ВОВ В произведениях русской литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:40, реферат

Краткое описание

Вот уже и третье тысячелетие вступило в свои права. Все прошедшие века в истории человечества перенасыщены войнами. На нашей планете войны шли всегда, их было свыше пятнадцати тысяч различного уровня. Но такой войны, какой была Великая Отечественная, мир никогда не знал. Немецкий фашизм втянул в эту войну десятки стран Европы, миллионы людей.

Файлы: 1 файл

Война.doc

— 237.50 Кб (Скачать)
">       Немецкие танки уничтожили роту, которая противостояла им только  самозарядными винтовками, бутылками  с зажигательной смесью и беспримерным  мужеством. Танк движется на  Ястребова. Алексей складывает  аккуратно шинели, винтовки, автомат, по-крестьянски основательно. В минуту, когда лейтенант встал навстречу смерти, он «болезненно остро ощутил присутствие тут своего детства». Ястребов вспомнил деда Матвея, заменившего ему отца, слова и запахи детства, его малой Родины. Эти воспоминания помогли ему выиграть поединок с танком.

      Кремлёвские курсанты не просто  погибли, они заведомо были  обречены, так как воевать и  обороняться им практически было  нечем. Отсюда и название повести  «Убиты под Москвой».

     

      Война – это не только физическое испытание, но и проверка человека на нравственность, человечность. «От умения жить достойно очень многое зависит в наше сложное, тревожное время. В конечном счете именно наукой жить достойно определяется сохранение жизни на Земле. Жить по совести нелегко. Но человек может быть человеком, и род человеческий может выжить только при условии, что совесть людская окажется на высоте».

       Это слова белорусского писателя Василя Быкова, который всю свою жизнь был верен одной своей теме – теме Великой Отечественной войны. Творчество Быкова известно далеко за пределами его родной Белоруссии, хотя в юности он и не помышлял о писательском труде. После семилетки поступил на скульптурное отделение Витебского художественного училища. Когда началась война, был направлен в инженерный батальон. Он участвовал в тяжелых боях на Юго-Западном фронте; после окончания пехотного училища в звании младшего лейтенанта снова воевал: на Украине, в Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии – до самой Победы; дважды был ранен.

      Зная войну не понаслышке, а  изнутри, Быков счёл себя обязанным  рассказать правду о ней. «Это  наш общественный и писательский  долг перед живыми и мёртвыми».  Быков говорил, что его цель  в литературе – «исследовать  не самое войну (это задача историков), а возможности человеческого духа, проявляющиеся на войне».

      «Альпийская баллада» (1964) – одно из ранних произведений Василя Быкова, сразу имевшее громадный читательский успех. В центре повести – обычный рядовой боец Иван Терешка. Был ранен и взят в плен. Тогда, по закону военного времени, сдаться в плен означало измену Родине. Боец должен застрелиться, но не даться живым. Однако обстоятельства на войне были разными. Так и Иван из-за боли не успел сделать выбор. «В полку он ничем не выделялся среди других пехотинцев. За прежние бои получил три бумажки с благодарностью от командования да две медали «За отвагу» и думал, что на большее не способен. И уже в плену, где некому было ни вдохновлять на героические подвиги, ни награждать, где за малейшее неповиновение платили жизнью, в нём как-то сами собой проявились дух непокорства, дерзость и упрямство». На фронте ты можешь с оружием в руках бороться с врагом. А в плену тебе нечем ответить на унижения и издевательства – только побег. Три попытки совершить побег заканчивались для Ивана Терешки неудачами. И всё же он делает четвёртую попытку, которая и составляет сюжет повести. Даже в плену Иван сохраняет человеческое достоинство. Когда командофюрер Зандлер приказывает Ивану начистить ботинки, тот не может сдержать свой гнев и бьёт немецкого офицера по лицу. От смерти Ивана спас внезапно прозвучавший взрыв, и это обеспечило ему возможность бежать, прихватив пистолет Зандлера. Несмотря на усталость, голод, холод, он остаётся милосердным – не прогоняет Джулию, которая бежит из плена вслед за ним, так как считает долгом мужчины накормить, поддержать слабую девушку. «Я говорю просто о человеке,- замечал Быков,- для возможностях для него и в самой страшной ситуации сохранить своё достоинство. Если есть шанс – выиграть, если нет – выстоять и победить, пусть не физически, но духовно. Война загоняет человека в угол, пытается лишить его чести, оклеветать, вывернуть и перемолоть его душу. А он стоит. А он всё выносит». Это сказано о простом парне, солдате Иване Терешке.

