Анализ теорий управления о роли человека в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотрение теоретических основ управления о роли человека в организациях.
Задачи:
• в первой главе рассмотреть классические теории управления.
• во второй главе рассмотреть теоретические основы «человеческих отношений».
• в третьей главе рассмотреть теории «человеческих ресурсов».

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Развитие управления персоналом как науки……………………………..5
Глава 2. Классические теории управления………………………………….……..9
2.1. Ф. Тейлор – основатель классической теории……………………………...…9
2.2. А. Файоль как основатель классической административной школы………11
2.3. Теория идеального типа административной организации М. Вебера……...14
Глава 3. Теории «человеческих отношений»……………………………………..15
Глава 4. Теории «человеческих ресурсов»………………………………………..22
Сравнительный анализ классической теории Ф. Тейлора и теории «человеческих отношений» Э. Мэйо……………………………………………...27
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованной литературы……………………………………………...31
Приложения………………………………………………………………………...32

Файлы: 1 файл

Управление персоналом. Анализ теорий управления о роли человека в организации.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

Хоторнские эксперименты, как и другие наблюдения, демонстрируют тесную связь между моралью и исполнением. Мораль высока, когда человек чувствует, что его личные потребности и цели удовлетворяются окружением, в котором он работает. На мораль влияют товарищеские отношения с людьми со схожими взглядами. Следовательно, мораль является элементом, охватывающим всю фирму. Структура фирмы, ее организация, ее управление, природа контроля и руководства, администрация – все вместе воздействует на уровень морали.

Еще до получения Э. Мэйо практических результатов, их теоретически предвосхитила англичанка Мэри Фоллет (1868 – 1933). Теория управления, доказывала Фоллет, должна базироваться не на интуитивных представлениях о природе человека и мотивах его поведения, а на достижениях научной психологии. В круг вопросов, которые она рассматривала, входили такие категории, как "власть" и "авторитет", их разграничение и неформальное восприятие, ответственность и делегирование ответственности, участие рабочих в управлении, что было принципиально новым для Запада. М. Фоллет рассматривала проблему конфликтов, классифицируя их на доминирование, компромисс, интеграцию, с выработкой соответствующих рекомендаций. Подобные вопросы имели элементы научной новизны либо вообще поднимались впервые.

Однако наиболее последовательное изложение концепций школы "человеческих отношений" содержится в работах Э. Мэйо. Резюмируя основное содержание доктрины "человеческих отношений", современные американские теоретики сводят его к трем положениям:

  • человек представляет собой "социальное животное";
  • жесткая иерархия подчиненности, формализация организационных процессов несовместимы с природой человека;
  • решение "проблемы человека" – дело бизнесменов.

Таким образом, на место строгой формализации организационных процессов, жесткой иерархии подчиненности, присущих "классической" теории, приходит необходимость тщательного учета неформальных аспектов организации, создание новых средств повышения производительности труда ("просвещение служащих", "групповые решения", "паритетное управление", "гуманизация труда"). Идеологи "человеческих отношений" концентрируют внимание на изучении "групповых отношений", полагая, что групповые ценности являются наиболее важным условием научной организации управления. Они подвергают критике тейлоризм, ограничивающий задачи управления стимулированием индивидуальных усилий рабочих, доказывают необходимость стимулирования не индивидов, а группы.

 

 

Глава 4. Теории «человеческих ресурсов»

 

 

Теории человеческих ресурсов являются современными.

Долгое время происходил количественный рост поведенческой школы, пока в 1960 г. не осуществился качественный скачок: взгляды Э. Мэйо и его последователей получили свое дальнейшее развитие в трудах Д. Мак-Грегора (1906 – 1964) – американский индустриальный психолог и менеджер, создатель теории мотивации труда.

Дуглас Мак-Грегор описал различные допущения, которые менеджеры делают для поведения работников. Он сравнил философию традиционного менеджмента с более современным подходом к удовлетворению от работы и выделил "человеческий дух" как основную мотивирующую силу. Два своих предположения он назвал теориями Х и Y .

Теория Х (традиционная точка зрения) формулирует философию управления и контроля традиционного менеджмента. Менеджер сообщает людям, чту нужно сделать, и часто прибегает к поощрению или наказанию в ходе работы.

Он действует, исходя из следующих допущений:

  • средний индивидуум имеет стойкую нелюбовь к работе и, насколько возможно, будет избегать ее;
  • в связи с этим большинство людей следует принуждать к работе и контролировать. Ими необходимо управлять, угрожая наказанием, чтобы заставить их приложить усилия к достижению целей организаций;
  • средний индивидуум предпочитает быть руководимым, желает избегать ответственности, имеет относительно слабые амбиции и больше всего хочет безопасности и покоя.

