Внутрифирменное ценообразование как экономический механизм управления предприятием (на материалах ОАО «Минский подшипниковый завод»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:14, курсовая работа

Краткое описание

Ключевые слова: Целевой рынок, цена, качество, производственная себестоимость, плановая калькуляция, стимулирование сбыта, скидки, ценовая стратегия, маркетинг, предложение, стратегическое планирование.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1. ВНУТРИФИРМЕННОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УСТОЙЧИВОЙ ПОЗИЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКЕ……………….6
1.1. Механизм внутрифирменного ценообразования, его влияние на
успех предприятия……………………………………………………………..6
1.2. Методы внутрифирменного ценообразования в формировании
конкурентных преимуществ…………………………………………………..10
1.2.1. Метод внутрифирменного ценообразования, ориентированный
на рыночную текущую цену товара…………………………………………..10
1.2.2. Метод внутрифирменного ценообразования, ориентированный
на издержки производства……………………………………………………..11
1.2.3. Метод внутрифирменного ценообразования, ориентированный
на договорные цены………………………………………………………….13
1.2.4.Смешанные методы внутрифирменного ценообразования…………14
1.3. Взаимосвязь внутрифирменного ценообразования с другими
экономическими методами и функциями менеджмента…………………….14
2. АНАЛИЗ ВНУТРИФИРМЕННОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И ЕГО
ВЛИЯНИЯ НА УСПЕХ ОАО «МИНСКИЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ
ЗАВОД»
2.1. Общая характеристика ОАО «Минский подшипниковый завод» и
анализ хозяйственной деятельности......................................................................17
2.2. Анализ внутрифирменного ценообразования на ОАО «Минский
подшипниковый завод» и его влияние на обеспечение ценовой
конкурентоспособности продукции……………………………………………24
2.3. Проблемы обеспечения ценовой конкурентоспособности
продукции предприятия на целевом рынке.........................................................28
3.ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕХАНИЗМА ВНУТРИФИРМЕННОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ
ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ И УСПЕХА ОАО «МИНСКИЙ
ПОДШИПНИКОВЫЙ ЗАВОД»……………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………40
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….....41

Файлы: 1 файл

МАРКЕТ ЦЕНООБ.doc

— 442.50 Кб (Скачать)

     1 Политика цен - общие цели, которые продавец собирается достичь с помощью реализации товара по установленным ценам.

     2 Стратегия ценообразования –  это согласованный общий план  действий из совокупности наиболее  важных решений, благодаря которым  политика цен реализуется на  практике.

     На  основе стратегии разрабатывается  тактика ценообразования – это система конкретных практических мер и комплекс действий, обеспечивающих реализацию выбранной стратегии по управлению ценами на товары, исходя из сложившейся на определенный момент рыночной ситуации и включающих в себя реализацию целей продавца на каждом рынке и по каждому товару на заданный отрезок времени.

     Также с целью реализации выбранной  стратегии ценообразования определяется методика формирования цен – это  совокупность конкретных способов, рекомендаций, средств и инструментария в рамках действующей методологии механизма ценообразования. Методика – это составной элемент методологии, который объединяет целый ряд методов формирования цен: рыночный, затратный, административный, параметрический. Каждая методика имеет свои особенности в зависимости от уровня управления, видов цен и товара. Метод (от греч. methodos) совокупность приемов или способов познания и освоения действительности, направленных на выполнение определенной цели.

     На  основе разработки и применения соответствующих  методов реализуются адекватные рыночным отношениям единые принципы ценообразования, то есть постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе.

     Среди важнейших принципов ценообразования  выделяют следующие:

  1. Принцип обоснованности, который состоит в необходимости анализа и учета в ценообразовании рыночных факторов и объективных экономических законов развития рыночной экономики (закон стоимо­сти, закон спроса и предложения).
  2. Принцип единства обеспечивает единую методику расчета цен для определенного вида товара соответствующую условиям реализации.
  3. Принцип целенаправленности состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных задач и проблем, которые должны решаться с помощью цен.
  4. Принцип контроля имеет целью проверку правильности применения установленных законодательством общих для всех продавцов правил ценообразования и реализуется, в частности, при государственном регулировании цен.
  5. Принцип непрерывности процесса ценообразования проявляется в постоянной необходимости формирования цены на товар в кругообороте экономических процессов, например, протекающих по схеме «товар-деньги-товар».

