Анализ теорий управления о роли человека в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотрение теоретических основ управления о роли человека в организациях.
Задачи:
• в первой главе рассмотреть классические теории управления.
• во второй главе рассмотреть теоретические основы «человеческих отношений».
• в третьей главе рассмотреть теории «человеческих ресурсов».

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Развитие управления персоналом как науки……………………………..5
Глава 2. Классические теории управления………………………………….……..9
2.1. Ф. Тейлор – основатель классической теории……………………………...…9
2.2. А. Файоль как основатель классической административной школы………11
2.3. Теория идеального типа административной организации М. Вебера……...14
Глава 3. Теории «человеческих отношений»……………………………………..15
Глава 4. Теории «человеческих ресурсов»………………………………………..22
Сравнительный анализ классической теории Ф. Тейлора и теории «человеческих отношений» Э. Мэйо……………………………………………...27
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованной литературы……………………………………………...31
Приложения………………………………………………………………………...32

Файлы: 1 файл

Управление персоналом. Анализ теорий управления о роли человека в организации.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

 

Заключение

 

 

Целью данной курсовой работы было рассмотрение теоретических основ управления о роли человека в организациях.

 В первой главе был рассмотрено  развитие управления персоналом  как отдельной научной отрасли.

Во второй главе были рассмотрены классические теории управления. Важным для исследования было разобраться, что представляют собой классические теории управления, кто занимался разработками идей и какие главные идеи были заложены в основу классических теорий управления. Классические теории управления получили развитие в период с 1880-1930 г.

Разработкой данных теорий занимались: Ф. Тейлор и А. Файоль, М. Вебер. Основными положениями классических теорий управления являлись:

  1. труд для большинства индивидов не приносит удовлетворения. Вознаграждение для них имеет гораздо большую значимость, нежели процесс работы.
  2. сотрудники, которые могут выполнять работу, требующую инициативу, творчества составляют незначительную часть.
  3. главная задача руководителя – осуществлять строгий контроль и наблюдение за подчиненными. Он должен разложить задачи на легко выполнимые, простые и повторяющиеся операции, разработать несложные процедуры труда и воплощать их на практике.

В третьей главе были рассмотрены теории «человеческих отношений». Важным для исследования было рассмотреть личностей вложивших свой вклад для развития теорий «человеческих отношений», рассмотрение основных идей заложенных в теории.

Теории «человеческих отношений» стали применяться с начала 1930 г.

Разработками теорий «человеческих отношений» занимались: Э. Мэйо, М. Фоллет.

Основными положениями в теориях «человеческих отношений» являлись:

  1. индивиды стремятся быть полезными и значимыми.
  2. реализация этих потребностей не менее важна, чем высокий уровень заработной платы.
  3. главная задача руководителя создать такие условия, чтобы каждый чувствовал себя значимым и полезным. Работникам предоставляется относительная свобода.

В четвертой главе главной задачей было рассмотрение теорий «человеческих ресурсов». Важным для исследования данной главы было проследить взаимосвязь теорий, рассмотреть личностей, занимавшихся исследованиями по данному вопросу, а также рассмотреть главные идеи заложенные в теории «человеческих ресурсов».

Теории человеческих ресурсов являются современными.

Разработками данных теорий занимались: Д. Мак-Грегор, У. Оучи.

Основными положения теорий «человеческих ресурсов» являлись:

  1. труд для большинства индивидов приносит удовлетворение.
  2. большинство индивидов ответственно способно к самостоятельности, творчеству, самоконтролю.
  3. главная задача руководителя создать такие условия, при которых каждый может максимум проявить свои способности.

Краткий обзор учений XX в. об управлении показывает, что управленческая мысль постоянно развивалась, выдвигая все новые и новые идеи о том, как должно вестись эффективное управление. В то же время знакомство с учениями показывает, что практика бизнеса и управления им всегда оказывались сложнее, глубже и разнообразнее, чем соответствующая теоретическая мысль, открывая время от времени перед исследователями управления все новые, ранее неведомые стороны и качества и подвергая сомнению положения и теории, которые претендовали на окончательные истины об управлении.

Список использованной литературы

 

 

  1. Д.А. Манцев «Теория управления», учебник – М.: Изд. Инфра – М, 2006
  2. www.wikipedia.ru.
  3. А. Айказян, Е. Нисевич «В поисках совершенства управления», 2007, №2.
  4. С.В. Андреев «Кадровый потенциал: сохранение, использование, развитие» – М. Гардарики, 2007.
  5. О.А. Орчаков «Теория организации» Учебный курс, – М.: МИЭМП, 2006.
  6. В.И. Кнорринг «Теория, практика и искусство управления» Учебник для вузов по специальности «Менеджмент», Инфра – М, 2005.
  7. А.П. Егоршин «Управление персоналом. Учебник для вузов – М.: Изд. Логос, 2007.
  8. С. Н. Чудновская «История менеджмента», Санкт – Петербург, 2006.
  9. А.И. Кравченко «История менеджмента» 5-е изд – М.: Академ. Проект: Триста, 2005.
  10. А. Большов, В. Михайлов «Современный менеджмент: теория и практика» 2-е изд. Санкт – Петербург: Питер, 2006.
  11. А.А. Тузова « Мотивация трудовой деятельности. Учебный курс» – М.: Изд.: Инфра – М, 2005.
  12. О.В. Кондратьев, М. В. Снежинская. Ю.Е. Мелихов «Мотивация персонала. Нет мотивации – нет работы» Изд. Альфа – пресс, 2005.
  13. И.В. Мишурова «Управление мотивацией персонала» 3-е изд испр. и допол., Изд.: Феникс, 2010.

