Анализ стратегии принятия решений в розничной сети «Магнит» г. Курска

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является изучение административную стратегию принятия решений ее составляющие компоненты. Для достижения этой цели необходимо поставить перед собой ряд задач:
-изучить теоретические основы проблемы принятия решений;
- рассмотреть особенности процесса принятия решений;
- проанализировать систему принятия управленческого решений;
- рассмотреть и охарактеризовать стадии принятия решения;
- рассказать каким образом можно оптимизировать принятое решение;
-изучить показатели эфективности принятого решения;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект проблемы принятия
управленческого решения 8
1.1 Понятие управленческого решения и сферы его применения 8
1.2 Технология принятия решения 11
1.3 Эффективность и оптимизация управленческого решения 21
Глава 2. Принятие решения как связующие звено стратегического
управления 25
2.1 Стратегия принятия рационального решения 25
2.2 Характер и особенности стратегии принятия решения 36
2.3 Анализ системы принятия решений 40
Глава 3. Анализ стратегии принятия решений в розничной сети
«Магнит» г. Курска 44
3.1 Характеристика розничной сети «Магнит» 44
3.2 Анализ стратегии принятия решения розничной сети «Магнит»
г.Курска 48
3.3 Предложения по улучшению стратегии принятия
решений розничной сети «Магнит» г.Курска 58
Заключение 64
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

диплом соодилова.docx

— 204.96 Кб (Скачать)

Теория игр заняла видное положение во время Холодной войны благодаря исключительному интересу к применению ее для военных целей (понятия «выигрыша» и «проигрыша» являются хорошей аналогией). Она остается полезной как один из взглядов на принятие решений [12, с. 96].

Информация и ее использование является основным понятием в искусстве принятия решений. Изучение власти и политики помогает решить проблему, связанную с тенденцией полагаться исключительно на обработку информации, делая акцент на ее стратегическом использовании; информация может быть утаена, использована оппортунистически (в удобном для пользователя направлении) или искажена, в то время как использование власти открывает «политическое» измерение принятия решений.

Запрограммированными решениями называются рутинные, многократно повторяющиеся решения, имеющие четко определенные исходы и способы их реализации. Незапрограммированными решениями называются нешаблонные, эксклюзивные решения, не поддающиеся структурированию.

Стратегии выбора. Деятельность, связанная с выбором, является основной деятельностью при принятии решений. В случае, если велика степень неопределенности результатов и путей их достижения, перед принимающими решения, по-видимому, будет стоять практически невыполнимая задача по выбору некоторой последовательности действий. Единственным способом продвижения вперед является вдохновение, а отдельные люди, принимающие решения, действуют по наитию или, в особых случаях, полагаются на божественное вмешательство. В подобных условиях ошибки считаются возможными, и задача заключается в том, чтобы они были исправлены последующими решениями [25, с. 216].

При таком представлении о принятии решений акцент делается на представлении о принятии решения как выборе из потока непрерывной цепочки решений (одним решением, как правило, дело не заканчивается, одно решение влечет за собой необходимость принимать следующее и т. д.), в то время как вычислительная стратегия делает акцент независимости каждого решения. Понятие вдохновения связано с теориями лидерства и харизмы, поскольку в условиях очень высокой неопределенности вера личные качества индивидуума заменяет собой веру в возможности методики. Харизматический лидер воспринимается своими сторонниками как человек, знающий решения, или, по меньшей мере, обладающий достаточной мудростью для того, чтобы их найти, или же как человек, который может предложить новый набор целей для того, чтобы отвлечь внимание от старых конфликтов.

Схемы принятия решений. На практике применяется некая смесь различных процессов. Были проведены разнообразные сравнительные исследования с целью выявления схем процесс принятия решений. В результате анализа полученных данных исследования Минцберга было выделено шесть обобщенных типов решений:

          1. Простая приостановка. Фактором, приводящим к решению проблемы, является использование множества приостановок процесса определения и диагностики. Это были несложные решения со стандартными, фиксированными ответами.

          2. Процесс политического планирования. Стандартные решения или модификации ранее найденных правильных решений, которые используются в данном случае, но перерывы более значительны по причине интенсивной политической деятельности.

          3. Фундаментальное исследование. По-видимому, этот тип решения будет ближе всех остальных к рациональному, так как имеют место очень небольшие перерывы и акцент делается на процесс рационального исследования и на поиск решений в соответствии с методиками организации.

