Антикризисное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 01:24, курсовая работа

Краткое описание

Для процессов банкротства характерной является значительная продолжительность, которая приводит к остановке деятельности должника, потери производственного, кадрового и ресурсного потенциала, деловой репутации и партнерских связей. Конечно, обострение кризиса в Украине вызвало потребность в эффективном антикризисном управлении.

Оглавление

Введение……...........................................................................................................3
1. Экономические причины финансового кризиса и формы
его проявления….....................................................................................................5
2. Признаки и особенности антикризисного управления……………...……...13
3. Правовые и управленческие методы антикризисного
управления деятельностью предприятия……....................................................16
4. Совершенствование антикризисного управления предприятием….………24
Заключение.............................................................................................................30
Список использованной литературы...................................................................32

Файлы: 1 файл

Саша антикризисное управление.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

Частью управления оборотными средствами является управление дебиторской и кредиторской задолженностью. Важным механизмом такого управления является активное использование товарных векселей, которое не всегда возможно в современных условиях.

Одной из целей  финансовой стратегии предприятий является получение прибыли и обеспечение рентабельной работы. В основе этого лежит анализ и управление взаимосвязью "Расходы - Объем - Прибыль", которое предлагает широкое привлечение на предприятии управленческого учета. [17, с.391]

Прогнозирование, как известно, является одной из функций управления, которое позволяет предусматривать возможность появления неблагоприятных производственных ситуаций. Особенностью появления проблемной ситуации является то обстоятельство, что оно несет в себе опасность, угрозу разрушения производственной системы. Поэтому успех или неудача ситуационного менеджмента определяются степенью готовности руководителя фирмы к потенциальным угрозам и кризисным их проявлениям, наличием резервов, степенью дублирования, уровнем компетенции и опыта лидеров, качеством профилактических мероприятий,  эффективностью применяемых методов управления и качеством реализаций функций менеджмента. С одной стороны, прогнозирование разрешает предусмотреть возможность появления проблемных ситуаций и принять превентивные меры, а с другой, с появлением нежелательных событий, идентифицировать их и выявить степень и глубину развития кризиса с целью принятия решения о его ликвидации.

Учитывая то, что в условиях глубокого экономического кризиса вопроса привлечения  важных объемов инвестиций для технического перевооружения и восстановление производства не может быть осуществлено в кратчайшее время, главное внимание исследователей и практиков должно быть направлено на решение организационно-экономических проблем устойчивости, конкурентоспособности и адаптированности предприятий. Организации должны адаптироваться к тем условиям, которые создаются факторами, внешней среды, а внутрисистемные управляемые факторы должны определять как саму возможность адаптации фирмы и системы управления, так и эффективность процесса адаптации. Более того, внутренние переменные должны наибольшей мерой противостоять внешним влияниям, превышать их и, тем самым, повышать адаптационную стойкость организации.

Непосредственное  влияние на ход производства, его  локальные процессы, отклонения, способность  к превентивному регулированию - обусловливает исключительное значение оперативного управления в деле формирования конечного экономического результата. Цель оперативного управления заключается в постоянной поддержке стойкости функционирования производственной системы для эффективного достижения запланированных результатов. Для достижения цели оперативного управления необходимо создать определенные технические, организационные и экономические условия и предпосылки, которые оказывали бы содействие поддержке трудоспособности и стойкости ключевых объектов управления и системы производства в целом. Этого можно достичь только при хорошо налаженном менеджменте на основе компетентных и своевременных управленческих решений, способных оказать быстрое влияние на управляемые объекты при использовании всех десяти функций менеджмента.

Таким образом, важным обстоятельством для менеджмента является знание о кризисе, его характере, возможных проявлениях в жизнедеятельности системы, что является основой для разработки мероприятий по предотвращению или смягчению отрицательных и усилению положительных следствий. Для этого необходимо знание о том, на каком этапе жизненного цикла находится система, какой вид переходного периода можно ожидать (может быть в отдельных случаях совокупность видов) и какой глубины процессы прогнозируются. Все это определяет использование циклических моделей жизнедеятельности исследуемых систем, а производственная система (организация, фирма, предприятие и т.д.), как и система любой другой природы и назначения, подчиняется циклическим законам жизнедеятельности.

