Формы коллективного инвестирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 12:31, курсовая работа

Краткое описание

Инвестиционные компании сегодня предлагают своим клиентам богатый выбор активов для вложения своих средств. Многие трейдеры сами задумываются о том, как эффективно диверсифицировать свой инвестиционный портфель. Потому, говоря о российском рынке ценных бумаг, нельзя обойти вниманием такие виды инвестиций, как вложения в паевые инвестиционные фонды (ПИФы), негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и общие фонды банковского управления (ОФБУ). Именно эти коллективные формы доверительного управления имуществом сегодня наиболее распространены среди инвесторов.

Оглавление

Введение
1. Коллективное инвестирование………………………………………………5
1.1 Классификация коллективных инвестиций………………………….7
2. Характеристики различных форм коллективного инвестирования в России………………………………………………………………………….9
2.1 Паевые инвестиционные фонды……………………………………...9
2.1.1 Понятие и сущность…………………………………………….9
2.1.2 Развитие паевых инвестиционных фондов в России………...15
2.2 Акционерные инвестиционные фонды………………………………22
2.3 Кредитные союзы……………………………………………………...28
2.4 Негосударственные пенсионные фонды……………………………..31
Заключение.

Файлы: 1 файл

Курсовая Борисенко Дмитрия.doc

— 86.66 Кб (Скачать)

Лицензия  на осуществление деятельности акционерных  инвестиционных фондов выдается сроком на 5 лет. Срок действия лицензии может  быть продлен по заявлению лицензиата. При продлении срока действия лицензии она действует бессрочно  либо в течение срока, указанного в заявлении о продлении срока  действия лицензии. 
 
 

2.3 Кредитные союзы

Кредитные союзы являются неотъемлемой и необходимой  частью рынка ссудосберегательных  услуг России. Мировой опыт показывает, что эта форма вполне отвечает современным задачам инвестирования и развития производительных сил. В  ряде стран наблюдается бурный рост кредитной кооперации. В настоящее  время в мире существует около 36 тысяч кредитных союзов, количество пайщиков которых достигло почти 85 миллионов человек, а активы составляют 336 млрд. долларов.

По России в целом насчитывается около 130 кредитных потребительских кооперативов (кредитных союзов) с числом пайщиков порядка 40 тысяч человек и активами около 30 млрд.руб.

Кредитный союз (КС) - это добровольное самодеятельное и самоуправляемое на демократических  началах объединение лиц в  целях создания коллективного денежного  фонда для аккумуляции денежных средств и использования их на кредитование производственных или  потребительских нужд или на страхование  своих членов.

Как и  другие виды кооперации, кредитные  кооперативы являются объединением лиц, а не капиталов. Членство в них  является персональным и непередаваемым.

В них  действует принцип доступности  и добровольности членства, управление осуществляется на демократических  началах. КС является некоммерческой кооперативной  организацией со статусом юридического лица. КС приобретает статус юридического лица со дня его государственной  регистрации.

КС создаются  по признаку общности места жительства, трудовой деятельности, профессиональной принадлежности или любой другой общности граждан. Число членов КС ограничено и в большинстве случаев не превышает двух тысяч. Эти условия вводятся для того, чтобы повысить личную ответственность пайщиков перед кредитным союзом, а его администрации - перед пайщиками.

Уже нынешний опыт работы КС в России за неполные четыре года показал, что данный финансовый институт помогает гражданам решать свои текущие проблемы, открывая широкий  доступ к потребительскому кредиту  и к надежным условиям формирования семейных накоплений с минимальным  риском потери вкладов.

КС в  настоящий момент является единственным кредитным учреждением, которое  может предоставить ссуду частному лицу на экономически приемлемых для  него условиях. КС ввиду своих небольших  размеров и на основе принципа "все  знают всех" способен без значительных издержек и наиболее точно оценить  кредитоспособность своего пайщика, основываясь  не только на материальном или юридическом  обеспечении кредита, но и на его  личной порядочности, что значительно  упрощает процедуру получения кредита  пайщиком КС.

Необходимо  учесть, что важнейшим преимуществом  кредитных союзов перед другими  финансовыми институтами является их высокая надежность, достигаемая  высоким уровнем взаимного доверия  внутри КС и демократическими процедурами  управления и контроля.

Для обеспечения  своей надежности КС необходимо выявлять и оценивать риски своей деятельности и управлять ими. Основными финансово-кредитными рисками являются:

- риски  пассивных операций (риск досрочного  изъятия вкладов (депозитов); риск  массового изъятия паев; риск  привлечения "грязных денег" (криминальных, связанных с уклонением  от налогов и т. п.); риск завышенной  ставки по депозитам; - риски активных  операций (риск невозврата кредита  (ссуды)) вследствие недобросовестности  заемщика, его разорения или смерти; риск неплатежеспособности крупного заемщика, разновидность кредитного или рыночного риска; риск неликвидности активов; риск потери капитальной стоимости активов (обесценение ценных бумаг);

- смешанные  риски (риск несбалансированности  структуры активов и пассивов  по срокам; риск юридической некачественности  договоров (как по привлечению  средств, так и по их размещению) и т. д.).

Вышеперечисленные риски присущи в той или  иной мере всем кредитно-финансовым учреждениям. Но, поскольку КС делают ставку на повышенную надежность, для них особенно важно  не переступить черту допустимого  риска. Допустимыми рисками для  КС являются те риски, без которых  невозможно осуществлять основную деятельность - оказание услуг частным лицам  по кредитованию и сбережению средств.

