Анализ конфликтых ситуаций на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 15:51, курсовая работа

Краткое описание

«Конфликт» - происходит от латинского корня и в буквальном переводе означает «столкновение». Если «столкновение» затрагивает сферу идеи, то мы имеем ситуацию, которая знакома каждому.

Оглавление

Введение 3
1 Общая характеристика ООО «Химкомпонент» 5
2 Анализ конфликтных ситуаций в ООО «Химкомпонент» 5
3 Анализ причин конфликтных ситуаций 8
4 Анализ методики управления конфликтных ситуаций 10
5 Разработка плана мероприятий по управлению конфликтными ситуациями 11
5.1 Создание консультативной службы по решению конфликтных ситуаций 11
5.2 Разработка описания способов, приемов и средств общения, обеспечивающих взаимное понимание между психологом и работником 13
5.3 Методическая рекомендация по проведению диагностики и выявлению социально – психологического климата в коллективе 14
5.4 Рекомендации по управлению конфликтами 16
Заключение 20
Список литературы 21
Приложение А 22
Приложение Б 23

Файлы: 1 файл

Анализ конфликтных ситуаций на предприятии.doc

— 262.50 Кб (Скачать)

     Шаг 2. Определение вторичных причин конфликта. Даже адекватное осознание основной причины, вызывающей конфликт, не гарантирует в дальнейшем полное отсутствие межличностных сложностей. Их могут стимулировать те или иные элементы поведения – своего рода вторичные причины конфликта. Обычно они служат поводом для его возникновения, часто затеняя истинную причину и затрудняя анализ. Поэтому вслед за уяснением основной проблемы целесообразно проанализировать поведение каждого из оппонентов на предмет выявления конфликтогенных деталей.

     Шаг 3. Поиск возможных путей решения конфликта. Он может быть выражен следующими вопросами, которые следует задать участникам конфликта:

     а) что бы ты мог сделать, чтобы решить конфликт?

     б) что мог бы сделать для этого твой партнер?

     в) каковы ваши общие цели, во имя которых  необходимо найти выход из конфликта?

     Шаг 4. Совместное решение о выходе из конфликта. На этом этапе речь идет о выборе наиболее подходящего способа разрешения конфликта,

     вызывающего обоюдное удовлетворение соперников. Фактически они вправе говорить о заключении между собой своего рода сделки, предполагающей разумные встречные уступки сторон, что способствует достижению ими обоюдовыгодного соглашения.

     Шаг 5. Реализация намеченного способа решения конфликта. Здесь конфликтующим сторонам очень важно, придерживаться намеченной стратегии действий, не вызвать необдуманным словом, поспешным поведением каких – либо сомнений друг у друга относительно искренности выраженных ранее намерений решить конфликт.

     Шаг 6. Оценка эффективности усилий, предпринятых для решения конфликта. На ее основании проблема считается либо решенной, либо делается вывод о необходимости дальнейшей работы над ней, вновь повторяя иногда всю описанную выше последовательность шагов.

     Пошаговое движение соперников в сторону решения  конфликта невозможно вне одновременного действия таких элементов данного  процесса, как адекватность восприятия людьми происходящего, открытость их отношений, наличие атмосферы взаимного  доверия и сотрудничества. Для решения, конфликтной ситуации, в психологическом плане наличие психолога чрезвычайно важно, поскольку позволяет участникам конфликта, что называется, «сохранить лицо». При необходимости уступок конфликтующие стороны идут на них, адресуясь, не друг к другу, а к третьей стороне. Именно ей как бы делает «одолжение» в ответ на соответствующую просьбу об уступке, но отнюдь не противной стороне. Таким образом, чисто психологические шаги противоборствующих сторон конфликта навстречу посреднику означает не уступку ему, но скорее демонстрацию готовности сотрудничать с ним в решении общей проблемы, следуя при этом некоторым «правилам игры».

     Психолог (посредник) должен стремиться поддерживать каждую сторону, выражать соответствующие  взгляды и чувства, способствовать интеграции высказываемых сторонами точек зрения по обсуждаемой проблеме. Психологу следует помочь конфликтующим сторонам решить, в чем они могут уступить друг другу. Их необходимо убедить, что в случае уступок им не грозит «потеря лица».

     Как видимо, роль психолога - отнюдь не формальное приложение к ситуации конфликта, а весьма важный фактор ее решения.

 

Заключение

 

     Выявлена  причина конфликта на предприятии  ООО «Химкомпонент» - реорганизация (слияние) двух компаний в один, объединение двух коллективов в один и изменение штатной структуры, приведшие к понижению сотрудников в должностях.

     Определено, что в результате реорганизации  возникло несколько типов конфликтных  ситуаций, которые отличались количеством  вовлеченных участников и мотивацией. Наиболее масштабным и трудноразрешимым оказался межгрупповой конфликт. Другие виды конфронтации – между группой и личностью и межличностные – также имели место, но нашли свое решение в процессе урегулирования основного межгруппового противоречия.

     В работе даны предложения по выходу из конфликта путем реализации комплексной программы, включающей создание консультационной службы, принятие на работу профессионального психолога и организацию планомерной деятельности по выявлению социально-психологического напряжения в коллективе и предупреждению конфликтов.

