Анализ системы управления холдинговой компанией ОАО «Российские железные дороги»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ особенностей управления холдинговой компанией на примере ОАО «Российские железные дороги».
В соответствии с целью исследования можно определить следующие задачи исследования:
 раскрыть сущность понятий «корпорация», «корпоративное управление», «холдинг»;
 определить сущность и функции холдинга как субъекта предпринимательской деятельности;
 указать на преимущества и недостатки холдинговых компаний в условиях рыночной экономики;
 исследовать систему управления в холдинговой компании «Российские железные дороги»;
 дать рекомендации по улучшению менеджмента в ОАО «Российские железные дороги».

Файлы: 1 файл

курсач ржд.doc

— 284.50 Кб (Скачать)


48

 

Введение

 

Актуальность исследования. Холдинговая компания - это система коммерческих организаций, которая включает в себя «управляющую компанию», владеющую контрольными пакетами акций и паями дочерних компаний, и дочерние компании [3, с. 4]. Управляющая компания может выполнять не только управленческие, но и производственные функции. Дочерним же признаётся хозяйственное общество, действия которого определяются другим (основным) хозяйственным обществом или товариществом либо в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключённым между ними договором, либо иным образом.

В России, к сожалению, законодательное определение холдинга до сих пор отсутствует. Закон «О холдингах» находится на рассмотрении в Государственной думе с 1999 г.; за это время он несколько раз принимался, потом отклонялся, снова обсуждался и дорабатывался, но так и не был принят. В проекте закона отражена российская практика фактически действующих холдинговых компаний.

На сегодняшний день процесс формирования холдингов еще не закончен. С одной стороны, крупные компании, обладая большими финансовыми ресурсами, для расширения бизнеса и диверсификации деятельности будут приобретать контрольные пакеты акций наиболее привлекательных предприятий и включать их в свою структуру. С другой стороны, в перспективных отраслях появляются новые молодые компании, которые начнут формировать новые холдинги.

В настоящее время, в связи с повышением уровня конкуренции на многих российских рынках, для холдингов остро встает вопрос эффективного управления деятельностью входящих в него предприятий. Для того чтобы решить эти проблемы, существуют различные подходы к построению структуры и оценке эффективности в рамках холдинга. Поэтому анализ целесообразности создания холдинга, его производственной деятельности, а также проблемы совершенствования структур корпоративного управления в настоящее время очень актуальны.

Говоря о степени изученности темы, необходимо отметить, что вопросы,  связанные с управлением в холдингах в отечественной литературе освещены достаточно слабо, да и сама правовая база в нашей стране еще не создана, так как закон, регулирующий деятельность холдингов, находится на стадии рассмотрения. Менеджеры вынуждены пользоваться в основном переводной литературой, но, несмотря на это, уже сейчас существуют некоторые публикации связанные с проблемами корпоративного управления. Особенности современных холдингов изложены в трудах отечественных и  зарубежных ученых: Б.З. Мильнера, И.С. Шиткина, Я. М. Гританса, Н.Б. Рудыка,  В.Д. Камаева, В.П. Грузинова и др. В этих работах рассматриваются экономические, управленческие и правовые аспекты работы холдингов как в России, так и за рубежом.

Объектом исследования выступает ОАО «Российские железные дороги».

Предметом исследования является организация и структура управления в холдинговых компаниях.

Целью  работы  является  анализ  особенностей управления холдинговой компанией на  примере  ОАО «Российские железные дороги».

В соответствии с целью исследования можно определить следующие задачи исследования:

             раскрыть сущность понятий «корпорация», «корпоративное управление», «холдинг»;

             определить сущность и функции холдинга как субъекта предпринимательской деятельности;

             указать на преимущества и недостатки холдинговых компаний в условиях рыночной экономики;

             исследовать систему управления в холдинговой компании «Российские железные дороги»;

             дать рекомендации по улучшению менеджмента в ОАО «Российские железные дороги».

Информационной базой исследования послужили научные материалы, документы государственных законодательных органов РФ, статистическая информация ОАО «Российские железные дороги», которая представлена на сайте компании.