      Джулия – итальянка, тоже бежит  из лагеря, тоже яростно ненавидит  фашистов. Она красива, изящна. Мы  видим, как постоянно сочувствие  к девушке перерастает у Ивана  в более глубокое чувство. Но  любовь Ивана и Джулии не  имеет продолжения: и разлучает война, за кратковременным счастьем – смерть. Но именно здесь, где рядом смерть и война, у героя появляется близкий человек, которого никогда у него не было. И он делает всё, даже ценой свое жизни, чтобы спасти этого дорогого человека: он сталкивает её с края обрыва на снег – ему, с его больной ногой, спрыгнуть не удастся. Теперь он спокоен и готов ко всему.

      В названии повести присутствует  слово «баллада». Почему? В «Словаре  литературных терминов» говорится,  что «баллада – стихотворный  рассказ на легендарную или историческую тему. Реальное в балладе нередко сочетается с фантастическим. Для баллады характерны трагизм, таинственность, отрывистое повествование, драматический диалог… Форму баллады получали стихи о подвигах во время Великой Отечественной войны». Всё это присутствует в произведении Быкова. И всё же его баллада – альпийская: в ней писатель воспевает любовь, которая всё побеждает – голод, холод, войну, смерть. А вокруг - сказочная красота: великолепная природа, солнце, луга альпийских маков.

      Ивану так и не удалось добраться  до партизан. Но погибает он  геройски (хотя его мужество видят  только враги) – с оружием  в руках, спасая любимую. Спустя  году итальянская женщина Джулия  Новелли, Чудом спасшаяся, напишет  письмо землякам Ивана «с благодарностью ко всем – родившим, воспитавшим и знавшим Человека, истинно русского по доброте и достойного восхищения по своему мужеству».

      Самого Василя Быкова, прошедшего, как мы уже говорили, всю войну,  судьба словно берегла от гибели. У него тоже был чудесные спасения. В Кировоградской области даже есть братская могила, где среди похороненных  значится его имя. Но тогда его спас командир роты – он подорвал танк, преследовавший Быкова… А в Венгрии в двух шагах от него упал снаряд, но не разорвался.

     По мнению писателя Юрия Бондарева, «война счастливыми стечениями  обстоятельств сохранила его, прекрасного писателя, для того, чтобы сказать истину о войне и трагических сороковых годах и чтобы сказать о том, что человек… поднимается до небесных высот, когда сознаёт, что чужая боль – это его боль, что близкий его – это он сам, независимо от счастливого или смертельного поворот в судьбе».

      Четвёртый этап жизни военной  прозы - с середины 1960-х до начала 1980-х годов. Он продолжает тему  психологии человека на войне. Но с другой стороны, появляется увлекательный военный детектив, например, «Момент истины» («В августе сорок четвёртого…») Владимира Богомолова. И сама книга, и кинофильм по ней очень интересны, но как считают специалисты, «при всём правдоподобии реальность в этих произведениях условна».

      Среди «лейтенантской прозы»  продолжает развиваться направление,  которое критики назвали «фронтовой  лирической повестью». Центральный  персонаж её - либо бывший студент,  либо вчерашний школьник. А вот  время их вступления в большую, взрослую жизнь пришлось на войну. Очень часто повествование ведётся от первого лица. Мы видим войну глазами юности, как, например, в повести писателя - фронтовика Виктора Астафьева «Звездопад». 
 

