Государственные меры поддержки гостиничной отрасли в стране

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение вопросов государственного регулирования и поддержки предприятий туризма в России.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Сущность индустрии гостеприимства 5
1.1Основные понятия и определение индустрии гостеприимства как сферы деятельности 5
1.2Типы гостиниц и их классификация в России и за рубежом 8
Глава 2. Проблемы развития гостиничного бизнеса в России 12
2.1 Проблема «звездности» 12
2.2 Проблема профессионального образования в сфере гостиничного бизнеса 16
Глава 3. Государственная поддержка гостиничной отрасли 20
Заключение 25
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Полная присланная.docx

— 57.00 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

 

Введение 3

Глава 1. Сущность индустрии гостеприимства 5

1.1Основные понятия и определение индустрии гостеприимства как сферы деятельности 5

1.2Типы гостиниц и их классификация в России и за рубежом 8

Глава 2. Проблемы развития гостиничного бизнеса в России 12

2.1 Проблема «звездности» 12

2.2 Проблема профессионального образования в сфере гостиничного бизнеса 16

Глава 3. Государственная поддержка гостиничной отрасли 20

Заключение 25

Список литературы 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Туристская  деятельность как отрасль экономики  страны требует надежного правового  регулирования, т. е. создания благоприятных  условий для ее развития. Туризм в полной мере воспринимает регулирующее воздействие норм различных отраслей права: таможенного, страхового, административного, экологического, о защите прав потребителей и др.  
Важнейшими способами государственного регулирования сферой туризма являются: лицензирование туристской деятельности, стандартизация туристской деятельности и объектов туристской индустрии, сертификация туристского продукта, которые осуществляются в целях защиты прав и интересов туристов.

  В настоящее время в России туризм признан одним из приоритетных направлений развития экономики. Как свидетельствуют данные организации туристской деятельности государственного управления туризмом Департамента туризма Минэкономразвития России, в Москве получили лицензию на туроператорскую и турагентскую деятельность около 7 тыс. туристских фирм, специализирующихся в основном на выездном туризме.  
Россия как туристская страна, несмотря на свой высокий потенциал, занимает весьма незначительное место на мировом туристском рынке. Надолго въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1% мирового туристского потока. Это является весьма низким показателем, учитывая, что культурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, чем во многих странах, с традиционно высокой туристской посещаемостью.  
Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма в Россию, являются: образ России как страны, небезопасной для туризма, создаваемый зарубежными и отдельными отечественными средствами массовой информации; отсутствие за рубежом рекламы туристских возможностей страны, в том числе посредством участия в международных выставках и деятельности финансируемых государством загранпредставительств по туризму; неблагоприятный для туристских посещений в страну визовый режим, заключающийся в завышенной стоимости виз, длительных сроках их выдачи; неразвитая туристская инфраструктура, высокий моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (3 звезды); отсутствие благоприятного налогового режима для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру; невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии; несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.  
           Часть проблем в сфере туризма и гостеприимства можно решить только путем качественного повышения квалификации сотрудников туристских фирм и гостиничного хозяйства, через развитие системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации соответствующих специалистов. Краеугольным камнем при этом являются знания по лицензированию туристской деятельности и сертификации туристских услуг. Менеджер туризма и гостиничного хозяйства должен в полной мере обладать этими знаниями.

Целью данной работы является рассмотрение вопросов государственного регулирования и  поддержки предприятий туризма в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность индустрии гостеприимства

1.1Основные понятия и определение индустрии гостеприимства как сферы деятельности

 

На сегодняшний  день индустрия гостеприимства –  это одна из крупных и быстро развивающихся  систем сектора экономики. В любом  гостиничном предприятии важное место отведено гостеприимству.

Анализ мировых  тенденций в индустрии гостеприимства позволяет сделать вывод, что  эта сфера деятельности имеет  высокий доход и стремительные  темпы развития.

