Налоги в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 11:53, курсовая работа

Краткое описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Оглавление

Введение............................................................................................................................3
1 Налоги в экономической системе................................................................................5
1.1 Становление теории налогов и принципов налогообложения...............................5
1.2 Формирование основных видов налогов...............................................................13
1.3 Основные виды налогов в Республике Беларусь и их функции..........................22
1.4 Элементы налоговой системы; принципы современной налоговой системы....24
1.5 Регулирование налоговых отношений в Республике Беларусь...........................27
2 Макроэкономический анализ Республики Беларусь...............................................29
2.1 Понятие и структура государственного бюджета.................................................29
2.2 Дефицит государственного бюджета.....................................................................31
2.3 Государственный бюджет в настоящее время.......................................................41
3 Пути совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.................44
3.1 Построение налоговых систем в зарубежных странах.........................................44
3.2 Основные недостатки налогообложения в Республике Беларусь и пути совершенствования налоговой системы......................................................................49
Заключение.....................................................................................................................54
Список использованных источников...........................................................................57

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 334.50 Кб (Скачать)

Налогами на обращение  называются налоги, взимаемые в момент перехода каких-либо имущественных ценностей из рук одного лица в руки другого. Данные налоги возникли в XIX в. в период развития денежного оборота. Налоги на производство могли охватить далеко не все платежные средства граждан. Во многих случаях имущество и доход, подлежавшие обложению, миновали его, однако в момент передачи имущества другому лицу государство использовало его для обложения налогом. Налоги на обращение служили существенным дополнением к налогам на производство. Объектом этих налогов обычно являлись те действия, которые заключаются в передаче имущества в другие руки. Так, в биржевом налоге объектом являлась биржевая сделка двух лиц по купле-продаже ценных бумаг, в налоге на счета объектом налога выступала сделка продажи купцом товара, в вексельном налоге – кредитная сделка кредитора с должником и т. д. Субъектом этих налогов являлись участники соответствующих сделок по переходу имущества.

Из всех налогов на обращение наибольшее значение имел наследственный налог. Усиление процессов накопления выразилось в увеличении значительного количества ценностей, переходящих по наследству, что превратило налог на наследство в крупный источник государственных доходов, особенно в начале XX в., когда почти во всех странах были подняты ставки налога. Наследственный налог строился на началах прогрессивного обложения. Причем процент обложения повышался в зависимости от двух обстоятельств: от увеличения суммы наследства и от степени родства наследника. Законодатель исходил при этом из условия: чем крупнее наследство, тем платежеспособнее наследник, и из того, что ближайшие родственники в той или иной степени участвовали в созидании наследственного имущества и поэтому имеют боль-шее право на наследство, чем отдаленные родственники.

Налог на прирост ценностей  возник в Западной Европе в конце XIX в. и связан с быстрым ростом городов. Повышение ренты привело к соответствующему росту цены городских земель. При быстром росте этой цены многие участки, земли, купленные за бесценок, дорожали за несколько лет в десятки раз. Обложение производилось при переходе земли к новому владельцу по сделке купли-продажи. Определялась цена земельного участка, за которую он был приобретен предшествующим владельцем, и цена, за которую он продавался теперь, и разница между ними облагалась налогом на прирост ценности. Так был построен налог в Англии, где он составлял 20 % с разницы между ценой приобретения и ценой продажи.

Классификация изучаемых  наукой явлений позволяет свести все разнообразие к небольшому числу  групп и тем самым облегчить  их изучение. То же самое относится и к финансовой науке, которая, используя те или иные признаки, разработала классификацию налогов. При разнообразии налогов правильная классификация, устанавливающая их различия и сходства, необходима не только для теории, но и для практики. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, особых административно-финансовых мер.

