ВОВ В произведениях русской литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:40, реферат

Краткое описание

Вот уже и третье тысячелетие вступило в свои права. Все прошедшие века в истории человечества перенасыщены войнами. На нашей планете войны шли всегда, их было свыше пятнадцати тысяч различного уровня. Но такой войны, какой была Великая Отечественная, мир никогда не знал. Немецкий фашизм втянул в эту войну десятки стран Европы, миллионы людей.

Файлы: 1 файл

Война.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

               Мы не успели, не успели, не  успели оглянуться,

               а сыновья, а сыновья уходят  в бой».

     Песня «Он не вернулся из  боя», по мнению Роберта Рождественского,  одна из главных в творчестве  Высоцкого. «В ней, - считал он, - помимо интонационной и психологической достоверности, есть и ответ на вопрос: почему поэт, человек, который по своему возрасту явно не мог принимать участия в войне, всё-таки пишет о ней, более того – не может не писать!»

               Почему всё не так, вроде всё как всегда,

               то же небо – опять голубое,

               тот же лес, тот же воздух  и та же вода,

               только он не вернулся из  боя… 

     Вместе со своим лирическим  героем Владимир Семенович Высоцкий  тоже переживал гибель каждого, изображаемого в своих антивоенных песнях. Вместе «и кровь, и дым, и пот они понюхали, хлебнули, повидали». Сам Высоцкий объяснял это так: «…почему у меня много военных песен? Почему я так часто обращаюсь к военной теме?... Во-первых, нельзя об этом забывать. Война всегда будет волновать – это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю… Во-вторых, у меня военная семья…».

     За последние годы было издано  огромное количество книг, посвященных  второй мировой  и Великой  Отечественной войнам. Это и труды историков, мемуарная, краеведческая литература. Если говорить о художественной литературе, то, к сожалению, за последнее время не появилось книг, которые можно поставить в один ряд с романами Константина Симонова, Виктора Астафьева, Бориса Васильева и других писателей военного времени. И издаётся художественной прозы о войне не так много. В основном это сборники повестей, рассказов, стихов, художественно-документальная проза. Переиздаются, уже ставшие классическими, произведения Юрия Бондарева, Василя Быкова, Бориса Васильева и других великих писателей советского  времени.

     Военная проза в своём развитии  прошла четыре этапа. Первый  этап – годы войны. За это  время только на русском языке  вышло более ста пятидесяти  повестей и романов, в которых главными были мотивы героизма и ненависти. Наиболее заметные повести – Василий Гроссман «Народ бессмертен» (1942), Александр Бек «Волоколамское шоссе» (1943), Константин Симонов «Дни и ночи» (1943).

     Второй этап – это 1946-1947 послевоенные  годы, когда появились роман Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» и повесть Эммануила Казакевича «Звезда». Эти два абсолютно разные произведения сближает то, как показаны будни войны; если можно сказать, - военный быт. А поступки самих героев не рисуются как подвиги, хотя и являются таковыми. Это как бы восприятие их самих: они делают свою работу – защищают Родину и, совершая подвиг, не успевают об этом задуматься… «Они растут, учатся, надеются, испытывают обычные горести и радости, порой для того, чтобы в одно туманное утро, успев только поднять своих людей в атаку, пасть на влажную землю и не встать более».

     «Звезда» Казакевича посвящена  подвигу группы разведчиков под  руководством лейтенанта Травкина, добывшей в тылу врага ценные  сведения, но не вернувшейся обратно. Кому как не Казакевичу знать о подобной ситуации, ведь сам он служил начальником разведки дивизии. Свой первый орден он получил за добычу «языка» в наиболее трудное для такой задачи время длительной обороны. Он с малочисленной группой разведчиков непроглядной ночью свалился в траншею к немцам и, после короткой рукопашной, захватил одного из них и приволок его в своё расположение. «Больше всего мы, - рассказывал он с обычным для него юмором,- боялись, отползая со своей ношей под пулемётным огнём противника, что пуля попадёт в этого немца, и тогда всё прахом, так как повторить такую операцию уже было бы невозможно».

     Что же такое «Звезда»? Какой  смысл вкладывает в это слово  автор повести? По Казакевичу  – это и позывной группы  Травкина, но это и высота, и яркость человеческой души. А, возможно, души погибших героев яркими звёздами смотрят на нас с небес: «Помните о нас…» Остался ли на земле след от промелькнувшей, как падающая звезда, разведгруппы Травкина? Об этом размышляет Казакевич на страницах повести и утверждает, что исход войны зависит от каждого бойца, каждого командира, от того, что каждый из них сделал для победы. «Так ширились  круги вокруг Травкина, расходясь волнами по земле до самого Берлина и до самой Москвы».

