Источники налогового права Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 10:03, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В течение последних десятилетий в Республике Казахстан произошли кардинальные изменения в экономике, обусловившие формирование в стране принципиально новой налоговой системы. Для того чтобы эта система была эффективной, нужно адекватное правовое регулирование согласованными между собой нормами, закрепленными в различных налогово-правовых источниках.
Толкование налогово-правовых норм нередко вызывает трудноразрешимые споры, что подчеркивает значение для регулирования налоговых отношений официальных разъяснений финансовых и налоговых органов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОЧНИКОВ НАЛОГОВОГО ПРАВА 5
1.1 Понятие, предмет, система и источники налогового права 5
1.2 История развития налогового законодательства Республики Казахстан 66
1.3 Формы реализации источников налогового права 12
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ НАЛОГОВОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 13
2.1 Налоговый кодекс Республики Казахстан – основной источник налогового права 13
2.2 Классификация источников налогового права Республики Казахстан 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

источники налогового права.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

В  целом  новая  налоговая  система  стала  намного  прогрессивнее прежней  и  отличалась  достаточной  стабильностью.  Вместе  с  тем, осуществление в экономике  преобразований, привели к необходимости  эволюционного  реформирования  налоговой  системы,  в  результате чего, 12 июля 2001 года  был  принят  Кодекс  Республики  Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).

В настоящее время  налоговое законодательство Республики Казахстан состоит из Налогового кодекса, а также нормативных правовых актов, регулирующих налоговые отношения. Так как принятый Налоговый кодекс является всеобъемлющим и системным, при наличии противоречия между ними и другими законодательными актами республики в целях налогообложения действуют нормы только Налогового кодекса. Запрещается включение в неналоговое законодательство норм, регулирующих налоговые отношения, кроме международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан, законодательные акты Республики Казахстан, вносящие изменения и дополнения в Налоговый кодекс по установлению новых налогов и других обязательных платежей в бюджет, изменению ставок и налоговой базы действующих налогов и других обязательных платежей в бюджет, могут быть приняты не позднее 1 декабря текущего года и введены в действие не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на принципах обязательности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, определенности, справедливости налогообложения, единства налоговой системы и гласности налогового законодательства. В Налоговом кодексе механизм функционирования основных  налогов,  таких  как  НДС,  корпоративный  подоходный  налог  и индивидуальный подоходный налог в большей степени приближены к международным стандартам [8, c. 64].

Принципиально новыми положениями  Налогового кодекса являются следующие: во-первых, все, что связано с налогами и платежами в бюджет объединено и регулируется одним документом; во-вторых, четко изложены основные нормы налогового законодательства, что исключает возможность их двойственного толкования; в-третьих, уровень  налоговой  нагрузки  между  различными  сферами  выравнивается. Дальнейшее развитие налогообложения в Казахстане зависит от того, насколько Налоговый кодекс дает положительный эффект в практическом применении.

В качестве следующего этапа налоговой  реформы в Казахстане, разработчики  выделяют  внедрение  интегрированной  информационной налоговой системы (ИНИС). В настоящее время налоговые  службы республики переходят к новому программному обеспечению процесса принятия и обработки налоговых отчетов, полным ходом идет апробация  программы  ИНИС.  Ее  реализация  призвана  упростить взаимоотношения между налогоплательщиками и налоговыми органами, сократить количество прямых контактов между субъектами налоговых отношений, автоматизировать процесс передачи и обработки информации. С внедрением автоматизированной системы ИНИС визиты налогоплательщиков в налоговые органы должны значительно сократиться [16, c. 130].

Подводя  итоги  реформирования  системы  налогообложения,  следует  сделать выводы, что современная  налоговая система Казахстана характеризуется  следующими признаками:

  • базируется на основе закона, а не подзаконных актов;
  • построена по единым принципам, единому механизму исчисления и сбора платежей. За всеми налоговыми платежами осуществляется единый контроль со стороны Налогового комитета Министерства финансов РК и его структурных подразделений;
  • предъявляет  налогоплательщикам  одинаковые  требования  и создает  равные  условия  исполнения  налоговых  обязательств  путем определения  перечня  налогов,  унификации  налоговых  ставок,  упорядочения льгот и механизма их предоставления, а также невмешательства в процесс использования средств, остающихся после уплаты налогов;
  • обеспечивает более справедливое распределение налогового бремени между отдельными категориями налогоплательщиков, усиливает правовую защиту их интересов;
  • предусматривается четкая последовательность уплаты налогов и налоговый календарь [18, c. 164].

Также налоговая система  Республики Казахстан:

  • устанавливает единые правила налогообложения независимо от организационно-правовых  форм  субъектов  хозяйствования  и  физических лиц;
  • несмотря на сложные условия формирования в целом отвечает требованиям рыночных отношений;
  • построенная с учетом зарубежного опыта, дает Казахстану возможность присоединиться к мировому рынку и включиться в международные экономические связи;
  • направлена на стимулирование экономических процессов в обществе [9, c. 16].

