Рынок интелектуальной собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Темой моей курсовой работы является «Рынок интелектуальной собственности». На мой взгляд эта тема очень актуальна в наше время, потому что мы живем в развивающимся техно— информационном мире , где без информации никуда.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….……….3
1.Сущность интелектуальной собствености…………………………………4
1.1 Понятие интелектуальной собственности………………………….……….4
1.2 Виды интелектуальной собственности……………………………….……..5
2. Рынок интелектуальной собственности……………………….....………11
2.1 Понятие, сегментация и функции………………………………….……….11
2.2 Оценка стоимости интеллектуальной собственности………….................14
2.3 Виды интеллектуально-коммерческой собственности……………………18
2.4 Реализации объектов интеллектуальной собственности и обмен технологиями………………………………………………………………….....26
Заключение……………………………………………………………………….30
Литература………………………………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

рынок инт собственности.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

Сравнительный подход связан с установлением стоимости сопоставимых объектов интеллектуальной собственности, по которым известны данные о стоимости, например по результатам ранее заключенных лицензионных договоров на объекты, близкие по технической сущности и условиям использования к оцениваемому объекту.

Отметим, однако, что применение данного подхода для оценки объектов интеллектуальной собственности, в отличие от традиционных товаров, имеет значительные ограничения. Это обусловлено многообразием и различием факторов, учитываемых при заключении коммерческих сделок, связанных с передачей прав на объекты интеллектуальной собственности, их параметров и условий совершения, а также конфиденциальностью таких сделок.

Для практической реализации данного подхода необходим сбор, анализ и систематизация данных о коммерческих условиях заключенных лицензионных договоров на передачу объектов интеллектуальной собственности на мировом и внутреннем рынках

Доходный подход основан на расчете экономических выгод, ожидаемых от использования оцениваемых объектов интеллектуальной собственности. Этот подход заключается в определении размера прибыли, ассоциированной с оцениваемыми активами, ставок капитализации, учитывающих степень риска, связанного с доходностью используемых объектов интеллектуальной собственности, и остаточного экономического срока их службы.

Доходный подход при оценке стоимости объектов интеллектуальной собственности может быть реализован с помощью выполнения следующих работ:

                                          Капитализация доходов

                                          Дисконтирование будущих денежных доходов

                                          Определение избыточных прибылей

 

2.3 Виды интеллектуально-коммерческой собственности

 

Промышленные образцы. Права на промышленные образцы являются промежуточной формой между авторским и патентным правом. Форма их охраны в разных странах может значительно различаться.[7]

Итак, в соответствии с п. 1 ст. 6 Патентного закона РФ в качестве промышленного образца охраняется художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид.

Таким образом, промышленный образец - нематериальный объект. В дальнейшем, при реализации этот нематериальный объект (решение внешнего вида) может быть воплощен в конкретном изделии, которое будет являться материальным носителем промышленного образца. Но сам промышленный образец считается созданным не когда изготовлено само изделие, а когда автор создал его, например, на бумаге.

Для получения патента на промышленный образец необходимо в установленном порядке обратиться в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Этот орган проведет экспертизу заявленного решения внешнего вида и при соответствии его всем предъявляемым Законом требованиям, выдаст патент.

Функции такого органа выполняет Российское агентство по патентам и товарным знакам.

При проведении экспертизы Агентство проверяет правильность оформления документов, устанавливает, относится ли заявленный объект к промышленному образцу, удовлетворяет ли он критериям патентоспособности.

Так, не могут считаться промышленными образцами решения, обусловленные исключительно технической функцией изделия, объекты архитектуры (кроме малых архитектурных форм), промышленных, гидротехнических и других стационарных сооружений. Не предоставляется охрана решениям внешнего вида, хотя и имеющим признаки промышленного образца, но не заслуживающим охраны: объектам неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих или им подобных веществ; изделиям, противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Решению внешнего вида предоставляется охрана в качестве промышленного образца, если оно является новым и оригинальным. То есть новизна и оригинальность - это и есть те критерии, которым должен удовлетворять промышленный образец, заявляемый на выдачу патента.

Промышленный образец признается новым, если совокупность его существенных признаков, нашедших отражение на изображениях изделия и приведенных в перечне существенных признаков промышленного образца, не известна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца.

Промышленный образец признается оригинальным, если его существенные признаки обуславливают творческий характер особенностей изделия.

Следует учитывать, что государственный орган, проводящий экспертизу для установления новизны и оригинальности, располагает обширными, но не всеми доступными в мире сведениями. Поэтому экспертиза по существу дает существенную, но не 100% гарантию действительности патента.

Полезная модель. Правовая охрана предоставляется не только техническим решениям, представляющим собой существенное достижение человеческой мысли, переход на новый уровень техники (изобретениям), но и просто улучшениям устройств, механизмов, в которых творчество проявляется не так ярко.[7]

Эти улучшения российским законодательством были названы полезными моделями. В литературе их еще называли малыми изобретениями.

Действительно, они имеют много общего с изобретениями: то же являются результатами интеллектуальной деятельности человека, представляющими собой техническое решение задачи, и воплощаются в конкретных материальных объектах (устройствах). Пожалуй, различия между изобретениями и полезными моделями как объектами права являются сугубо юридическими. Если, конечно, не считать величину творческого вклада в решение задачи, которую объективно установить невозможно. Эти различия можно свести к следующим.

Во-первых, законодательство предоставляет охрану в качестве полезных моделей только тем техническим решениям, которые относятся к категории устройств.