     Таким образом, стратегия и тактика  ценообразования предполагают практические действия для реализации задач. Методология, методика, методы и принципы систематизируют научно- теоретическое обоснование этих действий. Совместно они образуют согласованную систему механизма ценообразования. [7 с.89]

     Особенности ценообразования в условиях внутрифирменного хозяйственного расчета связаны  с рядом следующих факторов. Во-первых, предприятие организуют свою деятельность на широкий круг стран, имеющих различное законодательство и условия производства (уровень зарплаты, элементы издержек производства), уровень цен, конкуренцию, степень монополизации рынка и т.д. В силу этого механизм внутрифирменного ценообразования направлен на максимальное использование преимуществ рынков стран в целях получения наивысшей прибыли по предприятию в целом. Во-вторых, внутрифирменные цены выступают как внешнеторговые цены отдельных стран и выполняют функцию платежа в международном товарообороте. В-третьих, внутрифирменные цены используются как экономический рычаг в реализации функций планирования и контроля и являются важнейшим элементом экономической политики предприятия. Эти цены (как и цены в коммерческих расчетах) устанавливаются на основе единой политики, разрабатываемой на высшем уровне управления предприятия.

     В современных условиях развития децентрализации  внутрифирменного управления важную роль в экономическом механизме менеджмента имеет оценка результатов хозяйственной деятельности промышленного предприятия и его отделений, филиалов и дочерних компаний с помощью соответствующих экономических показателей. Установление этих показателей и их оценка при анализе хозяйственной деятельности предприятия по технологическому циклу изготовления продукции в условиях развитой внутрифирменной специализации и кооперации производства связаны с рядом трудностей. Основными причинами которых являются: различие в уровне накладных расходов в отделениях, филиалах и дочерних компаниях, связанных между собой единством технологического цикла производства и сбыта продукции (услуг); различие в подходах к внутрифирменному ценообразованию.

     При этом механизм внутрифирменного ценообразования  оказывает непосредственное влияние на оценку хозяйственной деятельности всех структурных образований предприятия, так как через этот механизм обеспечивается согласование интересов отделений с общекорпоративными интересами и формируются стимулы для улучшения работы. И от того, как выполняются эти функции, во многом зависит эффективность экономического механизма внутрифирменного управления и результативность предприятия в целом.

     Внутрифирменное ценообразование базируется на условно-расчетных  ценах, по которым производственные отделения и филиалы передают друг другу товары (услуги). При этом реальные платежи между ними фактически отсутствуют. Стоимость внутрифирменных продаж и поставок заносится в бухгалтерские ведомости (книги) и впоследствии находит отражение в финансовых отчетах предприятия. Основным показателем хозяйственной деятельности отделений и филиалов при таком механизме является прибыль и реже — издержки.

     Установление  внутрифирменных цен на крупных  промышленных предприятиях представляет сложную и трудоемкую задачу, так как движение средств, порождаемое этими платежами, не приносит фактической (реальной) прибыли для всего предприятия. Однако практические наблюдения показывают, что большое количество времени затрачивается именно на обсуждение внутрифирменных цен. В общем случае каждое предприятие имеет свою систему цен. Существенным для формирования механизма внутрифирменного ценообразования является уровень централизации или децентрализации управления структурными подразделениями предприятия.

     При централизованной структуре управления предприятие, как правило, имеет централизованную систему ценообразования, единую для всех подразделений. Система внутренних цен формируется и задается сверху, что исключает необходимость долгого согласования вопросов ценообразования в процессе работы.

     При децентрализованной структуре подразделениям предоставляется определенная свобода  в выборе средств и методов  управления, в том числе определение  конкретных систем ценообразования. В  таких организациях могут возникнуть ситуации, когда подразделение, выпускающее конечную продукцию, не может ее продать по цене, которая уплачена внутри предприятия за поэтапное создание этого изделия (по технологическому циклу). В этом случае прибыль, заложенная во внутрифирменной цене, окажется нереализованной, и предприятие понесет убытки.[3 с.101]

     Как правило, информация о внутрифирменных  ценах является коммерческой тайной, так как с ее помощью предприятия  реализуют внутренние задачи.

     Использование внутрифирменных цен позволяет:

  1. минимизировать уплачиваемые налоги путем завышения цен на продукцию (товары), произведенные в стране с высоким уровнем налогообложения, и занижения цен в странах с низким уровнем налогообложения;
  2. уменьшать сумму подлежащих к уплате таможенных платежей и сборов;
  3. перераспределять прибыль в рамках материнской и дочерней компании путем завышения цен на экспортируемую материнской компанией продукцию (товары), в результате чего снижается прибыль дочерней компании и пополняется бюджет головного предприятия;
  4. завоевывать позиции на новых рынках или на рынках других стран путем проведения в них политики цен «внедрения».