Деление налогов на прямые и косвенные впервые было определено Д. Локком в конце XIX в. В основу деления был положен критерий перелагаемости налогов. Прямой налог – это налог, взимаемый непосредственно с лиц, в отношении которых изъятие средств является обязательным или желательным. Прямые налоги выплачиваются непосредственно с дохода. Источником являются: прибыль, дивиденды, проценты, наследства и др. Преимущество прямых налогов заключается в том, что они являются более прогрессивной формой обложения, поскольку, во-первых, учитывают доход и общее финансовой положение плательщика (К. Маркс отмечал, что прямые налоги – это наименьшее зло, ибо каждый знает, какую долю государственных расходов он несет); во-вторых, существуют определенные трудности при переложении прямых налогов на других лиц или при уклонении от их уплаты. Косвенные налоги взимаются с налогоплательщиков, которые возмещают уплаченные суммы за счет других лиц. Косвенные налоги выплачиваются опосредованно через цены товаров. Преимущество косвенных налогов состоит в том, что суммы налога берутся в удобное для налогоплательщика время и удобным способом. Данный вид налогов рассматривается фирмами как издержки, а следовательно, увеличивает цену вы-пускаемой продукции. В зависимости от эластичности спроса и предложения косвенные налоги могут быть переложены на конечного потребителя. Общей тенденцией в развитых государствах является увеличение доли налогов на потребление в результате повышения ставок и расширения базы обложения за счет необлагаемых ранее услуг. Среди недостатков данного вида обложения – их регрессивный и инфляционный характер.

Различие между косвенными и прямыми налогами проходит через все учение о налогах. Исторически прямые налоги возникли раньше косвенных. Прямое налогообложение как простейшая форма налогообложения первоначальная и самая древняя. Система прямых налогов начала формироваться с возникновением реальных налогов: поземельного, подомового, промыслового (XVII – начало XIX в.). В результате дальнейшего развития производства, обмена, увеличения потребностей государства, развития товарно-денежных отношений, а также совершенствования техники, учета и отчетности обложения на смену формам реального обложения приходят личные подоходные налоги. Реальные и личные налоги имеют отличия. Реальные налоги взимаются по пропорциональным ставкам с дохода, основное внимание уделяется не доходности, а факту обладания имуществом. Личные налоги взимаются по фактическому доходу с учетом положения налогоплательщика. При этом устанавливается необлагаемый минимум дохода.

В зависимости от соотношения  между ставкой налога и доходами определяются прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоги. Прогрессивная система обложения предполагает увеличение ставки налога при повышении суммы дохода. Регрессивная, наоборот, предполагает, что при увеличении суммы дохода ставка налога уменьшается. Пропорциональная система налогообложения определяет равномерное соотношение между ставкой налога и суммой дохода, т. е. с любой суммы дохода взимается одинаковый процент налоговых изъятий.

В соответствии с различными уровнями бюджетной системы определяются республиканские (федеральные), местные (территориальные), региональные налоги, налоги местных административных групп. В зависимости от субъекта налогообложения (плательщиков налога) налоги подразделяются на налоги, взимаемые с физических или юридических лиц. В связи с решением текущих и чрезвычайных задач теорией налогообложения определяются налоги обыкновенные, нацеленные на решение постоянных задач, и чрезвычайные. В соответствии с теорией трех факторов производства выделяются налоги с дохода с земли, налоги с капитала (с доходов от капитала), налоги с заработной платы. В исторической ретроспективе можно определить налоги двух видов: натуральные и денежные. В зависимости от роли в производственном процессе рассматриваются три основные группы налогов: налоги, включаемые в отпускную цену продукции, в себестоимость продукции (относимые на затраты) и налоги, уплачиваемые из прибыли.

 

1.3 Основные виды налогов в Республике Беларусь и их функции

 

Налоги – обязательные платежи физических и юридических  лиц, взимаемые государством для  выполнения своих функций.

Сущность налогов наиболее полно проявляется в их функциях. Фискальная функция налогов проявляется в аккумуляции средств в государственном бюджете, связанной с производством общественных благ (12, с. 424-425).

Традиционной функцией налогов является перераспределение богатства и дохода. Рыночное распределение доходов приводит к тому, что некоторые члены общества не в состоянии воспользоваться результатами общественного производства. Чтобы устранить диспропорции в накоплении и предотвратить сокращение долговременного экономического роста, государство прибегает к налоговым инструментам.

Регулирование экономики  – функция, которая «дополняет»  рыночный механизм. Она особенно актуальна  в условиях, когда рынок не в  состоянии обеспечить освоение всех экономических ресурсов (например, в случае прогрессирующей безработицы) или не способствует их рациональному использованию (в случае возникновения негативных внешних эффектов либо активизации монополий).

