Анализ маркетинговой среды предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 09:49, курсовая работа

Краткое описание

При проведении маркетинговых исследований наибольший интерес представляет изучение маркетинговой среды. Для каждой фирмы важно постоянно отслеживать происходящие изменения и своевременно адаптироваться к ним. Маркетинговая среда – это все, что оказывает влияние на деятельность фирмы.
Любой предприятии разработка и осуществление эффективной стратегии деятельности возможно только при учете того факта, что одновременно она является частью сложной и динамичной маркетинговой среды, с которой постоянно и непрерывно взаимодействует в течение всей своей деятельности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Маркетинговая среда предприятия……………………….4
1.1. Понятие маркетинговой среды, ее сущность и основные характеристики………………………………………………………………….4
1.2. Факторы маркетинговой среды прямого воздействия………….6
1.3. Факторы маркетинговой среды косвенного воздействия………10
Глава 2. Анализ маркетинговой среды предприятия на примере ОАО «Байкалфарм»………………………………………………………….14
2.1. Общая характеристика ОАО «Байкалфарм»…………………….14
2.2. Особенности алкогольного рынка (на примере Республики Бурятия)………………………………………………………………………..22
2.3. Анализ маркетинговой среды ОАО «Байкалфарм»……………26
Заключение……………………………………………………………..31
Список использованной литературы………………………………33

Файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 319.00 Кб (Скачать)

Преимущество  предприятия, которое было учтено при  выборе поставщика в компании «Байкалфарм», это наличие патентов в области  производства эксклюзивных видов укупорочных устройств, которые обеспечивают дополнительные защитные функции. Это традиционные элементы защиты первого вскрытия, а также полимерные устройства в алюминиевом корпусе, исключающие повторное наполнение. В специально созданном конструкторском бюро и дизайнерской студии разрабатываются специальные виды продукции, в том числе и нестандартных размеров. На протяжении десяти лет «Алкопак» является инновационным лидером в области поставок технологических и дизайнерских укупорочных решений, свидетельством чему являются 62 патента в этой области.

Если говорить о конкуренции, то на рынке алкогольной  продукции республики Бурятия ОАО  «Байкалфарм» является единственным производителем и контролирует более 70% рынка.

Значительное влияние на разработку и реализацию маркетинговой стратегии оказывает внешняя макросреда, особенно социально-демографические характеристики.

Анализ социально-демографических факторов макроокружения позволяет выявить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как: существующие в обществе обычаи, демографическая структура общества, рост населения, уровень образования и т.п.

Приведём некоторые  данные социально-демографической  среды по Республике Бурятия:

Население: 960000 человек (0,76% от численности населения РФ). Более 40% населения проживает в сельской местности.

Плотность населения: 2,73 чел/м².

Показатели  естественного движения: рождаемость – 14,8 чел. на 1000 родившихся (показатель по РФ – 10,4), смертность – 14,5 чел. (показатель по РФ – 15,2); естественная убыль – 11,0% (показатель по РФ – 5,5%). Демографическая обстановка в РБ с каждым годом улучшается и оценивается сегодня, как самая благополучная. Рождаемость в республике превышает смертность.

Занятые в отраслях хозяйства: в промышленности, строительстве и транспорте – 27,1%, в сельском хозяйстве – 13,1%, в непроизводственной сфере – 14,4%. Доля населения с доходами ниже прожиточного уровня сократилась с 37,2% в 2005 году до 29,7% в 2009 году.

Ситуация на рынке труда. По состоянию на 28 декабря 2010 г. службой занятости зарегистрировано 8694 человек ищущих работу, уровень безработицы – 1,9% к экономически активному населению.

Среди факторов макросреды, оказывающих положительное  влияние на деятельность предприятия, необходимо выделить следующие:

    • стабилизация экономической ситуации в стране;
    • развитие промышленности;
    • ускорение темпа роста рынка.

К отрицательным  факторам макросреды относятся:

    • низкий платёжеспособный спрос;
    • высокий уровень безработицы;
    • высокий уровень сборов и пошлин.

