Анализ планирования инновационной деятельности на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 14:11, курсовая работа

Краткое описание

Инновация - это развивающийся комплексный процесс создания, распространения и использования новой идеи, которая способствует повышению эффективности работы предприятия. При этом инновация - это не просто объект, внедренный в производство, а объект, успешно внедренный и приносящий прибыль в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

Инновации, во-первых, должны носить рыночную структуру для удовлетворения нужд потребителей. Во-вторых, любая инновация всегда рассматривается как сложный процесс, предполагающий изменение как научно-технического, так и экономического, социального и структурного характера. В-третьих, в инновации акцент делается на быстром внедрении новшества в практическое использование. В-четвертых, инновации должны обеспечивать экономический, социальный, технический или экологический эффект.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..

1.Теоретические аспекты организации инновационной деятельности на предприятии……………………………………………………………………..
1.1. Сущность и понятие инноваций и инновационной деятельности как фактора эффективного развития организаций…………………………………..

1.2. Роль и необходимость инновационной деятельности на предприятии……………………………………………………………………….

3.Состояние и основные проблемы организации инновационной деятельности в Республике Беларусь……………………………………………..
2. Организация инновационной деятельности РУП «Промсвязь»………..

2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия РУП «Промсвязь».............................................................................................................

2.2. Анализ планирования инновационной деятельности на предприятии РУП «Промсвязь»……………………………………………….…………………

2.3. Оценки эффективности инновационного проекта…………………….

3. Пути совершенствования инновационной деятельности на предприятии РУП «Промсвязь»…………………………………………………...

Заключение……………………………………………………………………

Список использованных источников………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая по менеджменту2.doc

— 286.00 Кб (Скачать)

     Потребность экономии издержек в производственной сфере, а в конечном счете в  масштабе национальной экономики обусловливает  необходимость экономии издержек и  в инновационной сфере, так как  затраты в последней являются одним из элементов экономии в производстве, что свидетельствует о внутренней противоречивости различных сфер в рамках единой национальной хозяйственной системы. Способность продукта инновационной деятельности обеспечить экономию затрат в производственной сфере и во всем национальном хозяйстве формирует его специфическую полезность. Экономия, образуемая в сфере производства товаров и услуг в результате использования новшества, требует своего перераспределения между всеми участниками единого процесса "наука — инновации — производство". В сфере производства экономический эффект инновационной деятельности выступает в виде монопольной избыточной прибыли, получаемой производителем, и представляет собой разницу между среднеотраслевыми и индивидуальными издержками.

     Экономическая целесообразность для предприятий использовать инновации зависит от возможности с их помощью обеспечить экономию производственных затрат, конкурентоспособность и качество продукции, а в конечном итоге способствовать интенсификации экономического роста за счет качественных факторов, прежде всего научно-технического прогресса, приводящего к снижению затрат всех производственных ресурсов на единицу конечного выпуска. Кроме того, выживаемость производственных предприятий в странах, вступивших в постиндустриальную фазу развития, больше зависит не от их способности изготовить тот или иной продукт, а от готовности обнаруживать новые общественные потребности и предлагать обществу собственные продукты (товары и услуги), способные их удовлетворить. Разумеется, производитель и в этом случае может извлекать монопольно высокую прибыль. Локальный эффект инновации формируется на уровне реализации обособленного экономического интереса хозяйствующего субъекта. Но в конечном счете инновации повышают продуктивность всей национальной экономики, приводя к эффективной реализации общественных потребностей [2, с. 26].

     Инновационная деятельность на предприятиях преследует разные цели и обусловлена факторами  технического, финансово-экономического, политического, ресурсного и рыночного  характера. Так, инновационная деятельность может быть ответной реакцией на требования рынка, ограниченный доступ к передовым гехнологическим решениям, ресурсные ограничения, изменения в налоговой и финансово-кредитной политике.

     Учитывая  взаимосвязанность целей инновационной деятельности и определяющих ее факторов, рассмотрим характер и содержание целей инноваций, осуществляемых на предприятиях. Они могут быть подразделены на стратегические и тактические (конкретные) цели. В современных условиях стратегическими целями являются выживание, увеличение прибыли, повышение конкурентоспособности, экспансий, завоевание новых рынков. Отметим, что рыночной экономике цели максимизации прибыли и повышения конкурентоспособности продукции являются приоритетными.

     Тактические (конкретные) цели инновационной деятельности предприятий достаточно многообразны. Перечислим основные из них замена устаревшей продукции, расширение ассортимента продукции, сохранениетрадиционных рынков сбыта и их расширение, снижение материальных и энергетических затрат, улучшение качества продукции, снижение загрязнения окружающей среды, повышение гибкости производства. При этом тактические цели инновационной деятельности носят комплексный характер. Достижение этих стратегических и тактических целей во многом зависит от вышеуказаных факторов различного характера. При принятии управленческих ешений по инновациям важны четкая классификация факторов и выявление их содержания. Факторы, формирующие инновационную деятельность предприятий, делятся на внутренние (относящиеся к предприятиям) и внешние (не зависящие от предприятий). В свою очередь, внешние факторы подразделяются на прямые и косвенные.

     Эти факторы могут оказывать влияние  на инновационную деятельность предприятий  в комплексе и в различных  комбинациях, что учитывается при принятии инновационных управленческих решений. Для предприятий внутренние комплексы инновационной деятельности являются первоочередными. Такими могут быть моральный и физический износ оборудования, устаревшая технология, необходимость снизить энергозатраты, стремление расширить производственные мощности. Для современных предприятий в управлении инновационной деятельностью важным является учет таких факторов, как инновационный климат в коллективе и восприимчивость его к нововведениям. На инновационную деятельность предприятий особое влияние оказывает их отраслевая принадлежность. Она в значительной мере создает привлекательность инноваций для частных, отечественных и иностранных инвесторов. При прочих условиях именно фактор отраслевой принадлежности повышает притягательность инвестиций. На предприятиях, где произошла смена собственника и их руководства, факторами инноваций стали институциональные перемены, т.е. смена формы контроля[11, с.19-20].

