Антимонопольное регулирование и антимонопольная политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 12:04, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования в данной курсовой работе является конкуренция и монополия.
Предмет исследования – антимонопольное регулирование.
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов функционирования монополии, а также мер государственного воздействия на их деятельность. Для достижения цели работы необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть сущность конкуренции, формы и методы конкурентной борьбы;
– выделить характерные черты монополии;
– показать, каким образом определяются цена и объем производства в условиях чистой монополии;
– изучить показатели монопольной власти;
– показать, в чем заключаются преимущества и недостатки монополий;
– проанализировать антимонопольное законодательство высокоразвитых в экономическом отношении стран, а также восточноевропейских стран;
– показать, каким образом осуществляется антимонопольное регулирование в Республике Беларусь.
В процессе выполнения курсовой работы используются учебные пособия по экономической теории как отечественных, так и зарубежных авторов, статистические материалы по теме работы, антимонопольное законодательство.

Оглавление

Введение 3
1. Роль конкуренции в рыночной экономике 5
1.1. Понятие, сущность, виды конкуренции .... 5
1.2. Формы и методы конкурентной борьбы 12
2. Антимонопольное регулирование 14
2.1. Положительные и отрицательные стороны монополии, антимонопольное законодательство и регулирование .... 14
2.2. Антимонопольное регулирование в зарубежных странах .... 16
3. Антимонопольное регулирование и антимонопольная политика в Республике Беларусь 20
3.1. Организация антимонопольного регулирования в Республике Беларусь ....20
3.2. Антимонопольная политика, меры по демонополизации экономики, антимонопольное законодательство Республики Беларусь 22
Заключение 28
Список использованных источников .... 32

Файлы: 1 файл

курсовая Антимонопольное регулирование.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

     Целью антимонопольной политики является борьба не с монополией как таковой, а с попытками монополизации  и злоупотреблениями монопольным положением, т.е. с противозаконными действиями, ведущими к неразумному поведению на рынке и ослаблению конкуренции.

     2.2. Антимонопольное регулирование в зарубежных странах

 

     Антимонопольное регулирование в различных странах  имеет свои отличия и акценты, что связано с особенностями развития и функционирования национальных экономик. Например, в Западной Европе антимонопольное регулирование направлено в основном против злоупотреблений на рынке, в США - на профилактические меры по предупреждению монополизации. Направления и особенности антимонопольного регулирования отражены в антимонопольном законодательстве стран.

     Антимонопольное (антитрестовское) законодательство наиболее развито в США. Антимонопольное регулирование в США имеет динамичный характер, корректируется с учетом изменяющихся хозяйственных и социальных условий развития страны. Антитрестовское законодательство США дает возможность государству регулировать деятельность и соглашения фирм и компаний, способных действовать антиконкурентно. В современных условиях можно выделить два направления антитрестовского законодательства США:

     - против действий, противозаконных по своей сути;

     - против действий, законность которых определяется  правилом разумности.

     В рамках первого направления достаточно наличия факта незаконных действий или соглашений, подрывающих конкуренцию, чтобы вина компании (фирмы) была доказана. В США противозаконными по своей сути действиями компаний являются:

     -горизонтальное фиксирование цен;

     -горизонтальный сговор о доле рынка;

     -групповой бойкот (согласованный отказ торговать);

     -договоренность о взаимных продажах и закупках;

     -связанные продажи (продажа только в ассортименте, установленном поставщиком).

     По  второму направлению, согласно правилу  разумности, нее действия и соглашения, способные оказать как анти-, так  и проконкурентное воздействие, должны подвергаться тщательному анализу для выяснения их истинных мотивов и целей. В зависимости от того, превалируют аспекты «за» или «против», принимается решение. К подобным действиям и соглашениям относятся:

     -поддержание перепродажной цены (вертикальное фиксирование цен);

     -отказ в поставках со стороны отдельной фирмы;

     - исключительные сделки (например, компания-дилер снабжается продукцией лишь одним производителем и обязуется не заключать контракты с другими производителями);

     - исключительные дистрибутивные контракты (например, компания-производитель, заключившая сделки с несколькими дилерами, может договориться о закреплении за каждым из них определенного территориального рынка).

