Анализ системы управления холдинговой компанией ОАО «Российские железные дороги»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ особенностей управления холдинговой компанией на примере ОАО «Российские железные дороги».
В соответствии с целью исследования можно определить следующие задачи исследования:
 раскрыть сущность понятий «корпорация», «корпоративное управление», «холдинг»;
 определить сущность и функции холдинга как субъекта предпринимательской деятельности;
 указать на преимущества и недостатки холдинговых компаний в условиях рыночной экономики;
 исследовать систему управления в холдинговой компании «Российские железные дороги»;
 дать рекомендации по улучшению менеджмента в ОАО «Российские железные дороги».

Файлы: 1 файл

курсач ржд.doc

— 284.50 Кб (Скачать)

2.                  о юридических лицах, в органах управления которых они занимают должности;

3.                  об известных им совершаемых или предполагаемых сделках, в которых они могут быть признаны заинтересованными лицами;

4.                  о намерении учреждать или принимать участие в организациях, конкурирующих с обществом, а также информировать ответственного секретаря или секретариат совета директоров об изменении постоянного (основного) места работы.

Для обеспечения принятия качественных и своевременных решений при Совете создаются комитеты и комиссии, которые могут оказать существенную помощь в подготовке решений по наиболее важным вопросам деятельности ОАО «РЖД». В частности, создан Комитет Совета директоров по вопросам реформирования. Наличие такого комитета имеет исключительно важное значение на нынешнем этапе развития ОАО «РЖД».

Внутренними документами ОАО «РЖД» закреплена обязанность членов Совета директоров раскрывать информацию о владении и сделках с ценными бумагами ОАО «РЖД», что снижает риск возникновения конфликта интересов.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется Президентом (единоличным исполнительным органом общества) и Правлением (коллегиальным, исполнительным органом).

Президент является председателем Правления (коллегиального исполнительного органа). К компетенции исполнительных органов холдинга относятся все вопросы руководства текущей деятельностью, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания акционеров и Совета директоров.

Исполнительные органы акционерного общества организуют выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров предприятия.

Президент действует от имени общества и имеет следующие полномочия:

                  осуществляет оперативное руководство деятельностью общества:

                  имеет право первой подписи под финансовыми документами;

                  распоряжается имуществом Общества для обеспечения его текущей деятельности в пределах, установленных Уставом;

                  представляет интересы акционерного общества как в РФ, так и за ее пределами, в том числе в иностранных государствах;

                  утверждает штаты , заключает трудовые договоры с работниками общества, применяет к работникам меры поощрения и налагает на них взыскания;

                  руководит работой Правления, председательствует на его заседаниях;

                  открывает в банках счета акционерного общества;

                  издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Общества;

                  исполняет другие функции, необходимые для достижения целей деятельности общества и обеспечения его нормальной работы.

Так как холдинг «РЖД» является государственной компанией, президент избирается по предложению Председателя Правительства Российской Федерации годовым общим собранием на срок 5 лет.

Правление является коллегиальным исполнительным органом акционерного общества и под руководством президента осуществляет принятие решений по вопросам непосредственного текущего управления деятельностью общества в период между общими собраниями и заседаниями Совета директоров.

Правление создается в количестве, определяемом Советом директоров. Члены Правления ежегодно утверждаются по предложению президента Общества. Правление проводит заседания но мере необходимости. Проведение заседаний Правления организует генеральный директор, который подписывает все документы от имени акционерного общества и протоколы заседания Правления, то есть коллегиального исполнительного органа общества.

Контроль за финансово-хозяйственной и правовой деятельностью акционерного общества осуществляется ревизионной комиссией. Порядок деятельности ревизионной комиссии определяется «Положением о ревизионной комиссии», утверждаемым общим собранием акционеров. Ревизионная комиссия избирается на годовом собрании акционеров в порядке, предусмотренном «Положением о ревизионной комиссии», сроком на 5 лет в составе не менее 5 человек.

Срок полномочий ревизионной комиссии исчисляется с момента избрания ее годовым общим собранием до момента избрания (переизбрания) ревизионной комиссии следующим через 5 лет годовым общим собранием.

Организационная структура холдинга построена по классической линейно-функциональной схеме, обеспечивающей вертикальную подчиненность и управляемость. Главными требованиями к руководящим кадрам в такой структуре являются: высокая квалификация и компетентность руководителя, большой объем информации.

Данная структура является органичной. Координация в ней осуществляется преимущественно посредством прямого контроля, права на принятие решений сконцентрированы в руках директора организации. Руководитель принимает на себя всю полноту ответственности, ему подчиняются все сотрудники. Процесс принятия решений отличается большой гибкостью, централизация власти позволяет быстро реагировать на любые изменения, происходящие во внешней среде. Стратегия предприятия также разрабатывается лично руководителем.

Основными достоинствами применяемой организационной структуры являются:

                  высокая компетентность функциональных руководителей;

                  уменьшение дублирования усилий и потребления материальных ресурсов в функциональных областях;

                  улучшение координации в функциональных областях;

                  высокая эффективность при небольшом разнообразии продукции и рынков;

                  максимальная адаптация к диверсификации производства;

                  формализация и стандартизация процессов;

                  высокий уровень использования мощностей.

Недостатками данной организационной структуры являются:

                  чрезмерная заинтересованность в результатах деятельности "своих" подразделений. Ответственность за общие результаты только на высшем уровне;

                  проблемы межфункциональной координации;

                  чрезмерная централизация;

                  увеличение времени принятия решений из-за необходимости согласований;

                  реакция на изменения рынка чрезвычайно замедлена;

                  ограничены масштабы предпринимательства и инноваций.

