ВОВ В произведениях русской литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:40, реферат

Краткое описание

Вот уже и третье тысячелетие вступило в свои права. Все прошедшие века в истории человечества перенасыщены войнами. На нашей планете войны шли всегда, их было свыше пятнадцати тысяч различного уровня. Но такой войны, какой была Великая Отечественная, мир никогда не знал. Немецкий фашизм втянул в эту войну десятки стран Европы, миллионы людей.

Файлы: 1 файл

Война.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

                     И вот неподкупной зимою военного года,

     Когда занимался над Камой холодный рассвет,

       Собрал самых лучших рабочих директор завода,

А было рабочим  – всего по четырнадцать лет.

                     В усталые лица глядело суровое время,

Но каждый в себе довоенное детство нашёл,

    Как только рабочую премию – банку варенья –

            Пред нами, мальчишками кто-то поставил на стол.

    Меня совершенно потряс рассказ  «Стёпка, мой сын». Имя автора  его Николая Семёновича Евдокимова  незаслуженно забыто. Он – тоже  участник войны. Горько от того, что Стёпка – это не родившийся сын, что отец только представляет, как бы он вырос, каким он мог стать юношей, как его могли бы любить. Так сложилось у многих молодых людей, первая любовь пришлась на войну! Двадцать лет как кончилась война, но все эти двадцать лет живёт в рассказчике память о погибшей любимой, о погибшем, ещё не родившемся сыне, который рос в воображении отца, в его мечтах. То есть война убила не только миллионы людей, но и в несколько раз больше, тех, кто мог бы еще родиться.

                 

                        Не рождён, не рождён в сорок первом…

                        Не рождён, не рождён в сорок третьем…

                        Не рождён, не рождён в сорок пятом,

                        Не кричат нерождённые дети.

                                                Д.Костюрин «Баллада о нерождённых». 
 
 
 

Мое исследование 

       Чтобы подтвердить то, о чем неоднократно было сказано выше, приведу немного статистики. Проверим, интересна ли тема моей работы в наши дни, насколько востребована и популярна военная литература среди моих сверстников.

      Как объект моего исследования я выбрала юношескую библиотеку им. Л.Н. Толстого г.Перми. Я просто посчитала по читательским формулярам количество читателей, которые за последние два с половиной года брали в библиотеке литературу о войне, и лирику и прозу.

     Я выяснила, что в течение 2009 года в юношеской библиотеке имени Л.Н.Толстого 528 школьников различных возрастов из разных школ и средних специальных образовательных учреждений брали литературу о войне. В 2010 же году эта цифра, в связи с памятной датой – 60 лет со Дня Победы, выросла более, чем в полтора раза – 823 школьников. За два первых месяца 2011 года уже 145 школьника взяли в библиотеке литературу о войне. Хочется так же отметить, что, судя по данным исследования, наиболее популярной среди школьников является военная проза -  ее берут в библиотеке почти в 3 раза чаще, чем стихи.

      Вывод из всего вышесказанного следует только один: литература военного времени и в частности тема юности на войне не утратила свою значимость и в наши дни. Она до сих пор остается востребованной и интересной для современной молодёжи.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

 «От эха войны не уйти…»

К.Ваншенкин

      Нам есть что читать о войне. И не только нам, будет что читать и нашим детям. Ведь современной книгу делает не то, когда она была написана, а то какая правда в ней заключена. Таких правдивых книг в нашей литературе немало. Но скоро не останется в живых свидетелей тех грозных лет. Поэтому новые правдивые произведения уже не появляются. Только за последнее десятилетие литература потеряла, если называть  более известных авторов, В.Астафьева, А.Солженицына, В.Быкова, В.Богомолова, Г.Бакланова. Именно знание фронтовой действительности – основа правдивости книг о войне. Об этом времени, о Великой Отечественной войне останутся стихи, песни, книги, созданные теми, кто воевал.

      Память. Связь поколений. Что это значит для меня? Война непосредственно коснулась и моей семьи. Мой прадедушка Иван Семенович Васильев – из числа тех трёх процентов счастливчиков, которые уцелели в том страшном испытании. «Убитым поколением» назвал Василь Быков этот возраст. Мы должны помнить всех: сожженных, расстрелянных, повешенных, убитых и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом. Восемнадцатилетним юношей после окончания лётной школы прадедушка попал на фронт. На маленьком самолёте ПО-2 каждую ночь вылетал на разведку с целью обнаружения противника. А как можно его обнаружить? Это когда ты летишь низко-низко, а он по тебе стреляет. Видимо, судьбе было угодно, чтобы он остался жив, дошёл до Берлина. Без этого не родилась бы моя бабушка, потом мой папа, а значит не появилась бы и я. Спасибо тебе, незнакомый мой прадедушка!