В целом по стране экономический рост составил 8,5%, уровень промышленного производства повысился на 7,5%, инвестиции в экономику увеличились в 1,5 раза, реальный доход населения возрос на 13,6%. Все эти показатели говорят о том, что в экономике страны чётко обозначились тенденции к стабилизации и росту. Однако следует учесть, что Республика Бурятия значительно отстаёт в развитии и занимает далеко не ведущие позиции в рейтинге регионов России. Таким образом, можно сказать, что, не смотря на общую благоприятную ситуацию в экономике страны, рассматриваемое предприятие функционирует в более жёстких условиях сложившейся экономики региона.

Следует отметить, что 2008-2009 гг.  явились кризисными для России и оказали значительное влияние на алкогольную отрасль. В алкогольной отрасли наблюдался  спад легального рынка крепкого алкоголя и рост сегмента нелегального алкоголя. Так,  по итогам первого полугодия 2009 легальный рынок водки и ЛВИ (ликероводочных изделий) сократился на 20%, что привело к росту нелегальной продукции на 30%, в сторону роста потребления крепкого алкоголя, прежде всего нелегального и его суррогатов. Соответственно за данный период  увеличился  объем продаж нелегальной продукции, так как  доходы населения уменьшились, увеличилось число безработных.

В связи со снижением  доходов населения значительно понизился спрос на класс супер-премиум (ценовой сегмент выше 145 рублей). Это привело к сокращению производства компанией данного сегмента.

Также в связи с возрастанием уровня инфляции в стране, резким повышением цен на энергоресурсы, с увеличением акциза и как следствие увеличением себестоимости продукции, произошло повышение цен на продукцию Байкалфарма.

Что касается политической среды,

Сегодня компания «Байкалфарм» вышла на международный уровень. Компания «Байкалфарм» получила сертификат соответствия системы менеджмента качества применительно к разработке, производству и реализации алкогольных напитков – водок и ликеро-водочных изделий. Документ выдан органом по сертификации интегрированных систем менеджмента и фактически означает, что производимая на предприятии «Байкалфарм» продукция соответствует международным стандартам, а, значит, продукция алкогольного завода Бурятии может поставляться на экспорт. Действие сертификата распространяется на все производственные площадки компании. Первым международным проектом компании «Байкалфарм» стал производство продукции премиум-класса под названием «F-PREMIUM VODKA». Этот крепкий алкогольный напиток предприятие производит по заказу Мишеля Адама, президента и основателя легендарного мирового телевизионного канала о моде Fashion-TV (FTV). Данная продукция будет поставляться в Сингапур, Гонконг, Гуанчжоу, Шанхай, Пекин и Улан-Батор.

Учет многочисленных и разнообразных факторов маркетинговой  среды, выбор главных среди них  и предвидение возможных изменений  в их взаимовлиянии – сложнейшая задача, стоящая перед руководителями и менеджерами. Решение этой задачи во многом достигается посредством SWOT-анализа, включающего анализ маркетинговой среды и анализ сильных и слабых сторон организации. Задачи анализа маркетинговой среды состоят в установлении и оценке влияющих факторов, представляющих угрозу или способствующих развитию предприятия.

Сильными, слабыми сторонами и угрозами для «Байкалфарма» являются:

• Слабые стороны: конкуренты привозной продукцией, запрет  рекламы.

• Сильные стороны: развитая оптовая деятельность, широкий ассортимент, наличие товара пользующегося постоянным спросом, высокий контроль качества, высокая рентабельность, рост оборотных средств, постоянные квалифицированные кадры, достаточная известность.

• Угрозы: рост конкуренции, изменение покупательских предпочтений, сбои в поставках продукции, появление принципиально новых товаров, увеличение акциза, изменение уровня цен, увеличение конкурентных преимуществ со стороны, ограничительная политика государственных органов.

• Возможности: сегментирование предложения, перенацеливание команды продаж, собственная розничная сеть, выход на международный уровень.

Таким образом, компания «Байкалфарм» является предприятием успешно функционирующим, как на локальном, так и на федеральном рынках. В том, что предприятие является ведущим в алкогольной отрасли Бурятии и  активно расширяет географию продаж, значительную роль играет маркетинговая стратегия, применяемая в организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Для того чтобы определить стратегию поведения фирмы и привести ее в жизнь, необходимо иметь углубленное представление о маркетинговой среде, о тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней предприятием. Анализ маркетинговой среды – очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами, сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые заключены в внешней маркетинговой среде. Очевидно, что, не зная среды своего функционирования, организация не может существовать. Поэтому организация должна постоянно заниматься изучением маркетинговой среды, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к своим целям.