     Объектом  особого регулирования в США  являются естественные монополии. Их существование зависит от эффекта масштабности, когда одна фирма способна снабжать рынок товаром по цене, более низкой, если бы это могли делать конкурирующие фирмы. Поведение естественной монополии на рынке определяется государственной собственностью и государственным регулированием, которое осуществляют федеральные регулирующие комиссии (Федеральная комиссия по торговле между штатами, Федеральная комиссия по управлению энергетикой, Федеральная комиссия по связи). Глубокие качественные изменения, произошедшие в мировом хозяйстве в 80-х — начале 90-х гг., повлекли за собой либерализацию антимонопольного регулирования в США.

     Антимонопольное регулирование в западноевропейских странах основано на принципе свободной конкуренции, являющемся основой успешного функционирования экономики, всемерного развертывания предпринимательской инициативы и удовлетворения интересов широких масс потребителей. Антимонопольное регулирование в каждой стране формировалось с учетом специфики национальной экономики, а основы общеевропейского законодательства были заложены в 1957 г. Римским договором в связи с образованием общеевропейского рынка. В антиконкурентной деятельности предприятий европейских стран четко выражены два направления:

     - первое - организационно-хозяйственная деятельность по созданию монополистических объединений на основе договора, предполагающая коллективную антиконкурентную практику (разделы рынков, организационные соглашения, слияния и т.д.);

     - второе - оперативно-хозяйственная деятельность, использующая преимущественное положение на рынке для получения выгоды.

     Особое, доминирующее положение на рынке  отдельных предприятий или группы предприятий в европейских странах рассматривается как антиконкурентный фактор и служит сигналом для повышенного внимания к их деятельности со стороны государства. За этими предприятиями устанавливается контроль, они обязаны предоставлять специальным органам сведения о хозяйственной и коммерческой деятельности. Вторым фактором являются соглашения, т.е. скоординированные действия предприятий, основанные не на юридическом договоре, а на сговоре.

     В восточноевропейских странах антимонопольное регулирование стало развиваться в начале 90-х гг.: в 1990 г. в Польше был принят Закон «О противодействии монопольной практике», в 1990 г. в Венгрии - Закон «О запрещении недобросовестной рыночной практики», в 1991 г. в ЧСФР — Закон «О защите конкуренции». Антимонопольная политика восточноевропейских стран была направлена на решение двух важнейших проблем:

     - ликвидацию монопольного положения отдельных производителей на рынке;

     - ограничение и пресечение монополистической деятельности.

     Целью антимонопольного регулирования в  восточноевропейских странах является защита и поощрение конкуренции. Становление и развитие антимонопольного регулирования в этих странах происходит в условиях радикальных экономических реформ, сохраняющегося, а иногда и усиливающегося монопольного положения многих предприятий, жесткого ограничения сферы монополистической деятельности, формирования и развития рыночных отношений, а также демонополизации экономики.

     Законодательные акты восточноевропейских стран  структурно схожи: их основные положения сконцентрированы на межфирменных соглашениях, деятельности доминирующих компаний, слияниях и организационных структурных изменениях. Есть и отличия. В законах отдельных стран выделены положения о недобросовестной конкуренции, принудительном разукрупнении монополистических компаний.

 

3. Антимонопольное  регулирование и                                                            антимонопольная политика в Республике Беларусь

    3.1. Организация антимонопольного  регулирования   в Республике                 Беларусь

    Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь начало развиваться с 1991 г., когда республика встала на путь формирования рыночных отношений. Его становление осуществлялось в условиях глубокого кризиса экономики и необходимости реализации комплекса мер по стратегически важным направлениям: трансформации отношений собственности, демонополизации экономики, развитию конкурентной среды. Необходимо было выделить и учесть причины высокого уровня монополизации экономики, решать проблемы, связанные с доминированием хозяйствующих субъектов на рынке не в силу успешного удовлетворения ими потребительского спроса, а в силу их недавнего положения как государственных монополий.

