Лекции по "Налогам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:40, курс лекций

Краткое описание

Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты.

Файлы: 1 файл

лекции по налогам (1 часть НК РФ).doc

— 474.50 Кб (Скачать)

Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица или налогового агента — физического лица подается в арбитражный суд (в отношении имущества физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя) или в суд общей юрисдикции (в отношении имущества физического лица, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя). Исковое заявление может быть подано в соответствующий суд налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

К исковому заявлению о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица или налогового агента — физического лица может прилагаться ходатайство налогового органа (таможенного органа) о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения искового требования.

Рассмотрение  дел по искам о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика  — физического лица или налогового агента — физического лица производится в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством РФ или гражданским процессуальным законодательством РФ.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика  — физического лица или налогового агента — физического лица на основании вступившего в законную силу решения суда производится в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица или налогового агента — физического лица производится последовательно в отношении:

■S денежных средств на счетах в банке;

■S наличных денежных средств;

■S имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;

■S готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;

S сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;

имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним  права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

■S другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством РФ.

В случае взыскания налога за счет имущества  налогоплательщика — физического  лица или налогового агента — физического  лица обязанность по уплате налога считается исполненной с момента его реализации и погашения задолженности за счет вырученных сумм. С момента наложения ареста на имущество и до перечисления вырученных сумм в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) пени за несвоевременное перечисление налогов не начисляются.

9.1.5. Обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации и реорганизации юридических лиц

При ликвидации юридического лица — организации обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством РФ.

Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством РФ.

Если  ликвидируемая организация имеет  суммы излишне уплаченных этой организацией налогов или сборов и (или) пеней, штрафов, то указанные суммы подлежат зачету в счет погашения задолженности ликвидируемой организации по налогам и сборам (пеням, штрафам) налоговым органом не позднее месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации. Подлежащая зачету сумма излишне уплаченных налогов и сборов (пеней, штрафов) распределяется по бюджетам и (или) внебюджетным фондам пропорционально общим суммам задолженности по налогам и сборам (пеням, штрафам) перед соответствующими бюджетами и (или) внебюджетными фондами. При отсутствии у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией налогов и сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации не позднее месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.

Если  ликвидируемая организация имеет  суммы излишне взысканных налогов или сборов, а также пеней и штрафов, то указанные суммы подлежат возврату налогоплательщику-организации не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.

Эти правила  применяются также при уплате налогов в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

При реорганизации юридического лица обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками)

9.1.6. Исполнение обязанности по уплате налогов (сборов) безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица

Обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим, исполняется лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего. Уполномоченное лицо обязано без начисления процентов уплатить всю неуплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица безвестно отсутствующим пени и штрафы. Указанные суммы уплачиваются за счет денежных средств физического лица, признанного безвестно отсутствующим.

Обязанность по уплате налогов и сборов физического  лица, признанного судом недееспособным, исполняется его опекуном за счет денежных средств этого недееспособного лица. Опекун физического лица, признанного судом недееспособным, обязан уплатить всю не уплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица недееспособным пени и штрафы.

Исполнение  обязанности по уплате налогов и  сборов физических лиц, признанных безвестно  отсутствующими или недееспособными, а также обязанность по уплате причитающихся пеней и штрафов приостанавливается по решению соответствующего налогового органа в случае недостаточности (отсутствия) денежных средств этих физических лиц для исполнения указанной обязанности. При принятии в установленном порядке решения об отмене признания физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным приостановленное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов возобновляется со дня принятия указанного решения.

9.1.7. Списание безнадежных долгов по налогам и сборам

Недоимкой признается сумма налога или сумма  сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой невозможно в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:

—> по федеральным налогам и сборам — Правительством РФ;

—> по региональным и местным налогам и сборам — соответственно исполнительными органами субъектов РФ и местного самоуправления.

Эти правила  применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням.

9.2. Изменение срока уплаты налога (сбора, пени)

9.2.1. Общие условия изменения срока уплаты налога (сбора,пени)

Срок  уплаты налога может быть изменен  в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога (сумму задолженности).

Изменением  срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.

Изменение срока уплаты налога и сбора допускается  исключительно в порядке, предусмотренном НК РФ, и в пределах лимитов предоставления отсрочек (рассрочек) и инвестиционных налоговых кредитов по уплате налогов и сборов.

Изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает  новой обязанности по уплате налога и сбора.

Изменение срока уплаты налога и сбора по решению органов, уполномоченных принимать решения об изменении сроков уплаты налога и сбора, может производиться под залог имущества либо при наличии поручительства.

Срок  уплаты налога не может быть изменен, если в отношении заинтересованного лица (лица, претендующего на такое изменение):

■S возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;

9.2.3. Отсрочка и рассрочка по уплате налога и сбора

Отсрочка по уплате налога или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога на срок  до одного года с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Отсрочка  или рассрочка по уплате налога могут  быть предоставлены по одному или нескольким налогам.

Отсрочка  или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований'.

■S причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

■S задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

■S угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога;

■S если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер (перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством РФ);

Если  отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по Первым двум основаниям, на сумму задолженности проценты не начисляются, в других случаях на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка РФ1, действовавшей за период отсрочки или рассрочки. таможенным законодательством РФ.

Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган. К этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие указанных оснований. Копия заявления направляется заинтересованным лицом в десятидневный срок в налоговый орган по месту его учета. По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются уполномоченному органу документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство.

9.2.4. Инвестиционный налоговый кредит

Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

ИНК может  быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

    1. проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами
    2. осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов (
    3. выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению

Информация о работе Лекции по "Налогам"