Во-вторых, к полезной модели не предъявляется такое требование, как изобретательский уровень. То есть, для охраны устройства в качестве полезной модели достаточно просто его неизвестности. Существенность или несущественность внесенных изменений в ближайший аналог не играет роли.

В-третьих, при установлении новизны полезной модели в уровень техники не включаются сведения об открытом применении за рубежом устройств такого же назначения.

В-четвертых, при выдаче патента на полезную модель не проводится экспертиза на установление ее соответствия требованиям новизны и промышленной применимости.

В-пятых, значительно меньше по сравнению с изобретением максимальный срок охраны полезной модели.

В остальном, различий с изобретением не наблюдается. В частности, также не предоставляется правовая охрана в качестве полезных моделей:

решениям, касающимся только внешнего вида изделий и направленным на удовлетворение эстетических потребностей;

топологиям интегральных микросхем;

решениям, противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Сходство изобретения с полезной моделью можно наглядно проиллюстрировать следующим правилом: любое изобретение, относящиеся к устройству, можно запатентовать в качестве полезной модели.

Отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием полезных моделей, также, в основном, регулирует Патентный закон РФ.

Коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (из закона РФ «О коммерческой тайне»).

Также коммерческой тайной именуют саму информацию, которая составляет коммерческую тайну, то есть, научно-техническую, технологическую, производственную, финансово-экономическую или иную информацию, в том числе составляющую секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введён режим коммерческой тайны.

Обладатель информации имеет право отнести её к коммерческой тайне, если эта информация отвечает вышеуказанным критериям и не входит в перечень информации, которая не может составлять коммерческую тайну (ст.5 закона «О коммерческой тайне»). Чтобы информация получила статус коммерческой тайны, её обладатель должен исполнить установленные процедуры (составление перечня, нанесение грифа и некоторые другие). После получения статуса коммерческой тайны информация начинает охраняться законом.

За разглашение (умышленное или неосторожное), а также за незаконное использование информации, составляющей коммерческую тайну, предусмотрена ответственность — дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная

Наименование места происхождения товара — это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое наименование страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта (далее — географический объект) или производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.[3]

Не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее название географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его изготовления.

Правовая охрана наименования места происхождения товара в Российской Федерации возникает на основании его регистрации в порядке, установленном настоящим Законом, или в силу международных договоров Российской Федерации.

Наименование места происхождения товара может быть зарегистрировано одним или несколькими юридическими или физическими лицами. Лицо, зарегистрировавшее наименование места происхождения товара, получает право пользования им, если производимый данным лицом товар отвечает требованиям, установленным пунктом 1 статьи 30 настоящего Закона.

Право пользования этим же наименованием места происхождения товара может быть предоставлено любому юридическому или физическому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий теми же основными свойствами. Также необходимо отметить, что регистрация наименования места происхождения товара действует бессрочно.

Использованием наименования места происхождения товара считается применение его на товаре, этикетках, упаковке, в рекламе, проспектах, счетах, бланках и иной документации, связанной с введением товара в гражданский оборот.

Не допускается использование зарегистрированного наименования места происхождения товара лицами, не имеющими свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в переводе либо в сочетании с такими выражениями как "род", "тип", "имитация" и тому подобными, а также использование сходного обозначения для любых товаров, способного ввести потребителя в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара (незаконное использование наименования места происхождения товара).

Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно использованы наименования мест происхождения товаров или обозначения, сходные с ними до степени смешения, являются контрафактными.

Товарный знак - обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное или иное), служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Законом признаётся исключительное право на товарный знак, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.

Товарные знаки существовали в древнем мире. Еще 3000 лет назад индийские ремесленники имели обыкновение запечатлевать свои подписи на художественных творениях перед их отправкой в Иран. Позднее в употреблении находилось около тысячи различных римских гончарных клейм, включая фабричное клеймо FORTIS, которое стало настолько знаменитым, что его копировали и подделывали. Сфера использования товарных знаков возросла в условиях процветающей торговли средних веков.[2]

Сегодня товарные знаки (часто сокращенно обозначаемые TM на английском языке) используются повсеместно, и большинство людей на планете могут отличить товарные знаки, используемые для двух видов безалкогольных напитков Пепси-кола и Кока-кола. Растущая значимость товарных знаков в коммерческой деятельности обусловлена усиливающейся конкуренцией между фирмами, осуществляющими бизнес в более чем одной стране. Товарные знаки используются для того, чтобы облегчить потребителям идентификацию самих товаров и услуг, а также их качества и стоимости. Товарный знак можно рассматривать как инструмент связи, используемый производителями для привлечения клиентов. Так же, как и собственное имя индивида идентифицирует и отличает его от других индивидов, товарный знак выполняет основную функцию идентификации источника продукта и отличия этого продукта от продуктов из других источников. Например, товарный знак помогает покупателю сделать выбор между мылом «Ivory» и мылом «Dial».

Торговая марка - словесная калька с английского «trade mark», используется как синоним понятия «товарный знак». Хотя этот термин активно используется на бытовом уровне, российской правовой системе известны только понятия «товарный знак» и «знак обслуживания». Именно они подлежат правовой охране. Маркетинговое понятие бренд иногда на бытовом уровне используется в качестве синонима понятия «товарный знак» или «знак обслуживания», что является совершенно неверным, хотя товарный знак или знак обслуживания часто и являются основополагающей составляющей понятия бренда.

Регистрация права на товарный знак и знак обслуживания носит территориальный характер, то есть право на охрану своего товарного знака юридические лица и индивидуальные предприниматели получают только в тех странах, в которых они получили свидетельство о регистрации своего товарного знака в соответствующих регистрационных органах.

Информация о работе Рынок интелектуальной собственности