Источники налогового права Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 10:03, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В течение последних десятилетий в Республике Казахстан произошли кардинальные изменения в экономике, обусловившие формирование в стране принципиально новой налоговой системы. Для того чтобы эта система была эффективной, нужно адекватное правовое регулирование согласованными между собой нормами, закрепленными в различных налогово-правовых источниках.
Толкование налогово-правовых норм нередко вызывает трудноразрешимые споры, что подчеркивает значение для регулирования налоговых отношений официальных разъяснений финансовых и налоговых органов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОЧНИКОВ НАЛОГОВОГО ПРАВА 5
1.1 Понятие, предмет, система и источники налогового права 5
1.2 История развития налогового законодательства Республики Казахстан 66
1.3 Формы реализации источников налогового права 12
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ НАЛОГОВОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 13
2.1 Налоговый кодекс Республики Казахстан – основной источник налогового права 13
2.2 Классификация источников налогового права Республики Казахстан 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

источники налогового права.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОЧНИКОВ НАЛОГОВОГО  ПРАВА 5

1.1  Понятие, предмет,  система и источники налогового  права 5

1.2 История развития  налогового законодательства Республики  Казахстан 66

1.3 Формы реализации  источников налогового права 12

2 ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ  НАЛОГОВОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ  КАЗАХСТАН 13

2.1 Налоговый кодекс  Республики Казахстан – основной  источник налогового права 13

2.2 Классификация источников  налогового права Республики  Казахстан 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

</h3> 
<h4>ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. В течение последних десятилетий  в Республике Казахстан произошли кардинальные изменения в экономике, обусловившие формирование в стране принципиально новой налоговой системы. Для того чтобы эта система была эффективной, нужно адекватное правовое регулирование согласованными между собой нормами, закрепленными в различных налогово-правовых источниках.

Толкование налогово-правовых норм нередко вызывает трудноразрешимые споры, что подчеркивает значение для регулирования налоговых отношений официальных разъяснений финансовых и налоговых органов. Практика показывает, что иногда эти разъяснения предназначены для конкретных налогоплательщиков, а иногда считаются подходящими для неопределенного круга лиц и впоследствии публикуются в различных печатных и электронных изданиях, оказывая существенное влияние на действия и решения хозяйствующих субъектов, связанные с порядком исчисления и уплатой налогов. Представляется, что в рамках теории источников налогового права эта проблематика не может быть проигнорирована.

С учетом отмеченных обстоятельств  исследование теоретических и практических вопросов становления системы источников налогового права Республики Казахстан представляется не только актуальным, но и необходимым.

Цели данного исследования - комплексный анализ ключевых проблем становления системы источников налогового права Республики Казахстан, исследование классификации налогово-правовых источников, анализ основных принципов их действия.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  • Охарактеризовать понятие, предмет, систему и источники налогового права.
  • Рассмотреть историю развития налогового законодательства Республики Казахстан.
  • Перечислить формы реализации источников налогового права
  • Исследовать Налоговый кодекс Республики Казахстан как основной источник налогового права.
  • Классифицировать  источники налогового права республики Казахстан.

Объектом исследования являются теоретические основы формирования источников налогового права, а также характеристика источников налогового права республики Казахстан.

Предметом исследования курсовой работы является понятие, предмет, система, источники  и классификация налогового права,  а также Налоговый кодекс Республики Казахстан, как основной источник налогового права.

Методологической основой исследования в курсовой работе явились научные  труды выдающихся отечественных  ученых, исследователей, методистов; публикации о характеристике источников налогового права, а также нормативные и программно-методические документы.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы. </h4>

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОЧНИКОВ  НАЛОГОВОГО ПРАВА

1.1 Понятие, предмет, система и источники налогового права

 

Налоговое право выступает  в двух качествах: как отрасль  права и как отрасль правовой науки. Под налоговым правом понимается совокупность правовых норм, которые  регулируют отношения в сфере  налогообложения. Нормы налогового права указывают, какие в государстве взимаются налоги, кто их уплачивает, какие органы взимают их и осуществляют контроль за своевременным представлением налоговых отчетов и деклараций. Под налоговым правом следует понимать и тот правовой порядок, который создается в результате реализации налогово-правовых норм. Нормы налогового права определяют поведение соответствующих субъектов и устанавливают ответственность [12, c. 44].</h4>

Наука  налогового  права  анализирует  налогово-правовые  нормы, классифицирует и систематизирует их.  Наука налогового права не регулирует общественные отношения и не определяет поведение субъектов, она изучает основные налогово-правовые категории и налогово-правовые  нормы,  способствует  их  разработке  и  совершенствует налоговое законодательство путем разработки рекомендаций.