     Таким образом, внутрифирменные цены позволяют  корпорациям маневрировать имеющимися ресурсами, поэтому политика внутрифирменных  цен строится во взаимосвязи и  взаимозависимости с общими целями функционирования организации в целом.[4 с.92] 

     1.2 Методы внутрифирменного  ценообразования  в формировании  конкурентных преимуществ 

     В ценовой политике фирмы очень  важен выбор модели ценообразования. Этот процесс должен учитывать спрос на продукт и его эластичность, издержки, цены конкурентов.

     Издержки  формируют нижний уровень цены, цены на товары-заменители и аналоги ориентируют  на предполагаемую цену, покупательская оценка характеристик продукта устанавливает  верхнюю границу цены.

     В реальности проблема выбора методов ценообразования решается с учетом трех важнейших условий:

  1. каждое предприятие должно экономически обеспечить свое существование, т.е. цена должна покрывать затраты (краткосрочные и долгосрочные), связанные с деятельностью предприятия;
  2. наряду с покрытием затрат предприятие нацелено на получение максимальной или достаточной прибыли, поэтому необходимо уточнять цены отдельных сегментов рынка;
  3. в условиях конкуренции цена, которую потребитель готов платить за товар, существенно зависит от цен конкурентов.[8 с.56]

     Существует  четыре основным метода внутрифирменного ценообразования, которые подробно описаны ниже. 

     1.2.1 Метод внутрифирменного ценообразования,  ориентированный на рыночную  текущую цену товара 

     Метод внутрифирменного ценообразования, ориентированный на рыночную текущую цену товара используется в том случае, когда рыночную текущую цену товара, являющегося аналогом полуфабриката, можно рассматривать как верхний предел цены спроса на полуфабрикат. При передаче полуфабриката от одного центра ответственности другому в рыночной цене учитывается реальный вклад поставщика в общий доход предприятия. При этом поставляющее подразделение должно произвести полуфабрикат по текущим рыночным ценам в объеме, при котором предельные издержки его производства станут равными рыночной цене, прибыль — максимальной. В случае недостаточности объемов поставки полуфабриката получающее подразделение приобретает недостающее количество полуфабриката на рынке, при этом, не ставя подразделение-поставщика в невыгодные условия, не заставляя его выпускать продукцию себе в убыток.

     В практике определения внутрифирменной  цены рыночные цены полуфабриката снижают  с учетом расходов, связанных с  его продажей на рынке. Решение о  производстве полуфабриката внутри предприятия или об отказе его приобретения на рынке принимается в том случае, если внутрифирменная цена подразделения, поставляющего полуфабрикат, ниже его рыночной цены.

     Преимущество  метода состоит в объективном  характере рыночных цен, в связи, с чем установленные цены не будут зависеть от взаимоотношений и квалификации менеджеров покупающих и продающих центров ответственности.

     В теории внутрифирменного ценообразования  исследованы 6 случаев поведения  поставляющего и принимающего подразделения  внутри предприятия: при совершенном рынке полуфабрикатов и несовершенном рынке конечной продукции; при несовершенном рынке полуфабрикатов и несовершенном рынке конечной продукции; при несовершенном рынке полуфабрикатов и совершенном рынке конечной продукции; при совершенном рынке полуфабрикатов и совершенном рынке конечной продукции; при отсутствии рынка на полуфабрикаты и наличии совершенного рынка конечной продукции; при отсутствии рынка на полуфабрикаты и наличии несовершенного рынка конечной продукции.

     Анализ  всех типов ценового поведения подразделений основан на известных микроэкономических принципах максимизации прибыли каждого подразделения и предприятия в целом, работающих в условиях совершенной или несовершенной (монопольной) конкуренции на рынках полуфабрикатов и рынке конечной продукции.

     Пятый и шестой типы ценового поведения  внутрифирменных подразделений  учитывают то обстоятельство, что  некоторые предприятия не имеют  рынка полуфабриката и ценовой  информации о нем либо она недостоверна ввиду несопоставимого различия условий сделок по анализируемому и рыночному полуфабрикату-аналогу. В этом случае, ориентируясь на рыночную цену конечной продукции, трансфертную цену следует определять исходя из знания предельных затрат ее производства, а также предельных затрат изготовления полуфабрикатов в подразделениях предприятия. [5 с.122] 

     1.2.2 Метод внутрифирменного ценообразования,  ориентированный на издержки  производства 

     Этот  метод используется при отсутствии рыночных цен. Определение цены на базе издержек производства может производиться на основе: полных фактических затрат; нормативных затрат; переменных затрат. Определение цен на базе издержек чаще применяется в вертикально интегрированных фирмах.

Информация о работе Внутрифирменное ценообразование как экономический механизм управления предприятием (на материалах ОАО «Минский подшипниковый завод»)