Изучение маркетинговой среды в первую очередь предполагает выделение отдельных факторов как объектов исследования. В маркетинговой среде выделяет факторы среды непосредственного окружения (микросреду) и факторы среды косвенного воздействия (макросреду).

К факторам маркетинговой среды непосредственного окружения относят: потребителей, поставщиков, посредников, контактные аудитории и конкурентов. Они оказывают прямое влияние на работу компании, характер возникающих проблем и их разрешение.

Вторая группа внешних факторов практически неуправляема со стороны менеджеров организации, но оказывает на ее деятельность косвенное влияние, которое необходимо учитывать. К ней относят состояние экономики страны (или региона), социокультурную и политическую обстановку, международные факторы, уровень научно-технического развития.

Таким образом, можно сделать вывод, что маркетинговая среда состоит из сфер, в которых фирма должна искать для себя новые возможности и следить за возникновением потенциальных угроз. Она включает в себя все силы, сказывающиеся на способности предприятия устанавливать и поддерживать контакты с целевым рынком. Чем лучше предприятие изучает маркетинговую среду, как непосредственного, так и косвенного влияния, чем пристальнее следит за ее факторами и анализирует все изменения, тем быстрее распознаются опасности, выгоднее используются возможности, прибыльнее ведется дело.

В результате проведения анализа маркетинговой среды ОАО «Байкалфарм», можно сделать следующий вывод.

 Компания «Байкалфарм» является предприятием успешно функционирующим, как на локальном, так и на федеральном рынках, стала компанией международного уровня.  В том, что предприятие является ведущим в алкогольной отрасли Бурятии и  активно расширяет географию продаж, значительную роль играет маркетинговая стратегия, применяемая в организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литератуты

  1. Багиев Г.Л. Маркетинг / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Экономика, 200. – 718 с. 
  2. Барышев А.Ф. Маркетинг: Учеб. пособие / А.Ф. Барышев – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2003. – 224 с.
  3. Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций - М.: ИНФРА-М, 2005
  4. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии / В.А. Винокуров. – М. : Центр экономики и маркетинга, 1996.-
  5. Гайдаенко Т.А. Маркетинговое управление. Полный курс МБА. Принципы управленческих решений и российская практика / Т.А. Гайдаенко. – М. : Эксмо, 2005
  6. Грузинов В.П. Экономика предприятия (предпринимательская): Учеб. для вузов / В.П. Грузинов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. –
  7. Данько Т.П. Управление маркетингом. Учеб. пособ. / Т.П. Данько. – М. : Инфра – М, 1997. -
  8. Инвестиционный меморандум ОАО «Байкалфарм» [электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.baikalfarm.ru
  9. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер – пер. с англ. В.Б. Боброва – СПб. : АО Коруна, 1994. – 698 с.
  10. Мескон М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури – М. : Дело, 2004. – 576 с.
  11. Семенов В.М. Экономика предприятия / В.М. Семенова [и др.] – М. : Центр экономики и маркетинга, 1996. – 324 с.
  12. Токарев В. Применение SWOT-анализа при разработке стратегии фирмы // Управление компанией, №10, 2004. – С. 80.
  13. Устав ОАО «Байкалфарм» [электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.baikalfarm.ru;
  14. Экспертный  информационно-аналитический отчет для руководителей алкогольных компаний и компаний инвестиционно-банковской сферы «Структурные изменения легального алкогольного рынка России (с учетом производтва импорта и экспорта). Центр исследования Федерального и регионального рынков алкоголя( ЦИФРРА) [электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.alkonews.ru/cifrra/;
  15. Первичное исследование потребителей [эоектронный ресурс] – Режим доступа : http://www.aup.ru;
  16. Бизнес-планирование. Маркетинговый анализ и маркетинговая стратегия [электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.siora.ru;
  17. http://www.naacnt.ru.- Официальный сайт Национальной алкогольной ассоциации.

1 Премиумизация – данным термином обозначают процесс перехода предприятий на производство водки класса «премиум»

 


Информация о работе Анализ маркетинговой среды предприятия