Антикризисное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 01:24, курсовая работа

Краткое описание

Для процессов банкротства характерной является значительная продолжительность, которая приводит к остановке деятельности должника, потери производственного, кадрового и ресурсного потенциала, деловой репутации и партнерских связей. Конечно, обострение кризиса в Украине вызвало потребность в эффективном антикризисном управлении.

Оглавление

Введение……...........................................................................................................3
1. Экономические причины финансового кризиса и формы
его проявления….....................................................................................................5
2. Признаки и особенности антикризисного управления……………...……...13
3. Правовые и управленческие методы антикризисного
управления деятельностью предприятия……....................................................16
4. Совершенствование антикризисного управления предприятием….………24
Заключение.............................................................................................................30
Список использованной литературы...................................................................32

Файлы: 1 файл

Саша антикризисное управление.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

а) фаза, которая  непосредственно не угрожает функционированию предприятия (при условии переведения  его на режим антикризисного управления);

б) фаза, которая  угрожает дальнейшему существованию  предприятия и нуждается в  немедленном проведении финансовой санации;

в) кризисное  состояние, которое не совместимо с существованием предприятия и приводит к его ликвидации.

Идентификация фазы финансового кризиса является необходимой предпосылкой правильной и своевременной реакции на нее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРИЗНАКИ И  ОСОБЕННОСТИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

В широком смысле предметом управления всегда выступает  деятельность человека. Антикризисное управление имеет предмет воздействия – проблемы и предполагаемые и реальные факторы кризиса, т. е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса. Любое управление должно содержать черты антикризисного и задействовать антикризисный механизм управления по мере вступления в полосу кризисного развития организации. Игнорирование этого положения имеет значительные отрицательные последствия.

Сущность антикризисного менеджмента определяют следующие характеристики:

  • кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
  • кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;
  • к кризисам можно и необходимо готовиться;
  • кризисы можно смягчать;
  • управление в условиях кризиса требует иных методов, опыта и искусства, специальных знаний;
  • кризисами можно управлять;
  • управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия. [18, с. 127]

В зависимости  от разновидности кризиса будет различаться и механизм управления им.

Но система  антикризисного управления должна соответствовать  следующим характеристикам: гибкость и адаптивность, присущие матричным  системам управления; склонность к  усилению неформального управления; диверсификация управления; децентрализация управления; повышение интеграции.

Особенности процессов  и технологий антикризисного менеджмента  можно выразить в следующем: мобильность  и динамичность в использовании  ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных программ; использование программно-целевых методов разработки и реализации управленческих решений; ускорение процесса реализации антикризисных мер; повышение эффективности оценки управленческих решений и оптимизации управленческих решений.

Приоритетными средствами антикризисного управления должны являться: мотивирование, ориентированное на антикризисные меры; поддержание оптимизма и уверенности у персонала, предотвращение конфликтов; интеграции по ценностям профессионализма; развитие инициативы в решении проблем развития; корпоративность, взаимоприемлемость, поддержка инноваций.

Стиль антикризисного управления должен характеризоваться: профессиональным доверием, целеустремленностью, антибюрократичностью, исследовательским  подходом, самоорганизацией, принятием ответственности.

Важным элементом  системы антикризисного управления являются его функции.

1. Функции антикризисного  управления – это виды деятельности, которые реализуют предмет антикризисного  управления и определяют его  результат. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно на всех стадиях кризиса. Можно выделить шесть функций: предкризисное управление; управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости), минимизация потерь и упущенных возможностей, своевременное принятие решений.

2. Важнейшей  чертой антикризисного менеджмента  является интеграция неформального  и формального управления.

3. Для антикризисного  управления особое значение имеет перспективность, возможность выбрать и построить рациональную стратегию развития.

