Занятость населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:29, контрольная работа

Краткое описание

На сегодняшний день, проблема занятости – одна из актуальнейших проблем экономического развития и одна из важнейших, характеризующих общее состояние макроэкономики, дающих представление об ее эффективности. Безработица считается, с одной стороны важным стимулятором активности работающего населения, а с другой – большим общественным горем. Все страны прилагают много усилий для преодоления безработицы, но ни одной из них еще не удалось ликвидировать ее полностью.
Цель работы – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………….…..…3
1 Понятие полной занятости, ее обеспечение…………………………….…….……….4
2 Виды занятости и ее структура…………………………………………….…………...7
3 Государственное регулирование занятости в РБ………………….…………………15
Заключение………………………………………………………………………………..28
Литература…………………………………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

Алеся Курсовой проект по микроэкономике.docx

— 766.84 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 3 - Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите (на конец года)

Показатель Период, год
1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Численность безработных, тыс. человек 131,0 95,8 102,9 130,5 136,1 83,0 67,9 52,0 44,1 37,3 40,3 33,1
      из  них:                        
    мужчины
46,7 37,6 40,8 47,8 46,1 25,5 21,1 17,7 15,2 14,7 17,3 15,7 
    женщины
84,3 58,2 62,1 82,7 90,0 57,5 46,8 34,3 28,9 22,6 23,0 17,4 
Уровень зарегистрированной безработицы (в  процентах от экономически активного  населения) 2,9 2,1 2,3 2,9 3,1 1,9 1,5 1,1 1,0 0,8 0,9 0,7 
 

 

 

Рисунок 2 - Численность принятых и уволенных  работников организаций  
по отдельным видам экономической деятельности в январе-августе 2011 г. (тысяч человек)
 

       В экономике Республики Беларусь в  январе-августе 2011 г. было занято 4657,8 тыс. человек, что на 0,1% меньше, чем в январе-августе 2010 г. Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец августа 2011 г. составила 31,5 тыс. человек, что на 18,5% меньше, чем в августе 2010 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец августа 2011 г. составил 0,7% от экономически активного населения (на конец августа 2010 г. – 0,8%).

       Организациями республики (без субъектов малого предпринимательства негосударственной  формы собственности) в январе-августе 2011 г. было принято на работу 569,2 тыс. человек, в том числе на дополнительно  введенные рабочие места – 38,8 тыс. человек, уволено по различным  причинам 608,4 тыс. человек. Из общей  численности уволенных 7,6% было уволено  за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, 0,9% - в связи с сокращением  численности или штата работников, ликвидацией организаций. [13]

 

       3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ЗАНЯТОСТИ В

         РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

       Реализация  активных мер политики занятости  представлена на рисунке 3.

       Рисунок 3 - Реализация активных мер политики занятости [15] 

       Постановлением  Совета Министров Республики Беларусь от 4 марта 2011 г. № 270 утверждена Государственная  программа содействия занятости  населения Республики Беларусь на 2011 год (далее – Государственная  программа), основной целью которой  является повышение эффективности  использования трудовых ресурсов и  конкурентоспособности рабочей  силы на рынке труда в условиях модернизации экономики республики.

       В Государственной программе определены основные направления и приоритеты деятельности республиканских органов  государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных  Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, объединений нанимателей и профсоюзов, общественных объединений инвалидов  по реализации государственной политики в сфере обеспечения занятости  населения.

       В рамках реализации Государственной  программы предполагается решение  следующих задач:

  • содействие нанимателям в структурной перестройке экономики и повышение эффективности занятости населения на основе модернизации и обновления рабочих мест;
  • вовлечение в экономическую деятельность незанятых граждан;
  • интеграция в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке;
  • содействие безработным в организации предпринимательской деятельности, самозанятости;
  • повышение конкурентоспособности рабочей силы, снижение дисбаланса между спросом и предложением;
  • обеспечение занятости населения в малых городах и районах с устойчиво высоким уровнем безработицы, в сельской местности;
  • обеспечение уровня регистрируемой безработицы в 2011 году в пределах 1,2 - 1,5 процента от численности экономически активного населения.

       Одним из важнейших приоритетов Государственной  программы является оказание органами по труду, занятости и социальной защите содействия нанимателям в  структурной перестройке организаций, создание условий для трудоустройства  работников, высвобождаемых в связи  с реструктуризацией производств, за счет создания рабочих мест и  развития малого предпринимательства  в сочетании с опережающими мерами по профессиональной переподготовке работников, находящихся под угрозой увольнения.

       В целях содействия в трудоустройстве  незанятого населения республиканским  органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому устанавливаются задания  по трудоустройству граждан на вновь  создаваемые рабочие места в  целом по республике 175,0 тыс. человек, в том числе в малых городах  – 25,2 тыс., в сельской местности – 17,0 тыс., 2,5 тыс. рабочих мест - с оказанием  финансовой поддержки в виде бюджетных  ссуд из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда  и социальной защиты (далее –  Фонд).

       Более 3,0 тыс. безработных смогут получить финансовую поддержку в виде субсидии из средств Фонда для организации  предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости.