Любое управление представляет собой процесс, т.е. последовательность операций, приемов, методов формирования и осуществление влияния на управляемый объект. Этот процесс имеет естественное закономерное содержание, которое определяется сутью управления: анализ и оценка ситуации, наличие главной проблемы, постановка цели, принятие и реализация управленческого решения в определенной последовательности, параллельности и комбинации операций и действий. Но в рамках этого общего содержания процесса управления возможные разные варианты формирования  влияния,  которые  отображают  особенности субъекта и объекта управления, конкретные обстоятельства, опыт и компетенцию менеджера и персонала управления и другие характеристики практических условий управленческой деятельности. Соответственно этому процесс управления сознательно выстраивается по критериям рациональности, экономии времени, использования ресурсов, максимальной эффективности.

 

4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

 

Анализ хозяйственно-финансового  состояния предприятия, причин финансового  кризиса и слабых мест, состояния рынка сбыта и имеющегося потенциала позволяют сделать вывод относительно целесообразности проведения санации с целью восстановления его платежеспособности, сохранение основного направления его деятельности и расширение новых направлений.

Программа санации должна удовлетворять таким требованиям:

- обеспечивать комплексное продвижение  к оптимизации целостного организма  предприятия;

- быть подчиненной интересам  компании, привлекательной для руководства  и убедительной для внешних  партнеров;

- освещать существующие проблемы  фирмы и угрозы для ее существования;

- устанавливать цели, которые контролируются  и измеряются;

- выражать интересы кредиторов

- выражать интересы инвесторов

Критерии эффективности деятельности:

- завоевание и удержание рынков в конкурентной борьбе;

- увеличение нормы прибыли (рентабельности)

Характеристика хозяйственных  связей предприятия:

- основная роль "горизонтальных" хозяйственных связей, которые устанавливаются  преимущественно под влиянием  импульсов конкурентного рынка;

- ориентация на максимально  возможное выполнение условий  договоров с контрагентами, в  т.ч. по взаимным платежам, требованиям к качеству продукции, срокам снабжения;

- существование в условиях острой  проблемы сбыта продукции, которая  подчиняет всю деятельность предприятия (производственную, научно-техническую, организационную, кадровую и т.п.) решению прежде всего маркетинговых задач.

Характер использования ресурсов:

- ориентация на минимизацию  всех видов производственных  ресурсов с целью максимизации нормы и массы прибыли, которая приводит к постоянному техническому и технологическому обновлению, введению непосредственно на самих предприятиях жестких систем контроля затрат и результатов, строгих форм учета.

Согласно классической модели санации, функциональная схема которой изображена на рис 4.1, процесс финансового оздоровления предприятия начинается с выявления (идентификации) финансового кризиса. Следующим этапом санации является проведение причинно-следственного анализа финансового кризиса. На основании представленной информации (первичные бухгалтерские документы, решения сборов акционеров, финансовые планы и т.п.) определяются внешние и внутренние факторы кризиса, вид кризиса, его глубина и качество состояния фирмы.

Определение  целей  санации


 

Формирование

стратегии санации


 

Разработка санационных мероприятий


 

 

Программа санации


 

Проект  санации

 

Рис. 4.1 Классическая модель санации

 

В рамках анализа осуществляется экспертная диагностика финансово-хозяйственного состояния предприятия, анализируются его сильные и слабые стороны. На основании результатов причинно-следственного анализа, согласно классической модели санации, делается вывод о санационной способности предприятия, целесообразность или нецелесообразность санации соответствующей хозяйственной единицы.

В случае, если предприятие имеет  реальную возможность восстановить платежеспособность, ликвидность и  прибыльность, владеет достаточно подготовленным управленческим  персоналом, рынками  сбыта товаров, производство продукции  отвечает приоритетным направлениям экономики страны, то принимается решение о разработке санационной концепции с целью проведения финансового оздоровления с одновременным определением целевых ориентиров. Чем раньше на санационно-способном предприятии начнется санация, тем больше шансы на ее конечный успех.

В случае принятия решения в пользу санации следует осуществить  неотложные мероприятия по улучшению  ликвидности, платежеспособности предприятия  и оптимизации структуры капитала в сторону уменьшения удельного  веса кредиторской задолженности.

В списке санационных мероприятий может быть:

1. Проведение рефинансирования  дебиторской задолженности путем: 

1.1. Факторинга (операция с переуступкой первым кредитором права требования долга третьего лица второму кредитору (фактора) с предыдущей или следующей компенсацией стоимости такого долга первому кредитору.

1.2. Форфейтинга (операция возврата долга с определенным дисконтом).

1.3. Обращение в арбитражный суд (в данном случае инвестор будет предоставлять ходатайство суду относительно отсрочки уплаты 1% пошлины).

1.4. Проведение агрессивной политики  возвращения дебиторской задолженности.