 

 

 

Приложение 1

 

Теории управления о роли человека в организации

 

 

№ п/п

Наименование теории

Постулаты теорий

Задачи руководителей организации

Ожидаемые результаты

1

Классические теории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Труд для большинства индивидов не приносит удовлетворения, это присущее для них качество. То, что они делают, менее важно для них, нежели то, что они зарабатывают, делая это. Мало таких индивидов, которые хотят или могут делать работу, требующую творчества, самостоятельности, инициативы или самоконтроля

Главной задачей руководителя является строгий контроль и наблюдение за подчиненными. Он должен разложить задачи на легкоусваиваемые, простые и повторяющиеся операции, разработать простые процедуры труда и внедрять их в практику

Индивиды могут выполнить свои обязанности при условии, если будет соответствующая заработная плата и руководитель будет справедлив. Если задачи будут в достаточной мере упрощены и если индивиды будут строго контролироваться, то они смогут соблюсти фиксированные нормы производства

№ п/п

Наименование теории

Постулаты теорий

Задачи руководителей организации

Ожидаемые результаты

2

Теории человеческих отношений

Индивиды стремятся быть полезными и значимыми, они испытывают желание быть интегрированными, признанными как индивиды, Эти потребности являются более важными, чем деньги в побуждении и мотивированности к труду

Главная задача руководителя сделать так, чтобы каждый трудящийся чувствовал себя полезным и нужным. Он должен информировать своих подчиненных, а также учитывать их предложения по улучшению его планов. Руководитель должен представлять своим подчиненным возможность определенной самостоятельности и определенный личный самоконтроль над исполнением рутинных операций

Факт обмена информацией с подчиненными и их участия в рутинных решениях позволяет руководителю удовлетворить основные потребности по взаимодействию индивидов и в чувстве собственной их значимости. Факт удовлетворения потребностей поднимает их дух и уменьшает чувство противодействия официальным властям, т.е. подчиненные будут охотнее общаться с руководством

№ п/п

Наименование теории

Постулаты теорий

Задачи руководителей организации

Ожидаемые результаты

3

Теории человеческих ресурсов

Труд для большинства индивидов приносит удовольствие. Индивиды стремятся внести свой вклад в реализацию целей, понимаемых ими, в разработке которых они участвуют сами. Большинство индивидов способны к самостоятельности, творчеству, ответственности, личному самоконтролю, а также к личному самоконтролю на более высоком месте по иерархии, чем то, которое они теперь занимают

Главной задачей руководителя является лучшее использование человеческих ресурсов. Он должен создать такую обстановку, в которой каждый человек может максимально проявить свои способности. Он должен способствовать полному участию в решении важных проблем, постоянно расширяя самостоятельность и самоконтроль у своих подчиненных

Факт роста влияния, самостоятельности и самоконтроля у подчиненных повлечет за собой прямое повышение эффективности производства. Вследствие этого полученное удовлетворение трудом может повыситься, поскольку подчиненные наиболее полно используют собственные человеческие ресурсы


Приложение 2

 

 

Характеристика этапов развития управления персоналам в организациях развитых стран мира

 

 

Период

Основной объект управления

Доминирующие потребности персонала

Ведущие направления управления персоналом

До 1900 г.

Технология производства

Интересы персонала практически не учитывались

Поддержание дисциплины труда

1900-1910 гг.

Безопасность и условия труда персонала

Безопасные условия труда и создание предпосылок для хорошей работы

Обеспечение безопасных условий труда, организация труда

1910-1920 гг.

Эффективность производства

Повышение заработков на основе более высокой производительности

Мотивация и обучение, стимулирование высокой производительности

1920-1930 гг.

Индивидуальные особенности работников

Учет индивидуальных особенностей при проектировании работ

Разработка психологических тестов, опросы, учет предложений работников при проектировании работ

Период

Основной объект управления

Доминирующие потребности персонала

Ведущие направления управления персоналом

1930-1940 гг.

Профсоюзы, социальное партнерство

Сглаживание глубоких противоречий между работниками и работодателями

Организация взаимодействия и сотрудничества на производстве

1940-1950 гг.

Экономические гарантии и социальная поддержка

Гарантии экономической и социальной безопасности

Организация пенсионного обеспечения

1950-1960 гг.

Человеческие отношения

Возможность проявления инициативы, развитие самодисциплины

Подготовка управленческого персонала с учетом изменения его роли в организации, коллективные формы организации труда

1960-1970 гг.

Сотрудничество, развитие и углубление партнерства

Расширение участия в обсуждении и принятии управленческих решений

Отработка процедур совместного участия в управлении, разделение ответственности

1970-1980 гг.

Перемена труда

Соответствие содержания работы изменениям способностей и запросов, устранение монотонности и однообразия в работе

Чередование работ, развитие коллективных форм организации труда

Период

Основной объект управления

Доминирующие потребности персонала

Ведущие направления управления персоналом

1980-1990 гг.

Движение персонала

Надежная гарантия занятости в период экономического спада

Перераспределение рабочей силы, переподготовка, содействие в поисках работы

1990-2005 гг.

Кардинальные изменения в составе рабочей силы, дефицит квалифицированного персонала

Расширение возможностей для адаптации к постоянно меняющимся условиям и потребностям производства

Стратегическое планирование трудовых ресурсов, расширение гарантий занятости, переподготовка, создание гибких форм вознаграждения, участие в доходах и капитале


 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Анализ теорий управления о роли человека в организации