Теория Y (современная точка зрения) – новый подход в менеджменте, основанный на последних исследованиях. Она имеет следующие допущения:

  • расходование физической и духовной энергии в работе так же естественно, как и при игре или отдыхе;
  • внешний контроль и угроза наказания не являются единственным средством заставить человека добросовестно работать. Это можно сделать, используя самоуправление и самоконтроль работника;
  • соответствие целям является функцией вознаграждения, ассоциированного с их достижением. Наиболее значительными из этих наград являются удовлетворение своего "я" и самоудовлетворение потребностей;
  • средний индивидуум желает при определенных условиях не только принимать на себя ответственность, но стремиться к ней;
  • способность к проявлению высокой степени воображения, изобретательности и творчества при решении проблем организации широко распространена среди работников;
  • в условиях современной производственной жизни интеллектуальный потенциал среднего индивидуума используется далеко не полностью и должен быть максимально раскрыт.

Также стоит отметить, что теории Х и Y не являются в чистом виде теорией мотивации, но они могут повлиять на то, что считать мотивирующими факторами внутри организации. Если организации следуют подходу, основанному на теории Х, то внешние вознаграждения (например, заработная плата) жестко увязывается с эффективностью, чтобы мотивировать людей хорошо исполнять свою работу. Если же применяется подход, основанный на теории Y, то более вероятно, что организация будет стремиться создать такие условия труда, при которых работники могут обнаруживать в самой работе внутренние вознаграждения - например, путем обогащения деятельности.

До своей кончины в 1964 г. Мак-Грегор работал над теорией Z, в которой пытался соединить запросы и стремления корпорации и отдельного человека. Эту незаконченную работу продолжил в 1981 году американский профессор Уильям Оучи, который взял её в качестве названия своей книги, где постарался сформулировать уроки японского менеджмента. У. Оучи выдвинул теорию Z, как бы дополняя тем самым идеи Мак-Грегора.

У. Оучи, изучив японский опыт управления, попытался сформулировать лучший путь управления, в том числе мотивации, любой организации. Хотя теорию Z нельзя отнести к разряду общих теорий управления, так как она скорее дает набор характеристик управления, она ознаменовала попытку отказа от ситуационного подхода в пользу создания обобщенного описания процесса управления.

Исходным пунктом концепции У. Оучи является положение о том, что человек – это основа любой организации и от него в первую очередь зависит успех ее функционирования. У. Оучи сформулировал основные положения и правила управления людьми, опираясь на которые можно добиться эффективного управления. Идеи теории Z в сжатом виде сводятся к следующему:

  • долгосрочный наем кадров;
  • групповое принятие решения;
  • индивидуальная ответственность;
  • неоперативная оценка кадров и их умеренное продвижение;
  • неопределенный, неформальный контроль с помощью четких и формализованных методов;
  • карьера не по имеющейся специальности;
  • всесторонняя забота о работниках.

Эта теория – возможный путь реализации идеи некоторых современных теоретиков менеджмента о соединении апробированных элементов западной и восточной деловых культур, чтобы стимулировать развитие чувства коллективизма, гармонии в отношениях и преданности корпорации.

Главная заповедь теории Z – доверие. В США есть компания, для которой характерен в определенном смысле уникальный, но в то же время весьма схожий с японским стиль управления. Это – «Хьюлетт-Паккард», основной изготовитель компьютеров, прецизионной техники и ее электронных компонентов. Один из служащих компании, специалист по работе с кадрами, рассказал о специальном задании, которое он получил от вице-президента этой компании. Задание заключалось в том, чтобы разработать процедуру управления, которая должна была внедряться во всех подразделениях. Он получил возможность предстать в выгодном свете, сделать что-то значительное и завоевать авторитет у всех сотрудников компании. После недельной работы над заданием он обнаружил, что очень похожий метод уже был разработан в одном из периферийных подразделений компании, но об этом не было известно другим. Вполне естественно, у него наступил тот краткий момент сомнения, когда надо было решить: сделать ли вид, что разработал новую процедуру самостоятельно, или заявить о том, что она уже существует. В конце концов, он пришел к вице-президенту и доложил ему, что проблема уже решена другими и чтобы использовать это решение для конкретных нужд корпорации, его необходимо лишь слегка модифицировать. Он знал, что его честность будет вознаграждена, и ему поручат, в будущем, не менее ответственное задание. Он также надеялся, что в будущем может ждать такой искренности и честности и от своих коллег.