    Моя двоюродная бабушка Анна Филипповна Булдакова, умница, красавица, военврачом прошла долгий путь от реки Халхин – Гол в Монголии в 1939 году до венгерского города с трудным названием Секешфехервар в 1944 году.

      Ее муж, тоже военный врач, Юлиан Николаевич Рыков без вести пропал: его поезд к месту назначения в Белоруссии должен был прибыть 22 июня 1941 года…

      Другой мой прадедушка военный инженер Осадчий Израиль Пинхусович за заслуги перед Отечеством во время  войны награждён орденом Боевого Красного Знамени и множеством медалей.

      Воевали и другие члены моей семьи, воевали достойно, заслужив благодарности от командования и правительственные награды.

           Я вас никогда не забуду! Моя работа посвящена вам. Я в долгу перед вами и буду об этом помнить всегда.

                  

                       Прошла война, прошла страда,

                       Но быль взывает к людям:

                       Давайте, люди, никогда

                       Об этом не забудем.

                       Пусть память верную о ней

                       Хранят, об этой муке,

                       И дети нынешних детей,

                       И наших внуков внуки…

                                                                                 А. Твардовский. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

План: 

    1.                     Вступление. У нас общая история.
    2. Стихи как память о войне (лирика о войне).
    3. «На войне как на войне» - юность на войне.
    4. «И деревушка наша проходит в шинели» - у войны не женское лицо.
    5. «Я родом не из детства – из войны» - дети на войне.
    6. Мое исследование.
    7. Заключение. Слава мёртвых и память живых.
    8. Список литературы.
 

      
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

МАОУ  «Средняя общеобразовательная школа

с углубленным  изучением английского языка  №50» 
 
 
 

Юность на войне.

  По страницам художественной  литературы. 
 
 

Работу выполнила  ученица 9 «Б» класса

Филимонова  Александра 

Руководитель: Васильченко Г.В. 
 
 
 
 

г. Пермь

2011

Список  литературы: 

  1. Артёмова О.В. «Солдат войны и прозы». Константин Воробьёв// Литература в школе. - 2010. - №4. - С.46-47.
  2. Головина Л.А. «Звезда» Э.Казакевича // Литература в школе. -2006. - №5. - С.33-34.
  3. Егорова Л.Н. Эта война должна быть последней! // Литература в школе. - 2010. - №6. - С.25-27.
  4. Лейдерман Н.Л. Современная русская литература: 1950-1990е годы. В2т.: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Т.1 1953-1968/ Н.Л.Лейдерман, М.Н.Липовецкий. - М.: Академия. - 2006. - 416с.
  5. Николаева С.А. Дети и война: Очерки. - М.: Детская литература, 1991. - 160с.
  6. Окунева О.В. Дети страшной той войны // Литература в школе. – 2007. - №6. – С.44-46.
  7. Педчак Е.П. Литература. Русская литература XX века. – Ростов-на-Дону.: Феникс,2002. – 352с.
  8. Петрова Л.В. Читательская конференция по книге С.Алексиевич «Последние свидетели» // Литература в школе. – 2006. - №5. – С.35-37.
  9. Рябова Т.Н. Повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие…»// Литература в школе. – 2010. - №5. – С.30-32.
  10. Серафимова В.Д. Русская литература (1-я половина ХХ века)/ Учебник – хрестоматия.: М.: Владос, 1997. – 528с.
  11. Сычев Б.П. Сыновья уходят в бой. Авторская песня. Тема войны в творчестве В.Высоцкого // Уроки литературы. – 2005. - №7. – С.41-44.
  12. Тарасова Л.А. Война и любовь. Урок по рассказу В.П.Астафьева «Звездопад» // Уроки литературы. – 2006. - №4. – С.10-11.
  13. Учамбрина И.А. «Наука жить достойно» // Литература в школе. – 2005. - №5. – С.36-39.
  14. Холодяков И.В. Великая Отечественная война в произведениях русской литературы ХХ века // Уроки литературы. – 2004. - №5. – С.19-23.
  15. Шагалов А.А. Василь Быков. Повести о войне. – М.: Художественная литература,1989. – 302.
  16. Шкурат Л.С. Воспитательное значение литературы о Великой Отечественной войне // Литература в школе. – 2010. - №5. – С.20-24.

Информация о работе ВОВ В произведениях русской литературы