Контрольная работа по "Налоговому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 14:50, контрольная работа

Краткое описание

1.Налоговые правоотношения: понятие, состав, содержание.

2.Характеристика объекта и предмета налоговых правоотношений.

3.Субъекты налоговых правоотношений, понятие, характерные признаки.

4.Права и обязанности субъектов налоговых правоотношений: налогоплательщиков, сборщиков налогов, налоговых агентов, государственных органов, органов местного самоуправления.

5. Защита прав налогоплательщиков: гарантии, способы.

Файлы: 1 файл

Контрольная по налоговому праву.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

  План  работы:

    Задание 1.  Налоговые правоотношения

  1.Налоговые  правоотношения: понятие, состав, содержание. 

  2.Характеристика  объекта и предмета налоговых  правоотношений. 

  3.Субъекты  налоговых правоотношений, понятие,  характерные признаки. 

  4.Права  и обязанности субъектов налоговых правоотношений: налогоплательщиков, сборщиков налогов, налоговых агентов, государственных органов, органов местного самоуправления. 

  5. Защита прав налогоплательщиков: гарантии, способы.  

  Задание 2.  

  1.Характеристика налога на доходы физических лиц: понятие, плательщики налога, объект налогообложения, виды налоговых вычетов, налоговая база, ставка налогов, порядок и способы исчисления и уплаты налогов. Декларирование доходов. 

  2. На основе положения действующего  законодательства рассмотрите вопрос о соотношении понятий «налоговая тайна» и «коммерческая тайна». 

  3. Задача.

  Петров  и Семёнов являются гражданами Российской Федерации, оба работают в консульстве  США в г. N  Петров был назначен на должность помощника консула; Семёнов служит в консульстве охранником. Обязаны ли Петров и Семёнов платить, какие – либо налоги в связи с получением вознаграждения за свой труд в консульстве?

  Обязано ли консульство США сообщать сведения о выплаченных Петрову и Семёнову доходах? Имеют ли право налоговые органы осуществлять контрольные мероприятия в отношении Петрова, Семёнова и консульства?

  Налоговые правоотношения.

  1. Налоговые правоотношения: понятие, состав, содержание.

  Характеристика  налогового правоотношения дается в  ст. 2 НК РФ, в соответствии с которой законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения, складывающиеся в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

  Налоговое правоотношение представляет собой  вид финансового отношения, урегулированного нормами налогового права. Следовательно, для него характерны все признаки финансового правоотношения, к которым, в частности, относятся следующие: 1) эти отношения складываются в процессе проведения финансовой деятельности, направленной на формирование, распределение, перераспределение и использование государственных и муниципальных фондов денежных средств, т.е. они носят распределительный характер; 2)их возникновение, изменение и прекращение непосредственно связаны с нормативными правовыми актами, поскольку субъекты финансового права сами не вправе устанавливать либо прекращать названные отношения; 3),финансовые правоотношения имеют денежный характер; 4),эти отношения имеют властный характер; 5) государство само непосредственно или в лице уполномоченных им субъектов выступает обязательной стороной названных отношений, что в сочетании с признаком властности свидетельствует об их властно-публичном характере.

  Налоги  выступают основным методом собирания  денежных средств в процессе осуществления  финансовой деятельности. Поэтому возникающие  налоговые отношения неразрывно связаны именно с объективной необходимостью для любого государства осуществления данного вида деятельности как важнейшего инструмента достижения стоящих перед ним обще социальных, публичных целей и задач.

  Непременным участником налоговых правоотношений выступают государство или муниципальные образования в лице своих уполномоченных органов. Так, отношения по установлению налогов, т.е. по определению сущностных элементов того или иного налога или сбора, возникают между органами законодательной (представительной) и исполнительной власти. Законодательством определены полномочия этих органов по разработке соответствующих законопроектов, их обсуждению и принятию.

  Отношения по установлению и введению налогов  и сборов возникают также между Российской Федерацией и ее субъектами, органами местного самоуправления. Это закреплено законодательно, в первую очередь, в ст. 71 и 72 Конституции РФ, а также в НК РФ.

  Основными налоговыми отношениями из приведенного ранее перечня являются отношения по взиманию налогов и сборов, в которых государство в лице своих налоговых органов тоже выступает в качестве их непременного участника.

  Налоговые органы - обязательный участник отношений  и по осуществлению налогового контроля, а также привлечения к ответственности за допущенные налоговые правонарушения. В последних, кроме того, участвуют суд и правоохранительные органы. В целом можно сказать, что для налоговых отношений, как и для иных финансовых отношений, свойственен публично-правовой характер; властный, имущественный (денежный), обязательственный характер.

  В то же время налоговые правоотношения обладают и рядом специфических особенностей, которые отличают их от иных финансовых правоотношений. К ним могут быть отнесены следующие.

  Налоговые правоотношения отличаются, прежде всего, сферой финансовой деятельности, поскольку к ним относятся отношения, как отмечалось ранее, складывающиеся в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий и бездействия их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

  Особая  сфера возникновения и существования  налоговых правоотношений обусловливает и некоторые особенности их субъектно-объектного состава, например, участие налоговых органов, а также содержание как совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных прав и обязанностей сторон в названной сфере.

    Налоговые правоотношения могут  существовать лишь в правовой форме, т.е. «при наличии соответствующего закона, только в форме правоотношения», поскольку обязанность уплачивать налоги устанавливается только законодательно. Следовательно, правовая форма в данном случае является определяющей для возникновения, изменения или прекращения общественного отношения.