          4. Модифицированное исследование. Представляет собой комплексное базовое исследование, в котором ранее найденные правильные решения модифицированы применительно к специфике данного решения.

             5 и 6. Фундаментальное и оперативное планирование. По-видимому, эти два типа решений приближаются к типу решений с ограниченной рациональностью, поскольку за решением, принятым традиционным способом, следует солидная разработка и попытка оценки [21, с. 123].

Исполнение. Вопрос исполнения и эффективности принятия решений в организациях всегда оставался без должного внимания, но, очевидно, имел большое значение для менеджеров. Проблема же заключается в том, чтобы найти подходящие критерии, с помощью которых можно было бы оценить реализацию решений.

Исследование со сбором фактических данных на местах выявило два критерия оценки эффективности решения. Во-первых, это достижение цели  — степень, в которой удалось добиться первоочередных целей, финансовых и нефинансовых. Другой характерной чертой является степень, в которой решение и связанные с ним процессы способствуют приобретению знаний.

Ниже приведены основные факторы в выборе способа использования информации при принятии решений:

1. Доступность информации. Людей предпочитают пользоваться информацией, которая легко доступна и находится в непосредственной близости; например, людей привлекают подробно освещаемые и часто происходящие события.

2. Избиртельность восприятия. Люди подходят к решению проблемы пристрастно, их пристрастие определяется культурной принадлежностью или принадлежностью к определенной группе в составе организации. В этом случае скорее воспринимается информация, находящаяся в соответствии с изначальными представлениями или первыми впечатлениями, чем информация, опровергающая гипотезы.

3. Конкретность информации. Суждение, которое может быть подтверждено общепризнанной, статистически проверенной, доказанной информацией, скорее всего, будет иметь больший вес, чем суждение, информация по которому недостаточна, противоречива или более субъективна.

4. Несовместимость мнений. Может проявиться неспособность увязать, согласовать противоположные критерии, как это бывает при отборе студентов, поступающих в университет.

5. Консерватизм. Люди могут оказаться неспособными изменить свое мнение при появлении новой информации.

6. Эффект порядка представления данных. Иногда вопросам, которые были представлены первыми, необоснованно приписывается большая важность  — они были первыми; иногда же более важными могут быть сочтены вопросы, которые были последними,  — впечатления о них самые свежие, ничем не заслонены.

7. Некорректная экстраполяция. Зачастую для оценки будущих показателей используются тенденции, имевшие место в прошлом, и предполагается, что рост линеен. На деле, рост может быть экспоненциальным, как это происходит при эпидемии, или же может произойти спад.

8. Внешнее сходство. Суждение о подобии событий делается на основании сходства с определенным типом событий; например назначение менеджера на должность по причине того, что он обладает типичными для хорошего менеджера характеристиками, т. е. имеет соответствующую манеру одеваться, говорить и т. п.

9. Закон малых чисел. Небольшая выборка представляет всю совокупность.

Стремление найти подтверждение (в психологии это явление называется «эффект Пигмалиона». Мифический скульптор Пигмалион уговорил богов оживить статую девушки, которую он изваял. Так и человек может уговорить сам себя, что его гипотеза верна, а значит все, что ее подтверждает,  — верно, а что противоречит ей  — случайность, которую не следует принимать во внимание). Происходит отбор данных, которые смогли бы подтвердить заранее сложившееся мнение. Мнение, противоположное этому, будет опровергаться, в соответствии с чем люди, принимающие решение, преднамеренно настраиваются на поиск данных, которые могли бы доказать несостоятельность противоречащих аргументов.

С целью помочь менеджерам преодолеть некоторые из этих предубеждений Ньюштадт и Мэй рекомендовали людям, принимающим решения, четко определять используемые исторические аналогии, при этом первоначальным действием должно быть разбиение этих аналогий на общеизвестную, предполагаемую и неясную информацию. На основе общеизвестной информации могут быть предприняты определенные действия, в то время как предполагаемая и неясная информация может быть предметом дальнейшего исследования или же основанием лишь для очень осторожных действий.

Определение проблемы. Наличие проблемы считается осознанным, когда существует разница между ожидаемой и реальной деятельностью. Существует также предположение, что имеется тенденция к неверному определению, неверной формулировке проблемы на первых этапах, а затем она становится все более ясной. Но, хотя чаще всего это именно так, многие проблемы которые изначально кажутся простыми, наоборот, могут оказаться более сложными по мере продвижения процесса их решения [27, с. 139].

