Антимонопольное регулирование и антимонопольная политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 12:04, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования в данной курсовой работе является конкуренция и монополия.
Предмет исследования – антимонопольное регулирование.
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов функционирования монополии, а также мер государственного воздействия на их деятельность. Для достижения цели работы необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть сущность конкуренции, формы и методы конкурентной борьбы;
– выделить характерные черты монополии;
– показать, каким образом определяются цена и объем производства в условиях чистой монополии;
– изучить показатели монопольной власти;
– показать, в чем заключаются преимущества и недостатки монополий;
– проанализировать антимонопольное законодательство высокоразвитых в экономическом отношении стран, а также восточноевропейских стран;
– показать, каким образом осуществляется антимонопольное регулирование в Республике Беларусь.
В процессе выполнения курсовой работы используются учебные пособия по экономической теории как отечественных, так и зарубежных авторов, статистические материалы по теме работы, антимонопольное законодательство.

Оглавление

Введение 3
1. Роль конкуренции в рыночной экономике 5
1.1. Понятие, сущность, виды конкуренции .... 5
1.2. Формы и методы конкурентной борьбы 12
2. Антимонопольное регулирование 14
2.1. Положительные и отрицательные стороны монополии, антимонопольное законодательство и регулирование .... 14
2.2. Антимонопольное регулирование в зарубежных странах .... 16
3. Антимонопольное регулирование и антимонопольная политика в Республике Беларусь 20
3.1. Организация антимонопольного регулирования в Республике Беларусь ....20
3.2. Антимонопольная политика, меры по демонополизации экономики, антимонопольное законодательство Республики Беларусь 22
Заключение 28
Список использованных источников .... 32

Файлы: 1 файл

курсовая Антимонопольное регулирование.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

     - завышение цен по сравнению с конкурентной ситуацией;

     - увеличение дифференциации доходов населения;

     - уменьшение заинтересованности монополистов в обновлении производства и продуктов и развитии НТП;

     - использование методов нечестной конкуренции.

       Олигополия.

       Дальнейшее развитие производства и рыночных отношений привело к тому, что в отрасли появилось несколько крупных фирм, производящих идентичную или до некоторой степени дифференцированную продукцию. Это потребовало от них согласованных цен и объемов производства. На одном конце спектра олигополия превращается в то, что мы назвали открытой монополией, т. е. в такую рыночную структуру, при которой одной фирме, единственному поставщику продукции постоянно угрожают возможным проникновением на рынок потенциальные конкуренты. На другом конце – олигополия превращается в монополистическую конкуренцию. Такая структура рынка подразумевает совершенную конкуренцию, при которой ни одна фирма не контролирует значительную часть всего рынка данной продукции. Небольшой размер каждой фирмы ограничивает степень ее влияния на другие фирмы. Главная трудность в анализе олигополии состоит в определении того, с какими ограничениями сталкиваются фирмы на рынке, где существуют несколько конкурирующих компаний. Фирмы при олигополии сталкиваются с ограничениями кривой и условий спроса. Кроме того, они сталкиваются еще с одним ограничением – действиями конкурирующих фирм. Изменение прибыли, которую фирма может получить за счет изменения цен, объемов выпуска или качественных характеристик товара, зависит не только от реакции потребителей, но и от того, как на это отреагируют другие фирмы, участницы данного рынка. Зависимость поведения каждой фирмы от реакции конкурентов называется олигополистической взаимосвязью.

     Олигополистическая  взаимосвязь может привести не только к ожесточенному противоборству, но и к соглашению. Последнее имеет место тогда, когда фирмы-олигополисты видят возможности совместного увеличения своих доходов путем повышения цен и заключения соглашения о дележе рынка. Если соглашение является открытым и оформленным и вовлекает всех или большую часть производителей на рынке, его результатом является образование картеля. Несмотря на то, что картели выгодны для их членов, они далеко не так хороши для потребителей. Для них картели означают уменьшение предложения товаров и повышение цен. Следующим видом олигополистических соглашений являются скрытые сговоры – соглашения, заключаемые нелегально. Их появление связано с тем, что картельные сговоры в начале XX в. были запрещены законодательствами многих стран. Тайные сговоры заключаются чаще всего в тех отраслях, где количество фирм ограничено двумя – тремя и размеры их примерно равны.

     Если  фирмы отличаются по размеру, если в  отрасли больше конкурентов, если есть доминирующая фирма, то согласование происходит третьим способом – следование за лидером, или лидерство в ценах.

     Олигополистическая  структура рынков – признак развитой рыночной экономики. Многие современные экономисты полагают, что это наиболее оптимальная структура рынка.