     В этой повести впервые возникает образ героя, который будет неоднократно повторён. Это образ мальчика-лейтенанта, на которого судьба взвалила огромную ответственность, вложила в руки оружие и заставила убивать. А может самого убила? Что страшнее?

     В повести две сюжетные линии. Первая - героическая, связана с подвигом группы Травкина, вторая – лирическая, с любовью Кати к суровому, гордому и чистому лейтенанту. Казакевич в своей маленькой повести сумел показать незабываемые характеры. Лейтенант – нежный и любимый сын и брат. До войны Травкин успел лишь окончить школу. Его мама, учительница из небольшого волжского городка, сохранила тетрадь по физике, его любимому предмету, где был образцовый порядок. У него была склонность к научной работе. Как знать, если б не война, из него может получился бы известный учёный. На войне перед нами юный командир, красавец. Он самозабвенно относится к своему делу, строг, замкнут, что не мешает иметь  друзей. Фронтовая дружба – это нечто особое, это надежное плечо. «В Гуревиче он угадывал свойственный и ему, Травкину, фанатизм при исполнении долга. Не думать о своей выгоде, а только о своём деле – так был воспитан Травкин, и так же был воспитан Гуревич. Они и называли друг друга «земляками», ибо они были из одной страны – страны верящих в своё дело  готовых отдать за него жизнь».

     Мы успели узнать и полюбить  Аниканова, настоящего русского  богатыря; весельчака Мамочкина  - смелого, но безрассудного. Семнадцатилетний  паренёк из Курска Голубь ещё  не наигрался в индейцев и  следопытов, а потому непрерывно находился в приподнятом настроении. Такие разные, они полюбились нам. Их гибель воспринимаешь как потерю близких людей. Наверное, поэтому по книге создано целых три фильма! Первый – 1949 года – получил Сталинскую премию. Второй появился в 1953 году. Современный - снят режиссёром Николаем Лебедевым в 2002 году и широко известен сегодня. Возможно, благодаря прекрасной игре актёра Игоря Петренко, сумевшего передать строгость, замкнутость, бескорыстие, преданность делу юного командира.

     Лирической начало в повести связано с темой безответной любви радистки Кати Симаковой к молодому лейтенанту Владимиру Травкину. Почему Травкин не взял её на задание? Почему не ответил взаимностью на её серьёзные чувства? Главное для Травкина – это дело. А дело сейчас – это война, поэтому на любовь запрет.

      Разведчики погибли, но жизнь  и борьба продолжаются. Подвиг  разведчиков навсегда в памяти  Кати. Генерал-майор Сербиченко никогда  не забудет своих солдат. Для  него много значили люди в  зелёных маскхалатах и лаптях. Молодой лейтенант Мещерский встал на место своего кумира… и продолжали лететь во вселенную позывные: «Звезда! Звезда!».

      На рубеже 60-х годов двадцатого  века качественный сдвиг «военной»  прозы связан с появлением  в советской литературе такого примечательного явления, как «проза лейтенантов». Артиллеристы Юрий Бондарь, Евгений Носов, пехотинцы Василь Быков, Вячеслав Кондратьев, миномётчик Михаил Алексеев, кремлёвский курсант, а затем партизан Константин Воробьёв… Они были непосредственными участниками военных событий, а потому принесли в литературу знания о войне. Им было, что сказать, они в этих событиях участвовали, а такой опыт самый ценный. Откуда, как не из их произведений, мы сможем почерпнуть знания о Великой войне?

      Почему писатели–фронтовики так долго молчали? Почему их первые «военные» произведения были написаны спустя более десяти лет после Победы? Наиболее полно на эти вопросы ответил Юрий Бондарев: «Люди окопов», обладающие писательским даром, молчали, прежде всего, потому, что их душевный опыт был насыщен до предела. Все четыре года войны они прожили, не переводя дыхания, и, казалось, концентрация деталей, эпизодов, конфликтов, ощущений, потерь, образов солдат, пейзажей, запахов, разговоров, ненависти и любви была настолько густа и сильна после возвращения с фронта, что просто невозможно было всё это организовать, найти необходимый сюжет, композицию, ясно проявить главную мысль. Сотни сюжетов, судеб, коллизий, характеров теснились в неостывающей памяти каждого. Всё было слишком горячо, слишком близко – детали вырастали до гигантских размеров, затмевали основное». Кроме того, одного военного опыта было недостаточно. Нужны были знания, которые не успели получить до войны. Надо было учиться мыслить и писать.