     
 
 

       В последнем интервью В.Астафьев назвал повесть «Пастух и пастушка» своим лучшим произведением. Это история любви молодого девятнадцатилетнего лейтенанта Бориса Костяева и Люси. У повести есть подзаголовок «Современная пастораль». В переводе с латыни означает «пастушеский». Это драматическое или музыкальное произведение, идиллически изображающее мирную жизнь пастухов и пастушек на лоне природы. Какая может быть идиллия на войне? Уже завтра ничего этого не будет. У любви на войне нет будущего. Его убьют, она останется одна. Но любовь живет даже в этом ужасе. В повести есть главные признаки пасторали: любовь, радость, счастье. Но она «современная», то есть по-военному безжалостная. С одной стороны, воспоминание об увиденных в детстве на сцене театра танцующих пастухе и пастушке. С другой стороны, - военный быт: В освобожденной деревне бойцы нашли трупы старика и старухи, пастуха и пастушки: их не разлучила даже смерть. «Угрюмо смотрели военные на старика и старуху, наверное, живших по-всякому: и в ругани, и в житейских дрязгах, но обнявшихся преданно в смертный час». Эти же скорбные молитвы искалеченных войной судеб звучат как в начале повести (женщина бредёт по полю к одинокой могиле), так и завершают её: «Почему ты лежишь один посреди России?»

    Борис Костяев – молодой офицер, интеллигентный, начитанный, мужественный, но и романтичный. Во время боя подбивает танк. В нем одновременно живут и ненависть к врагам, и жалость к умирающим немцам. Но Борис понимает, что жалость необходимо подавить, иначе врага не уничтожить: «Зачем пришли сюда?...Зачем? Это наша земля! Это наша Родина! Где ваша?» Позднее он признается Люсе, что самое страшное – «привыкнуть к смерти, примириться с нею…» Чуть позже, во время наступления, он поймал себя на мысли, что привык к смерти. Для него это действительно трагедия. Война делает человека другим – она ожесточает его.

    В отличие от Бориса, старшина  Мохнаков не жалеет врагов, в  его душе только черная ненависть.  На войне живет по принципу  «всё дозволено», мол, война всё  спишет. Но Моханков, несомненно, герой: Он погибает, бросившись с противотанковой миной под немецкий танк. Борис умирает в санитарном поезде.  Во время наступления он получил ранение в плечо, рана незначительная. Если пуля и не убьет человека в бою, война отнимет у него все силы, она уничтожает в человеке желание жить, стремление к жизни. Один за другим погибают бойцы из его взвода. Оборванная любовь тоже повлияла на его драму. Пройдя через войну, Борис Костяев больше не может бороться за свою жизнь и умирает совсем от легкой раны: «Просто тут, - показал на грудь Борис, - выболело», когда няня Арина в санитарном поезде пыталась пробудить интерес Бориса к жизни. «Такое легкое ранение, а он умер», - сокрушается Арина, когда лейтенанта похоронили в степи.

    Вот таким образом Астафьев  показал жестокую правду о войне, которая уносит жизни молодых и красивых парней, которая губит все самые прекрасные мечты.

    Так хочется, чтобы это никогда  не повторялось!   
 

Юность  на войне 

     Человек на войне. Каков он?

Писатель  фронтовик Виктор Александрович Курочкин (1923-1976) в повести «На войне как на войне» создал образ, казалось бы, совсем негероический. Младшему лейтенанту  Малешкину, можно просто Сане, очень хочется быть настоящим командиром, но пока вечно что-нибудь не в порядке: то шапка на голове не так сидит (звёздочка на боку), то карты ему не достать, то в ответственный момент лопнула тяга у самоходки. А ме6чтает Саня о подвигах. И не понимает, когда совершает их. Вот он полез в кабину самоходки за гранатой с выдернутой четкой, зная, что может подорваться в любую минуту. А ведь мог приказать это сделать одному из подчиненных. Не думая о героизме, когда бежал впереди самоходки, личным примером поддерживая водителя. В этом бою экипаж лейтенанта Малешкина подбил два немецких «тигра», решил исход сражения, и Саню после боя представили к Герою. А он не мог понять, как стал героем. Просто так надо было, чтобы победить врага.