     Монополистическая конкуренция. Существует большой класс  рынков, в которых каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов. Такая структура рынка называется монополистической конкуренцией. Сюда включаются рестораны, пекарни, станции технического обслуживания и др.

     Фирма, работающая в такой отрасли, конкурирует  со множеством других производителей. Наличие множества производителей вызвано относительной легкостью проникновения в данную отрасль, отсутствием барьеров. Монополистическая конкуренция возникает в таких отраслях, где эффект масштаба не требует больших капиталовложений, а возможности дифференциации продукта очень высоки. Легкость проникновения в отрасль относительна, так как велика роль неценовой конкуренции и рекламы. Необходимый уровень рекламных расходов может оказаться настолько большим, что становится барьером для вхождения в такую отрасль. Поэтому при монополистической конкуренции количество конкурентов больше, чем в условиях олигополии, и может достигать нескольких десятков, но гораздо меньше, чем в условиях чистой конкуренции. Более 3/4 фирм в рыночной экономике попадают в эту обширную категорию.

     1.2. Формы и методы конкурентной борьбы

 

     Существует  два основных метода конкуренции  – ценовой и неценовой. Ценовые методы были распространены на ранних этапах развития бизнеса, когда однородные и примерно одинаковые по качеству товары имели самые различные цены, устанавливаемые с целью поднять их конкурентоспособность. В настоящее время, когда рынки в основном монополизированы между небольшим числом фирм, производители редко прибегают к ценовым методам конкуренции, предпочитая поддерживать цены на одном рынке и, снижая производственные расходы, добиваться повышения уровня прибыли.

     Одним из правил ценовой конкуренции является чрезвычайно осторожный подход к снижению цены в целях конкуренции.

     В первые десятилетия нашего века успех был гарантирован фирме, предлагавшей самую низкую цену. Многие фирмы и в настоящее время борются с конкурентами за долю рынка с помощью подкупа, снижения цен. Однако этот путь нельзя считать бесспорно лучшим. На современном этапе развития основным методом конкуренции является неценовой, т. е. повышение технического уровня изделий, их потребительной стоимости является определяющим фактором успеха. Среди неценовых методов конкуренции можно отметить более высокое качество пред- и послепродажных услуг, более длительный гарантийный срок, поставку оборудования на основе принципа «готовая продукция в руки». Неценовые методы конкуренции в основном применяются в области управления маркетингом, в частности рекламы. Среди других методов можно также отметить улучшение экологических показателей, что имеет важное значение в условиях обострения экологической обстановки в мире.

     В предпринимательской практике существуют и недобросовестные методы конкуренции. Недобросовестная конкуренция в настоящее время превратилась в негласную. Ее можно сгруппировать в такие категории, как экономический и промышленный шпионаж, подделка продукции конкурентов, обман потребителей, махинации с деловой отчетностью, коррупция, переманивание специалистов. Все виды конкурентного соперничества условно можно разделить на те, в которых соревнуются между собой производители, и те, где главными действующими лицами выступают потребители. В условиях развитых рыночных отношений значение конкуренции потребителей не столь велико, поскольку обычное состояние рыночной экономики – это когда между собой соревнуются производители товаров и услуг. Конкуренция делится на чистую конкуренцию и соперничество. Чистая конкуренция наблюдается в тех отраслях, где аналогичные продукты или услуги производят многие фирмы и любая из них может перепрофилировать свою продукцию на другую отрасль. Если же в отрасли немного фирм (менее 20), то конкуренция протекает в совершенно ином ключе и характеризуется как соперничество. Различают чистую конкуренцию между фирмами, монополистическую, а также внутрифирменную («бухгалтерскую») конкуренцию.

     Чистая  конкуренция предполагает, что фирмы, выходя на рынок, друг с другом не конкурируют и свободно борются за потребителя. На практике такая конкуренция отмечена в США на рынке сельскохозяйственных продуктов. В других сферах чистая конкуренция существует только в экономических теориях.

     Внутрифирменная, или «бухгалтерская», конкуренция появилась в 20-е гг. Сущность ее в том, что различные подразделения в рамках одного крупного образования конкурируют друг с другом в области улучшения стиля работы и качества продукции, а также в области производственных издержек. Эта конкуренция обнаруживается при сравнении финансовых и бухгалтерских документов различных подразделений. Отсюда и название.

     Не  меньшее значение имеет и межотраслевая  конкуренция, позволяющая направлять гигантские потоки капитальных вложений не «на глазок» исходя из мифических производственных потребностей, а на основе действительных, реально существующих личных потребностей. Этот вид конкуренции обеспечивает переливание капитала между отраслями.