       Предусмотрены конкретные меры по трудоустройству  граждан с учетом целевых групп  и способствующие вовлечению данных категорий граждан в активную трудовую деятельность.

       Для трудоустройства инвалидов нанимателям  установлена броня приема на работу 1,8 тыс. человек, предусмотрена адаптация  к трудовой деятельности 471 инвалида. В полном объеме обеспечено выделение  по заявкам общественных объединений  инвалидов финансовых средств (5,9 млрд. рублей), направляемых на создание рабочих  мест для инвалидов.

       В целях снижения дисбаланса между  спросом и предложением рабочей  силы, повышения качества трудовых ресурсов на профессиональную подготовку будет направлено 24,7 тыс. безработных, из них не менее 45 процентов –  по конкретным заказам предприятий.

       Для обеспечения временной занятости  граждан, в том числе безработных, испытывающих трудности в поиске постоянной работы, будут организованы оплачиваемые общественные работы для 90,5 тыс. человек, в том числе 49,2 тыс. безработных.

       Предусмотрены меры, направленные на обеспечение  трудонедостаточных сельских регионов кадрами, стимулирование безработных  к переезду на новое место жительства и работы, вовлечение сельских жителей  в предпринимательскую деятельность.

       Исходя  из результатов мониторинга и  анализа проблем региональных рынков труда, по предложениям облисполкомов  в Государственную программу  включено 27 наиболее проблемных малых  городов и 7 районов, в том числе:

  • в Брестской области – Ганцевичский район, города Ганцевичи, Микашевичи Лунинецкого района, Иваново, городской поселок Телеханы Ивацевичского района, рабочий поселок Речица Столинского района;
  • в Витебской – Поставский и Лепельский районы, города Поставы, Лепель, Дубровно, Толочин, Барань Оршанского района;
  • в Гомельской – Речицкий и Рогачевский районы, города Василевичи Речицкого района, Рогачев, городские поселки Заречье Речицкого района и Уваровичи Буда-Кошелевского района;
  • в Гродненской – города Мосты, Волковыск, Новогрудок, Свислочь, Скидель, Слоним, городской поселок Россь;
  • в Минской – города Вилейка, Березино, Копыль;
  • в Могилевской – Кировский и Краснопольский районы, город Кировск, городские поселки Краснополье и Белыничи.

       В полном объеме будет обеспечена предусмотренная  законодательством социальная поддержка  безработных в виде выплаты пособия  по безработице и оказания материальной помощи 126,0 тыс. безработным.

       Продолжится работа по совершенствованию законодательства в сфере занятости населения, направленного на повышение экономической  активности незанятого населения, стимулирование нанимателей, создающих рабочие  места, а также усиление социальной защиты граждан, потерявших работу в результате модернизации производства или оптимизации численности работников, граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда.

       Планируется также совершенствование работы института социального партнерства  по содействию модернизации экономики  и обеспечению социальной поддержки  работников, высвобождаемых в связи  с реструктуризацией производств.

       Дальнейшее  развитие единой информационно-вычислительной системы государственной службы занятости населения (далее –  ИВС ГСЗ) позволит обеспечить функционирование автоматизированной информационной системы  ”Общереспубликанский банк вакансий“  в сети Интернет, создать систему  защиты информации ИВС ГСЗ, будет  способствовать развитию и обслуживанию сети передачи данных на базе существующих сетей и каналов связи, развитию и обслуживанию корпоративной системы  электронной почты.

       На  выполнение мероприятий Государственной  программы в 2011 году будет выделено 171 171 621 тыс. рублей, в том числе  средства Фонда – 121 565 555 тыс. рублей (в бюджеты областей и г.Минска передается 118 867 500 тыс. рублей), средства местных бюджетов (средства от возврата бюджетных ссуд) – 34 264 800 тыс. рублей, собственные средства организаций-исполнителей – 15 341 266 тыс. рублей.

       Реализация  мероприятий Государственной программы  позволит обеспечить к концу 2011 года:

  • численность населения, занятого в экономике, в пределах 4670 – 4720 тыс. человек, в том числе в Брестской области – 640,3 – 647,2 тыс. человек, Витебской – 573,6 – 579,7 тыс. человек, Гомельской – 667,2 – 674,3 тыс. человек, Гродненской – 509,1 – 514,6 тыс. человек, Минской – 674,7 – 681,9 тыс. человек, Могилевской – 508,6 – 514 тыс. человек, г.Минску – 1096,5 – 1108,3 тыс. человек;
  • уровень регистрируемой безработицы по республике в размере 1,2 –  
    1,5 процента, в том числе в Брестской области – 1,5 процента, Витебской – 1,6, Гомельской – 1,4, Гродненской – 1,4, Минской – 1,2, Могилевской – 1,5, г.Минску – 0,5 процента.

       Для выявления потенциально избыточной численности персонала организаций  и разработке планов социально ответственной  реструктуризации предусматривается  оказание помощи нанимателям в проведении кадровой диагностики своих организаций.

Информация о работе Занятость населения