  По  характеру налоговые нормы делятся на отношения материальные и процессуальные. Если отношения по поводу исчисления, уплаты налога или сбора, выполнения иных налоговых обязанностей относятся к материальным, то отношения, связанные с порядком назначения, проведения налоговых проверок, особенностей привлечения к налоговой ответственности, порядком обжалования актов налоговых органов и т.п., можно отнести к процессуальным.

  По  субъектному составу налоговые правоотношения можно подразделить на: 1) отношения, возникающие между РФ и субъектами РФ; между РФ и муниципальными образованиями; между субъектами РФ и муниципальными образованиями - к ним относятся отношения по поводу установления и введения налогов и сборов; 2) отношения между государством (муниципальными образованиями) в лице уполномоченных органов и налогоплательщиками, а также иными участниками налоговых правоотношений - по поводу взимания налогов и сборов, проведения налогового контроля, привлечения к налоговой ответственности, а также обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

  По  содержанию они делятся на отношения, складывающиеся в процессе: 1) установления и введения налогов и сборов; 2) взимания налогов и сборов; 3) проведения налогового контроля; 4) привлечения к ответственности за налоговые правонарушения; 5) обжалования актов налоговых органов, а также действия (бездействия) их должностных лиц.

  По  цели они делятся на отношения основные и обеспечительные (сопутствующие). Традиционно основными считаются отношения по взиманию, уплате налога или сбора. В то же время отношения, возникающие по поводу постановки на налоговый учет, по проведению налоговых проверок и т.п. принято рассматривать как вспомогательные, обеспечивающие выполнение обязанностей налогоплательщиком, предусмотренных налоговым законодательством.

  Как и любое другое правоотношение, налоговое  правоотношение имеет структуру, включающую следующие элементы: субъекты, объекты и содержание.

  Под субъектами правоотношения понимаются лица, между которыми возникают юридические связи, взаимоотношения по поводу достижения соответствующих целей. К ним относятся, с одной стороны, государство, муниципальное образование в лице налоговых органов или их должностных лиц, а с другой стороны - налогоплательщики, плательщики сборов и иные обязанные лица.

  2. Характеристика объекта и предмета налоговых правоотношений.

  Объектом  правоотношения является то, по поводу чего общественное отношение возникает. Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает налоговое правоотношение - налог, сбор, размер которого определяется установленными законодательством о налогах и сборах правилами, порядок их взимания, уплаты, осуществление в этой связи налогового контроля, привлечение к налоговой ответственности и обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц.

  3. Субъекты налоговых правоотношений, понятие, характерные признаки.

  Под содержанием правоотношения понимаются права и обязанности субъектов налогового правоотношения.

  Субъектами  налогового правоотношения в соответствии со ст. 9 НК РФ являются:

1) организации  и физические лица, признаваемые  в соответствии с Кодексом  налогоплательщиками или плательщиками сборов, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы; 2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Кодексом налоговыми агентами; 3) Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения (налоговые органы); 4) Федеральная таможенная служба и ее подразделения; 5) государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов (сборщики налогов и сборов); 6) Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов, городов (финансовые органы), иные уполномоченные органы - при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных Кодексом; 7) органы государственных внебюджетных фондов; 8) органы внутренних дел.

  Налоговое правоотношение складывается между различными категориями субъектов, но основными группами субъектов являются налогоплательщик, плательщик сборов и налоговые органы.

  Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

  Следовательно, налогоплательщиками могут быть физические лица и организации.

  При характеристике налогоплательщиков - физических лиц следует иметь в виду, что возникновение налоговой обязанности у физического лица не связано с наступлением какого-либо возраста. Например, несовершеннолетний становится налогоплательщиком, т.е. у него возникает налоговая обязанность, если ему на праве собственности принадлежит имущество, являющееся объектом обложения каким-либо налогом. В данном случае эта обязанность выполняется не самим несовершеннолетним, который является недееспособным, а его родителями, усыновителями, представителями. К организациям-налогоплательщикам относятся как сами юридические лица, так и их филиалы.

  Помимо  российских юридических и физических лиц (резидентов), налогоплательщиками в соответствии с законодательством могут быть и иностранные организации, иностранные граждане - налоговые нерезиденты. Налогообложение нерезидентов осуществляется не только на основании российского налогового законодательства, но и в соответствии с международными договорами, регулирующими отношения в целях избежать двойное налогообложения.

  В целом налогоплательщики и плательщики  сборов могут быть классифицированы по следующим основаниям: 1) по характеру  субъекта - выделяются физические лица и организации; 2) по месту преимущественного пребывания и источника получения дохода - на резидентов и нерезидентов; 3) по хозяйственной обособленности - на единые и консолидированные (взаимозависимые лица); 4) по характеру деятельности - на общие и специальные, к которым могут быть отнесены сельхозпроизводители, лица, добывающие полезные ископаемые, и т.п.

  Законодательство  помимо основных субъектов налоговых  отношений, к которым относятся, как отмечалось, налогоплательщики и плательщики сборов - с одной стороны, и государство (муниципальные образования) в лице налоговых органов - с другой стороны, определяет и иных участников налоговых правоотношений.

  В НК РФ дается понятие налогового агента, который может, как отмечалось, быть субъектом налогового правоотношения. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК возложены, в том числе обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. К ним относятся, в частности, организации и предприниматели, выплачивающие доходы гражданам, которые должны исчислить, удержать и перечислить в бюджет суммы налога на доходы своего работника.

Информация о работе Контрольная работа по "Налоговому праву"