Лекции по "Налогам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:40, курс лекций

Краткое описание

Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты.

Файлы: 1 файл

лекции по налогам (1 часть НК РФ).doc

— 474.50 Кб (Скачать)

 1. налоги на доходы;

 2. налоги на имущество;

 3. налоги на реализацию товаров (работ, услуг);

 Налоги на доходы подразделяются на налоги, взимаемые с совокупного дохода (общеподоходные), и налоги, взимаемые с отдельных видов доходов. В Российской Федерации к налогам, взимаемым с совокупного дохода плательщиков, относятся налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций. Однако в соответствующих актах законодательства предусматриваются особые условия налогообложения таких видов доходов, как проценты, дивиденды, доходы от продажи отдельных видов имущества, выигрыши.

 Налоги на имущество подразделяются на налоги, взимаемые с совокупной стоимости имущества и налоги, взимаемые с отдельных видов имущества. К первой группе относятся налоги, взимаемые с совокупной стоимости различных видов имущества. Пример налога, взимаемого с совокупной стоимости имущества, — налог на имущество организаций, взимаемый в Российской Федерации. К налогам, взимаемым с отдельных видов имущества, относятся: а) земельный налог; б) налоги, взимаемые со строений; в) налоги с отдельных видов транспортных средств; г) налоги (сборы) с владельцев животных. В Российской Федерации к налогам с отдельных видов имущества относятся налог на строения, земельный налог и транспортный налог.

 В группу налогов на реализацию товаров (работ, услуг) включаются те налоги, объектами обложения по которым выступают обороты по реализации товаров (работ, услуг). В эту группу включаются налог на Добавленную стоимость, акцизы.

 По компетенции властей в сфере установления и введения налогов и сборов налоги можно подразделить на взимаемые на всей территории государства и взимаемые только на определенных территориях.  

Распределение налоговых полномочий между различными уровнями государственной власти и местного самоуправления — одна из сложнейших проблем при создании и реформировании налоговых систем. Наделение региональных и местных властей широкими полномочиями в сфере налогообложения позволяет максимально учитывать специфику той или иной территории, расширяет возможности по проведению этими органами самостоятельной налоговой, бюджетной, финансовой, экономической, социальной политики. На распределение налоговых полномочий между уровнями государственной власти и местного самоуправления оказывают влияние политические, экономические, организационные и этнические факторы, а также исторические и культурные традиции.

В Российской Федерации установлена трехуровневая налоговая система. Налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ, вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ. Эти налоги обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

Местные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и нормативными актами представительных органов муниципальных образований о налогах, вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт - Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов РФ о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов РФ. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов РФ.

Законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов РФ и представительным органам местного самоуправления предоставлено право определять следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты, а также формы отчетности соответственно по региональным и местным налогам. Кроме того, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, а также представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения соответственно по региональным и местным налогам.

Все остальные  элементы налогообложения могут  устанавливаться только НК РФ. Не могут  устанавливаться региональные и  местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ1.

В зависимости  от адресности зачисления платежей все налоги и сборы подразделяются на закрепленные и регулирующие. Закрепленными налогами и сборами называются налоги и сборы, поступления по которым на длительный период полностью или частично закрепляются в качестве доходного источника определенных бюджетов. К закрепленным налогам и сборам относятся местные налоги. К регулирующим налогам и сборам относятся налоги и сборы, по которым могут устанавливаться нормативы отчислений в бюджеты различных уровней.

В соответствии с БК РФ в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов:

1.налог на прибыль организаций

2. налог на добавленную стоимость

3.акцизы;

4. налога на добычу полезных ископаемых

5.сбора за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов

6. водный налог

7.государственная пошлина

8. налог  на доходы физических лиц

В бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:

1.налог на имущество организаций

2. налог на игорный бизнес

3. транспортный налог.

В местные бюджеты подлежат зачислению налоговые доходы от следующих местных налогов:

1.налог на имущество физических лиц

2.земельный налог.

По критерию использования налоговых поступлений по целевой направленности налоги и сборы подразделяются на общие и целевые. К общим относятся налоги и сборы, не предназначенные для финансирования какого-либо конкретного расхода. Такие налоги составляют подавляющее большинство, гак как установление налогов обычно не имеет целью покрытие какого-либо конкретного расхода государственного бюджета.

К целевым относятся налоги и сборы, поступления по которым могут быть использованы только для финансирования конкретных расходов.

Все налоги и сборы можно подразделить на периодические и разовые. Под периодическими налогами обычно понимаются те налоги, платежи по которым осуществляются с определенной регулярностью.. По периодическим налогам всегда устанавливается налоговый период. К разовым налогам обычно относятся налоги, уплата которых связана с какими-либо особыми событиями, не образующими систему.

Налоги  также бывают регулярные и чрезвычайные. К регулярным обычно относятся налоги и сборы, действующие в течение длительного периода времени. При установлении регулярных налогов и сборов обычно никогда не определяется срок их действия. К чрезвычайным налогам и сборам относятся налоги и сборы, установление которых вызвано наступлением каких-либо чрезвычайных обстоятельств (войны, стихийные бедствия и т.п.). Обычно при введении чрезвычайного налога или сбора особо оговаривается, что налог или сбор будет взиматься либо в течение фиксированного количества лет, либо до момента окончания соответствующего чрезвычайного обстоятельства.