 

Список  литературы

 
 
  1. Анцупов А.Я, Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник  для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 362 с.
  2. Большаков А.Г., Несмелова М.Ю. Конфликтология организации. – М.: МЗ ПРЕСС, 2008. – 634 с.
  3. Гришина Н. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2007. – 423 с.
  4. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: «Тандем» ЭКМОС, 2009. – 532 с.
  5. Гусева А.С., Козлов В.В. Конфликт: структурный анализ, консультативная помощь, тренинг. – М.: РАГС, 2006. – 275 с.
  6. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии: 2-е издание. – СПб. – Питер, 2007. – 385 с.
  7. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. –    435 с.
  8. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации Практикум учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 463 с.
  9. Козлов В.В., Козлова А.А. Управление конфликтом. - М.: Эксмо, 2006. –     387 с.
  10. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М.: Владос, 2008. – 428 с.
  11. Линчевский Э.Э. Контакты и конфликты. – М.: Экономика, 2007. – 468 с.
  12. Мастернбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. – М.: Инфра-М, 2006. – 425 с.
  13. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: Учебное пособие. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2008. – 362 с.
  14. Уткин Э.У. Конфликтология. Теория и практика. – М.: «Тандем» ЭКМОС, 2007. – 428 с.
  15. Федосеев В.Н., Капустин С.Н., Управление персоналом организации: Учебное пособие – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 634 с.

 

Приложение  А

Должностная инструкция психолога

  1. Общие положения
    1. Настоящая инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность Психолога.
    2. Психолог назначается на должность и освобождается от нее в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом директора предприятия.
    3. Психолог подчиняется непосредственно генеральному директору
    4. На должность Психолога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности в области психологии.
    5. Психолог должен знать:
  • психологию и социологию организации труда;
  • основы трудового законодательства;
  • законодательные и нормативные правовые акты;
  • структуру и штаты предприятия, его профиль, специализацию и перспективы его развития;
  • кадровую политику и стратегию предприятия;
  • основы экономики, организации производства и управления.
    1. В период временного отсутствия Психолога, его обязанности возлагаются на начальника отдела подготовки.
  1. Функциональные обязанности
    1. Осуществляет разработку психологических программ на основе анализа сложившихся ситуаций в коллективе.
    2. Обеспечивает эффективное функционирование системы психоанализа, всех категорий работников предприятия. Принимает участие в разработке стратегии развития персонала предприятия.
    3. На основе анализа общей потребности работников в психологической поддержке осуществляет планирование проведения совместных и индивидуальных тренингов.
    4. Обеспечивает функционирование системы адаптации молодых специалистов и рабочих на производстве.
    5. Организовывает выездные конференции, корпоративный отдых персонала.
    6. Обеспечивает составление установленной отчетности.
  1. Права

     Психолог  имеет право:

    1. Контролировать соблюдения работниками правил внутреннего трудового распорядка, правил и норм охраны труда, состояние производственной и трудовой дисциплины.
    2. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы относящиеся к вопросам деятельности Психолога.
    3. Проводить незапланированные мероприятия в случаях назревания конфликтных ситуаций.
  1. Ответственность

       Психолог несет ответственность  за:

    1. Выполнение своих функциональных обязанностей.
    2. Психологический, моральный и культурный настрой работников.
    3. Разглашение доверительных бесед с персоналом.
  1. Условия работы
    1. Режим работы Психолога определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии.
    2. В связи с производственной необходимостью. Психолог, может выезжать в служебные командировки .
    3. Для решения оперативных вопросов по обеспечению производственной деятельности Психологу может выделяться служебный транспорт.
  1. Сфера деятельности. Право подписи
    1. Исключительной сферой деятельности Психолога является обеспечение планирование и организация психологических тренингов персонала,
    2. Психологу, для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно – распорядительных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

 

Приложение  Б

     1. Нравится ли вам работа?

Очень нравится Пожалуй, нравится Работа мне  безразлична Пожалуй,

не нравится

Очень не нравится
         

     2.Хотели  бы вы перейти на другую  работу?

Да Нет Не знаю
     

     3. Оцените, пожалуйста, по пятибалльной  шкале степень развития перечисленных  ниже качеств у вашего непосредственного руководителя:

     5 – качество развито очень сильно; 1 – качество развито.

Качество Оценка Качество Оценка
Трудолюбие

Общественная  активность

Профессиональные  знания 

Забота  о людях

Требовательность

  Отзывчивость

Общительность

Способность разбираться в людях

Справедливость

Доброжелательность

 

     4. Кто из членов коллектива пользуется  наибольшим уважением у товарищей?  Назовите одну или две фамилии:

     5. Предложим, что по каким –  либо причинам вы временно  не работаете: вернулись ли  бы вы на свое место?

Да Нет Не знаю
     

     6. Отметьте, пожалуйста, с каким из  приведенных утверждений вы больше  всего согласны?

Большинство членов нашего коллектива – хорошие, симпатичные люди  
В нашем  коллективе есть разные люди  
Большинство членов нашего коллектива – вам не приятны  

     7. Считаете ли вы, что было бы  хорошо, если бы члены вашего  коллектива жили близко друг  от друга?

Нет, конечно Скорее нет,

чем да

Не знаю, не задумывался над этим Скорее да,

чем нет

Да, конечно

     8. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, который вам очень нравиться. В какую клетку вы поместили бы свой коллектив?

Информация о работе Анализ конфликтых ситуаций на предприятии