Формы коллективного инвестирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 12:31, курсовая работа

Краткое описание

Инвестиционные компании сегодня предлагают своим клиентам богатый выбор активов для вложения своих средств. Многие трейдеры сами задумываются о том, как эффективно диверсифицировать свой инвестиционный портфель. Потому, говоря о российском рынке ценных бумаг, нельзя обойти вниманием такие виды инвестиций, как вложения в паевые инвестиционные фонды (ПИФы), негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и общие фонды банковского управления (ОФБУ). Именно эти коллективные формы доверительного управления имуществом сегодня наиболее распространены среди инвесторов.

Оглавление

Введение
1. Коллективное инвестирование………………………………………………5
1.1 Классификация коллективных инвестиций………………………….7
2. Характеристики различных форм коллективного инвестирования в России………………………………………………………………………….9
2.1 Паевые инвестиционные фонды……………………………………...9
2.1.1 Понятие и сущность…………………………………………….9
2.1.2 Развитие паевых инвестиционных фондов в России………...15
2.2 Акционерные инвестиционные фонды………………………………22
2.3 Кредитные союзы……………………………………………………...28
2.4 Негосударственные пенсионные фонды……………………………..31
Заключение.

Файлы: 1 файл

Курсовая Борисенко Дмитрия.doc

— 86.66 Кб (Скачать)

Паевые  инвестиционные фонды пережили кризис 1998г. спокойно – ни один из ПИФов, действовавших  на тот момент не прекратил свое существование и не ущемил интересы пайщиков. Этот факт очень красноречиво свидетельствует потенциальным  инвесторам о принципиальных отличиях и преимуществах инвестиций в  ПИФ перед другими возможными вариантами инвестирования. Тем не менее, говорить, что услуги паевых фондов получили широкое распространение  среди инвесторов, пока преждевременно, но в России уже видны положительные  тенденции в развитии этого перспективного направления инвестиционных инструментов. В частности за последнее время  обновлена законодательная база касающаяся деятельности паевых фондов, приняты ряд новых положений  и законов. Только в 2005 году число  управляющих компаний и паевых фондов увеличилось почти в 2 раза.

На конец 2007 года российский рынок доверительного управления активами аккумулировал порядка 1.8 трлн рублей в виде средств мелких вкладчиков паевых инвестиционных фондов - ПИФ, резервов НПФ, ПФР, страховых компаний, а также крупных индивидуальных и корпоративных инвесторов. Эти средства находились под управлением 256 управляющих компаний - УК. При этом сегмент коллективных инвестиций стал крупнейшим в структуре рынка управления активами, составив 37,5% в денежном выражении.

С наступлением мирового финансового кризиса ситуация кардинально изменилась. Биржевые индексы  рухнули, пайщики начали активно  выводить деньги из фондов. 

 

На сегодня  можно наблюдать, как готовятся  к закрытию ПИФы и некоторые управляющие  компании. Индекс РТС с 30 декабря 2007 года по 30 декабря 2008 года потерял около 73%. Стоимость паев ПИФов снизилась  в два-три раза. Не повезло не только пайщикам паевых фондов: многие участники  так называемых «народных IPO», которые  купили акции Роснефти, Внешторгбанка  или Сбербанка России, почувствовали  себя обманутыми.

Однако, как показывает история, рынки акций  цикличны. За падением следует очередной  рост, и долгосрочные инвесторы с  хорошим диверсифицированным портфелем  ценных бумаг могут рассчитывать на рост доходов. Также понятно, что  покупать лучше на «дне», то есть тогда, когда фондовые индексы устали от падения. При этом единственный вопрос сегодня – когда закончится финансовый кризис в мире и России и как он отразится на ценах на нефть.

Многие  эксперты считают, что российский рынок  коллективных инвестиций на сегодня  находится в зачаточном состоянии. Но именно это дает основание предположить, что у него имеется огромный потенциал. Процент граждан, инвестирующих  в ПИФы в России, по разным оценкам  – 0,5 – 2%, в то время как в развитых странах эта цифра намного  больше, в США по разным оценкам, около 90%.

