Антикризисное управление на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое актуальное значение приобретают вопросы совершенствования организации и управления, позволяющие повысить социально-экономическую эффективность предприятия. На сегодняшний день производственные системы стремятся превратиться в многофакторные социально- экономические системы, в которых осуществляются производственная, маркетинговая, воспитательная, информационная и другие виды деятельности коллектива.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………… 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………7
1.1. Иерархический тип структур управления…………………………………………..7
1.2. Органический тип структур управления…………………………………………..14
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «УРЮПИНСКИЙ ЭЛЕВАТОР»……………………………………………………...27
2.1. Общая характеристика предприятия и анализ основных финансово-экономических показателей деятельности……………………………………………..27
2.2. Организационная структура управления предприятием…………………………35
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «УРЮПИНСКИЙ ЭЛЕВАТОР»…………………………. 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...53
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

антикризисное управление.doc

— 259.50 Кб (Скачать)


43

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………… 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………7

1.1. Иерархический тип структур управления…………………………………………..7

1.2. Органический тип структур управления…………………………………………..14

2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «УРЮПИНСКИЙ ЭЛЕВАТОР»……………………………………………………...27

2.1. Общая характеристика предприятия и анализ основных финансово-экономических показателей деятельности……………………………………………..27

2.2. Организационная структура управления предприятием…………………………35

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «УРЮПИНСКИЙ ЭЛЕВАТОР»…………………………. 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...50

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...53

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое актуальное значение приобретают вопросы совершенствования организации и управления, позволяющие повысить социально-экономическую эффективность предприятия. На сегодняшний день производственные системы стремятся превратиться в многофакторные социально- экономические системы, в которых осуществляются производственная, маркетинговая, воспитательная, информационная и другие виды деятельности коллектива.

Все эти виды деятельности протекают в рамках любой социально- экономической системы, поэтому успех функционирования предприятия в значительной мере зависит от правильности построения всех видов деятельности, выделение из большого числа схожих функций и закрепление их за определенными звеньями. В свою очередь, каждое звено не может находиться как бы в подвешенном, независимом положении, то есть оно должно взаимодействовать с другими звеньями в рамках определенной организации, а зачастую координировать их деятельность (1, с. 254).

Таким образом, каждая социально-экономическая система должна иметь свою организационную структуру управления, которая будет представлять собой упорядоченную совокупность связей между звеньями и работниками, занятыми решением управленческих задач, что будет соответствовать ее успешному функционированию (15, с. 62).

Структура организации - это основной элемент любой организации, не только характеризующий её, но и представляющий собой механизм построения и функционирования организации. Правильный выбор организационной структуры - необходимый фактор успешного функционирования предприятия, фирмы или организации. Ее можно понимать как установленную схему взаимодействия и координации технологических элементов и персонала. Схема любой организации показывает состав отделов, секторов и других линейных и функциональных единиц, однако она не учитывает такой фактор, как человеческое поведение, который влияет на порядок взаимодействия и координацию.

Важнейшая проблема организации - выбор рациональной организационной структуры управления. Успешное развитие и функционирование всякой системы управления в существенной мере зависит от научной аргументированности ее организационной структуры.

Структура организации отличаются друг от друга сложностью (т.е. степенью разделения деятельности на различные функции), формализацией (т.е. степенью использования заранее установленных правил и процедур), соотношением централизации и децентрализации (т.е. уровнями, на которых принимаются управленческие решения).

Структурные взаимосвязи в организации находятся в центре внимания многих исследователей и руководителей. Для того чтобы эффективно достигались цели, необходимо понимание структуры работ, подразделений и функциональных единиц. Организация работы и персонала во многом влияет на поведение работников. Структурный подход применяется в организациях для обеспечения основных элементов деятельности и взаимосвязей между ними (17, с. 62-63).

Важный вклад в исследование проблем формирования, функционирования и развития систем управления внесли отечественные и зарубежные ученые: Ансофф И.Х. (1),  Минтцберг Г. (18), Вергилес Э.В. (6), Виханский О.В. (7), Демчук О.Н. (9, 10), В.В. Жариков (14) и мн. др.

Тем не менее проблема оценки эффективности организационной структуры управления пока не получила достаточного освещения в научной литературе. Остаются открытыми и вопросы формирования стратегически эффективной структуры управления с учетом вероятного воздействия факторов внешней и внутренней среды предприятия. Улучшение организационных форм нередко способствует выработке новых более совершенных стратегических решений. Если структура предполагает осуществление стратегии, то стратегия также не может быть успешной без соответствующей структуры.

Тематика данной курсовой работы является актуальной, так как на сегодняшний день возросла значимость выбора эффективной структуры управления. Это объясняется, прежде всего, тем, что для продуктивной работы компании в условиях углубляющегося мирового финансового кризиса и своевременного реагирования на постоянно изменяющиеся внешние и внутренние факторы ей необходима наиболее подходящая для нее управленческая структура, способная со временем видоизменяться и модернизироваться.

Целью данной курсовой работы является выделение стратегических преимуществ и недостатков различных организационных структур управления и разработка предложений по совершенствованию организационной структуры управления ОАО «Урюпинский элеватор».

Задача курсовой работы:

Рассмотреть теоретические аспекты построения организационных структур управления;

проанализировать действующую организационную структуру управления ОАО «Урюпинский элеватор»;

предложить меры по совершенствованию организационной структуры управления ОАО «Урюпинский элеватор».

