Жанрово-стилевые особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

Методы исследования: в качестве основного метода исследования использовался метод семантико-стилистического анализа, предполагающий наблюдение и аналитическое описание языковых явлений с целью установления закономерных связей элементов формы литературного произведения и его идейно-художественного содержания

Цель курсовой работы: исследование художественных произведений, которые принадлежат различным жанрам, и определение разновидности жанра, который доминировал в XX веке в Америке.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...4
1Стиль и жанр: соотношение и взаимосвязь понятий …….……………...7
1.1Понятие “художественный стиль”…………………………………...12
1.2Понятие “художественное произведение”………………………….15
2Жанрово-стилевые анализ американских произведений XX века……..19
2.1 Стилевой анализ американских произведений XX века …………19
2.3 Жанровые особенности американских произведений XX века….35
Заключение…………………………………………………………………42
Список использованных источников………

Файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.doc

— 342.00 Кб (Скачать)

Основная цель литературно-художественного стиля – освоение мира по законам красоты, удовлетворение эстетических потребностей как автора художественного произведения, так и читателя, эстетическое воздействие на читателя при помощи художественных образов.

Язык художественной литературы, несмотря на стилистическую неоднородность, несмотря на то, что в нем ярко проявляется авторская индивидуальность, все же отличается рядом специфических особенностей, позволяющих отграничить художественную речь от любого другого стиля.

Особенности языка художественной литературы в целом определяются несколькими факторами. Ему присуща широкая метафоричность, образность языковых единиц почти всех уровней, наблюдается использование синонимов всех типов, многозначности, разных стилевых пластов лексики. В художественном стиле (по сравнению с другими функциональными стилями) существуют свои законы восприятия слова. Значение слова в большей степени определяется целевой установкой автора, жанровыми и композиционными особенностями того художественного произведения, элементом которого является это слово: во-первых, оно в контексте данного литературного произведения может приобретать художественную многозначность, не зафиксированную в словарях, во-вторых, сохраняет свою связь с идейно-эстетической системой этого произведения и оценивается нами как прекрасное или безобразное, возвышенное или низменное, трагическое или комическое [14, c. 28].

Употребление языковых средств в художественной литературе в конечном итоге подчинено авторскому замыслу, содержанию произведения, созданию образа и воздействию через него на адресата. Писатели в своих произведениях исходят прежде всего из того, чтобы верно передать мысль, чувство, правдиво раскрыть духовный мир героя, реалистически воссоздать язык и образ. Авторскому замыслу, стремлению к художественной правде подчиняются не только нормативные факты языка, но и отклонения от общелитературных норм [14, c. 35].

Широта охвата художественной речью средств общенародного языка настолько велика, что позволяет утверждать мысль о принципиальной потенциальной возможности включения в стиль художественной литературы всех существующих языковых средств (правда, определенным образом соединенных).

Перечисленные факты свидетельствуют о том, что стиль художественной литературы обладает рядом особенностей, позволяющих ему занять в системе функциональных стилей свое, особое, место.

Художественный стиль отличается от других функциональных стилей тем, что в нем используются языковые средства всех других стилей, однако эти средства выступают здесь в измененной функции – в эстетической. Кроме того, в художественной речи могут использоваться не только строго литературные, но и внелитературные средства языка – просторечные, жаргонные, диалектные, которые также используются не в их первичной функции, а подчиняются эстетическому заданию [16, c. 56].

Можно сказать, что в художественном стиле все языковые средства, в том числе и нейтральные, используются для выражения поэтической мысли автора, для создания системы образов художественного произведения [16, c. 59].

В целом художественный стиль обычно характеризуется образностью, выразительностью, эмоциональностью, авторской индивидуальностью, конкретностью изложения, специфичностью использования всех языковых средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2Понятие “художественное произведение”

 

 

Художественное произведение – сложноорганизованное целое. Необходимо познать его внутреннюю структуру, то есть выделить отдельные его составляющие  и осознать связи между ними.

В современном литературоведении существуют две основные тенденции в установлении структуры произведения.

Первая исходит из выделения в произведении ряда слоев, или уровней. Например, М.М. Бахтин (“Эстетика словесного творчества”) видит в произведении два уровня – “фабулу” и “сюжет”, изображенный мир и мир самого изображения, действительность автора и действительность героя [ 17, c. 1].

Второй подход к структуре художественного произведения в качестве первичного разделения берет такие категории, как содержание и форма.

Художественное произведение есть явление не природное, а культурное, а это значит, что в основе его лежит духовное начало, которое, чтобы существовать и восприниматься, непременно должно обрести некоторое материальное воплощение, способ существования в системе материальных знаков. Отсюда естественность определения границ формы и содержания в произведении: духовное начало – это содержание, а его материальное воплощение – форма [17, c. 1].

Содержание литературного произведения мы можем определить как его сущность, духовное существо, а форму – как способ существования этого содержания. Содержание, иными словами, это “высказывание” писателя о мире, определенная эмоциональная и мыслительная реакция на те или иные явления действительности.

Форма – та система средств и приемов, в которой эта реакция находит выражение, воплощение. Несколько упрощая, можно сказать, что содержание – это то, что   сказал писатель своим произведением, а форма – как он это сделал.

Форма художественного произведения имеет две основные функции.

Первая осуществляется внутри художественного целого, поэтому ее можно назвать внутренней: это функция выражения содержания.

Вторая функция обнаруживается в воздействии произведения на читателя, поэтому ее можно назвать внешней (по отношению к произведению). Она состоит в том, что форма оказывает на читателя эстетическое воздействие, потому что форма выступает носителем эстетических качеств художественного произведения [17, c. 2].

Содержание само по себе не может быть в строгом, эстетическом смысле прекрасным или безобразным – это свойства, возникающие исключительно на уровне формы.

