Роль инноваций в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 22:58, курсовая работа

Краткое описание

Основу эффективности национальной экономики современной России составляет наряду с природными и трудовыми ресурсами и научно-технический потенциал страны. Переход экономики в новое качественное состояние увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что, в конечном счете, является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1.Роль инноваций в рыночной экономике…………………………….5
1.1 Понятие инноваций , их классификация…………………………………………………….5
1.2 Инновации как основа потребностей общества……………………………………………12
1.3 Инновационная инфраструктура и её характеристика……………………………………14
1.4 Роль инноваций как основного фактора развития развитие организации………………20
Глава 2.Госсударственное регулирование инновационных процессов….25
2.1 Роль государства в стимулировании инноваций…………………………………………..25
2.2 Основные функции государственных органов в инновационной сфере………………...35
Заключение……………………………………………………………………….38
Список литературы……………………………………………………………...39

Файлы: 1 файл

М-41.Ведутенко.docx

— 71.48 Кб (Скачать)

Движущей силой  конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удается  повышать качество продукции (услуг), улучшать полезный эффект товара, тем самым  добиваться конкурентного преимущества данного товара. Таким образом, обеспечение  конкурентоспособности товара требует  новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и  реализация инноваций.

В этой связи  интересно отметить, что один из классиков экономической теории А. Маршалл считал именно предпринимательство коренным свойством, главной чертой рыночной экономики. На самом деле конкуренция лишь создает ситуацию необходимости поиска конкурентных преимуществ фирмы и конкурентоспособности товара, побуждает совершенствовать весь процесс от производства до потребления. Но сами конкурентные преимущества обеспечиваются на основе реализации тех или иных инноваций, т.е. через предпринимательство, поскольку именно оно является реальным двигателем процесса.

Главной предпосылкой инновационной стратегии является моральное старение выпускаемой  продукции и технологии. В связи  с этим каждые три года на предприятиях следует проводить аттестацию выпускаемых  изделий, технологий, оборудования и  рабочих мест, анализировать рынок  и каналы распределения товаров. Иными словами, должна проводиться рентгенограмма бизнеса.

Каковы же основополагающие принципы новаторской деятельности? П. Друкер считает, что нужно провести четкую линию между тем, что нужно  делать, и тем, чего делать не следует.

 

 

Что нужно делать

1. Целенаправленная  систематическая инновационная  деятельность требует непрерывного  анализа возможностей указанных  выше (см. параграф 14.1) источников инноваций.

2. Инновация должна  соответствовать нуждам, желаниям, привычкам людей, которые будут  ею пользоваться. Следует задать  себе вопрос: "Что должна отражать  данная инновация, чтобы у будущих  потребителей возникло желание  ею пользоваться?"

3. Инновация должна  быть простой и иметь точную  цель. Величайшая похвала инновации  звучит так: "Смотрите-ка, как все  просто! Как я до этого не  додумался?"

4. Внедрять инновации  эффективнее, имея небольшие деньги  и небольшое количество людей,  ограниченный риск. В противном  случае почти всегда не хватает  времени и средств для многочисленных  доработок, в которых нуждается  инновация.

5. Эффективная  инновация должна быть нацелена  на лидерство на ограниченном  рынке, в своей нише. Иначе она  создает ситуацию, когда конкуренты  вас опередят.

Чего не следует делать

1. Не умничайте.  Инновациями будут пользоваться  обычные люди, а при достижении  крупных масштабов - и люди  некомпетентные. Все чересчур сложное  в конструкции или в эксплуатации  почти наверняка обречено на  неудачу.

2. Не разбрасывайтесь,  не пытайтесь делать несколько  вещей сразу. Инновация требует  концентрации энергии. Необходимо, чтобы люди, над ней работающие, хорошо понимали друг друга.

3. Осуществляйте  нововведения ради удовлетворения  потребностей текущего времени.  Если нововведение не найдет  немедленного приложения, оно останется  лишь идеей.

Инновация -это  работа, требующая знаний, изобретательности, таланта. Подмечено, что новаторы в  основном работают только в одной  области. Например, Эдисон сосредоточил силы только на электричестве. Успешная инновация требует упорнейшей сосредоточенной  работы. Если вы к ней не готовы, не помогут ни знания, ни талант.

Чтобы преуспеть, необходимо использовать свои сильные  стороны, люди должны увлечься инновацией всерьез.