При написании работы использовались методы исторического и логического анализа, приемы экономико-статистического анализа, системного подхода, сравнения и описания.

Структура курсовой работы определена её целью и поставленными задачами. Данная работа состоит из трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты исследования функционирования и организации управления в холдинговой компании

1.1. Понятие  и  роль холдинговых компаний в современной экономике

 

Корпорация — это юридическое лицо, которое, будучи объединением физических лиц, при этом независимо от них. В широком смысле под корпорацией можно понимать всякое объединение с экономическими целями деятельности.

Корпорация изначально представляла собой объединение свободных хозяйственных субъектов для достижения экономических целей. С течением времени сложились качественно отличные друг от друга ее типы. Эти отличия наиболее реально проявляются если их идентификацию вести от целей: задаются ли они собственно корпоративной логикой борьбы за рынки; обуславливаются внешними обстоятельствами; определяются создателями и владельцами корпораций. Если для западных корпораций одним из определяющих показателей успеха является стремление к лидерству в какой-либо сфере, то для субъектов российского бизнеса актуальна даже стратегия выживания и закрепления на соответствующих рынках, а так же создание нормативно-правовой базы корпоративного бизнеса. Этим объясняется и логика формирования теории корпоративного управления.

Современным корпоративным формированиям присущи следующие специфические особенности:

                  корпорация находится полностью во владении ее акционеров, которые приобрели доли собственности, называемые акциями или паями. Акционеры в качестве собственников корпорации имеют определенные права. Число голосов (прав) у каждого акционера зависит от количества находящихся у него акций;

                  будучи владельцами собственности корпорации, акционеры имеют право на долю доходов. Доходы (дивиденды) выплачиваются акционерам из расчета их величины, приходящейся на одну акцию. Часть прибылей корпорации, не выплачиваемая как дивиденды, именуется нераспределенной прибылью. Корпорация не обязана ежегодно выплачивать дивиденды и может использовать эту прибыль как источник финансирования инвестиций;

                  акционеры не могут быть принуждены отвечать за обязательства и долги корпорации. Данное преимущество не распространяется на владельцев индивидуальных фирм и товариществ;

                  любой, кто работает на корпорацию, является наемным работником. Принцип полного объединения в одном лице собственника и менеджера неприемлем для корпорации аутсайдерского типа где, владение и управление корпорацией отделены друг от друга. Этот принцип нарушается в корпорациях инсайдерского типа, где собственники действуют и как менеджеры получая за это заработную плату. Директора, менеджеры и прочие служащие корпорации обычно нанимаются от имени акционеров. Они могут быть уволены по результатам голосования на собрании акционеров.

Преимущества корпорации определили ведущую роль этой формы организации бизнеса в современных условиях. В США, например, несмотря на то, что число корпораций относительно немногочисленно и занимают только 20% от числа всех компаний на их долю приходится примерно 90% объема продаж товаров и услуг.

Одним из видов корпораций является холдинг.

Термин «холдинг» является производным от английского - «держать», т. е. в российской интерпретации это «держательная» компания, которая владеет контрольными пакетами акций других компаний (держит эти пакеты). Поскольку «держательная» звучит не очень красиво, мы пользуемся заимствованным словом «холдинг». При этом многие даже не предполагают, что, например, в Великобритании и в России за этим термином скрываются разные понятия [9; c. 98].

В соответствии с британским законодательством холдингом называется компания, которая контролирует деятельность дочерних компаний путем:

                  большинства голосов в дочерних компаниях;

                  назначения большинства членов из совета директоров дочерних компаний;

                  наличия договора с дочерними компаниями, по которому компания  обладает большинством голосов на собраниях акционеров даже при отсутствии контрольного пакета.

В России законодательное определение холдинга до сих пор отсутствует. На сегодняшний день под холдингом понимается совокупность юридических лиц, связанных между собой отношениями, при которых головная компания управляет деятельностью других компаний [14; c.122].