Широкое распространение чрезвычайные налоги и сборы получили в периоды Первой (1914—1918 гг.) и Второй (1939—1945 гг.) мировых войн Многие чрезвычайные налоги впоследствии стали функционировать в качестве обычных налогов. Например, налоги на доходы физических лиц впервые были введены во многих странах в период Первой мировой войны.

В литературе по налогообложению, а также в налоговых законодательствах отдельных государств используется деление налогов на прямые и косвенные. Такое деление используется на протяжении почти трех столетий.

Разделение  налогов на прямые и косвенные  обычно осуществляется на основе критерия перелагаемости налогового бремени. Прямыми налогами являются те налоги, бремя которых должны нести непосредственно налогоплательщики, а косвенными — которые должны быть переложены налогоплательщиками на других лиц. Такой подход использовали все российские авторы трудов по налогам в XIX столетии.

К перелагаемым косвенным налогам относится  НДС. Если данное юридическое лицо не осуществляет реализацию товаров (работ, услуг), то оно не имеет возможности переложить на другие лица бремя по данному налогу.

Наиболее  распространена практика, когда в разряд прямых налогов включают налоги и сборы, объектом обложения которыми являются доходы и имущество налогоплательщиков, а все остальные налоги относят к разряду косвенных. В этом случае группу косвенных налогов образуют налоги на потребление: акцизы, НДС.

По способам определения налоговых обязательств налоги могут подразделяться на раскладочные и окладные. При использовании раскладочных налогов первоначально определяется потребность в денежных средствах, а затем полученная сумма распределяется (раскладывается) между налогоплательщиками или группами налогоплательщиков. Раскладочные налоги являются исторически более ранними. Они широко применялись в эпоху феодализма. В России раскладочные методы использовались как для сбора доходов в государственную казну, так и для финансирования нужд отдельных территорий, Окладные налоги — налоги, по которым налоговые обязательства каждого налогоплательщика определяются либо расчетным путем с использованием налоговых ставок, либо путем установления твердой суммы налога.

Методами обложения окладными налогами являются: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение.

Равное налогообложение имеет место в тех случаях, когда для всех налогоплательщиков устанавливаются равные суммы налога. При равном налогообложении не учитываются имущественное положение налогоплательщика и его способность уплачивать налог. Равное налогообложение применяется при установлении твердых сумм ставок отдельных видов государственной пошлины,

Пропорциональное обложение представляет собой систему налогообложения, при которой налоговые ставки устанавливаются в одинаковом проценте к налогооблагаемой базе без учета ее величины. С увеличением налоговой базы пропорционально увеличивается сумма уплачиваемого налога. Принцип пропорционального налогообложения всегда используется в таких налогах, как налог на добавленную стоимость, акцизы, Пропорциональное налогообложение лежит в основе таких видов налогов, как налог на имущество организаций, земельный налог.

В Российской Федерации с 1 января 2001 г. фактически пропорциональным стало налогообложение доходов физических лиц. По большинству видов доходов была установлена единая налоговая ставка 13% По единой налоговой ставке 30% подлежат обложению доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ. Единая налоговая ставка в размере 35% применяется к различного рода выигрышам и призам, а также к доходам, получаемым в виде материальной выгоды.

Прогрессивное обложение представляет собой систему налогообложения, при которой большей налоговой базе (объекту налогообложения) соответствует более высокий уровень налоговых ставок. Применяется два вида прогрессии: простая и сложная.

При простой прогрессии ставки возрастают по мере увеличения дохода (или стоимости имущества) для всей суммы дохода (стоимости имущества). Простая прогрессия часто применяется при налогообложении имущества, принадлежащего физическим лицам.

Так, в Российской Федерации простая прогрессия используется в налоге на строения, помещения и сооружения. Если стоимость жилого дома, принадлежащего физическому лицу, оценивается в сумме до 300 тыс. руб., то может применяться ставка налога до 0,1%; если стоимость имущества оценивается в сумме от 300 до 500 тыс. руб., то могут применяться налоговые ставки от 0,1 до 0,3%; если стоимость имущества оценивается в размере свыше 500 тыс. руб., то могут применяться налоговые ставки от 0,3 до 2,0%.

При сложной прогрессии доходы делятся на части (ступени), для каждой из которых установлены свои ставки. Более высокие ставки действуют не в отношении всей суммы налоговой базы, а для части, превышающей предыдущую ступень. Сложная прогрессия используется в большинстве стран в налогообложении доходов физических лиц. Система сложной прогрессии применялась в Российской Федерации до 1 января 2001 г. в подоходном налоге с физических лиц.

Регрессивное (дегрессивное) обложение представляет собой систему налогообложения, при которой большему размеру налоговой базы соответствует более низкий уровень налоговых ставок.

Информация о работе Лекции по "Налогам"