Зарубежная литература

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 12:05, реферат

Краткое описание

«Робинзон Крузо на своем острове - один, лишенный помощи себе подобных и всякого рода орудий, обеспечивающий себе, однако, питание и самосохранение и достигающий даже некоторого благополучия, - вот предмет..., который тысячью способов можно сделать занимательным...», - писал французский философ Ян Жак Руссо в педагогическом трактате «Эмиль, или воспитании».

Файлы: 1 файл

Зарубежная литература.docx

— 40.60 Кб (Скачать)

     Сочетание наивного, некритического приятия традиционной мифологии с тоже еще довольно наивной, но типично буржуазной рассудочностью иногда приводит Робинзона к восхитительному  простодушию: например, - когда он взвешивает, не дьявол ли оставил человеческий след на его острове, чтобы его  смутить, и решает очень серьезно, что все шансы против такого предположения.

     Но, кроме наивности, в Робинзоне  есть еще одна более ценная черта  молодости класса - бодрость и жизнеспособность. Робинзон - несомненно самая бодрая книга во всей буржуазной литературе. Это привлекало к ней молодую буржуазию XVIII века. Основная особенность Робинзона - именно жизнеспособность и бодрость. В своем отчаянном положении Робинзон не унывает. Сразу с неисчерпаемой энергией принимается он осваивать свою новую среду. Дефо подчеркивает, что до своего крушения Робинзон не имел практических познаний, никакой технической специальности: он буржуа-джентльмен, и только необходимость заставляет его взяться за работу. Но он способен за нее взяться. Его класс еще здоров и жизнеспособен. У него еще большое будущее. Робинзон не имеет оснований умирать, и он не умирает.

     Бодрость  и жизнеспособность Робинзона привлекают к нему и читателей того класса, в котором эти черты - не признак  преходящей молодости, а неистребимое свойство, которое он передает и  создаваемому им социалистическому  обществу.

     Бодрость  человека в борьбе с природой - вот  лейтмотив Робинзона. Он искажен  в нем уродливой природой собственнического  и эксплоататорского класса, - еще  наивного и свежего, когда писался  Робинзон, но с тех пор дожившего  до безобразной и гнилой старости и давно лишенного всего, что  привлекает в Робинзоне. Единственный наследник того, что было бодрого  и здорового в Робинзоне, - строящий социализм пролетариат. В его  литературном наследстве эта книга  должна занять не последнее место.

     Повествовательная структура романа Дефо «Робинзон Крузо» основана на синтезе различных существовавших до того жанров: жизнеописания, мемуаров, дневника, хроники, авантюрного романа, плутовского, - и имеет самоповествовательную форму.

     Причина популярности и занимательности  романа состоит не только в необычности  использованной Дефо фабулы и подкупающей  простоте языка, но и в семантически эмоциональной внутренней насыщенности текста, мимо которой зачастую проходят исследователи, обвиняя Дефо в сухости  и примитивности языка, а также  в исключительном, однако естественном и не нарочитом драматизме, конфликтности. Своей популярностью роман обязан и обаятельности главного образа - Робинзона, той положительной заданности его, которая окупает любой его поступок. Положительная заданность Робинзона кроется в самой положительной заданности романа как своего рода утопии о чистом предпринимательском труде. В своем романе Дефо соединил элементы противоположных, даже несовместимых по способам композиции и стилевым особенностям повествований: сказки и хроники, - создав таким, и именно таким образом эпопею труда. Именно этот содержательный аспект, легкость кажущегося его претворения завораживает читателей.

     Сам образ главного персонажа не столь  однозначен, как может показаться по первом прочтении, подкупясь простотой  изложения им выпавших на его долю приключений. Если на острове Робинзон выступает в роли творца, созидателя, труженика, мятущегося в поисках  гармонии человека, заведшего разговор с самим Богом, то в доостровной  части романа он показан с одной  стороны, как типичный плут, пускающийся  на рискованные мероприятия с  целью обогащения, а, с другой, как  человек авантюры, ищущий приключений, фортуны. Преображение героя на острове  носит сказочный характер, что  подтверждает и его возврат в  исходное состояние при возвращении  в цивилизованное общество. Чары исчезают, и герой остается таким, каким  и был, поражая иных исследователей, не учитывающих эту сказочность, своей статичностью.  

ЛИТЕРАТУРА 

  1. Атарова К.Н. Секреты простоты. Даниель Дефо. Робинзон Крузо / К.Н. Атарова. - М.: Книга, 1990. - 237 с.
  2. Соколянский М.Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения: Проблемы типологии / М.Г. Соколянский. - Киев; Одесса, 1993. - 304 с.
  3. Плавскин З.И. История зарубежной литературы XVIII века / З.И. Плавскин. - М.: Слово, 2001. - 561 с.
  4. Тураев. С.В. История всемирной литературы / С.В. Тураев. - М.: Мысль, 1998. – 499 с.
  5. http://ua-referat.com/warcraft/Даніель_Дефо
  6. http://revolution.allbest.ru/literature/00093941_0.html

Информация о работе Зарубежная литература