Художественное произведение относится к художественному стилю речи. Текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи. В художественном произведении слово не только несет определенную информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов. Чем ярче и правдивее образ, тем сильнее он воздействует на читателя. Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Это тропы: эпитеты, сравнения, олицетворения, гипербола, литота, аллегория, метафора. И стилистические фигуры: анафора, эпифора, градация, параллелизм, риторический вопрос, умолчание [17, c. 2].

Жанр тесно связан с художественным произведением. Жанры в художественной литературе – это особый сложный вопрос. Как известно, все художественные произведения в зависимости от характера изображаемого относятся к одному из трёх родов: эпосу, лирике или драме. Литературный род - это обобщённое название группы произведений в зависимости от характера отображения действительности.

Под эпосом (от греч. “повествование”) понимается обобщённое название произведений, изображающих внешние по отношению к автору события. Обобщённое название произведений, в которых нет сюжета, а изображаются чувства, мысли, переживания автора или его лирического героя- это лирика (от греч. “исполняемое под лиру”). Группа произведений, предназначенных для постановки на сцене, и  в которых преобладают диалоги персонажей, авторское начало сведено к минимуму являются драмой (от греч. “действие”) [18].

Разновидности эпических, лирических и драматических произведений называют видами литературных произведений.

Вид и жанр - понятия в литературоведении очень близкие.

Жанрами называют вариации вида литературного произведения. Например, жанровой разновидностью повести может быть фантастическая или историческая повесть, а жанровой разновидностью комедии - водевиль и так далее. Строго говоря, литературный жанр - это исторически сложившийся тип художественного произведения, содержащий определённые, свойственные данной группе произведений структурные черты  и эстетическое качество.

К жанрам эпических произведений относят: эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, легенда [18].

К эпопеи относят крупное художественное произведение, повествующее о значительных исторических событиях. В древности – это повествовательная поэма героического содержания. В литературе 19-20 веков появляется жанр роман-эпопея – это произведение, в котором становление характеров главных героев происходит в ходе их участия в исторических событиях.

Большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом, в центре которого – судьба личности является романом.

Небольшое художественное произведение, занимающее серединное положение между романом и рассказом по объему и сложности сюжета называется повестью. В древности повестью называли всякое повествовательное произведение.

Рассказ – это художественное произведение небольшого размера, в основе которого – эпизод, случай из жизни героя [18].

Под сказкой понимается произведение о вымышленных событиях и героях, обычно с участием волшебных, фантастических сил.

И последняя из видов жанра басня (от “баять” - рассказывать) – это повествовательное произведение в стихотворной форме, небольшого размера, нравоучительного или сатирического характера [18].

К жанрам лирических произведений относят: ода (хоровая, торжественная песня), гимн (торжественная песня на стихи программного характера), песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание.

Эпиграмма (с греч. “надпись”) – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э. А элегия – это жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Белинский назвал элегией “песню грустного содержания”. Слово “элегия” переводится как “тростниковая флейта” или “жалобная песня”. Элегия возникла в Древней Греции в 7 веке до н. э.

Послание как жанр лирики представляет собой стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьбу, пожелание, признание.

Сонет (от провансальского sonette – “песенка”) – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Сонет зародился в Италии в 13 веке (создатель – поэт Якопо да Лентини). Основные виды сонета – итальянский (из 2-х кат-ренов и 2-х терцетов) и английский (из 3-х катренов и заключительного двустишия) [18].

Лирические жанры подразделяются на поэму (с греч. poieio – “делаю, творю”) и балладу, которая представляет собой сюжетную песню драматического содержания, рассказ в стихах.

Поэму и балладу часто путают, главным отличием поэмы от баллады является то, что поэма – это крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или легендарную тему.

Трагедия, комедия и драма относятся к жанрам драматических произведений:

Трагедия (с греч. tragos ode – “козлиная песня”) – драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу сильных характеров и страстей, которое обычно заканчивается гибелью героя [18].

Комедия (с греч. komos ode – “веселая песня”) относится  к драматическим произведениям с веселым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки. Жанровой разновидностью комедии является водевиль, который представляет собой лёгкую комедию с пением куплетов и танцами. Ещё одной разновидностью  комедии является фарс. Фарс – это театральная пьеса лёгкого, игривого характера с внешними комическими эффектами, рассчитанная на грубый вкус. Противоположна комедии драма (“действие”). Драма изображает личность в ее драматических отношениях с обществом. Это литературное произведение в форме диалога с серьезным сюжетом. Разновидностями драмы могут быть трагикомедия или мелодрама.

До XIX века под жанром понимали “группу литературных произведений, в которых теоретически выявляется общая “внешняя” (размер, структура) и «внутренняя» (настроение, отношение, замысел, иными словами - тема и аудитория) форма. Из этого следует, что жанр имеют произведения, которым

присуща как “внешняя”, так и “внутренняя” форма”. Но в XIX— XX веках авторы «Теории литературы» отбрасывают это определение жанра. В новой литературной ситуации, как они стараются показать, это определение неэффективно, оно “не работает”. Литературные жанры изменились до такой степени, что само понятие оказалось под угрозой. “Обычно последний век, который связывают с историей жанров, — XVIII, по той причине, что в последующее время жанровые категории теряют четкие очертания, модели жанров в большинстве своём распадаются”. Динамика жанрового развития приводит, по Р. Уэллеку и О. Уоррену, к разрушению старой системы жанров и соответственно отражающей ее концепции. Единство “внешней” и “внутренней” форм исчезает. Так, среди различных видов романа, по тематике можно выделить следующие: исторический, политический, церковный, экономический, юридический и так далее [19, c. 46].

 

 

 

 

 

Информация о работе Жанрово-стилевые особенности