Существуют  разные стратегии антикризисного управления. Наиболее важными являются следующие: предупреждение кризиса, подготовка к  его появлению; ожидание зрелости кризиса для его преодоления; противодействие кризисным явлениям, замедления его процессов; стабилизация ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов; рассчитанный риск; последовательный вывод из кризиса; предвидение и создание условий устранения последствий кризиса. [25, с. 206]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПРАВОВЫЕ И  УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНТИКРИЗИСНОГО  УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Главная задача при реализации комплексного системного подхода заключается в разработке адекватных его сути инструментальных методов и средств, которые позволяют обнаруживать и описывать потенциальные кризисные ситуации, проектировать варианты процедур их решения и соответствующую этим процедурам информационную базу управления. И на этой основе при возникновении кризисных ситуаций и с помощью специальных мероприятий антикризисного управления оперативным путем успешно решать проблемы выхода из этих ситуаций.

Целесообразность  реализации ситуационного подхода  в управлении производством обусловлена  и необходимостью совершенствования организационных структур в быстроизменяемых условиях управления.

Прогнозирование проблемных ситуаций, которые возникают  в организациях на всех этапах их функционирования, позволяет заранее разрабатывать процедуры их решения с учетом ограничений на время подготовки управленческого решения и влияния, наличие человеческих, финансовых, материальных ресурсов, научно-технического задела и т.д. Все это свидетельствует об актуальности рассмотрения и исследование вопроса антикризисного управления финансовой деятельностью предприятия.

Одним из средств  преодоления платежного кризиса  и предотвращение банкротства предприятия является финансовая санация. Термин"санация" происходит от латинского "sanare" и переводится как оздоровление или выздоровление.

Экономический словарь трактует это понятие как систему мероприятий, которые осуществляются для предотвращения банкротства промышленных, торговых, банковских монополий. Санация может происходить посредством объединения предприятия, которое находится на грани банкротства с более мощной компанией; с помощью выпуска новых акций или облигаций для мобилизации денежного капитала; увеличения банковских кредитов и предоставление правительственных субсидий; преобразования краткосрочной задолженности в долгосрочную; полной или частичной купли государством акций предприятия, которое находится на грани банкротства.

Тем не менее, такое  трактование целей санации и  механизма ее проведения, перечень санационных мероприятий является недостаточным, поскольку предотвращение банкротства еще не означает оздоровления и полного вывода предприятия из финансового кризиса, а названные мероприятия, во-первых, не являются исчерпывающими и, во-вторых, не раскрывают принципиальных методологических подходов к выбору тех или других форм санации.

Некоторые из отечественных  авторов (например И. А. Бланк) с санацией отождествляют лишь мероприятия  по привлечению внешней финансовой помощи, которые направлены на предотвращение объявления предприятия-должника банкротом  и его ликвидации [14, с. 48]. С этим нельзя согласиться, поскольку неотъемлемой составной частью процесса оздоровления любого предприятия является мобилизация внутренних финансовых резервов.

Известный специалист в области банкротства М.И. Титов в монографии, посвященной материально-правовым и процессуальным аспектам банкротства, предлагает такое законодательное определение санации: санация - это оздоровление несостоятельного должника, предоставление ему со стороны владельца имущества, кредиторов и других юридических и физических лиц (в том числе зарубежных) финансовой помощи, направленной на поддержку деятельности должника и предотвращение его банкротства. Однако это определение также показывает понимание санации только как института финансовой поддержки должника.

Согласно Закону Украины "О банкротстве" 1992 г., под санацией понимают удовлетворение требований кредиторов и выполнение обязательств перед бюджетом и другими государственными целевыми фондами. Согласно такому подходу санация является лишь институтом переведения долга. С этим тоже нельзя согласиться. [1]

Новый Закон о банкротстве, принятый в 2001 году, различает понятие "санация" и "досудебная санация". Согласно Закону "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" санация - это система мероприятий, которые осуществляются в процессе проведения дела о банкротстве с целью предотвращения признания должника банкротом и его ликвидации, направленная на оздоровление его финансового состояния, а также на удовлетворение в полном объеме или частично требований кредиторов через кредитование, реструктуризацию долгов и капитала и (или) изменение организационной или производственной структуры субъектов предпринимательской деятельности. Досудебная санация - система мер по восстановлению платежеспособности должника, которые осуществляются владельцем предприятия-должника с целью предотвращения его ликвидации. Эти мероприятия касаются реорганизационных, организационно-хозяйственных, управленческих, инвестиционных, технических, финансово-экономических, правовых вопросов и производятся согласно действующему законодательству к началу возбуждения дела о банкротстве. [2]

Собственное толкование понятия "санация" имеет и Национальный банк Украины. Согласно версии НБУ режим  финансовой санации - это система  непринудительных мер, направленных на увеличение на протяжении определенного периода объемов капитала к необходимому уровню с целью восстановления ликвидности, платежеспособности и устранения нарушений, которые послужили причиной убыточной деятельности коммерческого банка, привели к затруднительному финансовому положению, а также для ликвидации других последствий этих нарушений.