      Чаще всего в «лейтенантской прозе» изображается передний край, сражение на одном рубеже. Отсюда появился ещё один термин – «окопная правда». То есть это взгляд солдата, младшего командира, из окопа, а не «масштабный» взгляд на войну как героический подвиг всего народа в целом. Лейтенанты изображали войну такой, какой видели её сами, какой она была. Суровая правда войны в их произведениях сочетается с пристальным вниманием к поведению человека на войне, его внутреннему миру, его переживаниям. Человек на войне. Что он любит, что ненавидит, почему идёт на смерть? Именно в такие страшные моменты истории и становится ясно, кто есть кто. Поэтому были герои, но были и предатели, это нравственный выбор каждого.

      Опять цитирую Юрия Бондарева:  «Окопная правда для меня, в  первую очередь, - это очень высокая достоверность. Окопная правда – это те подробности взаимоотношений солдат и офицеров в их самых откровенных проявлениях, без которых война выглядит лишь огромной картой со стрелками, обозначающими направление ударов, и полукругами, обозначающими оборону. Для меня окопная правда – это подробности характера, ведь есть у писателя время и место рассмотреть солдата до того момента, когда он вытирает ложку соломой в окопе, до того момента, когда он берёт высоту и в самый горячий момент боя у него развёртывается портянка и хлещет его по ногам. А в героизм входит всё: от мелких деталей  (старшина на передовой не подвёз кухню) до главнейших проблем  (жизнь, смерть, честность, правда).»

     

       Константин Дмитриевич  Воробьёв родился 24 сентября 1919 года под Курском. После окончания семилетки уехал в Москву, учился в вечерней школе, служил в армии. В начале войны он направляется курсантом в Кремлёвское Краснознамённое пехотное училище. Окончил его по ускоренной программе. В звании лейтенанта участвовал в кровопролитных боях под Москвой. В 1941 году попал в плен. С декабря 1941 года по август 1943-го был в Ржевском, Клинском, Смоленском, Каунасском, Саласпилсском и Шауляйском лагерях для военнопленных и Панавежской тюрьме. Дважды бежал. Командовал партизанской группой в литовских лесах. Об ужасах фашистского плена родилась повесть «Это мы, Господи!..» После войны автор съездил на место, где располагался Саласпилсский лагерь. Сосны там стояли без коры – её съели пленные и «раны» на деревьях так и не зарубцевались. В Смоленском лагере были 150 граммов плесневелого хлеба из опилок и 425 граммов варева из крапивы в сутки. Эсесовцы, вооруженные лопатами, убивали беззащитных людей из спортивного интереса. Но там же были мужество, героизм и товарищеская помощь.

               Нам свои боевые

               Не носить ордена,

               Вам - всё это живые,

               Нам – отрада одна:

               Что недаром боролись

               Мы за Родину-мать,

               Пусть не слышен наш голос,-

               Вы должны его знать.

               Вы должны были, братья,

               Устоять, как стена,

               Ибо мертвых проклятье –

               Эта кара страшна.

    

      Эти строки Твардовского Воробьёв взял  эпиграфом для повести «Убиты под Москвой». Она посвящена подвигу боевых товарищей Константна Воробьёва – кремлёвских курсантов. 239 из них погибли в течение пяти дней в ноябре 1941 года при защите столицы. Это именно об этом произведении Виктор Астафьев написал: «Повесть не прочтешь просто так… потому что от неё, как от самой войны, болит сердце, сжимаются кулаки и хочется единственного: чтобы никогда – никогда не повторилось то, что произошло с теми курсантами, погибшего после бесславного, судорожного боя в нелепом одиночестве под Москвой».

      Герой военных произведений Воробьева  всегда лейтенант, выпускник Кремлёвского  училища, где все – и курсанты, и командиры – были только  одного роста: 183 сантиметра. Как  и всех, сражавшихся в тяжелые  месяцы 1941 года, их мучит непонимание: почему отступаем, а не бьем врага на его территории? Почему терпим поражение за поражением?

      Писатель не рассказывает о  том, как жили герои до сегодняшнего  момента. Он сразу бросает их  в те несколько военных дней, что отображены в повести. Для войны это очень много – пять дней. Это погибшие товарищи и первый убитый в рукопашном бою враг, да и сам бой – тоже первый, когда появляется животный страх перед смертью, а отсюда – малодушие, но тут же и героизм - один на один бой с фашистским танком. За пять дней война-игра стала войной – страшной действительностью. Это открылось не только для молодых лейтенантов, но и для их командиров. Вину за гибель роты принимает на себя капитан Рюмин. Он сам выносит себе приговор: «За это нас нельзя простить. Никогда!» И сам приводит его в исполнение.

Информация о работе ВОВ В произведениях русской литературы