Стимулирующая функция  тесно связана с созданием  условий для экономического роста. Если налоговая система побуждает каждого экономического субъекта повышать предложение товаров и услуг с одновременным увеличением эффективности, то именно в этом случае через стимулирование может достигаться экономический рост.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, т.к. все они переплетаются и осуществляются одновременно.

К основным видам налогов, которые взимаются с субъектов  хозяйствования в Республике Беларусь, относятся республиканские и местные.

К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог на прибыль;

- налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих    деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;

- подоходный налог с физических лиц;

- налог на недвижимость;

- земельный налог;

- экологический налог;

- налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;

- сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;

- оффшорный сбор;

- гербовый сбор;

- консульский сбор;

- государственная пошлина;

- патентные пошлины;

- таможенные пошлины и таможенные сборы.

К местным налогам и сборам относятся:

- налог за владение собаками;

- курортный сбор;

- сбор с заготовителей (11).

Отличием взимаемых налогов в 2013 году по сравнению с 2012 годом является отмена в нынешнем году таких республиканских налогов как:

- сбор при ввозе  на территорию Республики Беларусь  озоноразрушающих веществ;

- сбор за выдачу разрешений  на проезд автомобильных транспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств.

Отменены также некоторые виды местных налогов (налог на услуги, сбор на развитие территорий).

Такое же отличие наблюдается, если сравнивать 2011 и 2010 годы соответственно.

 

 

1.4 Элементы  налоговой системы; принципы современной  налоговой системы

Налог считается установленным  в случае, когда определены плательщики  и следующие элементы налогообложения:

- объект налогообложения;

- налоговая база;

- налоговый период;

- налоговая ставка (ставки);

- порядок исчисления;

- порядок и сроки уплаты (11).

Плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации  и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом, Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь, формирующими договорно-правовую базу таможенного союза, возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины).

Объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика Налоговый кодекс, другие законы Республики Беларусь, международные договоры Республики Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь либо решения местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) связывают возникновение налогового обязательства. Иными словами, это доход, товар или имущество, которые подлежат налогообложению.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или  иную характеристику объекта налогообложения.

Под налоговым периодом понимается календарный год или  иной период времени, определяемый применительно  к каждому конкретному налогу, сбору (пошлине), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется  сумма этого налога, сбора (пошлины). Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой  базы, если иное не установлено Налоговым кодексом, международными договорами Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь.

Плательщик (иное обязанное  лицо) самостоятельно исчисляет сумму  налога, сбора (пошлины), подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой  базы, налоговой ставки и налоговых  льгот, если иное не установлено Налоговым кодексом.

Сроки уплаты налогов, сборов (пошлин) устанавливаются Налоговым кодексом, другими законами Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).

Важным элементом налогов  является налоговая ставка, т.е. доля дохода, которая изымается в бюджет.  В зависимости от системы построения налогов различают твердые и долевые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютных суммах на единицу обложения. Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта и, установленные в процентах, носят название процентных. Они могут быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными (12, с. 428).

Если доля налога в  общем доходе растет по мере увеличения дохода, то налоговая ставка является прогрессивной; если доля налога неизменна, то это пропорциональная ставка; если при росте дохода ставка налога падает, то это регрессивный налог (например, для покупателей вина акциз является регрессивным налогом, т.к. чем выше доход покупателя, тем меньшую часть в доходе занимают надбавки к ценам).

Ключевым понятием налоговой системы является предельная налоговая ставка, под которой подразумевается обложение налогом дополнительной единицы дохода. Именно предельные налоговые ставки мотивируют стремление к дополнительному труду и потребность в расширении производства.

Основными принципами современной налоговой системы являются:

    • обязательность уплаты налогов, сборов и пошлин;
    • равенство и справедливость по отношению ко всем налогоплательщикам;
    • определенность и однозначность налогового законодательства;
    • однократность налогообложения доходов;
    • соразмерность налогов с величиной получаемых налогоплательщиком доходов;
    • простота начисления налогов и удобство их уплаты;
    • стабильность налогов;
    • гибкость налоговой системы, адаптируемость к меняющейся экономической ситуации;
    • сочетание фискальных целей регулирования развития отраслей национальной экономики.

Информация о работе Налоги в РБ