы по каждому виду налогов должны предоставляться в законодательном порядке в форме экономически оправданных вычетов и скидок с облагаемой базы или пониженных ставок только в целях социальной справедливости и стимулирования инвестиций.
  4. Совершенствование структуры налогов с ориентацией на значительное повышение роли прямого подоходного налогообложения и финансовой независимости местных бюджетов.
  5. Переход к новым методикам построения основных видов налогов (например, к зачетному методу взимания НДС и т. д.).

Таким образом, видно, что налоговая система служит отражением экономической ситуации в стране. И правильная деятельность налоговых органов способна превратить налоги в мощный регулятор экономических и общественных процессов, которые продвинут Республику Беларусь на качественно новый уровень развития.

 

2 Макроэкономический анализ  Республики Беларусь

 

2.1 Понятие  и структура государственного  бюджета

 

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики  является государственный бюджет. Наиболее общее определение бюджета (от англ. budget – сумка) следующее: это роспись денежных доходов и расходов государства, территориальных образований, домохозяйств и т.д. (12, с.419).

Трактовать бюджет пытались разные авторы. Так, например, по У.А. Вагнеру «бюджет есть выраженный в цифрах обзор в определенном, более или менее систематическом порядке предполагаемых доходов и расходов в хозяйстве общественного союза для будущего периода (года) с выводом баланса между суммами доходов и расходов».

«Бюджет – предварительная смета расходов и доходов на определенный период, оценочная и сравнительная таблица доходов, которые должны поступить, расходов, подлежащих выполнению» (У.-П. Леруа-Болье).

«Бюджет есть цифровое выражение и оценка предполагаемых доходов и расходов государства или общественного союза для будущего, определенного периода времени» (М. Геккель).

«Государственный бюджет есть акт, содержащий предварительное одобрение государственных доходов и расходов» (Р. Стурм).

Государственный бюджет как экономическая категория характеризует совокупность денежных отношений, возникающих при образовании, расходовании и использовании основного централизованного фонда денежных средств государства. Бюджет имеет доходную и расходную части, которые в планируемой перспективе должны быть сбалансированы.

Роль бюджета в национальной экономике значительна. Он является частью финансов страны, которую контролирует государство, поэтому с помощью бюджета государство способно вмешиваться в рыночные механизмы. Во-вторых, бюджет является способом аккумуляции денежных средств для решения крупных, глобальных экономических проблем. В-третьих, наличие бюджета позволяет решать сложные социальные проблемы (бедности, безработицы, голода, грамотности, здоровья нации и др.).

Государственный бюджет составляется правительством и утверждается, принимается высшими законодательными органами. Таким образом, в руках государства появляются значительные финансовые инструменты воздействия на экономические процессы. Как правило, это государственные закупки, дотации, трансфертные платежи (TR), инвестиции (I). Государственные закупки – это спрос правительства на товары и услуги. Социальные выплаты (трансферты) – это платежи, которые осуществляются без соответствующего предоставления их получателям каких-либо товаров и услуг.

Следует отметить, что  структура доходной и расходной частей государственного бюджета более разнообразна, чем рассматриваемая в концепции фискальной политики. Баланс бюджета можно условно представить в виде таблицы 1.

Таблица 1 –  Баланс бюджета

Доходы

Расходы

Налоговые поступления

Социальные выплаты (трансферты)

Доходы от эмиссии и продажи  ценных бумаг

Инвестиции в экономику, дотации, субсидии (инъекции)

Внутренний и внешний займы

Расходы на содержание аппарата управления

Доходы от таможенной деятельности

Расходы на оборону и поддержание внутреннего порядка

Доходы от пользования государственной  собственностью

Предоставление кредита внутренним и внешним субъектам хозяйствования

Доходы от разгосударствления и  приватизации

Погашение задолженности по кредиту

Доходы от конфискации имущества и др.

Расходы на науку, культуру, здравоохранение, образование и др.


 

 

2.2 Дефицит  государственного бюджета

 

Между  государственным  бюджетом и величиной ВВП существует тесная взаимосвязь. Если представить, что сумма государственных закупок  товаров и услуг – постоянная величина, не зависящая от уровня доходов, то при низком уровне доходов будет наблюдаться дефицит, а при высоком – излишек бюджета.

Правительственные закупки (G),

чистые налоги (Т), млн.долл.


 

 

 

                                                         Чистые налоги (Т)

                                  

                                                                           Н

 

                                   А                    D                    Z

                                                                                        Государственные закупки (G)

                            

                               B

 

               0

                                  C                      E               F                      ВВП (Y),  доходы(D) 

 

 

 

Рисунок 1- Дефицит и избыток государственного бюджета

                      Примечание – Источник: собственная разработка

 

Если бюджет сбалансирован, то величина налоговых поступлений  совпадает с суммой правительственных  закупок (точка D) и равна отрезку DE. Если в экономике наблюдается экономический спад, то сумма налоговых поступлений в бюджет при неизменном уровне государственных закупок сокращается до уровня ВС, возникает бюджетный дефицит величиной АВ. На фазе экономического подъема величина налоговых поступлений HF выше уровня правительственных закупок, возникает бюджетный избыток HZ. При данном уровне государственных расходов и данном уровне налоговой ставки размер бюджетного дефицита или излишка зависит от величины доходов.