Объектом исследования является ОАО «Урюпинский элеватор».

Предметом исследования является организационная структура управления ОАО «Урюпинский элеватор».

Курсовая работа состоит из введения, трёх глав и заключения.

В первой главе будут рассмотрены теоретические аспекты построения организационных структур управления; будут даны основные типы и виды организационных структур, их стратегические преимущества и недостатки, основные направления совершенствования.

Во второй главе будет дана общая характеристика предприятия и основных финансово-экономических показателей; анализ эффективности организационной структуры управления ОАО «Урюпинский элеватор».

В третьей главе будут освещены направления совершенствования организационной структуры управления предприятием, предложены варианты по совершенствованию организационной структуры предприятия.

В конце работы приведён список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ

 

1.1. Иерархический тип структур управления

 

Под философией управления мы будем понимать самые общие принципы, на основе которых строится структура управления организацией и осуществляются процессы управления. Конечно, философия качества и философия управления взаимосвязаны - философия качества задает цель и направление деятельности организации, философия управления определяет организационные средства для достижения этой цели. Основы философии управления, так же как и философии качества, были заложены Ф. У. Тейлором (20).

И программа менеджмента качества Деминга, и принципы Тотальный Менеджмент Качества фактически направлены на изменение структуры системы управления предприятием. Рассмотрим основные типы структур управления предприятием с точки зрения их соответствия идеям современного менеджмента качества.

Термин "организационная структура" сразу же вызывает в нашем воображении двумерную древовидную схему, состоящую из прямоугольников и соединяющих их линий. Эти прямоугольники показывают выполняемую работу и круг обязанностей и, таким образом отображают разделение труда в организации. Относительное положение прямоугольников и соединяющие их линии показывают степень подчинения. Рассмотренные соотношения ограничены двумя измерениями : вверх - вниз и поперек, так как мы оперируем с ограниченным допущением, согласно которому организационная структура должна быть представлена на двумерной схеме, вычерчиваемой на плоской поверхности (21, с. 123).

В самой же организационной структуре не содержится ничего такого, что ограничивало бы нас в этом отношении. Кроме того, эти ограничения на структуру организации часто вызывают серьезные и дорогостоящие последствия. Вот только четыре из них. Во-первых, между отдельными частями организаций такого рода возникает не сотрудничество, а конкуренция. Внутри организаций существует более сильная конкуренция, чем между организациями, и эта внутренняя конкуренция приобретает значительно менее этичные формы. Во-вторых, обычный способ представления структуры организаций серьезно затрудняет определение задач отдельных подразделений и измерение соответствующих показателей качества работы вследствие большой взаимозависимости подразделений, объединенных подобным образом. В-третьих, это способствует созданию организаций, сопротивляющихся изменениям, особенно изменениям их структуры; поэтому они перерождаются в бюрократические структуры, не поддающиеся адаптации. Большинство таких организаций обучается крайне медленно, если обучается вообще. В-четвертых, представление организационной структуры в виде двумерного дерева ограничивает число и характер возможных вариантов решения возникающих проблем. При наличии такого ограничения невозможны решения, обеспечивающие развитие организации с учетом технических и социальных изменений, темпы которых все больше и больше растут. Существующая обстановка требует, чтобы организации были не только готовы к любым изменениям, но и способны им подвергаться. Другими словами, необходимо динамическое равновесие. Очевидно, что для достижения такого равновесия организация должна иметь достаточно гибкую структуру. (Хотя гибкость не гарантирует приспособляемости, тем не менее она необходима для достижения последней) (20).

Построение гибкой или обладающей какими-либо иными достоинствами организационной структуры является одной из задач так называемого "структурного зодчества". Используя терминологию, принятую в архитектуре, можно сказать, что в данном реферате излагаются основные идеи, на основе которых могут быть разработаны различные варианты решения проблемы организационной структуры без ограничений, связанных с ее графическим представлением.

Выше перечисленные недостатки можно и нужно преодолеть путем построения многомерной организационной структуры. Многомерная структура подразумевает демократический принцип управления.

Структуры управления на многих современных предприятиях были построены в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале ХХ века. Наиболее полную формулировку этих принципов дал немецкий социолог Макс Вебер (концепция рациональной бюрократии):

                    принцип иерархичности уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;

                    вытекающий из него принцип соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии;

                    принцип разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям; принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач;

                    вытекающий из него принцип обезличенности выполнения работниками своих функций;

                    принцип квалификационного отбора, в соотвествии с которым найм и увольнение с работы производится в строгом соответствии с квалификационными требованиями (20).

Организационная структура, построенная в соответствии с этими принципами, получила название иерархической или бюрократической структуры. Наиболее распространенным типом такой структуры является линейно - функциональная (линейная структура).

Линейная организационная структура

Основы линейных структур составляет так называемый "шахтный" принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т. д.). По каждой подсистеме формируется иерархия служб ("шахта"), пронизывающая всю организацию сверху донизу (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Соответственно строится и система мотивации и поощрения работников. При этом конечный результат (эффективность и качество работы организации в целом) становится как бы второстепенным, так как считается, что все службы в той или иной мере работают на его получение (10, с. 105).

Информация о работе Антикризисное управление на предприятии