    На войне как на войне: подвиг  и предательство, страдания и  смех молодость и любовь –  всё рядом. И Саня Малешкин  для нас становится близким, а потому тяжело воспринимаем его гибель. Погибает Санечка совсем не героически. Просто он ужинает со своим верным экипажем. А смерть приняла вид маленького осколка снаряда, который влетел в открытый люк машины и «как бритвой раскроил лейтенанту горло…». Что ж война бывает и такой.  

    Последним писателем, завершившим  четвёртый этап, был Вячеслав  Кондратьев, бывший взводный командир. Он пришел в литературу поздно, когда автору было уже под  шестьдесят и казало, что о  войне уже всё было сказано. Причём вошёл он активно, словно торопясь успеть (всё-таки возраст!) рассказать именно о своей войне. Прозу Кондратьева не случайно называют «ржевской»:  вся она связана с трагическими событиями, произошедшими подо Ржевом в 1942-1943 годах. И путь Ржев не получил официального статуса города-героя, но остался в памяти всех, кто там воевал, одной из самых героических страниц Великой Отечественной.

    Многодневные сражения, тяжелые,  кровопролитные бои, тысячи погибших…

К моменту  освобождения в городе насчиталось 362 жителя. Недаром своё знаменитое обращение от имени павших А.Твардовский начинает так:

                                                 Я убит подо Ржевом,

                                                 В безымянном болоте,

                                                 В пятой роте на левом,

                                                 При жестоком налёте.

«Главная  книга» В.Кондратьева – повесть «Сашка» (1978). До неё мы имели о войне литературу генеральскую, лейтенантскую, какую угодно, только не солдатскую. В поэзию солдат пришел много ранее – в «Тёркине», а в прозе – в «Сашке», этой, по определению Константина Симонова, «истории человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте и на самой трудной должности – солдатской». Это одно из произведений, в которых война представлена не в виде победных маршей, подвигов, а повседневной военной действительностью. Поступки Сашки по сути героичны, но рассказано о них прозаично, «по-домашнему». Вот он под огнем врага ползет, рискуя жизнью, чтобы снять с убитого тельца валенки. Нет, «валенки самому Сашке не нужны – он о ротном своём беспокоится: тот без сапог остался, а в чужих валенках «плавает».

    Вот ещё «негораздь какая!»  Раненый встретился на пути  в госпиталь, «большой и грузный», самому не дотащить. Как смог, перевязал его Сашка, вернуться обещал, метку на тропе оставил, а «на душе как-то нехорошо» было, пока не привел к раненому санитаров.

   Как  буднично это описал! Словно ничего  особенного в этом нет.

    Сколько написано книг, где главным событием был захват пленного, с опасностью, риском. Вспомним того же Травкина у Э.Казакевича, который добудет у немца важнейшие сведения. А Сашка, захвативший немца, не испытывает особого торжества – устал очень. Вот с этого и начинается такая негероическая война в повести Кондратьева. Несколько дней фронтовой жизни. Быт войны. Тот самый про который Кондратьев скажет: «…вся война из этого быта и состояла. Сами бои составляли не главную часть жизни человека на войне. Остальное был быт, неимоверно трудный, связанный и с лишениями, с огромными нагрузками». И писал Кондратьев о вечно мокрых ногах, голоде, о том, как перед атакой лопатку саперную за ремень засовывали – только бы не в живот пуля! Для чего? Только для того, чтобы показать человека, решившего остаться человеком даже в этой страшной войне. Можно ли использовать во имя правой цели неправые средства? Вспомним эпизод с пленным немцем. Немец не верит нашей листовке, обещающей военнопленным «хорошую жизнь». Сашка, напротив, верит сам и убеждает в этом пленного немца. А что на деле? Сашкиному командиру нет дела до его переживаний. Мало ли что там пишется в листовках! Расстрелять фашиста! Да не кому-нибудь, а именно – Сашке! В финале книги этот конфликт благополучно разрешился. Что не скажешь о жизни, где командир своего приказа не отменил. И военнопленный, поверивший нашей листовке о хорошем отношении с пленными, был расстрелян, а человек, выполнявший приказ(позднее рассказавший об этом Кондратьеву), всю жизнь терзался: правильно ли он поступил? Мог ли поступить иначе, не разрушая воинского долга?

Информация о работе ВОВ В произведениях русской литературы