Источники налогового права Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 10:03, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В течение последних десятилетий в Республике Казахстан произошли кардинальные изменения в экономике, обусловившие формирование в стране принципиально новой налоговой системы. Для того чтобы эта система была эффективной, нужно адекватное правовое регулирование согласованными между собой нормами, закрепленными в различных налогово-правовых источниках.
Толкование налогово-правовых норм нередко вызывает трудноразрешимые споры, что подчеркивает значение для регулирования налоговых отношений официальных разъяснений финансовых и налоговых органов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОЧНИКОВ НАЛОГОВОГО ПРАВА 5
1.1 Понятие, предмет, система и источники налогового права 5
1.2 История развития налогового законодательства Республики Казахстан 66
1.3 Формы реализации источников налогового права 12
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ НАЛОГОВОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 13
2.1 Налоговый кодекс Республики Казахстан – основной источник налогового права 13
2.2 Классификация источников налогового права Республики Казахстан 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

источники налогового права.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

47) по установлению годовых ставок платы за использование радиочастотного спектра (ст. 481 Налогового кодекса);

48) по установлению ставок платы за пользование судоходными водными путями (ст. 487 Налогового кодекса);

49) по установлению ставок платы за размещение наружной (визуальной) рекламы по объектам рекламы, размещаемым в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования республиканского значения (п/п. 1 ст. 491 Налогового кодекса);

50) по установлению минимальных и максимальных ставок консульских сборов (п. 1 ст. 511 Налогового кодекса);

51) по установлению действий, за осуществление которых взимается консульский сбор (п/п. 8 ст. 512 Налогового кодекса);

52) по установлению отдельных случаев освобождения от уплаты консульского сбора (п/п. 4 ст. 513 Налогового кодекса);

53) по установлению ставок таможенных платежей (п. 3 ст. 515 Налогового кодекса);

54) по установлению порядка формирования и ведения Государственного реестра налогоплательщиков Республики Казахстан (п. 3 ст. 521 Налогового кодекса);

55) по определению перечня налогоплательщиков, подлежащих республиканскому мониторингу (п. 1 ст. 545 Налогового кодекса);

56) по установлению порядка применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью (п. 2 ст. 546 Налогового кодекса);

57) по определению порядка и условий маркировки марками акцизного сбора и учетно-контрольными марками товаров, установленных в подпунктах 2), за исключением виноматериала и пива, а также товаров, установленных подпунктами 3) и 4) статьи 257 Налогового кодекса (п. 1 ст. 549 Налогового кодекса);

58) по определению порядка учета, хранения, оценки и реализации имущества, обращенного в собственность государства (п. 2 ст. 550 Налогового кодекса).

Уполномоченный государственный  орган также издает нормативные  правовые акты по вопросам налогообложения  в форме приказов в случаях, предусмотренных  Налоговым кодексом. Так, в частности, уполномоченному государственному органу в силу норм Налогового кодекса делегированы полномочия:

1) по установлению  форм документов по исчислению  и уплате (удержанию и перечислению) налогов и других обязательных  платежей в бюджет (п/п. 5) п. 1 ст. 16 Налогового кодекса);

2) по установлению порядка представления налогоплательщиками информации в виде электронных документов (п/п. 8) п. 1 ст. 16 Налогового кодекса);

3) по установлению  формы квитанции, на основе  которой осуществляется сбор  налогов на имущество, транспортные  средства, земельного налога, уплаченных физическими лицами (п. 2 ст. 21 Налогового кодекса);

4) по установлению  порядка и сроков предоставления  в налоговый орган отчетов  об использовании квитанций, а  также о сдаче сумм налогов  в банк или организацию, осуществляющую  отдельные виды банковских операций (п/п. 5) п. 3 ст. 21 Налогового кодекса);

5) по установлению форм уведомлений (п. 3 ст. 31 Налогового кодекса);

6) по установлению  совместно с Национальным банком  РК формы распоряжения налогового органа о приостановлении расходных операций по банковским счетам налогоплательщика (п. 2 ст. 47 Налогового кодекса);

7) по установлению формы решения об ограничении имуществом (п. 1 ст. 48 Налогового кодекса);

8) по установлению формы и порядка составления акта описи ограниченного в распоряжении имущества (п. 4 ст. 48 Налогового кодекса);

9) по установлению  порядка и форм составления  налогоплательщиком, налоговым агентом  либо их представителями налоговой  отчетности (п. 1. ст. 69 Налогового кодекса);

10) по установлению порядка исчисления и удержания индивидуального подоходного налога с нарастающим итогом (п. 2 ст. 153 Налогового кодекса);

11) по установлению порядка администрирования международных договоров (ст. 194 Налогового кодекса);

12) по установлению формы и порядка выдачи свидетельства о постановке на учет по налогу на добавленную стоимость (п. 1 ст. 209 Налогового кодекса);

