Совершенствование системы управления инновационной деятельностью на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня в мировой экономике происходят беспрецедентные геополи-тические изменения, обусловленные, прежде всего, глобализацией и межго-сударственной экономической интеграцией. Однако приходится признать, что эти глобальные явления являются всего лишь объективным следствием других не столь броских и очевидных, но не менее масштабных и значимых явлений, связанных с формированием «новой экономики», или «экономики знаний».

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.docx

— 120.91 Кб (Скачать)

     е) производственное проектирование, включающее подготовку планов и чертежей для  определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик.

     Все виды инновационной деятельности представляют собой иннова-циионную сферу, т. е. область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (товаров и услуг), включающую распространение инновации [10, с. 23].

     Инновационная деятельность немыслима без четко  работающей инно-вационной инфраструктуры. В инновационную инфраструктуру включаются организации, фирмы, объединения, охватывающие весь цикл осуществления инновационной деятельности от генерирования новых научно-технических идей и их обработки до выпуска и реализации наукоемкой продукции. Таким образом, инновационная инфраструктура - это совокупность взаимо-связан-ных и взаимодополняющих друг друга организаций или их подразделений, осуществляющих инновационную деятельность и способствующих ей. К таким организациям относятся: инновационный инкубатор, технологический парк, технополис. 

    1.  Результаты инновационной деятельности предприятия
 

     Само  понятие «инновация» (innovation) впервые появилось в научных исследованиях зарубежных культурологов в XX в. и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Термин происходит от латинского слова «innovate», что означает обновление или улучшение. В общем плане его можно понимать как особую культурную ценность — материальную или нематериальную, — которая в данное время и в данном месте воспринимается людьми как новая [16, с. 48]. Термин «инновация» был введен в экономическую терминологию американским экономистом Йозефом Шумпетером. В отечественной и зарубежной экономической лите-ратуре встречаются различные трактовки таких категорий, как «ново-введение», «новшество» и «инновация». В некоторых случаях эти понятия используются в качестве синонимов, однако определенные различия между ними существуют.

     Если  «инновацию» и «нововведение» можно  считать синонимами, то от новшества  их нужно отличать обязательно. Для  различия этих терминов необходимо понимать, что любые новшества, изобретения, новые явления, виды услуг или  методы только тогда получат общественное признание, когда будут приняты  к распространению (коммерциализации) и уже в новом качестве выступят как нововведения (инновации).

     Принято считать, что термин «нововведение» является русским вариан-том английского слова «innovation». Буквальный перевод с английского означает «введение новаций» или, в нашем понимании этого слова, «введе-ние новшеств». «Новшество» характеризует определенную новизну, и в этом смысле данное понятие близко к понятию «изобретение». Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. С понятием «инновация» тесно связаны понятия «изобретение» и «открытие». Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструменты, другие приспособления, созданные человеком. Открытие есть процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы.

       Целесообразно разграничивать понятия «новшество» и «инновация». Новшество — это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовер-шенствованный продукт, технологию, управленческий или производ-ственный процесс; организационной, производственной или другой структуры; «ноу-хау»; понятий; научных подходов или принципов: документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.); результатов маркетинговых исследований и т.д. Главное — внедрить новшество, превратить его в форму инновации, т.е. завершить иннова-ционную деятельность, и получить положительный результат, затем продол-жить диффузию инновации. Тогда инновация представляет собой конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-техни-ческого или другого эффекта.

       Новшества могут разрабатываться как для собственных нужд (для внедрения в собственном производстве либо для накопления), так и для продажи. На «входе» фирмы как системы будут новшества их продавцов, которые могут сразу внедряться, переходя в форму инноваций, либо просто накапливаться, дожидаясь своего часа для внедрения. На «выходе» фирмы будут только новшества как товары.

     Инновация — конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта [7, с. 65].

     Схема превращения новшеств в инновации  и основную продукцию фирмы показана на рисунке 1.1 Схема превращения новшеств в инновации и основную продукцию предприятия.

     Новшества могут быть покупными или собственной  разработки, пред-назначенными для накопления, продажи или внедрения в выпускаемую предприятием продукцию (выполняемую услугу), т. е. превращения в форму инновации. 

 

     Рисунок 1.1 – Схема превращения  новшеств в инновации  и основную продукцию  предприятия 

     Условные  обозначения:

     НП  — новшества покупные; НПН —  новшества покупные для накопления; НПП — то же на продажу; НПИ —  то же в инновации; НСИ — новшества  собственного производства (разработки), реализуемые в инновациях; НСП  — то же на продажу; НСН — то же для накопления; ИПН — инновации  покупных новшеств; ИСН — инновации  собственных новшеств; ОП — основная продукция предприятия. 

     Инновации принято классифицировать по ряду признаков (таблица 1.1 - Классификация инноваций). Так, по степени радикальности, их значимости в экономическом развитии инновации можно подразделить на базисные, улучшающие и псевдоинновации (рационализирующие). 