В структуру управления ОАО входят следующие организационные единицы:

                  Бухгалтерская служба;

                  Департаменты;

                  Управления;

                  Службы;

                  Управленческие центры;

                  Обособленные структурные подразделения.

Перечень организационных единиц холдинга «Российские железные дороги» предоставлен в приложении 2.

В структуре управления ОАО «РЖД» действует 221 совещательный орган по всем аспектам управления и всем видам деятельности Компании, в том числе 37 советов, 87 комиссий и комитетов и 82 рабочие группы.

ОАО «РЖД» следует лучшей практике и стандартам корпоративного управления и признает корпоративное управление необходимым условием эффективности и успешности своей финансово-хозяйственной деятельности, повышения инвестиционной привлекательности компании и ее дочерних обществ, а также обеспечения надлежащего проведения реформы железнодорожного транспорта.

Основными принципами системы корпоративного управления ОАО «РЖД» являются:

1.                  Повышение эффективности работы совета директоров за счет:

                  создания при нем комитетов и комиссий, способных оказать существенную помощь в подготовке решений по наиболее важным вопросам деятельности ОАО «РЖД». К работе в комитетах и комиссиях привлекаются высокопрофессиональные менеджеры, обладающие необходимыми знаниями и компетенцией для решения долгосрочных стратегических задач развития общества и имеющие значительный опыт работы в коллегиальных органах управления;

                  высокого уровня вовлеченности членов совета директоров в формирование стратегии ОАО «РЖД» и определение позиции компании по взаимодействию с заинтересованными лицами;

                  расширения полномочий совета директоров ОАО «РЖД» по утверждению сделок, что повышает степень защищенности компании от вывода активов, а также дает возможность представителям акционера в совете директоров оценить экономическую целесообразность предлагаемой исполнительным органом сделки с крупными активами.

2.                  Стандартизация и регламентация ключевых управленческих процессов.

В рамках компании разрабатываются и реализуются единые стандарты корпоративного управления, направленные на создание единого правового пространства, повышение качества принятых управленческих решений в компании и ее дочерних обществах, реализацию общих стратегических целей. Политика корпоративного управления дочерними обществами включает в себя несколько основных направлений:

                  формирование и контроль реализации стратегии развития дочерних обществ;

                  планирование и контроль финансовых результатов деятельности дочерних обществ, в том числе определение направлений и контроль распределения прибыли;

                  контроль финансово-хозяйственной деятельности дочерних обществ, в том числе совершения сделок с активами;

                  непрерывное повышение эффективности внутренних процессов дочерних обществ в сфере управления бизнесом;

                  обеспечение инвестиционной привлекательности и роста капитализации дочерних обществ;

                  формирование и реализация кадровой политики дочерних обществ.

3.                  Полнота и достоверность информации, предоставляемой акционерам компании и их партнерам.

Следуя принципу информационной открытости и прозрачности деятельности, компания обеспечивает акционеров и их партнеров всей необходимой информацией о своей деятельности, а также аналитическими заключениями по финансово-экономическим, социальным и экологическим показателям, согласно положению об информационной политике РЖД. Для раскрытия информации компания использует наиболее удобные для адресатов средства и способы. Максимально возможный объем информации размещен на корпоративном веб-сайте. ОАО «РЖД» раскрывает информацию также через информационные агентства и иные средства массовой информации. Каждое существенное событие или действие ОАО «РЖД» сопровождается пресс-релизом. Компания проводит регулярные пресс-конференции по важным вопросам своей деятельности.

4.                  Диалоги с акционерами.

ОАО «РЖД» открыто к обсуждению вопросов ведения бизнеса с заинтересованными сторонами и рассматривает практику проведения диалогов с другими акционерами и участниками своих дочерних обществ как ориентир в развитии корпоративного управления. В том числе, активно используя институт акционерных соглашений.

5.                  Внедрение этических принципов в компании.

Одним из важнейших направлений работы по совершенствованию системы корпоративного управления является эффективное внедрение этических принципов в Компании. С этой целью Советом директоров ОАО «РЖД» был утвержден Кодекс деловой этики ОАО «РЖД» содержащий ключевые общекорпоративные профессионально-этические принципы, а также нормы, определяющие действия ОАО «РЖД» по предупреждению и разрешению корпоративных конфликтов. Кодекс способствует упрочению корпоративного духа в Компании и ориентирует сотрудников Компании на единые корпоративные цели.

6.                  Взаимовыгодное разрешение корпоративных конфликтов.

ОАО «РЖД» придает большое значение своевременному предупреждению и справедливому урегулированию корпоративных конфликтов, стараясь предупреждать их на ранних стадиях появления. Компания стремится разрешать корпоративные конфликты путем переговоров и взаимных компромиссов участников конфликта, с учетом законных интересов всех участников. Во внутренних документах Компании закреплены процедуры декларирования членами исполнительных органов ОАО «РЖД» наличия конфликта интересов и обязательного информирования совета директоров о случаях возникновения подобных конфликтов. Данная практика позволяет повысить защищенность интересов акционера.

7.                  Стратегия высокой социальной ответственности.

ОАО «РЖД» реализует корпоративную стратегию высокой социальной ответственности через:

                  содействие региональному развитию;

                  обеспечение роста подвижности населения;

                  повышение качества предоставляемых услуг;

                  осуществление в полном объеме всех государственных социальных программ.

8.                  Социальная поддержка сотрудников компании.

Система социальной поддержки сотрудников ОАО «РЖД» - один из важнейших факторов, обеспечивающих рост эффективности компании. По инициативе ОАО «РЖД» для сотрудников разрабатываются и внедряются программы мотивации, в том числе:

                  масштабная ипотечная программа;

Информация о работе Анализ системы управления холдинговой компанией ОАО «Российские железные дороги»