Наконец, инновация  означает изменения в экономике, промышленности, обществе, в поведении  покупателей, производителей, работников. Поэтому она всегда должна ориентироваться  на рынок, руководствоваться его  потребностями.

Для осуществления  предприятием инновационной деятельности, оно должно иметь такую структуру  и такой настрой, которые способствовали бы созданию атмосферы предпринимательства, атмосферы восприятия нового как  благоприятной возможности. При  этом необходимо учесть ряд важных моментов.

Основной организационный  принцип для инновации заключается  в создании команды из лучших работников, освобожденных от текущей работы.

Как показывает опыт, все попытки превратить существующее подразделение в носителя инновационного проекта заканчиваются неудачей. Причем этот вывод касается как предприятий  крупного, так и малого бизнеса. Дело в том, что поддержание производства в рабочем состоянии - уже большая задача для людей, этим занятых. Поэтому на создание нового у них практически не остается времени. Как отмечает П. Друкер, существующие подразделения, в какой бы сфере они ни функционировали, в основном способны лишь расширять, модернизировать производство.

Предпринимательская и инновационная деятельность не обязательно должна проводиться  на постоянной основе, тем более  в малых предприятиях, где такая  постановка дела зачастую невозможна. Однако необходимо назначить работника, персонально ответственного за успех  инноваций. Он должен отвечать за своевременное  выявление и замену устаревающей продукции, техники, технологии, за всесторонний анализ производственно-хозяйственной  деятельности (рентгенограмму бизнеса), за разработку инновационных мероприятий. Работник, ответственный за инновационную  деятельность, должен быть лицом достаточно авторитетным на предприятии.

Необходимо оградить инновационное подразделение от непосильных нагрузок. Вложения в  разработку инноваций не должны включаться в регулярно проводимый анализ отдачи от капиталовложений до тех пор, пока новые изделия (услуги) не утвердятся на рынке. В противном случае дело будет загублено.

Прибыль от реализации инновационного проекта существенно  отличается от прибыли, получаемой за выпуск отлаженной продукции. На протяжении длительного времени новаторские  начинания могут не давать ни прибыли, ни роста, а только потреблять ресурсы. Затем инновация в течение  длительного времени должна быстро разрастаться и возвращать вложенные  в ее разработку средства по меньшей  мере в пятидесятикратном размере, иначе ее можно рассматривать  как неудачную. Нововведение начинается с малого, но результаты его должны быть масштабными.

Предприятием  следует управлять таким образом, чтобы в нем создавалась атмосфера  восприятия нового не как угрозы, а  как благоприятной возможности. Сопротивления изменениям коренятся  в страхе перед неизвестным. Каждый работник должен осознать, что нововведения - это лучшее средство сохранить  и укрепить свое предприятие. Более  того, необходимо понять, что нововведения -это гарантия занятости и благополучия каждого работника. Организация  инновационной деятельности на основе указанных принципов позволит предприятию  продвинуться вперед и добиться успеха.

 

 

 

Глава 2.Госсударственное регулирование  инновационных процессов.

 

2.1 Роль государства в  стимулировании инноваций.

За последние годы значительно  увеличено финансирование за счет средств  государства фундаментальной науки (в 1,6 раза за период 2006 -2008 годов) и прикладных разработок, в том числе через механизм федеральных целевых программ и государственные фонды финансирования науки.

Значительные усилия направлены на стимулирование исследовательской  деятельности и инновационного развития в высшем образовании. Реализована  финансовая поддержка инновационных  программ 57 вузов (в 2005 - 2008 годах на эти цели было выделено 30 млрд. рублей). На конкурсной основе 29 университетам был присвоен статус национальных исследовательских университетов и выделены средства на реализацию программ развития, включая создание инновационной инфраструктуры и развитие исследовательской деятельности (в 2009 - 2010 годах на все программы развития было выделено 8,42 млрд. рублей).

Реализуются меры по привлечению к исследовательской работе в российских вузах ученых с мировым именем, а также по поддержке кооперации вузов с предприятиями и дальнейшему развитию вузовской инновационной инфраструктуры (на эти цели из федерального бюджета с 2010 по 2012 годы было выделено около 90 млрд. рублей).