Современная отечественная индустрия гостеприимства находится в процессе становления  и направлена на получение прибыли  от сотрудничества со своими клиентами. Нестабильная экономическая и политическая ситуация вызвала ряд проблем, с  которыми столкнулась индустрия  гостеприимства. Именно поэтому фирмы  вынуждены пристально изучать складывающуюся конъюнктуру рынка. Поиск и использование  фирмами различных форм бизнеса  стали особым моментом для эффективного управления предприятиями индустрии  гостеприимства. Существующая в настоящее  время практика функционирования гостиничного бизнеса не отвечает мировым стандартам и требованиям, что вызвано низкой доходностью предприятий, связанных  с управлением и эксплуатацией  гостиниц. Отечественным предприятиям индустрии гостеприимства принадлежит  наибольшая часть рынка, что выражается в низкой доходности и невозможности  конкурировать с такими предприятиями, которые сконцентрированы в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Иностранные  корпорации создают монополию на российском рынке индустрии гостеприимства. А российские компании в свою очередь  с легкостью отдают то, чего добились за определенный промежуток времени. Это  объясняется тем, что отечественные  предприятия отвыкли работать в  конкурентной среде, следить за новинками  на мировом рынке, внедрять новые программы и технологии. Названные факторы негативно влияют на желание клиентов пользоваться услугами подобных предприятий.

Социально-экономические  показатели находятся в постоянном формировании и динамике на рынке  услуг индустрии гостеприимства, испытывая трудности в механизме  управления. Преодолеть это можно, лишь составив точный план развития данного  сектора и регулируя потребности  клиентов.

Российские  отрасли стали чувствовать усиление конкуренции по мере установления рыночных отношений в экономике страны. Возникли проблемы в привлечении  потребителей своих услуг в индустрии  гостеприимства и туризма.

В течение  долгого периода времени, вплоть до конца XX в., в российской практике не использовалось понятие «индустрия гостеприимства», которое пришло к  нам из Соединенных Штатов Америки. Исходя из данных ежегодного рейтинга конкурентоспособности в сфере  туризма на 2008 г., который составляется экспертами Всемирного экономического форума в Давосе совместно с Международной  ассоциацией авиаперевозок, Всемирным  советом по путешествиям и туризму  и Всемирной туристической организацией ООН, США находится на седьмом  месте. Эксперты оценивали 130 стран  мира по 14 критериям, среди которых  политика властей в области туризма, безопасность, транспортная инфраструктура, санитарные условия, экология, наличие  комфортабельных отелей и культурных ценностей из Всемирного списка ЮНЕСКО и стоимость отдыха. По конкурентоспособности  в сфере туризма в пятерку  лучших государств вошли Швейцария, Австрия, Германия, Австралия и Испания. Россия также попала в список, но заняла лишь 64-е место. Причиной столь  низкого положения стали плохие дороги, несоблюдение законов в области  права на частную собственность  и недоверие к местным правоохранительным органам.

 

По таким  категориям, как природные ресурсы, культурные ценности и авиационное  сообщение, Россия попадает в шорт-лист из 35 стран. Однако специалисты Всемирного экономического форума невысоко оценивают  уровень развития наземного транспорта (83-е место) и туристической инфраструктуры, в том числе наличие достаточного числа мест в гостиницах (66-е место). По уровню безопасности эксперты ставят Россию на 127-е место.[4]

Различные иностранные  специалисты по-разному трактуют понятие «индустрия гостеприимства». Например, Л. Ваген считает, что индустрия  гостеприимства – это сектор индустрии  туризма, отвечающий за размещение туристов, а также отрасли, деятельность которых  направлена на продажу алкогольных  напитков, предоставление жилья, пищи и увеселительных мероприятий.

По мнению Дж. Р. Уокера, индустрия гостеприимства объединяет туризм, гостиничный и  ресторанный бизнес, общественное питание, отдых и развлечения, организацию  конференций и совещаний.

Согласно  толковому словарю Н. Уэбстера индустрия  гостеприимства – это сфера предпринимательства, состоящая из таких видов обслуживания, которые опираются на принципы гостеприимства, характеризующиеся щедростью и  дружелюбием по отношению к гостям. С точки зрения Р.А. Браймера, индустрия  гостеприимства является собирательным  понятием для разнообразных и  многочисленных форм предпринимательства, которые специализируются на рынке  услуг, связанном с приемом и  обслуживанием гостей. Основные направления  индустрии гостеприимства: общественное питание, размещение, перевозка и  отдых.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что зарубежная методология индустрии гостеприимства включает в себя предприятия размещения, общественного питания, транспортного  и культурно-развлекательного сектора. В России это понятие также  используется, но в него работники  туризма, государственные и научные  круги общества вкладывают иной смысл. В научной литературе очень сложно найти точное описание понятия «индустрия гостеприимства». Существует только одно приблизительное определение индустрии гостеприимства. Это совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения.