Таблица 1.1 - Классификация инноваций 

п/п

Классификационный признак Классификационные

группировки инноваций

1 степень радикальности базисные, улучшающие и

псевдоинновации

Продолжение таблицы 1.1 

2 предмет осуществления продуктовые и  процессные
3 область применения инноваций управленческие, организационные, социальные, промышленные и т. д.
4 этапы НТП, результатом

которых стали инновации

научные, технические, технологические, конструкторские,

производственные, информационные

5 степень интенсивности

инноваций

"бум", равномерная,  слабая, массовая
6 темпы осуществления

инноваций

быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные
7 масштабы инноваций трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие
8 результативность  инноваций высокая, низкая, стабильная
9 эффективность инноваций экономическая, социальная,

экологическая, интегральная

 

     За  этим разделением стоят два различных  инновационных процесса: пионерный  и догоняющий. Пионерный тип означает линию на достижение мирового первенства (например, США). Догоняющий — дешевле  и может дать быстрый результат (например, Япония). На этом пути создаются  так называемые приростные инновации, связанные с улучшением свойств  сущес-твующих процессов производства и продуктов. По направленности результатов инновации делятся на инновации-процессы и инновации-продук-ты. Выделяются также и другие классификации инноваций в соответствии с той ролью, которую они играют в развитии экономической системы.

     Различные виды инноваций находятся в тесной взаимосвязи и предъ-являют специфические требования к инновационному механизму. Так, технические и технологические инновации, влияя на содержание производ-ственных процессов, одновременно создают условия для управленческих инноваций, поскольку вносят изменения в организацию производства. Приведенные классификации свидетельствуют о том, что процессы нововве-дений многообразны и различны по своему характеру. 

     1.3 Организации инновационной деятельности предприятия в рыночных условиях хозяйствования 

     Переход к рыночной экономике требует  существенного повышения гибкости производства и восприимчивости  к инновациям. Вновь создава-емые предприятия наукоемкого сектора, в отличие от обычных, ориенти-руются на полный цикл, включающий вначале стадию НИОКР и освоения производства новых продуктов и услуг. Поэтому они создают перспективные исследовательские группы. На завершающей стадии предусматривается послепродажное сервисное обслуживание. Это делает их более мобильными и позволяет учесть как постоянно меняющиеся запросы рынка, так и послед-ние достижения науки и техники.

     Инновации связывают различные по характеру  и способам управления области хозяйственной  деятельности: науку, производство, инвестиции, реалиизацию продукции. Совершенствование стилей и приемов иннова-ционного управления, быстрое и адекватное реагирование на изменение конъюнктуры рынка, острая необходимость в управлении внедрения новшес-тва, развитие новых направлений инструментов в работе предприятия, совер-шенствование всех основных элементов современного инновационного менеджмента применительно к специфике рынка дают возможность иннова-торам использовать все виды резервов для успешной инновационной деятельности.

     Инновационное управление представляет процесс постоянного  обнов-ления различных сторон деятельности предприятия.

     Оно включает не только технические или  технологические разработки, но и  любые изменения в лучшую сторону  во всех сферах деятельности предприятия, а также в управлении процессом  новых знаний.

     Инновации можно представить как процесс  совершенствования сбалан-сированности различных областей работы предприятия. Для инновационного менеджера процесс обновления означает разрушение привычной ориентации научно-производственного персонала и направление его на поиск новых форм инновационной деятельности, превращение каждого работника в источник нововведений. Ему предстоит объединить большое количество участников инновационного процесса, создать экономические условия и сти-мулы для работы, нацеленной на обновление деятельности предприятия.

     Внедрение инноваций всегда связывается с  потребностями рынка. Инновационный  менеджер определяет, какие виды новых  продуктов, работ и услуг должны обеспечить нужную долю рынка, какие  продукты требуют модернизации, для  того чтобы была обеспечена сбалансированность кратко-срочных и долгосрочных программ, т.е. он выявляет, как добиться в конкрет-ных условиях оптимального варианта собственной доли рынка, повышения отдачи от используемого инновационного потенциала.

     В настоящее время в программах инновации белорусских предприятий  приоритетными являются; внедрение  новых видов продуктов; освоение но-вых сегментов рынка; повышение рентабельности деятельности предприятия и каждого подразделения в отдельности; оптимальное использование имею-щихся материальных и научных ресурсов. Инновационный менеджер должен уметь разрешать уникальные проблемы.

     В деятельности менеджеров упор приходится делать не на стандартные решения, а на способность быстро и правильно оценивать хозяйственную ситуацию и находить тот единственно возможный в данном положении под-ход, который и является в конкретных условиях оптимальным.

     Инновационный менеджмент — это особый вил профессиональной деятельности, направленный на достижение конкретных инновационных целей действующей в рыночных условиях фирмы, оптимальных результатов на основе рационального использования научных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, применения многообразных принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента [9, с. 39]. Инновационный менеджер имеет дело с прогнозами, расчетами, ожидаемыми показателями, упитывающими специфику инновационной деятельности.

Информация о работе Совершенствование системы управления инновационной деятельностью на предприятии