Управляющие компании и банки активно работают над повышением финансовой грамотности  населения, что позволит увеличить  количество инвестиционно активного  населения, и тем самым расширять  объемы рынка коллективного инвестирования в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Акционерные инвестиционные фонды

Акционерные инвестиционные фонды регулируются Указом Президента "О мерах по организации рынка ценных бумаг  в процессе приватизации государственных  и муниципальных предприятий" от 7 октября 1992 года. Этот указ устанавливает  порядок создания инвестиционных фондов, включая чековые инвестиционные фонды. В нем предусматривается  возможность создания как закрытых, так и открытых инвестиционных фондов. Деятельность инвестиционных фондов регулируется также рядом нормативных актов  Министерства финансов и Госкомимущества  РФ. При проведении массовой приватизации чековые фонды создавались в  форме закрытых инвестиционных фондов, не имеющих прав и обязанностей осуществления  выкупа своих акций.

Фонды закрытого типа, как правило, не проводят активных операций с портфелем, поскольку  над ними не довлеет обязательство  выкупа акций перед акционерами. Для них также имеет гораздо  меньшее значение текущая рыночная цена акций и оценка чистых активов (которая производится только один раз в квартал), поскольку акции  фонда торгуются только в организованных торговых системах.

Появление инвестиционных фондов закрытого типа исторически связано с выполнением  задач мобилизации средств мелких инвесторов для финансирования тех  или иных проектов. Чековые фонды  приватизации тоже образовались как  фонды целевой направленности и  должны были выполнить следующие  задачи:

оказание  помощи населению по инвестированию приватизационных чеков и обеспечение  профессионального управления активами;

создание  новых институциональных инвесторов на российском рынке;

создание  в лице ЧИФов крупных акционеров приватизированных предприятий, способных  противостоять администрации.

С момента  выхода положения о создании чековых  инвестиционных фондов приватизации количество фондов неуклонно росло и в  июле 1994 года достигло максимальной отметки - 662 фонда. В дальнейшем наметилась тенденция сокращения количества фондов. Причинами сокращения явились реорганизации  фондов путем их слияния или присоединения, отзывы лицензий, трансформация фондов в иные структуры (акционерные общества, инвестиционные фонды, инвестиционные компании). В настоящее время в  Российской Федерации функционируют 350 фондов.

В настоящее  время продолжается тенденция активного  уменьшения количества фондов, связанная  с их реорганизацией (слияние, поглощение), переоформлением, отзывом или приостановкой  лицензий чековых инвестиционных фондов (в связи с нарушениями требований действующего законодательства) и трансформацией фондов в иные структуры.

В ходе приватизации фонды превратились в  крупных портфельных инвесторов, ими было аккумулировано 45 млн. приватизационных чеков, что составило 32% от их общего количества. По данным чековых аукционов, в среднем фонды стали владельцами  порядка 10% акций приватизированных  предприятий, выставленных на всероссийские  аукционы.

Акционерный инвестиционный фонд - открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты. Акционерный инвестиционный фонд не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.

Акционерный инвестиционный фонд вправе осуществлять свою деятельность только на основании  специального разрешения (лицензии), выдаваемой Федеральной службой по финансовым рынкам.

Имущество акционерного инвестиционного фонда  подразделяется на имущество, предназначенное  для инвестирования (инвестиционные резервы), и имущество, предназначенное  для обеспечения деятельности его  органов управления и иных органов  акционерного инвестиционного фонда, в соотношении, определенном уставом  акционерного инвестиционного фонда.

Инвестиционные  резервы акционерного инвестиционного  фонда (далее - активы акционерного инвестиционного  фонда) должны быть переданы в доверительное  управление управляющей компании, соответствующей  требованиям Федерального закона «Об  акционерных инвестиционных фондах»  № 156-ФЗ от 29.11.2001 г.