13) по установлению правил выписки счетов-фактур по НДС (п. 5-2 ст. 242 Налогового кодекса);

14) по установлению порядка и формы выписки счетов-фактур плательщиками НДС, применяющими специальный налоговый режим для юридических лиц – производителей сельскохозяйственной продукции;

15) по установлению  порядка регистрации выпуска в продажу лотерейных билетов (п. 2 ст. 267 Налогового кодекса);

16) по установлению формы патента на применение определенного специального налогового режима (п. 4 ст. 368 Налогового кодекса);

17) по установлению формы журналов регистрации (выдачи) патентов и порядка их заполнения (п. 6 ст. 368 Налогового кодекса);

18) по определению порядка ведения лицевых счетов налогоплательщиков (п. 3 ст. 519 Налогового кодекса);

19) по установлению порядка государственной регистрации и регистрационного учета налогоплательщиков, а также перечня документов, прилагаемых к заявлениям о регистрации и снятии с учета (п. 2 ст. 520-1 Налогового кодекса);

20) по определению порядка присвоения, изменения и аннулирования регистрационного номера налогоплательщика (п. 4 ст. 523 Налогового кодекса);

21) по установлению порядка ведения учета объектов налогообложения (п. 3 ст. 520-1, п. 12 ст. 524 Налогового кодекса);

22) по установлению порядка постановки плательщиков на учет по налогу на добавленную стоимость и их снятия с учета (п. 2 ст. 532 Налогового кодекса);

23) по утверждению порядка  хронометражных обследований (п. 6 ст. 533 Налогового кодекса);

24) по определению перечня налогоплательщиков, подлежащих региональному мониторингу (п. 2 ст. 545 Налогового кодекса).

Местные представительные органы наделены по Налоговому кодексу  полномочиями на принятие нормативных правовых актов в форме решений, устанавливающих ставки отдельных видов налогов и других обязательных платежей в бюджет (см., например, ст.ст. 333, 394, п. 1 ст. 454, 462, 473, 477, 491 Налогового кодекса).

Нормативные правовые акты по вопросам налогообложения как затрагивающие права и свободы граждан, налагающие на них обязанности по требованию п. 4 ст. 4 Конституции РК подлежат официальному опубликованию. Согласно указанной конституционной норме, все законы, международные договоры, участником которых является Республика, публикуются.

Официальное опубликование нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения.

Законом РК «О нормативных правовых актах» предусматривается общий порядок опубликования нормативных правовых актов, обязательный к применению и при опубликовании нормативных правовых актов по вопросам налогообложения.

Так, согласно ст. 30 Закона РК «О нормативных правовых актах», все законы, международные договоры, участником которых является Республика Казахстан, публикуются. Официальное опубликование нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения. Официальными изданиями являются Ведомости Парламента РК и Собрание актов Президента РК и Правительства РК.

Официальное опубликование  нормативных правовых актов осуществляется также периодическими печатными изданиями, получившими такое право на конкурсной основе, в порядке, определяемом Правительством РК. Нормативные правовые акты центральных исполнительных и иных центральных государственных органов публикуются в указанных выше периодических печатных изданиях.

Последующее официальное  опубликование текстов нормативных  правовых актов осуществляется печатными  изданиями в порядке, определяемом Правительством РК, и при условии прохождения экспертизы на соответствие публикуемых ими текстов эталонному контрольному банку нормативных правовых актов Республики Казахстан. Порядок предоставления права на осуществление последующего официального опубликования текстов нормативных правовых актов не распространяется на официальные издания, самостоятельно принимающие решения о необходимости последующего официального опубликования текстов нормативных правовых актов.

В правоприменительной  практике должны использоваться официальные  публикации нормативных правовых актов. Неофициальное опубликование нормативных правовых актов допускается только после их официального опубликования.

По требованию нормы  ст. 38 Закона РК от 24 марта 1998 года № 213-I «О нормативных правовых актах» и  п. 4 ст. 7 Закона РК от 23 января 2001 г. № 148-II «О местном государственном управлении в Республике Казахстан», нормативные правовые акты Налогового комитета Министерства финансов РК (которое относится к числу центральных исполнительных государственных органов), равно как и решения маслихатов (местных представительных органов власти), имеющие общеобязательное значение, межведомственный характер или касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РК и в местных территориальных органах юстиции соответственно.

Такая регистрация является необходимым условием их введения в  действие. Незарегистрированные нормативные  правовые акты не имеют юридической  силы.

 Кроме национального законодательства, отношения в сфере налогообложения регламентируются и международно-правовыми договорами. Конституция Республики в ст. 4 установила приоритет международного права, над правом национальным: «Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона».

Весьма влиятельным  фактором в регламентации отношений  в налоговой сфере стали в  последнее время постановления Верховного Суда Республики Казахстан, (Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан № 5от 23 июня 2006 года «О судебной практике применения налогового законодательства»), появление которых было обоснованно рассмотрено правоведами в качестве важнейшего фактора развития казахстанского налогового права.