Главным же недостатком налоговой системы остается существенное преобладание в ней фискальной направленности.

Переориентация главной  функции налоговой системы с  фискальной на стимулирующую, подкрепленная  мерами по организационно-методическому  совершенствованию  деятельности  самих налоговых органов, позволит без особого ущерба для экономики в полной мере использовать налоговые рычаги государственного регулирования для создания условий для дальнейшего экономического роста и инвестиций – надежного фундамента стабильных поступлений в бюджет [9, c. 21].

Этот и другие факторы  со временем потребовали корректировки  налогового законодательства страны, с помощью которой государство  получает возможность стимулировать  дальнейшее развитие экономики и  решать особо актуальные вопросы налогового регулирования. С начала 2005 года в Республике Казахстан заработал обновленный Налоговый кодекс. Основными его задачами являются стимулирование конкуренции, экспорт казахстанской продукции и усиление притока инвестиций в экономику. Поправки в законодательство напрямую связаны с индустриально-инновационной стратегией нашей страны: они помогут развитию несырьевых секторов и внедрению в стране новых технологий. Так, в новый Налоговый кодекс заложен комплекс мер, направленных на улучшение амортизационной политики как составной части налоговой политики, инвестиционного климата, стимулирование производств с высокой добавленной стоимостью и на скорейшее получение отечественными предприятиями международных сертификатов качества и экологического менеджмента. Налогоплательщикам предоставляется возможность оценить влияние нововведений на обновление основных средств и определиться со своими действиями, в результате которых предприниматели начнут вкладывать средства в обновление и модернизацию своих фондов, что, в свою очередь, скажется на конкурентоспособности казахстанских товаров.

Так же предусмотрено  ослабление налоговой нагрузки для  предприятий, выпускающих товары с  высокой добавленной стоимостью: для них установлен отдельный  налоговый режим, а корпоративный подоходный налог (КПН) снижен на 10 %. Для поддержания хорошего инвестиционного климата сохранены все действовавшие налоговые преференции. Кроме того, теперь государство освобождает вновь созданные предприятия от уплаты не только КПН, но и налога на имущество и землю сроком до пяти лет.

Что касается экспортеров, то раньше возврат НДС по внешнеторговым операциям проходил только при поступлении  валютной выручки. Такие условия  не устраивали экспортеров, занимающихся бартерными операциями. Новая норма Налогового кодекса при определении суммы НДС, подлежащего возврату, теперь учитывает это положение [16, 124].

Также упрощена сама процедура  подтверждения поставок. Больше не нужно представлять копию импортной  ГТД – подтверждающего документа  об экспорте товаров в приграничные страны – участницы СНГ.

Отныне единые условия  подтверждения экспорта действуют  для всех участников ВЭД.

Налоговый  кодекс  все  же  нуждается  в  упрощении  процедур налоговой  отчетности.  Кроме  того,  Налоговый  кодекс  должен приобрести  все  большую  социальную  направленность – упростить структуру  налогообложения,  сократить  число  налогов  и  сборов, ввести фиксированную ставку налога с физических лиц, расширить льготы  для  некоторых  категорий  граждан (инвалидов,  участников ВОВ и приравненных к ним лиц и т. д.).

Эти и многие другие внесенные  изменения и дополнения обеспечат  дальнейшее совершенствование налогового администрирования, создание конкурентоспособного фискального режима и привлечения  инвестиций в такие жизненно важные отрасли республики, как, например, добывающая отрасль и др.

1.3 Формы реализации источников налогового права

 

Налоговое законодательство действует на всей территории РК и  распространяется на физические лица, юридические лица и их структурные  подразделения. Изменения в Налоговый кодекс в части установления новых налогов и других обязательных платежей в бюджет должны приниматься не позднее 1 декабря текущего года и вводятся в действие не ранее 1 января года, следующего за годом принятия [2].

Реализация налогово-правовых норм – фактическое претворение предписаний и требований, правил поведения субъектов налоговых правоотношений. Формы (способы) реализации: исполнение; соблюдение; использование и применение. Исполнение – форма реализации, при которой субъект совершает действия, предписанные нормой права. Соблюдение – форма реализации, при которой субъект воздерживается от совершения действий, запрещенные данной нормой права [11, c. 255]. </h4>

Использование – форма реализации, при которой субъект пользуется возможностью, предоставленной нормой права. Применение нормы налогового права – форма реализации, при которой компетентный государственный орган, не являющийся субъектом или участником налогового правоотношения, осуществляет реализацию предписаний и требований, используя властные полномочия [12, c. 137]. 