Если правительственные  расходы превышают доходы, то возникает  дефицит государственного бюджета. При превышении доходов над расходами  государство имеет положительное  сальдо бюджета.

 

Бюджетный дефицит  =  Расходы  -  Доходы



 

                            Закупки товаров и услуг       Сумма социальных  выплат

 

Если из налогов (доходов) вычтем социальные выплаты, то получим  величину чистых налогов.

Чистые налоги = Налоговые поступления  -  Социальные выплаты




 

 

 В этом случае  бюджетный дефицит можно представить следующим образом:

Бюджетный дефицит = Закупки товаров  и услуг – Чистые налоги




 

 

На размер бюджетного дефицита оказывают влияние колебания  объема национального выпуска. В  периоды депрессии, когда ВВП  снижается, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное сальдо бюджета.

Причины этих изменений  сальдо бюджета  кроются в том, что во время спадов  налоговые  поступления от подоходного налога и других прямых налогов снижаются, так как снижается налогооблагаемая база. В то же время в периоды спадов некоторые виды государственных расходов увеличиваются (пособия по безработице и другие социальные выплаты).

Связь между бюджетом и объемом ВВП можно проиллюстрировать  с помощью рисунка 2.

 Налоговые поступления, ед.


                              

                            Бюджетный

                            избыток

 

       Сбалансированный

               бюджет

400

 

 

             Бюджетный

              дефицит

 

 0                     2000                    4000    Y,ден.ед.

 

 

Рисунок 2 - Связь между бюджетом и объемом ВВП

Примечание – Источник: собственная  разработка

 

Предположим, что государственные расходы составляют 400 денежных единиц, а налоговая ставка t = 0,2. Следовательно, при Y = 0 налоговые поступления Т = 0. Когда расходы возрастают до 2000 единиц, то налоговые поступления становятся равными государственным расходам (400 единиц). При доходах 3000 единиц государственные расходы составят 600 единиц и т.д. Таким образом, при низком уровне доходов возникает дефицит государственного бюджета, при высоком – избыток бюджета.

Возникает вопрос: может  ли рост государственных расходов, вместо того чтобы приводить к  бюджетному дефициту, обусловливать  его  сокращение? Иначе говоря, может  ли прирост государственных расходов вызвать такое экономическое оживление, при котором сумма взимаемых налогов превысит прирост государственных расходов?

Исследования экономистов  показывают, что рост государственных  расходов приводя к увеличению доходов, не обеспечивает такого прироста налогов, который «окупал бы» возросшие расходы. Это значит, что сумма налоговых поступлений будет всегда меньше, чем прирост государственных расходов.

Какое влияние на экономику  оказывает бюджетный дефицит? Свидетельствует  ли он о плохом состоянии экономики и не лучше ли всегда поддерживать избыток бюджетных средств?

Правильный ответ состоит  в том, что если в государственном  бюджете имеется избыток, т.е. если государство изымает с помощью  налогов больше, чем отдает, то это  означает, что изъятий из макроэкономического оборота становится больше, чем инъекций. В результате происходит сокращение ВВП.

Напротив, если госбюджет  испытывает дефицит, т.е. его расходы  превышают доходы, инъекции становятся больше, чем изъятия. Это означает, что покупательная способность возрастает и ВВП увеличивается.

Таким образом, бюджетный  дефицит – это не показатель плохого  хозяйствования. Еще в 30-е годы Дж. Кейнс и шведские экономисты Г. Мюрдаль  и Б. Улин предложили отступить от традиционного представления о том, что государственный бюджет должен быть сбалансированным, и пойти на некоторое превышение расходов над доходами для стимулирования экономического роста, особенно в периоды кризисов.

Действительно, если государство  выплачивает денег больше, чем  получает, то это повышает покупательную способность в обществе – люди больше покупают, предприятия больше продают, увеличивая занятость ресурсов.

Поэтому дефицит полезен  в период безработицы, но в фазе подъема  он опасен, так как приводит к  инфляции, поскольку рост покупательной способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за исчерпания ресурсов.

Для анализа источников образования дефицита госбюджета выделяют структурный и циклический дефициты. Структурный дефицит бюджета  возникает в периоды коренной ломки отраслевых структур экономик, которые повторяются с периодичностью в 45-55 лет. Он рассчитывается как разность между текущими государственными расходами (G) и доходами, которые могли бы поступить в бюджет при условии полной занятости при существующей системе налогообложения:

Встр = G – t * Yf,                      (1)

где Встр – структурный дефицит государственного бюджета;

Yf   - ВВП при условии полной занятости;

t -  ставка подоходного налога.

 

Циклический дефицит  представляет собой разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом:

Вцикл  =  t (Yf – Y),                                                                                      (2)

Информация о работе Налоги в РБ