Объединяясь в холдинги на добровольной основе или путем агрессивной скупки акций других компаний, предприятия преследуют вполне определенные цели: укрепление позиций на рынке и получение экономического выигрыша.

Основными задачами, которые решаются в процессе создания холдингов, являются:

                  создание технологически взаимосвязанных производственных и сбытовых цепочек, что обеспечивает бесперебойное функционирование всех включенных в эту цепочку предприятий и меньшую степень их зависимости от внешних поставщиков. По такому принципу создаются вертикально интегрированные компании, о которых более подробно говорится ниже;

                  диверсификация бизнеса, когда в холдинг входят разнородные предприятия, производящие различные виды продукции или услуг. В процессе своего развития компании часто делают производство новых продуктов прерогативой дочерних фирм. Диверсификация способствует наращиванию мощи и повышению устойчивости холдинга путем оперативного перераспределения финансовых и других ресурсов между направлениями бизнеса;

                  оптимизация структуры управления, в процессе которой руководство головной компании может сосредоточиться на разработке и решении стратегических задач, обеспечивающих перспективное развитие всей группы компаний. Выполнение текущих рутинных операций переносится на уровень дочерних фирм;

                  создание собственной сервисной сети, когда отдельные службы предприятий (ремонтные, транспортные, строительные, сбытовые и т. д.) реорганизуются и регистрируются отдельные юридические лица, которые в централизованном порядке обслуживают все предприятия, входящие в холдинг;

                  обособление лицензируемых видов деятельности - аудиторской, страховой, инвестиционной и др. В целом ряде случаев законодательством предусматривается, что лицензируемый вид деятельности для компании должен быть исключительным. И поскольку его нельзя совмещать ни с какими другими видами бизнеса, для осуществления лицензируемой деятельности головной компании приходится создавать дочерние фирмы;

                  снижение рисков и повышение устойчивости бизнеса. Разрабатывая новые виды продукции и вводя инновации в технологические процессы, компания подвергает себя определенному риску, так как всегда есть вероятность получения отрицательного результата. Наличие в портфеле предприятия большого числа рисковых проектов приводит к тому, что инвесторы рассматривают такое предприятие как высокорисковое, что приводит к падению рыночной цены акций.

Чтобы снизить риски, под реализацию инновационных проектов действующая компания создает дочерние предприятия, которые несут ограниченную ответственность в пределах своего имущества. Таким образом, устойчивость головной компании повышается, а риски переносятся на дочернее предприятие [8; с. 32].

Функционирование холдинговых систем на рынке имеет ряд преимуществ перед отдельно взятыми компаниями:

               Возможность создания замкнутых технологических цепочек от добычи сырья до выпуска готовой продукции и доведения ее до потребителя.

               Экономия на торговых, маркетинговых и прочих услугах;

               Использование преимуществ диверсификации производства;

               Единая налоговая и кредитно-финансовая политика;

               Возможность варьирования финансовыми и инвестиционными ресурсами в рамках холдинговой системы.

Кроме того, каждое предприятие, войдя в холдинговую систему и получив акции холдинга в обмен на переданную ему свою долю акций, становится экономически заинтересованным в эффективной деятельности всех субъектов холдинга.

Холдинговые компании могут объединять под своим контролем, с одной стороны, промышленные и торговые предприятия, финансовые институты, а с другой стороны, функции холдинговой компании с помощью финансово-кредитных рычагов могут осуществлять крупные банки и иные финансовые институты, контролирующие производственные и коммерческие подразделения, инвестиционные фонды, страховые компании.

Появляется тенденция к формированию так называемых холдингов-рантье, которые, управляя пакетами акций промышленных предприятий, не занимаются производственными вопросами, а специализируются на организации залоговых аукционов. Эти компании прилагают усилия для захвата контрольного пакета, а потом значительная доля этого пакета распродается на залоговых аукционах по заниженным ценам. Такие холдинги создаются не без участия государственного капитала, но в то же время не всегда приносят государственному бюджету реальную пользу.

К преимуществам холдинга относятся:

Информация о работе Анализ системы управления холдинговой компанией ОАО «Российские железные дороги»