Положено начало созданию территориально обособленного комплекса - инновационного центра "Сколково", в котором создается беспрецедентный правовой режим, минимизирующий административные барьеры и налоговое бремя для компаний-резидентов. В рамках инновационного центра "Сколково" создается технический университет с целью достижения им в перспективе уровня ведущих мировых университетов. Формируется система софинансирования государством инновационных проектов частных компаний через управляющую компанию инновационного центра "Сколково", федеральное государственное автономное учреждение "Российский фонд технологического развития" и другие институты развития. В отношении компаний с государственным участием формируется система поддержки разработки и реализации ими программ инновационного развития.

Проведена значительная работа по совершенствованию  правового режима инновационной  деятельности - уже введены и продолжают вводиться соответствующие налоговые  льготы. Принят и реализуется закон, разрешающий бюджетным учреждениям  образования и науки создавать  малые инновационные предприятия. Совершенствуется таможенное регулирование экспорта инновационной продукции.

В то же время при реализации Стратегии  развития науки и инноваций в  Российской Федерации не достигнут  запланированный уровень ряда индикаторов, связанных, прежде всего со спросом  на инновации в реальном секторе экономики. Это обусловлено существенным снижением в период кризиса спроса на инновации со стороны компаний реального сектора, а также уменьшением бюджетного финансирования мероприятий федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы".

В целом не удалость переломить ряд  значимых для инновационного развития негативных тенденций, существенно  ускорить процесс интеграции российской инновационной системы в мировую  систему и кардинально повысить инновационную активность и эффективность  работы компаний, в том числе государственных, а также создать конкурентную среду, стимулирующую использование  инноваций. Еще многое нужно сделать  для налаживания взаимодействия науки и бизнеса, повышения уровня коммерциализации научных разработок государственных академий наук и  вузов в России до уровня развитых стран, являющихся членами Организации  экономического сотрудничества и развития.

Государственные средства, выделяемые на научно-исследовательские и опытно-конструкторские  работы, в большинстве секторов экономики  расходуются недостаточно эффективно. Не в полной мере удалось решить проблему старения научных кадров, хотя для улучшения ситуации государство  предприняло значительные усилия.

В результате в настоящее время  ключевой проблемой является в целом  низкий спрос на инновации в российской экономике, а также его неэффективная  структура - избыточный перекос в  сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению  собственных новых разработок.

Ни частный, ни государственный  сектор не проявляют достаточной  заинтересованности во внедрении инноваций. Уровень инновационной активности предприятий значительно уступает показателям стран - лидеров в  этой сфере.

Эти тенденции определяют необходимость  корректировки проводившейся до настоящего времени политики в сфере  инноваций, смещения акцентов с наращивания  общих объемов поддержки по всем составляющим национальной инновационной системы на решение критических для инновационного развития проблем.

Вместе с тем одним из важнейших  с точки зрения инновационного развития сохраняющихся у России конкурентных преимуществ является человеческий капитал. По доле населения с высшим и дополнительным профессиональным образованием (22,8 процента численности населения в возрасте от 25 до 64 лет) Россия находится на уровне таких ведущих зарубежных стран, как Великобритания, Швеция и Япония, а также опережает Германию, Италию и Францию.

Сохраняются проблемы по достижению надлежащего качества образования  на всех уровнях - от общего, начального и среднего профессионального образования  до высшего и послевузовского  профессионального образования. Согласно международным рейтингам, российские вузы практически не попадают в первую сотню мировых лидеров. В десятку  лучших университетов мира входит 10 учебных заведений США, лучший университет  России-МГУ в мировом рейтинге QS WUR 2011 на 112 месте. Из 200 лучших университетов мира в России -1, в США-85, Великобритании- 19, Германии-14, Франции-8.

Эти негативные тенденции обусловлены, в том числе и недофинансированием  сферы образования в конце XX - начале XXI века. В последние годы наметилось некоторое улучшение ситуации, но по относительным показателям государственного финансирования этой сферы Россия по-прежнему значительно уступает странам-лидерам, а также значительному числу стран, идущих по пути догоняющего развития. По данным Федерального казначейства и Организации экономического сотрудничества и развития, в 2009 году Россия расходовала на образование 4,6 процента валового внутреннего продукта, Франция - 5,5 процента, Великобритания - 5,2 процента и Соединенные Штаты Америки - 5 процентов. Недостаток финансирования существенно усугубляется структурными проблемами, включая устаревшие модели управления учебным процессом, нехватку в системе образования современных кадров, в том числе управленческих. При этом оценка качества образования, которую дают российские работодатели, в целом невысокая.

Информация о работе Роль инноваций в рыночной экономике