Коммуникации в управлении: виды, значение, управление в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2015 в 09:41, контрольная работа

Краткое описание

Управление в организации осуществляется через людей. Одним из важнейших инструментов управления в руках менеджера является находящаяся в его распоряжении информация. Используя и передавая эту информацию, а также получая обратные сигналы, он организует, руководит и мотивирует подчиненных. Многое зависит от его способности передавать информацию таким образом, чтобы достигалось наиболее адекватное ее восприятие теми, кому она предназначена. Многие менеджеры понимают важность этой проблемы и уделяют этому большое внимание.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...……3
1. Коммуникации в управлении……………………………………………...…4
1.1. Виды коммуникаций.....................................................................................5
1.2. Функции коммуникаций, причины неэффективности коммуникаций..10
1.3. Процесс коммуникации............................................................................12
2. Коммуникационные сети и коммуникационные стили..................................17
2.1. Коммуникационные сети...........................................................................15
2.2. Коммуникационные стили………………………………………..…....21
3. Управление коммуникациями в современных условиях...............................24
Заключение......................................................................................................27
Список литературы……………………………...............................................28

Файлы: 1 файл

реферат по менеджменту.doc

— 290.00 Кб (Скачать)

Министерство науки и образования РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»

Новотроицкий филиал

 

Кафедра гуманитарных и социально-экономических наук

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Менеджмент»

Вариант № 21

Тема: Коммуникации в управлении: виды, значение, управление в современных условиях

 

 

                                                                                   Выполнил

Студент группы Эз-14-25

Насырова Л.Б.

Номер зачетной книжки

15-151з

Проверил

Яскевич Л.В.

 

 

 

 

 

Новотроицк, 2015г 

План

 

Введение……………………………………………………………………...……3

1. Коммуникации в управлении……………………………………………...…4

   1.1. Виды коммуникаций.....................................................................................5

    1.2. Функции коммуникаций, причины неэффективности коммуникаций..10

   1.3. Процесс коммуникации............................................................................12  

2. Коммуникационные сети и коммуникационные стили..................................17

    2.1. Коммуникационные сети...........................................................................15

    2.2. Коммуникационные стили………………………………………..…....21

3. Управление коммуникациями в современных условиях...............................24

Заключение......................................................................................................27

Список литературы……………………………...............................................28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Управление в организации осуществляется через людей. Одним из важнейших инструментов управления в руках менеджера является находящаяся в его распоряжении информация. Используя и передавая эту информацию, а также получая обратные сигналы, он организует, руководит и мотивирует подчиненных. Многое зависит от его способности передавать информацию таким образом, чтобы достигалось наиболее адекватное ее восприятие теми, кому она предназначена. Многие менеджеры понимают важность этой проблемы и уделяют этому большое внимание.  [1,379] Как сказано в книге «Мегатренды», — бестселлера, в котором рассматриваются тенденции трансформации современного общества, «мы движемся от постиндустриального общества к обществу информационному». Информационный сектор и число людей, связанных с информацией, постоянно возрастают.  [2,477] В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта другому. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и даже целые организации. В первом случае коммуникация носит межличностный характер и осуществляется путем передачи идей, фактов, мнений, намеков, ощущений или восприятий, чувств и отношений от одного лица другому в устной или какой-либо другой форме (письменно, жестами, позой, тоном голоса и т.п.) в целях получения в ответ желаемого поведения. Коммуникация и информация различные, но связанные между собой понятия. Коммуникация включает в себя и то, что передается, и то, как это «что» передается. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо как минимум наличие двух людей. Коммуникация предъявляет требования к каждому из участников управленческого взаимодействия. Так, каждый участник должен обладать всеми или некоторыми способностями: видеть, слышать, осязать, воспринимать запах и вкус. Эффективная коммуникация требует от каждой из сторон определенных навыков и умений, а также наличия определенной степени взаимного понимания.

Термин «коммуникация» происходит от лат. «communis», означающего «общее»: передающий информацию пытается установить «общность» с получающим информацию. Отсюда коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов. Эффективная межличностная коммуникация в силу ряда причин важна для успеха в управлении. Во-первых, решение многих управленческих задач строится на непосредственном взаимодействии людей (начальника с подчиненным, подчиненных друг с другом) в рамках различных событий. Во-вторых, межличностная коммуникация, возможно, является лучшим способом обсуждения и решения вопросов, характеризующихся неопределенностью и двусмысленностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Коммуникации в управлении

    1. Виды коммуникаций.
  • Коммуникации между организацией и средой.

