Совершенствование системы управления инновационной деятельностью на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня в мировой экономике происходят беспрецедентные геополи-тические изменения, обусловленные, прежде всего, глобализацией и межго-сударственной экономической интеграцией. Однако приходится признать, что эти глобальные явления являются всего лишь объективным следствием других не столь броских и очевидных, но не менее масштабных и значимых явлений, связанных с формированием «новой экономики», или «экономики знаний».

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.docx

— 120.91 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ 
 

     Сегодня в мировой экономике происходят беспрецедентные геополи-тические изменения, обусловленные, прежде всего, глобализацией и межго-сударственной экономической интеграцией. Однако приходится признать, что эти глобальные явления являются всего лишь объективным следствием других не столь броских и очевидных, но не менее масштабных и значимых явлений, связанных с формированием «новой экономики», или «экономики знаний».

     Исключительная  значимость (ценность) знания в современной  хозяй-ственной деятельности определяется рядом следующих обстоятельств:

  1. знание как ресурс превратилось в один из решающих факторов прои-зводства, наряду с капиталом и трудом;
  2. знание становится продуктом (товаром) и потому создаются новые формы деятельности, основанные на торговле результатами знаний;
  3. возрастает плотность знаний, происходит системное применение науки в производстве и повседневной жизни человека, выражающееся, в конечном счете, в переходе к инновационной экономике;
  4. по мере смены одного технологического уклада другим в геомет-рической прогрессии возрастают издержки на получение новых знаний, осуществление исследований и разработок, их практическое внедрение;
  5. новая экономика, экономика знаний, инновационная экономика опи-рается на информационно-коммуникационные технологии, изменившие физические основы и существенно снизившие ресурсоемкость расспрос-транения информации, что оказывает всепроникающее революционное воздействие на все сферы деятельности человека;

Знания, в том числе   результаты   исследований   и   разработок,   во мно-гом благодаря  информационно-коммуникационным   технологиям, сегодня    могут   тиражироваться   сколь   угодно   большое   число  раз   без умень-шения их количества в источнике, причем сам процесс тиражирования осуществляется практически без издержек. Указанное обстоятельство содержит в себе объективную предпосылку для колоссальной экономии издержек конкретных предприятий на исследования и разработки, что не просто является важнейшей специфической чертой инновационной экономики, но и с учетом стремительного роста затрат на исследования и разработки представляет собой мощнейший стимул для интеграционных процессов в национальной и мировой экономике, обусловливает целесо-образность ассоциированных (коллективных) форм поведения и хозяй-ствования, ведет к дальнейшему обобществлению производства.

     Таким образом, новая экономика, или экономика  знаний, есть важней-шая предпосылка для формирования инновационной экономики, поскольку обновление и модернизация производства, переход от одного технологи-ческого уклада к другому принципиально невозможны без получения и масштабного внедрения в практику новых знаний. Однако теоретический смысл происходящего гораздо глубже и шире - становление основанной на знаниях инновационной экономики подразумевает, что широкое внедрение в производство результатов исследований и разработок, информационных и других новых технологий не только коренным образом меняет механизмы взаимодействия стран, регионов, отдельных предприятий, но и требует глубокой трансформации наших представлений о законах и основах фун-кциионирования экономических систем разного уровня. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ

    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПРЕДПРИЯТИЙ 
     

      
    1. Содержание  и особенности инновационной деятельности предприятия
 

     Важнейшей особенностью инновационной экономики  является то, что сегодня знание уже превратилось в реальную, по большому счету, главную производительную силу. В то же время более детальное  изучение этого превращения показывает, что в общей сумме затрат на производство и реализацию принципиально  новой, наукоемкой и высокотехнологичной  продукции издержки на получение новых знаний (затраты на исследования и разработки) составляют значительную величину - от 15 до 85 %, пренебречь которой в наши дни уже невозможно [5, с.17]. В условиях рыночно-конкурентной системы обособленные бизнес-единицы, осуществляя иссле-дования и разработки самостоятельно, вынуждены дублировать эти и без того значительные издержки. В то же время возникает принципиальная воз-можность колоссальной экономии указанных затрат на исследования и разработки в случае отказа конкурирующих бизнес-единиц от фундамен-тального рыночного принципа конкуренции («войны всех против всех») в пользу образования ассоциаций предприятий, их сотрудничества, а также других форм экономической интеграции, вплоть до межгосударственных.

     Инновационная экономика - это явление, кардинально  отличающееся от той модели, которая  получила в экономической теории название «рыночно-конкурентной экономики». По большому счету, инновационная экономика - это качественно новая, следующая за рыночно-конкурентной моделью и во многом ее отрицающая ступень развития современных экономических систем.

     В условиях становления постиндустриальной, информационно-интеллектуальной, инновационной  по своей сущности экономики, а так же но мере обострения международной конкурентной борьбы за рынки сбыта и быстро истощающиеся природные ресурсы только научно-техническая и инновационная активность способны обеспечить стране достойное место в ряду технологически развитых государств. В научной литературе очень часто встречается утверждение о том, что сегодня устойчивый экономический рост отождествляется исключительно с внедрением достижений научно-технического прогресса и интеллектуализацией факторов производства. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании и органи-зации производства приходится до 80 % прироста ВВП наиболее развитых стран мира [3, с.22]. При этом ожидается, что в ближайшие 15-20 лет объем реализации наукоемких и высокотехнологичных товаров в 10 раз превзойдет общую стоимость продукции сырьевого сектора. Все это объективно делает бесперспективной принятую во многих странах СНГ сырьевую ориентацию экономического роста и настоятельно диктует необходимость приоритет-ного, опережающего развития, именно научно-технического и инновацион-ного секторов национальной экономики.