В советские  времена для определения сферы  деятельности, связанной с предоставлением  услуг размещения и питания, применялось  понятие «гостиничное хозяйство» либо «гостинично-ресторанное хозяйство». Применение понятия «индустрия гостеприимства»  вместо «гостиничное хозяйство» предпочтительнее. Оно показывает всю природу этой деятельности, ведь индустрия гостеприимства ассоциируется у потребителей с  дружелюбием, щедростью, вниманием  по отношению к гостям.

Термин «индустрия гостеприимства» положительно позиционирует  данный сектор деятельности, тем самым  привлекая к себе дополнительные инвестиции в развитие российского  рынка.

1.2Типы гостиниц и их классификация в России и за рубежом

 

Гостиница –  дом для временного проживания приезжающих  с одноместными или неодноместными номерами и обслуживанием.[10]

В настоящее  время во всем мире все предприятия  гостиничной индустрии подлежат обязательной классификации, целью  которой является определение соответствия гостиницы и номеров установленным  критериям.

Гостиницы классифицируют по разным признакам, однако существует несколько наиболее распространенных классификаций. Следует отметить, что  предпринимались попытки создания единой классификации гостиничных  предприятий, но до сих пор подобной классификации не существует.

В Российской Федерации классификация гостиниц осуществляется на основании приказа  Федерального агентства по туризму  от 21 июля 2005 г. № 86 «Об утверждении Системы классификации гостиниц и других средств размещения». Данный нормативный акт пришел на смену приказу Минэкономразвития РФ от 21 июня 2003 г. № 197 «Об утверждении Положения о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения», который утратил силу.

Вышеназванный нормативный акт закрепляет организационную  структуру системы классификации  и ее участников, порядок проведения классификации, формы документов, необходимых  для классификации, и другие не менее  важные моменты. Повышенное внимание сосредоточено  на оказываемых гостиницей услугах, питании и квалификации персонала.

Цели, которые  преследует государственная система  классификации гостиниц:

1) добиться  стабильности качества обслуживания;

2) подвести  российскую систему классификации  под международные стандарты;

3) разграничить  гостиницы в зависимости от  ассортимента и качества предоставляемых  услуг;

4) помочь  потребителю правильно сделать  свой выбор, основываясь на  собственных потребностях;

5) гарантировать  потребителю то, что звездность  гостиницы основана на результатах  классификации и соответствует  категории;

6) повысить  конкурентоспособность гостиниц;

7) способствовать  развитию туризма в стране, так  как это приведет к увеличению  доходной части бюджета страны.

Система классификации  учла прежние ошибки, возникшие в  результате оценки ряда номеров, а не всего номерного фонда, так как  это приводило к несоответствию качества номеров этого номерного  фонда. Теперь предусмотрена экспертная оценка 100 % номеров, и категория присваивается  по наихудшему номеру.

Экспертный  контроль классифицированных гостиниц и других средств размещения осуществляется в форме проверок и устанавливается на весь период действия сертификата категории. Организация проведения проверок осуществляется органами по классификации (п. 7.4. Системы).

Проверки  могут быть двух видов:

1) очередные;

2) внеочередные.

Согласно  названному выше пункту Системы процедура  проведения очередных экспертных проверок определяется аттестационной комиссией  при принятии решения об аттестации гостиницы и другого средства размещения. При проведении проверки эксперты проверяют устранение несоответствий, выявленных в ходе предыдущих проверок, но не повлиявших на решение о выдаче/подтверждении  действия сертификата категории, а  также фиксируют несоответствия, возникшие за истекший период. По результатам  проверки орган по классификации  составляет акт экспертной проверки и направляет его в ЦОС для  представления в аттестационную комиссию, которая принимает решение  о подтверждении сертификата  категории. Решение передается в  ЦОС для регистрации и направления  заявителю с уведомлением о вручении.

Внеочередные  проверки осуществляются по предписанию  ЦОС в следующих случаях:

1) при наличии  информации о претензиях к  гостинице и другому средству  размещения, имеющему сертификат  категории, поступившей в федеральный  орган исполнительной власти  в сфере туризма, в ЦОС или  органы исполнительной власти  в сфере туризма субъектов  Российской Федерации;

2) при существенных  изменениях в технологии оказания  услуг, организационной структуре  и кадровом составе гостиницы  и другого средства размещения, которые могут повлиять на  качество оказываемых услуг (п. 7.4. Системы). При отрицательных результатах инспекционной проверки аттестационная комиссия вправе принять решение о приостановлении или отмене действия сертификата категории. Решение передается в ЦОС для направления заявителю с уведомлением о вручении (п. 7.4.1. Системы).

Информация о работе Государственные меры поддержки гостиничной отрасли в стране