    Для Республики Беларусь характерен монополизм особого рода – как типичное для постсоциалистических стран положение предприятия, являвшегося единственным поставщиком определенной продукции. Такие предприятия создавались как единый технологический комплекс, что в современных условиях является серьезным препятствием для их принудительной демонополизации, и тем самым отличает наш монополизм от традиционного монополизма капиталистических стран.

    В 1991 г. был создан Антимонопольный комитет Республики Беларусь, его основными задачами были:

    разработка  и осуществление совместно с  органами государственного управления мероприятий по ограничению, пресечению и предупреждению монополистической деятельности;

    контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Республики Беларусь;

    содействие  созданию конкурентной среды и развитию 
предпринимательства.

    В сентябре 1994 г. Антимонопольный комитет  был преобразован в Министерство по антимонопольной политике Республики Беларусь, которое в 1996 г. было упразднено, а антимонопольное регулирование возложено на Министерство предпринимательства и инвестиций, подчиненное Совету Министров Республики Беларусь. Перед министерством в области антимонопольного регулирования ставились задачи: противодействие монополистической деятельности, развитие конкуренции; регулирование отношений, связанных с защитой прав потребителей, включая контроль за осуществлением рекламной деятельности. Министерство:

    - разрабатывает предложения и проводит в жизнь государственную политику по противодействию монополистической деятельности, развитию конкуренции, защите прав потребителей;

    -разрабатывает и направляет в установленном порядке в соответствующие органы власти и управления предложения по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения;

    -анализирует состояние республиканского и местных товарных рынков и определяет степень их монополизации;

    -в установленном порядке осуществляет контроль за деятельностью субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках;

    -совместно с министерствами и другими центральными органами управления разрабатывает программы и осуществляет меры по демонополизации экономики и предотвращению монопольных тенденций;

    -формирует и ведет Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках;

    -изучает и использует зарубежный опыт противодействия 
монополистической деятельности, развития конкуренции, а также сотрудничает с международными организациями по этим вопросам;

    -осуществляет контроль за рекламной деятельностью юридических и физических лиц;

    -принимает меры по предупреждению и пресечению фактов недобросовестной рекламы;

    -проводит мониторинг рынка рекламных услуг;

    -рассматривает в установленном порядке информацию и материалы о нарушении антимонопольного законодательства, о правах потребителей;

    -создает, реорганизует и ликвидирует в установленном порядке территориальные органы министерства, а также подчиненные организации и учреждения, утверждает положения о них, контролирует их финансовую деятельность;

    -издает в пределах своей компетенции нормативно-правовые акты;

    -принимает меры и действует в соответствии с Законом Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

    3.2. Антимонопольная политика, меры по демонополизации экономики, антимонопольное законодательство Республики Беларусь

 

    Основными направлениями государственной  антимонопольной политики Республики Беларусь на современном этапе являются:

    - совершенствование механизма антимонопольного регулирования и контроля деятельности монополий, включая естественные и государственные монополии;

    -противодействие созданию новых монопольных образований;

    -содействие развитию конкуренции на рынках с монополистический и олигополистической структурой;

    -демонополизация деятельности хозяйствующих субъектов-монополистов, в том числе в процессе приватизации, и формирование внутриотраслевой конкуренции;

    -создание благоприятных условий и ликвидация факторов, затрудняющих проникновение на монополизированные рынки новых производителей, в том числе зарубежных.

    Однако  важнейшей проблемой антимонопольной  политики Республики Беларусь на современном этапе остается демонополизация.

Информация о работе Антимонопольное регулирование и антимонопольная политика в Республике Беларусь