   

 

2 ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ НАЛОГОВОГО  ПРАВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

2.1 Налоговый кодекс Республики Казахстан – основной источник налогового права

 

Налоговый кодекс занимает центральное место в системе налогового законодательства Республики Казахстан. Налоговый кодекс представляет собой кодифицированный нормативный правовой акт, т.е. такой нормативный правовой акт, в котором правовые нормы, регулирующие однородные общественные отношения, объединены и систематизированы. Нормы налогового права в Налоговом кодексе регулируют однородные общественные отношения – налоговые, объединены в рамках единого нормативного правового акта – Налогового кодекса, упорядочены и находятся между собой в определенной связи – систематизированы. </h4>

Характерной особенностью Налогового кодекса является и то, что его  нормы есть нормы прямого действия и применяются к налоговым  правоотношениям непосредственно. Для их применения не требуется издания  каких-либо дополнительных нормативных правовых актов, конкретизирующих или разъясняющих те или иные положения Налогового кодекса. В указанной связи с принятием Налогового кодекса практически исчезли споры по разночтению нормативных правовых актов различной иерархии по вопросам налогообложения [6, c. 55].

Налоговый кодекс состоит из трех частей: Общей, Особенной и Налогового администрирования.

В Общей части Налогового кодекса  закреплены принципы налогообложения  и налогового законодательства, основные понятия, общие положения о налоговых обязательствах и другие основополагающие установления, предопределяющие дальнейшую структуру всего налогового законодательства (в том числе Особенной части и части «Налоговое администрирование» Налогового кодекса).

Говоря о соотношении частей Налогового кодекса между собой в практике применения их норм при возникновении сомнений, разночтений и явных противоречий следует учитывать существование Постановления Конституционного совета РК от 29 октября 1999 г. № 20/2 «О представлении председателя Сарыаркинского районного суда города Астаны о признании неконституционной статьи 36 Закона РК «О нормативных правовых актах». В указанном Постановлении была дана оценка нормам права, содержащимся в общих положениях нормативных правовых актов. В частности, Конституционным советом РК было отмечено, что Конституция РК изложена таким образом, что в разделе 1 «Общие положения» закреплены основы конституционного строя, основные конституционные принципы организации деятельности Республики и другие основополагающие установления... Нормы данного раздела обладают приоритетом по отношению к другим конституционным нормам. В результате Конституционным советом РК был сделан важный вывод о том, что приоритет норм общей части или общих положений нормативного правового акта по отношению к другим нормам нормативного правового акта является основополагающим принципом не только для конституционных норм, но и для всей системы действующего права Республики Казахстан. </h4>

Таким образом, по вопросу соотношения  Общей и других частей Налогового кодекса следует иметь в виду, что нормы Общей части Налогового кодекса обладают приоритетом по отношению к другим его частям. Соответственно, нормы Особенной части и части «Налоговое администрирование» должны соответствовать в своем содержании основополагающим установлениям Общей части Налогового кодекса и не могут им противоречить.

Особенная часть Налогового кодекса в развитие, но не в противоречие, основополагающих норм Общей части  устанавливает в своих нормах отдельные виды налогов и других обязательных платежей в бюджет и регламентирует особенности исполнения отдельных видов налоговых обязательств. Нормы Особенной части призваны учесть и регламентировать в механизме налогообложения то специфичное, что присуще отдельным видам налоговых обязательств [6, c. 64].

Последняя часть Налогового кодекса «Налоговое администрирование» содержит в себе правовые нормы, регламентирующие порядок осуществления органами налоговой службы налогового контроля в форме специально предусмотренных  для этого административных процедур. В частности, указанная часть Налогового кодекса содержит в себе правила: 1) регистрации и учета налогоплательщиков и объектов налогообложения; 2) назначения и проведения налоговых проверок; 3) осуществления камерального контроля; 4) осуществления мониторинга; 5) осуществления контроля за подакцизными товарами, за соблюдением порядка учета, хранения, оценки и реализации имущества, обращенного в собственность государства; над уполномоченными органами; 6) обжалования и рассмотрения в административном порядке жалоб налогоплательщиков на акты и действия налоговых органов и их должностных лиц.

 

2.2 Классификация источников налогового права Республики Казахстан

 

Основным источником налогового права являются нормативно-правовые акты: законы, указы, постановления, межведомственные и ведомственные нормативные документы и т. д.

Систему казахстанского налогового законодательства составляет взаимосвязанная совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы. Налоговыми нормами являются формально установленные правила, которые регулируют те или иные отношения, возникающие в налоговой сфере [14, c. 107].</h4>

Учитывая традиционное определение закона, налоговый закон  можно определить как обладающий высшей юридической силой нормативный  акт, принятый в специальном порядке высшим представительным органом государственной власти и регулирующий наиболее важные и принципиальные общественные отношения в налоговой сфере.

Информация о работе Источники налогового права Республики Казахстан