Организации пользуются разнообразными средствами для коммуникаций со своим внешним окружением. С имеющимися и потенциальными клиентами они сообщаются с помощью рекламы и других средств стимулирования. В отношениях с общественностью формируют определенный образ, имидж организации на местном, общенациональном и международном уровнях. Организациям приходится подчиняться государственному регулированию и готовить в этой связи различные письменные отчеты. Это лишь немногие примеры способов реагирования организации на события и факторы внешнего окружения. Собрания, телефонные переговоры, служебные записки, отчеты, циркулирующие внутри организации, часто являются реакцией на возможности или проблемы, создаваемые внешним окружением.

  • Коммуникации между уровнями и подразделениями.

Информация перемещается внутри организации с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. Она может передаваться по нисходящей — с высших уровней на низшие. Подчиненным уровням управления сообщается о текущих задачах, изменениях приоритетов, конкретных заданиях и рекомендуемых процедурах. Например, генеральный директор может сообщать директору завода о предстоящих изменениях в производстве продукта. В свою очередь, управляющий заводом должен проинформировать подчиненных ему руководителей об особенностях готовящихся изменений.

Организация нуждается и в коммуникациях по восходящей линии. Служащие должны сообщать своему начальнику о возникающих проблемах. Передача информации с низших уровней на высшие существенно влияет на производительность. Ценные предложения по совершенствованию производства со стороны низовых работником, если они быстро доводятся до руководства, становятся средством повышения эффективности работы организации.

Коммуникации по восходящей, или снизу вверх, выполняют функцию оповещения верхнего уровня о том, что делается на низших уровнях управления. Таким путем руководство узнает о текущих или назревающих проблемах и предлагает возможные варианты исправления положения дел. Важны и коммуникации по восходящей от групп работников, которые специально создаются для регулярного обсуждения и решения проблем в производстве или обслуживании потребителей. [3,52]

Эффективность использования вертикальных каналов коммуникации, как показывает практика, часто не высока. Например, при обмене информацией между ними имеет место ее значительные потери. Так исследования показывают, что в крупных организациях при переходе от одного уровня к другому теряется до 30 процентов информации, а в целом по цепочке при движении сверху вниз - до 80 процентов, а снизу вверх – до 90 процентов. Это объясняется недостаточным знанием и пониманием работниками разных уровней проблем друг друга. [4,236]

Коммуникации между различными подразделениями необходимы для обмена информацией между ними, для координации задач и действий. Следует добивать, чтобы специализированные подразделения работали совместно, продвигая организацию в нужном направлении. Дополнительные выгоды от коммуникаций по горизонтали заключаются в формировании равноправных отношений. Такие отношения являются важной составляющей удовлетворенности работников организации. [3,53] Можно отметить, что потеря информации при взаимодействии между управленцами одного уровня, даже работающими в разных подразделениях не столь велики (обычно не более 10 процентов) не в последнюю очередь благодаря их неформальным контактам. [4,236]

Коммуникации руководитель—подчиненный. Наиболее очевидны коммуникации в отношениях между руководителем и подчиненным. Примерами обмена информацией между руководителем и подчиненным служат: 1) прояснения задач, приоритетов и ожидаемых результатов; 2) обеспечение вовлечения в решение задач подразделения; 3) обсуждение проблем эффективности работы; 4) признание и вознаграждение с целью мотивации; 5) совершенствование и развитие способностей подчиненных; 6) сбор информации о назревающей или существующей проблеме; 7) оповещение подчиненного о грядущем изменении; 8) получение сведений об идеях, усовершенствованиях и предложениях.

Коммуникации между руководителем и его рабочей группой позволяют руководителю повысить эффективность действий группы. Поскольку в обмене участвуют все члены группы, каждый имеет возможность думать о новых задачах и приоритетах группы, о том, как следовало бы работать вместе, о предстоящих изменениях и возможных последствиях, о недавних проблемах, достижениях, предложениях рационализаторского характера. Иногда рабочая группа может собираться без руководителя для обсуждения проблем. Это повышает удовлетворенность сотрудников своей работой.

Неформальные коммуникации можно назвать каналом распространения слухов. Поскольку по каналам слухов информация передается много быстрее, чем по каналам формального общения, руководители используют слухи путем запланированной утечки и распространения определенной информации — сведений типа «только между нами». Приписываемая слухам неточность информации неоправданна во многих случаях. Исследования показывают, что информация, передаваемая слухами, часто оказывается точной. Не менее 80% слухов точны в отношении информации о самой организации. Однако уровень точности слухов не столь высок, если речь идет о личной или эмоционально окрашенной информации.[3, 53]

  • Невербальная коммуникация.