Важный вывод или «заповедь» японского опыта управления, нашедшая отражение в теории Z, – учет особенностей характеров работающих людей. Возможно, в связи с этим в 81-х годов в США появилась теория Z.

Каждая компания, организованная по типу «Z», имеет свои особенности. И, тем не менее, у всех компаний такого типа наблюдаются черты, которые делают их похожими на японские фирмы. Как и японские фирмы, американские компании типа «Z» имеют тенденцию брать на работу людей на очень долгий срок, иногда на всю жизнь, хотя это нигде официально не упоминается. Необходимость таких долгосрочных отношений часто продиктована сложностью производства, где умение приходит лишь с опытом. Поэтому фирмы, вкладывая средства в обучение работников навыкам, необходимым для квалифицированного труда именно в этом производстве, хотят удержать их у себя как можно дольше.

Работник и сам склонен оставаться на фирме, поскольку приобретенная им квалификация в большинстве случаев может найти настоящее применение лишь в этой фирме, и нигде больше его работа не будет такой интересной и хорошо оплачиваемой. Особенности производства, обусловливающие пожизненный найм, также обусловливают и сравнительно медленный процесс оценки деловых качеств сотрудников и их продвижение по службе. Здесь наблюдается некоторое видоизменение характеристик японской фирмы.

В компаниях, организованных по типу «Z», не ждут десяти лет, чтобы оценить деловые качества сотрудника и повысить его, в противном случае ни одна западная фирма не смогла бы удержать у себя многих своих талантливых работников. Поэтому такие фирмы часто проводят со своими сотрудниками собеседования для оценки эффективности их труда, однако продвижение по службе там производится медленнее, чем в компаниях типа «А».

В компаниях типа «Z», как и в японских фирмах, за свою трудовую жизнь сотрудники «путешествуют» из отдела в отдел, выполняя самые различные функции. Это способствует получению нужной для компании квалификации и формированию условий для естественной координации между различными этапами процесса проектирования, производства и сбыта.

Сотрудник, который проходит такую далеко не специализированную профессиональную подготовку, рискует тем, что все, чему он выучился, не будет иметь спроса в других фирмах. Именно поэтому пожизненная работа на такой фирме не содействует узкопрофессиональному росту.

 

Сравнительный анализ классической теории Ф. Тейлора и теории «человеческих отношений» Э. Мэйо

 

 

 

Классическая теория Ф. Тейлора

Теория «человеческих отношений» Э. Мэйо

  1. Эффективная организация  –  это организация, построенная на строго формальных принципах.
  2. Принцип координации – согласовывать должностные функции как по горизонтали, так и по вертикали.
  3. Принцип делегирования – передача вышестоящим руководителем части своих прав помощникам или подчиненным.
  4. Скалярный принцип – необходимость иерархического построения организации.
  5. Функциональный принцип – должностные обязанности на каждой ступеньке управления должны быть определены настолько детально, насколько это можно.
  6. Принцип порядка – предполагает соответствие людей структуре.
  7. Принцип единоначалия – запрещение одному человеку подчиняться сразу 2 руководителям.

Классическая теория Ф. Тейлора

  1. На производительность труда влияют не только технико-экономические, но и социально-психологические факторы.
  2. Эффективность управления определяется неформальной структурой и прежде всего — малой группой, взаимодействием людей и общим контролем, самодисциплиной и возможностями творческого роста, коллективным вознаграждением, отказом от узкой специализации и единоначалия, демократическим стилем руководства, соответствием структуры людям.
  3. Отличительная черта теории – соединение формальной и неформальной структур власти, узкая специализация и широкое участие рядовых людей в управлении, внедрение новых форм организации труда, которые повышают мотивацию и

Теория «человеческих отношений» Э. Мэйо

  1. Принцип департаментализации – требует строить организацию "снизу вверх", тщательно продумывая необходимость создания новых подразделений.
  2. Принцип диапазона контроля – предполагает, что директор крупного предприятия не должен иметь более 3—6 подчиненных.
  3. Принцип соответствия. Он гласит: на всех уровнях управления власть и ответственность должны совпадать, быть равными.

удовлетворенность работой, преувеличение роли малой группы и солидарности.

  1. Жесткая иерархия подчиненности, формализация организационных процессов несовместимы с природой человека. 
  2. Поиск новых организационных структур, новых форм труда и новых методов мотивации работника.

Информация о работе Анализ теорий управления о роли человека в организации