     Очевидно, что сохранить свой экономический  суверенитет в XXI веке имеют шансы только те державы, которые сегодня форсированными темпами накапливают передовой, основанный на использовании последних достиже-ний науки и техники, инновационный и промышленный капиталы. Привер-женность данному принципу инновационного развития наглядно демонстрируют развитые страны Запада (ОЭСР и, прежде всего, «Большая семерка»), сконцентрировавшие под своим контролем до 90% мирового научного потенциала и контролирующие не менее 80 % глобального рынка высоких технологий объемом в 2,5-3 трлн. USD. В частности, благодаря высокопрофессиональному инновационному менеджменту, на уровне конкретных фирм и национальной экономики в целом, высокотехнологичная продукция в товарном экспорте США сегодня составляет более 32%, Великобритании - 31 %, Японии - 26 %, Франции - 23 %. Прибыль, получа-емая технологически развитыми странами от реализации наукоемкой продукции колоссальна: ежегодный экспорт наукоемких товаров и услуг приносит США более 700 млрд. USD, Германии - 530 млрд., Японии -400 млрд. USD [12, с. 34].

     Инновационная деятельность — деятельность, направленная на исполь-зование результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последу-ющим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках. Инновационная деятельность, связанная с капитальными вложени-ями в инновации, называется инновационно-инвестиционная деятельность.

      Инновационная деятельность — деятельность, связанная  с трансфор-мацией результатов научно-технической деятельности в новый или усовер-шенствованный продукт и предполагает целый комплекс научных, техноло-гических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям.

     Инновационная деятельность включает в себя инновационный  процесс и систему организационных, производственных и коммерческих меропри-ятий, направленных на создание или усовершенствование продукта, техноло-гического процесса, получение прибыли. Благодаря четкой организации инновационной деятельности происходит ускорение технологического развития общества, быстрейшее внедрение всех достижений научно-техни-ческого процесса. Поэтому главной целью государственной инновационной политики является создание экономических, правовых, финансовых и организационных условий для осуществления успешной инновационной деятельности.

    Современную инновационную деятельность и ее виды характеризуют по двум направлениям (тенденциям):

  • с позиции рекомендаций ЮНЕСКО инновационная деятельность рассматривается как научно-техническая деятельность (НТД), которая включает три ее вида: научные исследования и разработки (НИОКР); научно-техническое образование и подготовка кадров; научно-технические услуги;
  • согласно сложившимся представлениям отечественных ученых-экономистов инновационная деятельность - это разработка новшеств и деятельность по материализации нововведений [8, с. 50].

     Научно-техническая  деятельность характеризуется масштабом (объемом) выполняемых научных исследований, которые могут осущес-твляться в рамках научного направления научной проблемы, научной темы.

     Научное направление - наиболее крупная научная  работа, имеющая самостоятельный  характер, и посвящено решению  задач развития данной отрасли науки  и техники. Решение того или иного  научного направления возможно усилиями ряда научных организаций.

     Научная проблема - часть научного направления, представляющая один из возможных путей  ее решения. Выполнение научной проблемы может осуществляться в виде целевой  научно-технической программы, которая  является комплексом увязанных по ресурсам и исполнителям работ. Как правило, координацию этих работ проводят головные научные организации.

     Научная тема - часть проблемы, которая решается обычно в пределах одной научной  организации и выступает основной единицей тематического плана при  финансировании, планировании и учете работ. Цель темы НИОКР- эффективное решение конкретной задачи. Например, разработка прибора, способа, проведение патентных исследований, выполнение экономических работ и т.д. Тема в зависимости от сложности может разбиваться на этапы, подэтапы.

     При осуществлении инновационной деятельности следует различать ее объекты, субъекты и понятие «инноватор».

     Объект  инновационной деятельности - это  разработка техники и технологии для предприятий, находящихся на территории данной страны, независимо от их форм собственности.

     Субъектами  инновационной деятельности выступают  юридические и физические лица, иностранные  учреждения и граждане, а также  лица без гражданства.

     Инноватор - это творец, созидатель инновации: открытия, технического решения, полезной модели, социально-экономической разработки, ноу-хау и т. д.

     Таким образом, разновидностями основных видов инновационной дея-тельности могут быть:

     а) подготовка и организация производства, охватывающие приоб-ретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества, необходимых для создания нового технологического процесса;

     б) предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала  для применения новых технологий и оборудования, а также пробное  произ-водство, если предполагается дальнейшая доработка конструкции;

     в) маркетинг новых продуктов, предусматривающий  виды деятель-ности, связанные с выпуском новой продукции на рынок, включая предварительное исследование рынка, адаптацию продукта к различным рынкам, рекламную кампанию, но исключая создание сетей распространения для реализации на рынке;

     г) приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкции, моделей и услуг  технологического содержания;

     д) приобретение овеществленной технологии — машин и оборудо-вания, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением на ИП продуктовых или процессных инноваций;

Информация о работе Совершенствование системы управления инновационной деятельностью на предприятии