Налоговое право –  это система юридических норм, устанавливающих определенный порядок  в государстве. Наука налогового права – это система знаний в области налогового права, дисциплина, которая предназначена для разработки специалистами и преподавания в университетах и юридических институтах [17, c. 75].

Наука налогового права  – часть юридической науки, она  имеет свое специальное бытие, свой объект исследования. Именно объектом исследования наука налогового права отличается от других юридических наук. Предметом науки налогового права является система знаний о налоговом праве и налогообложении. Ее содержание образует система связанных и скоординированных основных категорий «налоги», «обязательные платежи», «налоговая деятельность государства», «налогово-правовые нормы», «налоговое администрирование» и пр. [16, c. 84]

В этих понятиях выражается сущностное понимание того, что характеризует  финансово-правовую  действительность.  Наука  налогового права представляет собой систему специфических знаний о налоговом праве, имеющую достаточную степень единства, систематизацию и обобщение. Наука налогового права – необходимая составная часть юридической науки. Вместе с тем следует отметить, что по отношению к другим отраслевым и наиболее фундаментальным юридическим наукам она занимает место во втором эшелоне и идет вслед за науками конституционного,  административного,  гражданского,  уголовного  и финансового права. Это объясняется как объемом изучаемых этой наукой категорий, так и тем, что данная наука образовалась как правовое образование возникает с обретением Казахстаном суверенитета.

В то же время, наука налогового права пользуется достижениями финансового, таможенного, административного и конституционного права и др. отраслей права   

Объект и содержание науки налогового права неразрывно связаны с ее методом познания. Если предмет науки говорит о  том, какой объект следует изучать, то метод свидетельствует о том, с помощью каких приемов и способов нужно данный объект изучать, исследовать.

Метод правовой науки  – это система методов познания, которые используются  в  конкретных  юридических  науках  и  составляют  их методологическую основу. Наука  налогового права применяет следующие  методы: формально-догматический метод, метод обращения к другим наукам, метод сравнительно-правового исследования, метод конкретно-социологического исследования, сравнительно-исторический метод, метод живого познания [7, c. 117].

Наука налогового права  относится к одной из самых молодых в юридической науке Казахстана. Во-первых, в советское время налоговое законодательство было централизованным и относилось к союзному уровню нормотворчества, поэтому республиканская наука не имела в этой области ни перспектив, ни интересов. Во-вторых, в социалистической экономике налоги не играли существенной роли [10, c. 217].

Это положение кардинально  изменилось в настоящее время  в связи с  возрастанием  роли  налогов  в  эпоху  рыночных  преобразований.

Наука  налогового  права  оказалась  востребованной  как  со  стороны государства,  заинтересованного  в  построении  эффективной налоговой системы, так и со стороны налогоплательщиков, ученых и специалистов.

1.2 История  развития налогового законодательства  Республики Казахстан

 

Основы налоговой системы  Республики Казахстан были заложены еще в 1991 году в виде пакета документов по налоговым вопросам. В большинстве  своих положений она практически  ничем не отличалась от существовавшего  тогда в СССР порядка налогообложения. Однако после провозглашения независимости Казахстана начался процесс формирования своей специфической налоговой системы, учитывающей рыночный механизм развития экономики. Налогообложение республики претерпевает глубокие реформы. Первый закон «О налоговой системе Республики Казахстан» был принят 24 декабря 1991 года.

Период введения данного  закона характеризуется разрывом прежних  связей,  обусловленным  развалом  СССР,  образованием  нового  суверенного  государства,  глубоким  экономическим  кризисом,  со  всеми вытекающими из этого последствиями [16, c. 96]. </h4>

Не имея собственного опыта в создании законодательных  актов и ввиду недостаточности  исследований в области зарубежного  опыта налогообложения Казахстан  в основном использовал в своей  налоговой политике опыт соседних государств и, прежде всего, Российской Федерации. В результате в республике была построена трехзвенная налоговая система, присущая федеративному государству. Она включала в себя три группы налогов:

1) общегосударственный;

2) общеобязательные местные налоги и сборы;

3) местные налоги и  сборы [12, c. 170].