     Инновационная деятельность предприятия направлена прежде всего на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции (услуг).

     Конкурентоспособность - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания .

     Вместе  с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде: 

     Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание 

     Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.

     Для анализа положения изделия на рынке, оценки перспектив его сбыта, выбора стратегии продаж используется концепция "жизненного цикла товара.

     Одновременная работа с товарами, находящимися на различных стадиях жизненного цикла, под силу лишь крупным компаниям. Небольшие фирмы вынуждены идти по пути специализации, т.е. выбирают себе одно из следующих "амплуа":

     - фирма-новатор, занимающаяся прежде всего вопросами нововведений;

     - инжиниринговая: фирма, разрабатывающая оригинальные модификации товара и епго дизайн;

     - узкоспециализированный изготовитель - чаще всего субпоставщик относительно н несложных изделий массового выпуска;

     - производитель традиционных изделий (услуг) высокого качества.

       Как показывает опыт, небольшие  фирмы особенно активно действуют  в производстве товаров, проходящих  стадии формирования рынка и  ухода с него. Дело в том,  что крупная фирма обычно неохотно  идет первой на производство  принципиально новой продукции. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой вновь образовавшейся фирмы.

     Обеспечение конкурентоспособности товара требует  новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и  реализация инноваций.

     Главной предпосылкой инновационной стратегии  является моральное старение выпускаемой  продукции и технологии. В связи с этим каждые три года на предприятиях следует проводить аттестацию выпускаемых изделий, технологий, оборудования и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения товаров.

     Таким образом решение проблемы формирования полного воспроизводственного цикла корпорации лежит в инновационной сфере; даже небольшое предприятие, обладающее технологией производства новой продукции, может успешно конкурировать в глобальной инновационной экономике, заняв свою нишу в системе международного разделения труда.

 

     2 Организация инновационной деятельности РУП «Промсвязь»

    2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия РУП «Промсвязь»

    13 сентября 1931 г. в городе Минске  при Белорусском управлении связи  была основана электромеханическая  мастерская по ремонту телеграфной аппаратуры и телефонных коммутаторов.

    Успешная  работа коллектива позволила уже  в мае 1939 года преобразовать электромеханическую  мастерскую в Ремонтный завод  № 22 по ремонту и выпуску техники  связи в ведомстве Наркомата  связи СССР.

    10 февраля 1966 года, приказом Министра связи СССР № 11, завод № 22 преобразован в Минский союзный завод «Промсвязь», а 27 декабря 1973 года приказом Министра связи СССР № 690, переименован в Минский опытный завод «Промсвязь».

    За  период 1975-1980 гг. предприятие трижды награждалось Дипломом ВЦСПС и Госстандарта СССР «За достижение наилучших результатов по выпуску продукции с Государственным Знаком Качества», за выпуск продукции со знаком качества в 1978 г. -- было участником выставки достижений народного хозяйства СССР, представлено в экспозиции «Опыт работы передовых предприятий связи» и награждено Дипломом первой степени ВДНХ СССР. Предприятию 6 раз присуждалось переходящее Красное знамя.

    C 5 августа 2004 года на предприятии  организована и успешно работает  первичная ячейка БРСМ. Молодым специалистам уделяется повышенное внимание - после учебы в учебных заведениях, на протяжении 2-х лет производятся ежемесячные доплаты.

    В структуру Министерства связи и  информатизации Республики Беларусь Минское  государственное производственное объединение «Промсвязь» принято с 01 января 1992 года, с 28 июня 2001 года оно преобразовано в производственное республиканское унитарное предприятие «Промсвязь».

     Главным органом, осуществляющим планирование деятельности предприятия, является планово-экономический отдел. Планово-экономический отдел (ПЭО) является самостоятельным структурным подразделением организации.

     Основные  задачи стоящие перед отделом:

  1. Экономическое планирование на предприятии, направленное на организацию рациональной хозяйственной деятельности, выявление и использование резервов производства с целью достижения наибольшей экономической эффективности.
  2. Формирование ценовой политики предприятия; разработка предложений по совершенствованию системы ценообразования предприятия с целью эффективного использования производственных мощностей, трудовых и материальных затрат.
  3. Методическое обеспечение соответствующих вопросов.
  4. Контроль за ходом выполнения подразделениями предприятия плановых заданий, правильностью применения установленных цен.

     Структура, штатный состав и численность  ПЭО изменяются и утверждаются приказом генерального директора РУП «Промсвязь» с учетом объемов работы и особенностей производства по представлению начальника ПЭО и по согласованию с заместителем генерального директора по экономике. Структура ПЭО отражена на рисунке 1.

     Перечисленные функции сотрудников ПЭО превышают  эффективный фонд рабочего времени. Это связано с тем, что разработка и производство - непрерывный процесс: постоянно усовершенствуется конструкция изготавливаемой продукции, идет поиск и использование в производстве новых видов комплектующих изделий, функции многократно повторяются в течение года. Поэтому целесообразно ввести еще одну должность экономиста и распределить между ними функции более рационально.

     Обязанности гл. экономиста-начальника ПЭО.

     Главный экономист – начальник ПЭО  обязан:

     

     Рисунок 1. Структура ПЭО

     Источник: собственная разработка. 

Информация о работе Анализ планирования инновационной деятельности на предприятии