Контрольная работа по "Налоговому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 14:50, контрольная работа

Краткое описание

1.Налоговые правоотношения: понятие, состав, содержание.

2.Характеристика объекта и предмета налоговых правоотношений.

3.Субъекты налоговых правоотношений, понятие, характерные признаки.

4.Права и обязанности субъектов налоговых правоотношений: налогоплательщиков, сборщиков налогов, налоговых агентов, государственных органов, органов местного самоуправления.

5. Защита прав налогоплательщиков: гарантии, способы.

Файлы: 1 файл

Контрольная по налоговому праву.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

  В НК РФ с учетом норм Гражданского кодекса  РФ предусмотрена возможность использования института представительства в налоговых правоотношениях (ст. 26 ПК). Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя. Представительство может осуществляться в двух формах: как законное представительство и уполномоченное представительство.

  Личное  участие налогоплательщика в  отношениях, регулируемых законодательством  о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях. Указанные положения распространяются на плательщиков сборов и на налоговых агентов. Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

  Законными представителями налогоплательщика  - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

  Уполномоченным  представителем налогоплательщика  признается физическое или юридическое  лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми, таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

  Не  могут быть уполномоченными представителями  налогоплательщика должностные лица налоговых и таможенных органов, органов государственного внебюджетного фонда, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

  Уполномоченный  представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

  Уполномоченный  представитель налогоплательщика  - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

  Налоговый кодекс вводит новое понятие «сборщик налогов и (или сборов)». В ст. 25 НК РФ предусмотрено, что в ряде случаев, предусмотренных Кодексом, прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет может осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и должностными лицами. В соответствии с Кодексом сборщиками налогов (сборов) могут быть только государственные или муниципальные органы исполнительной власти, уполномоченные ими органы и должностные лица. Функции сборщиков выполняют, например, таможенные органы (по таможенным платежам), органы местного самоуправления (по приему платежей налога на землю).

  В законодательстве выделяются лица, обязанные  контролировать правильность исчисления и полноту уплаты налогов и  сборов, к которым могут быть отнесены суды, нотариусы, органы регистрации  актов гражданского состояния и т.п. Суды, например, не принимают к рассмотрению исковые заявления, если не уплачена государственная пошлина. Нотариусы также осуществляют контроль за уплатой налога на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, при осуществлении нотариального оформления соответствующих сделок. К лицам, обязанным информировать налоговые органы о фактах, имеющих важное значение для налогообложения, относятся нотариусы, которые обязаны информировать о совершенных сделках по оформлению перехода права собственности на имущество в порядке наследования или дарения, не позднее пяти дней (п. 6 ст. 85 НК РФ). НК РФ в ряде случаев устанавливает обязанность соответствующих лиц представлять налоговым органам данные, необходимые для исчисления налога,  а также для организации налогового контроля.

  К ним могут быть отнесены органы, регистрирующие или учитывающие недвижимое имущество, транспортные средства, являющиеся объектами налогообложения (п. 4 ст. 85). Банки обязаны представлять информацию в налоговые органы об открытии или закрытии счета организации или предпринимателю в пятидневный срок (ст. 86 НК РФ).

  Особое  положение в налоговых правоотношениях  занимают банки. Эти субъекты одновременно являются и налогоплательщиками, и налоговыми агентами, и сборщиками налогов, на них возлагаются также иные обязанности публично-правового характера. За неисполнение этих обязанностей банки несут ответственность, предусмотренную нормами гл. 18 НК РФ. К этим обязанностям можно отнести: 1) соблюдение порядка открытия счета налогоплательщику; 2) соблюдение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора; 3) обязанность исполнять решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента; 4) обязанность исполнять решение о взыскании налога, сбора, а также пени; 5) обязанность по представлению налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков - клиентов банка. В налоговом правоотношении помимо плательщиков налогов и (или) сборов участвуют и налоговые органы.

  Содержание  налогового правоотношения, как и  любого другого правоотношения, раскрывается через права и обязанности  субъектов правоотношений. Права и обязанности субъектов налоговых правоотношений предусмотрены законодательством о налогах и сборах. 
 
 

Признаки  налоговых правоотношений:

  1. Имущественный характер – связан с передачей в пользу субъекта публичной власти денежных (как правило) средств.

  2. Односторонняя обязательственность. 

  3. Субъективная определенность (относительность) – имеет строго определенный состав участников (платеж налога всегда проводится адресно).

  4. Активность – налогоплательщик  обязан совершить действие –  заплатить налог, а налоговый  орган имеет право требовать  выполнения этой обязанности. 

  5. Целенаправленность – налогоплательщик вносит платежи в пользу государства для формирования ресурсов субъектов публичной власти.

  6. Гарантированность – побуждением  к ее выполнению выступают  санкции, установленные законодательством. 

  7. Положительное содержание – предусматривает обязанность совершить определенные действия (представить отчетность, заплатить налог и т.п.), ему не свойственны требования, воздержаться от совершения определенных действий.  

  4. Права и обязанности субъектов налоговых правоотношений:

  Под содержанием налогового правоотношения понимаются корреспондирующие, взаимные права и обязанности сторон конкретного правоотношения. Поскольку отношения по уплате налога являются основными, рассмотрим сначала права и обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов.

  Правам  и обязанностям налогоплательщиков и плательщиков сборов посвящена  гл. 3 НК РФ. В соответствии со ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право:

  получать  от налоговых органов по месту  учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц; получать от Министерства финансов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах РФ и органов местного самоуправления - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах; использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах; получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ; на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов; представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя; представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок; присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налогового уведомления и требования об уплате налогов; требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков; не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам; обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц; требовать соблюдения налоговой тайны; требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

  Налогоплательщики имеют также иные права, установленные Налоговым кодексом РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

  Плательщики сборов имеют те же права, что и  налогоплательщики.

  Законодательство  не только закрепляет соответствующие  права, но и гарантирует их. Так, в  соответствии со ст. 22 НК РФ налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.

  Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц  налоговых органов. Неисполнение или  ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами. Налогоплательщики (плательщики сборов) как субъекты налоговых правоотношений не только имеют права, но и несут определенные обязанности.

  Налогоплательщики обязаны:

  уплачивать  законно установленные налоги;

  встать  на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;

  вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

  представлять  в налоговый орган по месту  учета в установленном порядке  налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена  законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность;

  представлять  налоговым органам и их должностным  лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

  выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

  предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном НК РФ;

  в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.

  Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели, кроме вышеназванных обязанностей, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:

  об  открытии или закрытии счетов - в десятидневный срок;

  обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

  обо всех обособленных подразделениях, созданных  на территории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

  об  объявлении несостоятельности (банкротства), ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

  об  изменении своего места нахождения или места жительства — в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.

  Плательщики сборов обязаны уплачивать законно  установленные сборы, а также  нести иные обязанности, установленные  законодательством о налогах и сборах.

  За  невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

  Обязанность по уплате налога и сбора прекращается:

  с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;

  с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и  сборах связывает прекращение обязанности  по уплате данного налога и сбора;

  со  смертью налогоплательщика или  с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Задолженность по поимущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества;

  с ликвидацией организации-налогоплательщика - после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

  Исходя  из конституционной нормы (ст. 57 Конституции  РФ) о том, что каждый обязан платить  законно установленные налоги и сборы, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Информация о работе Контрольная работа по "Налоговому праву"