Лекции по "Налогам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:40, курс лекций

Краткое описание

Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты.

Файлы: 1 файл

лекции по налогам (1 часть НК РФ).doc

— 474.50 Кб (Скачать)

 Сроки уплаты налогов и сборов

 Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются  применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ.

 При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени.

 Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются НК РФ применительно к каждому такому действию.

 В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность  по уплате налога возникает не ранее  даты получения налогового уведомления.

 «

 Порядок уплаты налогов и сборов

 Уплата  налога производится разовой уплатой  всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими  актами законодательства о налогах и сборах.

 Подлежащая  уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

 Уплата  налогов производится в наличной или безналичной форме.

 При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу органа местного самоуправления либо через организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи.

 Конкретный  порядок уплаты налога устанавливается  применительно к каждому налогу. Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается НК РФ. Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

 Аналогичные правила применяются также в  отношении порядка уплаты сборов.

 ГЛАВА 7

 ВИДЫ НАЛОГОВ И КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Виды  налогов и сборов, взимаемых в  Российской Федерации, устанавливаются НК РФ.

 К федеральным относились следующие налоги и сборы:

 1) налог на добавленную стоимость

 2) акцизы

 3) налог на доходы физических лиц

 4) водный налог

 5) сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов

 6) гос пошлина

 7) налог  на прибыль организаций

 8) налог  на добычу полезных ископаемых 

 К региональным налогам субъектов РФ (к налогам республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов) относились следующие налоги:

 1.) налог на имущество организаций;

 2.)транспортный налог;

 3.) налог на игорный бизнес;

 К местным относились следующие налоги и сборы:

 1.) налог на имущество физических лиц;

 2.) земельный налог;

 Налоговым кодексом РФ устанавливаются специальные налоговые режимы:

          1. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
          2. упрощенная система налогообложения;
          3. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

 4) система  налогообложения при выполнении  соглашений о разделе продукции.

 ГЛАВА 8

 УЧАСТНИКИ ОТНОШЕНИЙ, РЕГУЛИРУЕМЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О НАЛОГАХ И СБОРАХ: ИХ ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 Участниками отношений, регулируемых законодательством  о налогах и сборах, являются:

  1. организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;
  2. организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;
  3. налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
  4. таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, — ФТС России, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации);

 Налогоплательщики и плательщики сборов.

 Налоговые агенты

 Налогоплательщики и плательщики сборов

 Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

 Организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством  РФ (российские организации), а также  иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).

 Налогоплательщики — это российские и иностранные организации, как коммерческие (хозяйственные товарищества, общества, производственные кооперативы и т.д.), так и некоммерческие (фонды, ассоциации, потребительские кооперативы и др.). Организации, не обладающие статусом юридического лица, не признаются плательщиками налогов и (или) сборов (например, профсоюзные организации).

 Физическими лицами признаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

  Права и обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)

 Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют право:

      1. получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения;
      2. получать от Минфина России письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах РФ и органов местного самоуправления — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах;
      3. использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
      4. получать отсрочку, рассрочку, инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;
      5. на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов;
      6. представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
      7. присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
      8. получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
      9. требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
      10. не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;
      11. обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
      12. требовать соблюдения налоговой тайны;

 Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

 Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется НК РФ и иными федеральными законами.

 Налогоплательщики обязаны:

        1. уплачивать законно установленные налоги;
        2. встать на учет в налоговых органах
        3. вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов)
        4. представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации
        5. представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
        6. выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
        7. предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ;
        8. в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;
        9. нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

 Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели помимо вышеперечисленных обязанностей обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

 ■ об открытии или закрытии счетов — в 10-дневный срок;

 Налоговые агенты

 Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

 Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено НК РФ.

 Налоговые агенты обязаны:

          1. правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

 За  неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый  агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

 Налоговые органы. Их права и обязанности

 Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (Федеральная налоговая служба Российской Федерации — ФНС России), и его территориальные органы.

 ФНС России и ее территориальные органы — управления ФНС России по субъектам РФ, межрегиональные инспекции ФНС России, инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня (налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.

 Налоговые органы действуют в пределах своей  компетенции и в соответствии с законодательством РФ.

 Налоговые органы осуществляют свои функции и  взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ.

 Налоговые органы вправе:

  1. требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;
  2. проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;
  3. производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
  4. вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
  5. приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном НК РФ;
  6. осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Минфином России);
  7. определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
  8. требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
  9. взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ;
  10. контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
  11. требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пеней;
  12. привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
  13. вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
  14. заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
  15. создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ;
  16. предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

Информация о работе Лекции по "Налогам"