Использовав все рациональное, что является в каждом из этих трактований, можно сформулировать одно универсальное определение. Ближе всего к этому подошли несколько зарубежных экономистов (Н. Здравомыслов, Б. Бекенферде, М. Гелинг) [26, с. 196]. Они считают, что санация - это система финансово-экономических, производственно-технических, организационно-правовых и социальных мероприятий, направленных на достижение или восстановление платежеспособности, ликвидности, прибыльности и конкурентоспособности предприятия-должника в долгосрочном периоде. Иначе говоря, санация - это совокупность всех возможных мероприятий, которые способны привести предприятие к финансовому оздоровлению.

Особое место в процессе санации принадлежит мероприятиям финансово-экономического характера, которые отображают финансовые отношения, возникающие в процессе мобилизации и использования внутренних и внешних финансовых источников оздоровления предприятий. Источниками финансирования санации могут быть средства, привлеченные на условиях займа или на условиях собственности; на возвратной или безвозвратной основе.

По источникам мобилизации финансовых ресурсов, различают автономную и гетерономную санацию. Автономная санация предусматривает финансирование оздоровления предприятия за счет его собственных ресурсов и средств, предоставленных собственниками и другими лицами (без привлечения в санационный процесс посторонних лиц). Гетерономная (внешняя) санация характеризуется участием в ней посторонних лиц, в частности банков и других кредиторов, клиентов, государства.

Целью финансовой санации является покрытие текущего ущерба и устранения причин их возникновения, возобновление или сохранение ликвидности и платежеспособности предприятий, сокращение всех видов задолженности, улучшение структуры оборотного капитала и формирование фондов финансовых ресурсов, необходимых для проведения санационных мероприятий производственно-технического характера.

Мероприятия по устранению банкротства предприятия связаны с эффективным управлением его финансами и производством, правильным определением стратегических целей и тактики их реализации.

Таким образом, целями антикризисной стратегии  предприятий должны быть:

- обеспечение  ликвидности и платежеспособности предприятия на основании оптимального объединения собственных и привлеченных источников средств;

- получение прибыли и обеспечение соответствующего уровня рентабельности, достаточного для удовлетворения всех своих нужд при осуществлении основной, инвестиционной и финансовой деятельности. [13, с. 219]

Выбор стратегии  предупреждения банкротства и эффективность  мероприятий предприятий по привлечению  рыночных механизмов зависит от системы  управления финансами на предприятии.

Она, в свою очередь, определяется стратегическими целями и тактическими задачами деятельности предприятия. Основой этой системы должен быть финансовый анализ, по результатам которого предприятие имеет возможность делать регулярную оценку финансового состояния. Главные направления этого анализа следующие:

- оценка состояния имущества предприятия и источников его формирования, а также показателей структуры капитала;

- оценка состояния  оборотных средств, определение  их достаточности и на этой  основе типа финансового состояния;

- выявление  тенденций, связанных с обращением  средств предприятий;

- определение  степени ликвидности и платежеспособности  предприятия;

- выявление  тенденций рентабельности на  основе системы показателей.

Главное в стратегии  предотвращения банкротства предприятия, в решении проблем ликвидности и платежеспособности заключается в профессиональном управлении оборотными средствами. С одной стороны, это предусматривает оптимизацию источников оборотных средств на основании произведенной стратегии, а со второго - размещение этих средств между материальными активами, а также в области производства и обращения. Большую роль в этом сыграет правильный выбор кредитной политики, связанный с использованием кредита в качестве финансового рычага. В то же время при существующей учетной ставке это практически невозможно.

Информация о работе Антикризисное управление