      

 

2. Антимонопольное  регулирование

     2.1. Положительные и отрицательные стороны монополии,                       антимонопольное законодательство и регулирование

     Выделяют  несколько видов монополии: чистую, естественную, государственную, искусственную. Чистая монополия предполагает на рынке деятельность одного хозяйствующего субъекта (производителя, продавца, покупателя), доля которого составляет, как правило, 100%.

     Естественная  монополия образуется в сфере  деятельности, где по природным, технологическим и иным условиям исключается или ограничивается существование конкурентных рынков. Для существования естественной монополии необходимы: отсутствие товаров-аналогов, возможностей импорта, нецелесообразность привлечения на данный товарный рынок новых производителей.

     Государственная монополия охватывает сферы деятельности органов власти и управления, в функции которых входит обеспечение безопасности и других интересов государства. Государственная монополия обусловлена экономическими, социальными и иными причинами, делающими не возможной или нецелесообразной конкуренцию. К сфере государственной монополии относятся: производство оружия, наркотиков, ядохимикатов, алкогольных напитков, табачных изделий, добыча и обработка драгоценных металлов и камней, а также высокотехнологичные отрасли машиностроения, химической и нефтехимической промышленности.

     Монополия имеет и положительные, и отрицательные  стороны. Положительно то, что монополия концентрирует ресурсы и экономит на издержках за счет высоких объемов производства, а также участвует в инновационном процессе, требующем вложения крупных средств на научные разработки. Богатая фирма может позволить себе вывести на рынок новый товар по ценам, не покрывающим издержки.

     Крупные предприятия, как правило, менее  гибкие, но в современных условиях являются стержнем любой экономики. Они способны обеспечить массовый выпуск стандартных продуктов, экономить на масштабах производства, увеличивать специализацию производства, имеют преимущества в финансировании НИОКР, рекламы, сбыта, привлекают низкими ценами, улучшенными качеством и сервисом, полнотой ассортимента и наиболее популярными товарами. Именно крупные предприятия наводняют экономику массовыми, стандартными и качественными товарами по доступным ценам. Для получения сверхприбылей они больше расходуют на научно-технические исследования, рекламу и маркетинг, направляют средства на капитальные вложения.

     Вместе с тем крупные предприятия недостаточно гибкие, медленно реагируют на изменяющийся спрос и медленно перепрофилируют производство или направления деятельности. Мелкие предприятия отличаются большей предприимчивостью и эффективностью. В странах с рыночной экономикой они занимают самый крупный сектор экономики. Например, в Японии половина всех трудящихся работает на мелких предприятиях (до 20 чел.), а 3/4 – на предприятиях численностью до 100 человек.

     Однако  принципиально важна роль предприятия  или фирмы на рынке, а не их размер. Предприятия-монополисты способы самостоятельно или совместно с другими хозяйствующими субъектами регулировать соответствующий рынок. В результате страдают, в первую очередь, малые и средние предприятия, не выдерживая конкурентной борьбы. В этом проявляется отрицательная сторона деятельности предприятий-монополистов.

     Государство ответственно за эффективное функционирование рынка, поддержание рыночной конкурентной среды, предотвращение злоупотреблений на рынке, что находит воплощение в системе антимонопольного регулирования.

     Антимонопольное регулирование - это целенаправленная деятельность государственных органов управления, противодействующая неограниченной власти монополий, нездоровому и недобросовестному соперничеству и направленная на создание и поддержание честной конкуренции. Антимонопольное регулирование обеспечивает соблюдение установленных «правил игры» на рынке, защиту прав потребителя и производителя, реализуется через комплекс экономических, административных и законодательных мер. Цели и направления антимонопольного регулирования общие в большинстве стран мира:

     - обеспечение и сохранение конкуренции;

     -контроль над хозяйствующими субъектами-монополистами;

     -контроль за процессами концентрации капитала (слияния, поглощения и т.п.);

     -защита интересов потребителя;

     - защита и поддержание малого и среднего бизнеса.

     Меры  антимонопольного регулирования в  зависимости от складывающейся на рынке ситуации могут быть чрезвычайными или повседневными, запретительными или ограничительными, поощрительными и другими. Основой антимонопольного регулирования является законодательство государства. Законодательство, как правило, имеет территориальный характер, т.е. охватывает национальный рынок, но некоторые законы могут быть и экстерриториальными: например, в рамках ЕЭС, в зонах США, Канады.

     Основные  направления антимонопольного регулирования  определяются антимонопольной политикой  государства, направленной против ограничительной деловой практики, подрывающей эффективную конкуренцию. В развитых капиталистических странах антимонопольная политика ведется по четырем направлениям: ограничение монополизации рынка, запрещение слияния конкурирующих компаний; запрещение установления монопольных цен; обеспечение, сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах.

Информация о работе Антимонопольное регулирование и антимонопольная политика в Республике Беларусь