1.5. Списание безнадежной дебиторской  задолженности согласно протоколу  инвентаризационной комиссии.

1.6. Проведение инвертаризации сомнительной дебиторской задолженности.

2. Мобилизация скрытых резервов  благодаря продаже отдельных  позиций активов, а именно:

2.1. Продажа излишков основных средств.

2.2. Внедрение оперативного лизинга  отдельных подразделений.

3. Увеличение Уставного фонда.  Привлечение инвестиций в размере, переведение долга на санатора.

4. Реструктуризация реестровой  кредиторской задолженности.

5. Списание кредиторской задолженности  (согласно нормам действующего  законодательства).

6. Уменьшение накладных затрат  за счет:

6.1. Сокращения численности работников предприятия.

6.2. Ввести бюджетирование по  статьям потребления электроэнергии, услуг связи, использование ГСМ легкового транспорта с 20% уменьшением относительно фактических.

7. Распродажа по сниженным ценам  продукции, спрос на которую является низким.

Выход предприятия  из кризисного состояния требует  разработки стратегии антикризисного управления, которую невозможно реализовать, не осуществив перехода к другому  виду менеджмента.

Стратегия антикризисного управления - это, прежде всего, стратегия выживания. Вместе с тем этим не исключается, а наоборот, предполагается разработка стратегии дальнейшего развития. Неотъемлемой частью антикризисного и посткризисного управления является совершенствование его структуры и решительное обновление технологий производства, сбыта и самого управления.

Необходимость улучшения эффективности управления, повышение производительности труда, эффективности производства, конкурентоспособности вырабатываемой продукции, а также снижение расходов требует проведения реструктуризации предприятий. Реструктуризация в широком понимании предусматривает комплексность изменений, а не изменение только одной сферы функционирования (маркетинг, финансы или производство и др.); является постоянным инструментом управления, а не реализации одноразовой цели (например, предотвращение банкротства); может охватывать имущественные преобразования как элемент изменений; подлежит модификации и корректированию в ходе реализации. Она может быть направлена на смену имущества (правового статуса), организационной структуры предприятия, структуры производственной программы, структуры привлеченного капитала, структуры активов, доходов и расходов, структуры персонала, информации или других структур. Сегодня очевидно, что предприятию для выживания на рынке и сохранения конкурентоспособности должны время от времени вносить изменения в свою хозяйственную деятельность. Более того, нужды в изменениях стали возникать так часто, что их влияние на жизненный цикл предприятия уже не рассматривается как исключительное явление. В практике и научных исследованиях все больше внимания отводится анализа методов и организационным возможностям управления изменениями - "менеджмента изменений".

Для управления неопределенностью окружающей среды  можно воспользоваться тремя подходами, которые предусматривают:

- адаптацию  к существующим элементам окружающей  среды;

- попытку благоприятно  влиять на окружающую среду;

- стремление  изменить сферу деятельности  в более благоприятном направлении,  чтобы избавиться угрожающих  элементов окружающей среды.

Таким образом, основой нового менеджмента предприятия является использования неограниченных возможностей научно-технической революции, в первую очередь - инновационных и информационных технологий; точные знания и умелое использование интересов и возможностей человека и коллектива; гибкость и чувствительность к требованиям рынка, местных условий; постоянное врастание уровня и значение человеческого фактора. Другими словами, в новой системе управления, новом менеджменте главное - это управление людьми, а не производством.

Своеобразность  сегодняшнего внутрихозяйственного управления на украинских предприятиях заключается в его переходном характере, который проявляется в несоответствии принципов организации управления, которые сложились раньше, условиям хозяйствования, которые изменились. Новые подходы еще не опираются на целостную систематизированную теорию. Она пока что находится на стадии мониторинга, начальной обработки эмпирического материала. Недостатки в системе внутреннего управления предприятием в большинстве случаев являются причиной возникновения кризисной ситуации. Выход предприятия из кризисного состояния требует разработки стратегии антикризисного управления, стратегии выживания. Для этого нужны консолидация его функционально-управленческой конфигурации, создание гармонично согласованной структуры, пропорциональность объемов власти и ответственности каждого из участников конфигурации на предприятии. Таким образом, на предприятии, как и в государстве в целом, необходимо придерживаться принципа институционального распределения и функционального взаимодействия власти. При этом нужна эффективная система взаимного контроля, "сдерживаний и противовесов", которая определяет полномочие каждого из "действующих лиц", равноправие их взаимоотношений и относительную сбалансированность всей конфигурации.

Информация о работе Антикризисное управление