Следует отметить, что  принятые в последнее время постановления  Конституционного Суда РК, Верховного Суда РК и Высшего Арбитражного Суда РК открывают цивилизованный путь защиты интересов всех налогоплательщиков — обжалование незаконных и неконституционных актов и решений государственных органов в судебном порядке.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Настоящая работа содержит некоторые обобщения достижений современной юридической науки  в трактовке свойств и схем классификации источников налогового права, анализ основных проблем, касающихся определения состава источников налогового права, специфики их правового режима. Особое внимание сосредоточено на дискуссионных вопросах и поиске ответа на них.

Толкование налогово-правовых норм нередко вызывает трудноразрешимые споры, что подчеркивает значение для регулирования налоговых отношений официальных разъяснений финансовых и налоговых органов. Практика показывает, что иногда эти разъяснения предназначены для конкретных налогоплательщиков, а иногда считаются подходящими для неопределенного круга лиц и впоследствии публикуются в различных печатных и электронных изданиях, оказывая существенное влияние на действия и решения хозяйствующих субъектов, связанные с порядкома исчисления и уплатой налогов. Представляется, что в рамках теории источников налогового права эта проблематика не может быть проигнорирована.

Классификация источников налогового права на основные и интерпретационные  позволила нам проанализировать данные группы источников.

Основным источником налогового права являются нормативно-правовые акты: законы, указы, постановления, межведомственные и ведомственные нормативные  документы и т. д.</h4>

Систему казахстанского налогового законодательства составляет взаимосвязанная совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы. Налоговыми нормами являются формально установленные правила, которые регулируют те или иные отношения, возникающие в налоговой сфере.

Учитывая традиционное определение закона, налоговый закон можно определить как обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в специальном порядке высшим представительным органом государственной власти и регулирующий наиболее важные и принципиальные общественные отношения в налоговой сфере.

Нормы, так или иначе  регулирующие налоговые отношения, могут содержаться не только в  специальных налоговых законах, но и в финансовых законах и  законах неналогового характера.

Систему налогового законодательства необходимо рассматривать по властно-территориальному признаку. На основе этого признака следует различать республиканские законы, законы и акты субъектов Республики Казахстан и акты местного самоуправления.

<h4>

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.02.2011 г.).
  2. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2012 года
  3. Закон Республики Казахстан от 24.03.1998 N 213-I «О нормативных правовых актах»
  4. Закона Республики Казахстан  от 23 января 2001 г. № 148-II «О местном государственном управлении в Республике Казахстан»
  5. Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан № 5от 23 июня 2006 года «О судебной практике применения налогового законодательства»
  6. Комментарий к Налоговому кодексу Республики Казахстан (Общая часть и налоговое администрирование) / под. ред. Е.В.Порохова. – Алматы: НИИ финансового и налогового права, 2009. – 696 с. 
  7. Гуреев В.И. Налоговое право. Учебник./ В.И.Гуреев.-М.:Экономика.-2000.-256 с.
  8. Джакишев А.С. Налоговое право. Учебник. Общая часть. Алматы: Жеты-жаргы, 1998 г.
  9. Карпекин А.В.     Субъекты налоговых отношений: административно-правовое регулирование их деятельности и статуса: Автореферат.- Алматы, 2001.- 23 с.
  10. Найманбаева С.С. Финансовое право. Учебник. Общая и особенная части./ С.С.Найманбаева. -Астана: Данекер, 2005.-450 с.
  11. Парыгина В.А. Налоговое право РФ. Учебник./ В.А.Парыгина.-Ростов н/Д..: Феникс,2002.-525 с.
  12. Петрова, Г.В.     Налоговое право: Учебник /Г.В.Петрова.- 2-е изд., стереотипное.- М.: ИНФРА-М, 2001.- 271 с.
  13. Порохов Е.В.     Теория налоговых обязательств: Учебное пособие.- Алматы: Жеті жарғы, 2001.- 168 с.
  14. Савин А.Ю. Финансовое право / А.Ю. Савин.-М: Финстатинформ, 1997.-223 c.
  15. Сапаргалиев Г. Конституционное право Республики Казахстан: Академический курс. Изд.3-е, с доп. - Алматы: Жеті жарғы , 2007. - 544 с.
  16. Сейдахметова, Ф.С.     Налоги в Казахстане / Ф.С. Сейдахметова.- Алматы: LЕМ, 2002.- 160 с.
  17. Худяков А. И.     Налоговое право Республики Казахстан. Общая часть: Учебник / Худяков А. И.; А.И.Худяков.- Алматы: НОРМА-К, 2003.- 512 с.
  18. Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан. Особенная частъ. / А.И.Худяков.-Алматы.-«Норма-К»,2002.-344 с.

Информация о работе Источники налогового права Республики Казахстан