Большое количество налогов (45 видов: 16 общегосударственных, 10 общеобязательных местных и 19 местных налогов и  сборов), несовершенство и нестабильность законодательства, наличие множества  платежей, расчетной базой для которых являлась себестоимость, применение необоснованного количества льгот (только по одному налогу на прибыль применялось 9 ставок и насчитывалось около 30 льгот) сделало налоговую систему практически неуправляемой и неэффективной. Налоговая система Казахстана требовала усовершенствования, которое и началось в 1992 году.

В комитете Верховного Совета Республики Казахстан по финансам и  бюджету была разработана и предложена концепция налоговой реформы, в  которой выделялись следующие два этапа ее проведения:

1 этап (1994-1995 гг.) – разработка  и введение основы новой налоговой  системы – Налогового кодекса;

2 этап (1996-1998 гг.) – завершение  создания налоговой системы, отвечающей  требованиям рыночной экономики.

Задачами  первого  этапа  налоговой  реформы  было  предусмотрено определение базовых принципов построения налоговой системы, основной характеристики и структуры нового Налогового кодекса. К началу 1995 года налоговое законодательство Республики Казахстан состояло из трех Указов Президента РК и 45 законов. Из этих разрозненных законодательных актов 18 регулировали систему налоговых отношений, виды налогов и порядок налогообложения, 11 – порядок деятельности вне бюджетных фондов и отчислений в них, остальные – применение налоговых льгот [16, c. 102].

Безотлагательное создание и введение налогового законодательства были продиктованы необходимостью:

  • незамедлительной замены одним Налоговым кодексом многочисленных, порой противоречащих друг другу законодательных и подзаконных актов;
  • борьбой с лоббированием в законодательном органе интересов определенных кругов по предоставлению льгот;
  • заменой принципа селективного льготирования принципами глобального льготирования;
  • борьбой с параллельным увеличением количества налогов и платежей, расчетной базой для которых является себестоимость.

Исходя из этого, в  качестве основных целей налоговой  реформы в Республике Казахстан  в последующие этапы были выдвинуты:

  • стимулирование рыночных отношений, а именно:

1)  активная поддержка  предпринимательства;

2)  удовлетворение  только  разумных  потребностей  государственной бюджетной системы;

  • стимулирование  интересов  индивидуальных  налогоплательщиков  во  вложение  получаемых  доходов  в  предпринимательскую  деятельность;
  • создание механизма защиты доходов от двойного и тройного налогообложения;
  • достижение определенной справедливости в налогообложении, а именно:

1)  обеспечение социальной  защиты малоимущих граждан;

2)  создание единой  шкалы налогообложения независимо  от источника получения дохода;

3)  учет национальных и территориальных интересов государства;

4) стремление к творческому  использования мирового опыта  построения системы налогообложения. 

В соответствии с этими  целями были предприняты усилия  изменить налоговую систему РК и  приблизить ее к мировым стандартам.

Программой действий Правительства по углублению реформ и выходу из экономического кризиса  главной целью налоговой реформы  было  определено  снижение  налогового  бремени  через  сокращение действовавших  налогов  и  платежей,  а  также  обеспечение  единого применения налоговых правил на всей территории страны.

Этой цели было подчинено  принятие налогового законодательства – Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона «О налогах и  других обязательных платежах в бюджет»  от 24 апреля 1995 года. Вышеуказанный законодательный акт (в обиходе – Налоговый кодекс) был введен в действие с 1 июля 1995 года. Введение Указа во многом изменило ситуацию в лучшую сторону. Казахстан, намного опередив своих соседей по СНГ, получил действительно рыночную по содержанию и цивилизованную по форме налоговую систему, существенно приблизившую ее к мировым стандартам.

Согласно вышеуказанному закону, в отличие от ранее действующей  системы, на территории республики функционировали 16 видов налоговых сборов, которые были сгруппированы с учетом особенностей устройства унитарного государства и звеньев бюджетной системы.

Наряду с сокращениями количества налогов и сборов еще  одной особенностью законодательства явился переход от налогообложения  прибыли  юридических  лиц  к  налогообложению  дохода.  Это  значительный шаг вперед в построении налоговых отношений государства с юридическими лицами. Кроме того, в условиях развития различных форм  собственности  заслуживает  внимание  переход  к  единой  базе обложения юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Хозяйствующие субъекты и индивидуальные предприниматели были подведены под общую основу – единый порядок исчисления налога на основе определения совокупного годового дохода (СГД).

Информация о работе Источники налогового права Республики Казахстан