Лицензионные  требования при осуществлении  деятельности акционерного инвестиционного  фонда:

•  размер собственных средств акционерного инвестиционного фонда на дату представления документов для получения лицензии должен соответствовать требованиям, установленным Постановлением ФКЦБ от 31 июля 2002 г. N 28/пс "Об утверждении требований к размеру собственных средств акционерного инвестиционного фонда", а именно размер собственных средств акционерного инвестиционного фонда на дату представления документов для получения лицензии не должен быть менее 5 млн. рублей.

•  акционерами акционерного инвестиционного фонда не могут являться специализированный депозитарий, регистратор, оценщик и аудитор, заключившие соответствующие договоры с этим акционерным инвестиционным фондом.

•  отсутствие в числе лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа, а также в числе лиц, входящих в состав совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа лицензиата:

•  работников специализированного депозитария, регистратора, оценщика и аудитора лицензиата, а также лиц, привлекаемых указанными организациями для выполнения работ по гражданско-правовым договорам;

•  аффилированных лиц специализированного депозитария, регистратора, оценщика и аудитора лицензиата;

•  лиц, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа управляющей компании, специализированного депозитария, профессионального участника рынка ценных бумаг, кредитной организации, страховой организации и негосударственного пенсионного фонда или входили в состав коллегиального исполнительного органа управляющей компании, специализированного депозитария, инвестиционного фонда, профессионального участника рынка ценных бумаг, кредитной организации, страховой организации и негосударственного пенсионного фонда в момент аннулирования у этих организаций лицензии на осуществление соответствующей деятельности за нарушение лицензионных требований и условий, если с момента такого аннулирования прошло менее 3 лет;

•  лиц, на которых было наложено взыскание за административное правонарушение в области финансов и рынка ценных бумаг, если со дня наложения взыскания прошло менее года;

•  лиц, имеющих судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти, интересов государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

•  соблюдение лицензиатом установленных требований к порядку и срокам определения стоимости активов, а также стоимости чистых активов лицензиата;

•  соблюдение лицензиатом требований к хранению имущества в специализированном депозитарии, за исключением отдельных видов имущества, хранение которых в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации может осуществляться иными лицами;

•  соблюдение лицензиатом установленных требований к раскрытию информации о деятельности лицензиата;

•  соблюдение лицензиатом установленных требований к представлению отчетности лицензиата;

•  соблюдение лицензиатом требований нормативных правовых актов, регулирующих деятельность инвестиционных фондов.

Для получения  лицензии на осуществление деятельности акционерного инвестиционного фонда  в Федеральную службу по финансовым рынкам предоставляются следующие  документы:

•  заявление о предоставлении лицензии;

•  справка о размере собственных средств соискателя лицензии на последнюю отчетную дату, рассчитанном по методике, утверждаемой лицензирующим органом, с приложением расчета;

•  бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках на последнюю отчетную дату и копия аудиторского заключения о достоверности указанной бухгалтерской отчетности, а если соискатель лицензии был создан позднее отчетной даты - бухгалтерский баланс, составленный на промежуточную дату, и документ, подтверждающий полную оплату уставного капитала соискателя лицензии;

•  выданные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, справки об отсутствии у лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа, а также у лиц, входящих в состав совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии, судимости за преступления в сфере экономической деятельности или за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;

•  справка, составленная соискателем лицензии, о лицах, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа, а также о лицах, входящих в состав совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии, с указанием их мест работы за последние 3 года;

•  копии документов об избрании или назначении лиц, входящих в состав совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии, а также лиц, входящих в состав единоличного исполнительного органа.

Федеральная служба по финансовым рынкам принимает  решение о предоставлении лицензии и уведомляет об этом соискателя лицензии в срок, не превышающий 45 дней с даты получения заявления о предоставлении лицензии с приложением всех необходимых  документов.

Информация о работе Формы коллективного инвестирования