Исходя  из мирового опыта, устойчивая деятельность, повышение надежности и развитие системы кредитных союзов возможны лишь при наличии специального законодательства, определяющего специфику их деятельности и одновременно наделяющего их разнообразными льготами, в том числе налоговыми 
 
 
 
 
 
 

2.4 Негосударственные пенсионные фонды

НПФ - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

- деятельность  по негосударственному пенсионному  обеспечению участников фонда  в соответствии с договорами  негосударственного пенсионного  обеспечения;

- деятельность  в качестве страховщика по  обязательному пенсионному страхованию  в соответствии с Федеральным  законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном  страховании в Российской Федерации"  и договорами об обязательном  пенсионном страховании;

- деятельность  в качестве страховщика по  профессиональному пенсионному  страхованию в соответствии с  федеральным законом и договорами  о создании профессиональных  пенсионных систем2.

НПФ - некоммерческая организация социального обеспечения. Деятельность фонда подлежит обязательному  лицензированию уполномоченным федеральным  органом. Фонд несет ответственность  по обязательствам всем принадлежащим  ему имуществом.

Имущество НПФ подразделяется на имущество  для обеспечения уставной деятельности, а также пенсионные резервы и  пенсионные накопления. Пенсионные резервы  фонда формируются исключительно  для исполнения обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению. Пенсионные накопления фонд формирует для обеспечения  своей платежеспособности по обязательствам перед застрахованными лицами. На средства пенсионных резервов и пенсионных накоплений не может быть обращено взыскание по долгам фонда, вкладчиков, страхователей, управляющей компании, специализированного депозитария и иных третьих лиц. В целях обеспечения защиты прав вкладчиков и участников законодательством установлен минимальный размер имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности и минимальный размер совокупного вклада учредителей (30 миллионов рублей).

НПФ выполняет  следующие функции:

• разрабатывает  условия негосударственного пенсионного  обеспечения участников;

• заключает  пенсионные договоры;

• аккумулирует пенсионные взносы;

• ведет  пенсионные счета, информирует вкладчиков и участников о их состоянии;

• заключает  договоры с управляющим фонда;

• формирует  и размещает самостоятельно или  через управляющего собственные  средства, включая пенсионные резервы;

• ведет  бухгалтерский учет и осуществляет актуарные расчеты;

• производит выплаты негосударственных пенсий;

• осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением средств в фонд и  исполнением своих обязательств перед участниками;

• предоставляет  информацию о своей деятельности.

Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как  дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться как в  форме дополнительных пенсионных программ отдельных организаций, отраслей экономики  либо территорий, так и в форме  личного пенсионного страхования  граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах. Предполагается развитие обеих форм.

Развитие  негосударственных пенсионных фондов в России происходит достаточно быстрыми темпами. Их возникновению положил  начало Указ Президента Российской Федерации  от 16 сентября 1992 г. Однако указ только обозначил легитимность существования  таких институтов, как негосударственные  пенсионные фонды, и он до сих пор  остается единственным основным нормативным  актом в данной сфере.

В соответствии с указом пенсионные фонды функционируют  независимо от системы государственного обеспечения. Учредителями пенсионных фондов могут быть как юридические, так и физические лица. Размещением  пенсионных активов фондов занимаются специализированные управляющие компании.

На сегодняшний  день негосударственные пенсионные фонды находятся на начальной  стадии своего становления. Основными  проблемами, стоящими на пути их развития, являются следующие:

- несовершенная  законодательная база в области  негосударственного пенсионного  обеспечения;

- отсутствие  разработанных комплексных мер  по финансовой устойчивости негосударственных  пенсионных фондов и защите  их участников;

- отсутствие  налоговых льгот как для вкладчиков  и участников негосударственных  пенсионных фондов, так и для  самих фондов;

- отсутствие  долгосрочных ценных бумаг.

Таким образом, в целях урегулирования деятельности НПФ прежде всего необходимо установить законодательные рамки  их функционирования, что возможно сделать посредством принятия федерального закона. Кроме того, должны быть разработаны меры по комплексной защите вкладчиков и участников негосударственных пенсионных фондов. И, наконец, чтобы дать толчок развитию цивилизованного рынка НПФ, с одной стороны, должна быть создана система мер по стимулированию их деятельности (налоговые льготы и т. д.), а с другой стороны, необходимо жесткое регулирование деятельности фондов и их управляющих компаний со стороны государственных органов (регистрация, лицензирование и постоянный контроль за деятельностью НПФ и управляющих компаний).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Целью данной работы ставилось исследование форм коллективных инвестиций, история  их развития в России, основные тенденции, а так же определение перспектив развития в ближайшие годы.

В данной курсовой работе были рассмотрены теоретические  основы коллективных инвестиций: их понятие, классификация, механизмы работы. Подробное  внимание было уделено паевым инвестиционным фондам, как наиболее популярной форме  коллективных инвестиций в России: их типам, классификации, объектам инвестирования, механизмам работы, законодательству.

Также были рассмотрены другие формы коллективных инвестиций: акционерные инвестиционные фонды, кредитные союзы, негосударственные  пенсионные фонды – их описание, особенности, различия, степень развитости в нашей стране.

Тема  коллективных инвестиций на сегодня  особенно актуальна в связи с  мировым финансовым кризисом, вызвавшим  значительные оттоки средств из инвестиционных фондов в течение последних двух лет, а так же подрывом доверия  населения к подобным видам вложений. При этом за тот же период значительно  возросла финансовая грамотность населения, изменилась структура инвесторов, пайщиков, что дает основания предполагать бурный рост коллективных форм инвестиций в будущем.

Развитию  коллективного инвестирования и  использованию его инвестиционных возможностей мешает недостаточная  теоретическая разработка экономической  сущности коллективных инвестиций, содержания фондового механизма коллективных инвестиций, роли ПИФов в экономическом  воспроизводстве, а также форм и  методов государственного регулирования  деятельности институциональных инвесторов.

Информация о работе Формы коллективного инвестирования