Проблемы постоянно осознаются, определяются и классифицируются сотрудниками организации. Хиксон в своем исследовании определил десять таких проблем, или тем: технология, реорганизация, контроль (управление), сфера деятельности, услуги, продукты, персонал, границы, издержки и местоположение.

Вместо того чтобы предпринимать активные попытки определения возможных проблем, люди, принимающие решения, могут поддаться желанию «уйти в защиту», при этом они отфильтровывают информацию, которая не соответствует существующей точке зрения. Это положение может поддерживаться «групповым мышлением», при котором существование сильных групповых норм может создать у членов группы иллюзию неуязвимости, а также затруднить проявление несогласия со стороны отдельных людей; или же менеджеры высшего звена могут отфильтровывать информацию, которая не соответствует существующей политике.

Если информационные системы слишком точно подогнаны под текущие нужды организации, проблемы организации будут определяться все больше и больше внутри одних и тех же аспектов. Неопределенность в этих аспектах будет устраняться, в то время как объективно она нарастает в других аспектах [11, с. 169].

Выработка решений. Независимым профессионалам и членам профессиональных групп свойственно пристрастие в принятии решений, которое соответствует мировоззрению, характерному для конкретной профессиональной группы. Для увеличения объемов продаж инженер может предложить изменение дизайна продукта, в то время как специалист по маркетингу подойдет к проблеме с позиций улучшения сервиса.

Вычислительная стратегия основывается на способности людей, принимающих решение, исследовать окружающую среду на предмет поиска как можно большего количества решений и оценки их возможных последствий. Одной из проблем, присущих формальным методам оценки, является то, что новая информация может появиться в тот момент, когда решение может находиться уже на стадии реализации, и, таким образом, людям, принимающим решение, будет дана возможность изменить свои первоначальные суждения.

Конкретные социологические исследования административного принятия решений в целом подтверждают мысль о том, что принимающие решения готовы действовать, основываясь на информации, которую они считают неполной. Интуиция и совместное обсуждение являются основой процесса выработки решений, и этот вопрос привлекает внимание все большего количества исследователей. Айзенберг выявил некоторые ключевые характеристики процесса мышления менеджеров высшего звена:  — ощущение того, что информация противоречива;

— способность полагаться на хорошо изученные модели поведения;

— синтез на основе отдельных обрывков информации;

— интуитивное желание проверять результаты формального анализа;

— понимание важности межличностных отношений и организационных процессов.

Менеджерам нужно разрабатывать «карту», или общую схему, предназначенную для того, чтобы связать воедино несметное число проблем, с которыми им приходится иметь дело. Такая схема может содержать следующие рекомендации:

— подкреплять интуитивные догадки рациональным мышлением;

— компенсировать тенденцию к излишней рациональности путем развития воображения и навыков работы с неполной информацией;

— учиться «составлять план» незнакомой территории;

— использовать эмпирические правила;

— отводить достаточное время на понимание сути проблемы;

— осуществлять поиск связи между различными проблемами;

— рассматривать способность мыслить как решающее средство [13, с. 79].

Важным вопросом, лежащим в основе проблемы участия в принятии решений, является вопрос о том, принимают ли группы решения более эффективно, чем индивидуумы. Существует ряд факторов, скорее говорящих в пользу групп, чем в пользу отдельных людей:

1. Поскольку необходимо одобрение решения, становится необходимым охватить в процессе его принятия всех, кого оно затрагивает, для того чтобы облегчить его исполнение и достигнуть нужных результатов.

2. По мере увеличения  сложности становится необходимым  привлекать других людей с  целью формирования экспертной  оценки.

3. При работе группами  процессы выявления проблем, вынесения  решений и выбора, скорее всего, будут более медленными, но процесс  осуществления решения, вероятнее  всего, ускорится.

4. Если становится необходимой  генерация идей или запоминание  информации, работа группой повышает  шансы выполнения задачи.

5. Если задача такова, что ее выполнению способствует дублирование усилий и разделение труда, то группы имеют преимущество перед индивидуумами; ни один человек не сможет справиться в одиночку с задачей в целом  — необходим отбор участников в соответствии с их способностями.

Мозговым штурмом (брейнстормингом) называется методика, способствующая генерации творческих альтернативных решений путем поощрения свободного выражения и воздержанности от оценки альтернатив до того момента, пока не будут собраны все идеи.

Информация о работе Анализ стратегии принятия решений в розничной сети «Магнит» г. Курска