Информация, посланная отправителем без использования слов как системы кодирования, образует невербальное послание, лежащее в основе невербальной коммуникации. В последнее время эта сфера межличностной коммуникации все больше привлекает внимание ученых и специалистов. Дело в том, что эффект большинства словесных посланий создается невербальной информацией: 37% — тональностью голоса и 55% — выражением лица. Особенно это проявляется в случаях, когда словесная часть послания отправителя противоречива. В такой ситуации получатель больше полагается на невербальную часть, чтобы понять значение послания. Основные типы невербальной коммуникации приведены в табл.1

 

Основные типы невербальной коммуникации

Примеры

Движения тела

Жесты, выражения лица, движения глаз, прикосновения, позы

Личные физические качества

Строение тела, вес, рост, цвет волос и кожи, запах тела, мускулатура

Речь

Качества голоса, грамотность, частота речи, засоренность речи, смех, зевание и т.д

Использование среды

Способ использования и ощущения внешнего окружения, манеры поведения себя в среде, дистанционная близость в общении, чувство «своей» и «чужой»территории

Физическая среда

Дизайн помещения, мебели, и других объектов, декорации, чистота и опрятность, освещенность, шум

Время

Опоздания, ранний приход, склонность заставлять ждать себя, культура времени, соотношение времени и статуса.


 

Таблица 1. Невербальные коммуникации

 

 

 Антропологам и лингвистам уже длительное время известны такие невербальные сигналы, как позы, жесты, выражение лица и т.п. Многие из них являются образцами культуры, в которой «рос» человек. В той степени, в которой они используются как образцы поведения и имеют при этом символическое значение, невербальные сигналы могут быть поняты так же ясно, как вербальная коммуникация, выражаемая известной двум участвующим сторонам системой словесных кодов. Определенные жесты отражают этику поведения. В каждой культуре существует тип «идеальной сферы» вокруг отдельного человека. Эта сфера является как бы «территорией», или областью, вокруг индивида, которая не может быть нарушена, если другой участник коммуникационного процесса не находится с ним в отношениях интимного характера. Замечено, что у европейцев эта «дистанция» больше, чем у людей, выросших на азиатской культуре. Относительно позы как способа невербального сигнала известно, что при входе руководителя в контору подчиненные стараются немедленно принять более «рабочую» осанку. Важны также позы, которые используют участники заседания: они могут свидетельствовать о внимании или безразличии к обсуждаемому вопросу. Невербальные коммуникации в большинстве случаев имеют подсознательную основу, так как свидетельствуют о действительных эмоциях участника коммуникационного процесса и являются надежным индикатором проявляемого поведения. Невербальной информацией трудно манипулировать и ее трудно скрывать в любой межличностной коммуникации. Этим во многом определяется то, как будут интерпретированы слова.[1,389]

 

 

 

 

 

    1. Функции коммуникаций, причины неэффективности коммуникаций

Коммуникации в организации выполняют следующие функции:

информативные - передача истинных или ложных сведений, предоставление необходимой информации для принятия решений, идентификации и оценки возможных вариантов решений;

мотивационные - побуждение работников к исполнению и улучшению работы путем убеждения, внушения, просьб, приказов и т. д.;

контрольные - отслеживание поведения работников различными способами на основе иерархии и формальной соподчиненности;

экспрессивные - способствование эмоциональному выражению чувств, переживаний, отношения к происходящему; удовлетворение социальных потребностей.

Как было выше описано, эффективность указанных коммуникаций различная. Все многообразие причин неэффективности коммуникаций условно можно разделить на две группы: зависящие от "отправителя" информации и связанные с ее "получателем". ( рис 1) Такое деление относительно, так как в отдельных случаях успех общения может определяться действием обеих сторон. Нередко руководители недооценивают желание работников и даже руководителей нижнего и среднего уровней быть осведомленными о состоянии дел на предприятии. Между тем результаты исследований показывают, что в числе моральных факторов, влияющих на производительность труда, сотрудники на 2-3-е место ставят гласность, информированность. Установка сознания характеризует отношение человека к происходящим событиям, явлениям, окружению, обусловленное его жизненным опытом. Как причина низкого КПД делового общения она может проявляться в негативном отношении к поступающей информации из-за существующих стереотипов (т. е. на основе устойчивого мнения, порожденного определенными условиями). В результате искажается восприятие сообщения, снижается его результативность.

Информация о работе Коммуникации в управлении: виды, значение, управление в современных условиях